МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ВОЛЕЙБОЛ») - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ВОЛЕЙБОЛ»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важных задач физического воспитания школьников является совершенствование координационных способностей. Чем выше уровень координации школьника, тем легче он осваивает новые движения, лучше способен научиться двигаться, больше видов физкультурно-спортивной деятельности он может использовать в процессе оздоровительной тренировки.

Волейбол представляет собой широкий спектр двигательных действий игрока от точности и своевременности, которых зависит успешность игровой ситуации. Координация движений, обеспечивающая высокий уровень овладения техникой игры является важно способностью, во многом определяющей исход встречи.

На наш взгляд, углубленное изучение волейбола на уроках физической культуры будет способствовать совершенствованию координационных способностей школьников

В связи с этим, целью нашего исследования является обоснование методики воспитания координационных способностей детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры на основе раздела «волейбол».

Для достижения поставленной цели мы, прежде всего, решили следующие задачи:

Провести анализ методик совершенствования координационных способностей школьников 14-15 лет;

Разработать методику воспитания координационных способностей школьников 14-15 лет на материале раздела «волейбол»;

Экспериментально проверить методику воспитания координационных способностей школьников 14-15 лет на материале раздела «волейбол».

Для успешного решения поставленных задач мы использовали методы исследования:

анализ и обобщение научно-методической литературы,

педагогический эксперимент,

педагогические контрольные испытания,

методы математической статистики,

хронометрирование.

Педагогический эксперимент представлял собой последовательное формирующие исследование, в процессе которого школьники 14-15 лет совершенствовали координационные способности с помощью технических элементов волейбола. В эксперименте приняли участие 15 человек (юноши). Эксперимент проводился с октября 2014 г. по март 2015 г. на уроках физической культуры в МБОУ «Зеленогорская средняя общеобразовательная школа» Крапивинского района Кемеровской области. Занятия проходили 2 раза в неделю. Участники эксперимента не занимались в течение года в специализированных спортивных секциях.

Педагогические контрольные испытания проводились с целью определения уровня различных координационных способностей у школьников. Тесты были определены в результате изучения научно-методической литературы.

1. Реагирующая способность

Тест "ловля линейки".

Схема тестирования: исходное положение испытуемого: стойка, сильнейшая рука согнута в локтевом суставе (угол 90 град.), ладонью внутрь, пальцы выпрямлены. Экспериментатор устанавливает линейку длиной 40 см на расстоянии 1-2 см от ладони параллельно ее плоскости. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего (наружного) края ладони. Экспериментатор без сигнала отпускает линейку. Перед испытуемым стоит задача как можно быстрее поймать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нулевой отметки до нижнего края ладони. Определяется средний результат из трех попыток.

2. Кинестетическая (дифференцировочная) способность

Точность воспроизведения заданного временного интервала - 15 секунд(измеряется при помощи секундомера часового типа).

Схема тестирования: испытуемому дается три попытки для того, чтобы запомнить промежуток времени в 15 секунд, зрительно контролируя движение стрелки на секундомере. Это же задание выполняется три раза для воспроизведения заданного эталона времени. Величина отклонения при воспроизведении заданного интервала времени (в секундах) характеризует точность воспроизведения данной способности. Рассчитывается средняя величина отклонения из трех попыток, без учета знака ошибки.

3. Способность к сохранению равновесия

Статическое равновесие оценивается по результатам выполнения "пробы Ромберга" (используется два положения "пяточно-носочное" и усложненное "аист"). Схема тестирования: поза "пяточно-носочная" - испытуемый должен стоять так чтобы ступни его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты, руки вытянуты руки в стороны. Определяется время устойчивости в этой позе. Поза "аист" - испытуемый должен стоять на одной ноге, другая согнута в колене, при этом ступня одной ноги касается коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Определяется время устойчивости в этой позе.

4. Способность к ориентации в пространстве

Тест "попадание в цель".

Схема тестирования: Испытуемый выполняет броски баскетбольного мяча в обруч удобным для него способом. Обруч расположен горизонтально на полу, расстояние от линии до обруча 5 метров, диаметр обруча один метр. Фиксируется количество попаданий из 10 попыток.

Методы математической статистики использовались для обработки результатов тестирования. Мы использовали определение среднего значения результатов тестирования, границ доверительных интервалов.

Хронометрирование включает в себя измерение (фиксирование) результатов точности воспроизведения заданного временного интервала - 15 секунд (измеряется при помощи секундомера часового типа).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (с сентября 2013 г. по май 2014 г.) изучалась научно-методическая литература, анализировались физические способности волейболистов, определялось место и значение КС для волейбола, проходил анализ методик совершенствования координационных способностей у школьников 14-15 лет. В результате проведения этого этапа был получен методический материал по обозначенной проблеме.

На втором этапе с октября 2014 г. по март 2015 г. на базе МБОУ «Зеленогорская средняя общеобразовательная школа» Крапивинского района Кемеровской области проводился последовательный формирующий эксперимент. В исследовании принимали участие школьники (юноши) в возрасте от 14 до 15 лет. В октябре 2014 г. и в марте 2015 г. были проведены контрольные испытания на определение уровня координационных способностей участников эксперимента. Весь объем часов программы по разделу «развитие координационных способностей» был посвящен элементам, упражнениям волейболиста.

В содержание разработанной нами методики вошли упражнения выполняемые методами: стандартно-повторного упражнения; вариативного упражнения; игровым; соревновательным. Все движения для совершенствования координационных способностей выполнялись на уроках волейбола.

Эффективным методом воспитания координационных способ­ностей нашей методики являлся игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений в ограниченное время, в условиях ограниченной площадки, выполнение игровых действий только с помощью верхней передачи, нижней передачи мяча. Соревновательный метод использовался в рамках учебных игр 1-2 раза в месяц.

Так же применялись следующие задания на уроках:

1) на точность воспроизведения эталонных пространственных характеристик в стандартных условиях. Например, точно воспроизвести стойку волейболиста, положение при подаче мяча, блоке, приме;

2) на точность варьирования каких-либо параметров в серии попыток в строго заданных пространственных границах. Например, выполнение подачи мяча с 10, 15, и 20 м. в указанную зону; передача мяча партнеру сначала с самой дальней дистанции, а затем — уменьшение от попытки к по­пытке расстояния до партнера; с чередованием резко контрастных упражнений, т.е. таких, которые характеризуются грубым и тонким дифференцированием пространственных параметров движений. К примеру, передача мяча партнеру с дальней дистанции и на расстоянии 20-30 см.

Перед выполнением технических приемов использовалось:

предварительное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на фазе расслабления;

контроль за мимической муску­латурой лица, которая, как правило, хорошо отражает общую коорди­национную напряженность;

концентрация внимания на сочетании фазы расслабления с форсированным выдохом;

переключение зрительного контроля в процессе движения на обстановку;

решение арифметической задачи по ходу упражнения, например, подсчитать число шагов за время преодоления дистанции, передач за игру и т.п.;

На третьем этапе исследования (март-декабрь 2015 г.) происходило оформление работы, анализировались результаты исследования, формулировались выводы.

Важнейшей задачей физического воспитания школьников среднего звена является: продолжать развитие координационных способностей. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для мальчиков), а в качестве дополнительных — флорбол, настольный теннис, бадминтон и др. По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспита­ния. Специально подобранные игровые упражнения, выполняе­мые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и за­дания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных способностей, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внима­ние, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и др.).

Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих ус­пешность управления двигательными действиями и их регуляции. Координационные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационным способностям. В волейболе можно отнести ведущую роль способностям: реагирование, ориентирование, комбинирование и дифференцирование движений.

Совершенствование координационных способ­ностей происходит на основе развития точности дифференцирования (раз­личения) направления, амплитуды, времени, темпа и скорости движений, интенсивности мышечных усилий и других характеристик. Способность тонко дифференцировать отдельные признаки движений во многом зави­сит от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений.

Анализ контрольных испытаний показал достоверный прирост в значениях реагирующей способности у школьников, участвовавших в эксперименте (рис 1).

Для определения способности ориентации в пространстве мы использовали тест «метание мяча в цель». В начале эксперимента все участники попадали в цель не более 5-6 раз в среднем, после окончания эксперимента гораздо лучше: 7-8 раз из 10.

Результаты исследования показали значительный достоверный прирост по всем исследуемым координационным способностям. Это позволяет сделать вывод, что использование целенаправленной подготовки средствами волейбола повысит уровень координированности школьников, причем не только по ведущим координационным способностям волейбола.

Таким образом, волейбол представляет собой широкий спектр двигательных действий игрока от точности и своевременности, которых зависит успешность игровой ситуации. Координация движений, обеспечивающая высокий уровень овладения техникой игры является важно способностью, во многом определяющей исход встречи.

Совершенствование координационных способ­ностей происходит на основе развития точности дифференцирования (раз­личения) направления, амплитуды, времени, темпа и скорости движений, интенсивности мышечных усилий и других характеристик. Способность тонко дифференцировать отдельные признаки движений во многом зави­сит от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, или, как нередко говорят, от способности к кинестетическому различению. Кинестезию называют также «мышечным чувством».

Результаты исследования показали значительный достоверный прирост по всем исследуемым координационным способностям. Это позволяет сделать вывод, что использование целенаправленной подготовки средствами волейбола повысит уровень координированности школьников, причем не только по ведущим координационным способностям волейбола.

Если в начале целенаправленного совершенствования координационных способностей средствами волейбола школьники в среднем показали 14,4 см при ловле линейки, то в конце эксперимента их средний результат стал 11,2 см.

Используя пробу «Ромберга» «Аист» мы также обнаружили достоверное увеличение уровня координации школьников. Уровень статической координации возрос с 19 секунд до 25,8 секунд в среднем (рис 2).

По окончанию эксперимента школьники также достоверно увеличили значения дифференцировочной координационной способности. В тесте «воспроизведение заданного временного отрезка» они снизили ошибку с 1,2 секунды до 0,8 секунды.

Список литературы

  1. Байбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре 1- 11 классы / Л. В. Байбородова, И. М. Бутин. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. – 200 с.

  2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 213 с.

  3. Боген, М. М Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 180 с.

  4. Боген, М. М. Диалектические принципы в системе обучения двигательным действиям / М. М. Боген. – М.: Б.и., 1982. – 156 с.

  5. Богданов, Г. П. Булгакова Н.Ж., Власова Н.Н. Уроки физической культуры в 4 – 6 классах / Г. П. Богданов, Н. Ж. Булгакова, Н. Н. Власова. – М.: Просвещение, 1979. – 189 с.

  6. Глазырина, Л. Д. Методика преподавания физической культуры 1 – 4 классы / Л. Д. Глазырина, Т. А. Лопатик. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 122 с.

  7. Карпова, Н. А. Диагностирование физического развития и физической подготовленности, учащихся младшего возраста / Н. А. Карпова, Л. Г. Лушпа. – Кемерово, НИИ школ МНО РСФСР, 1990. – 68 с.

  8. Каюров, В. С. Книга учителя физической культуры / В. С. Каюров. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 122 с.

  9. Кофман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры / Л. Б. Кофман. – М.: Физкультура и спорт,1998. – 388 с.

  10. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2001. – 256 с.

  11. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – 402 с.

  12. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2005. – 122 с.

  13. Литвинов, Е. Н. Ура, физкультура! 2 – 4 классы / Е. Н. Литвинов, Е. Н. Погадаев. – М.: Просвещение, 2000. – 205 с.

  14. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. - М.: Минск: Полымя, 1985. – 189 с.

  15. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2004. – 190 с.

  16. Маркосян, А. А. Вопросы возрастной физиологии / А. А. Маркосян. – М.: Просвещение, 1974. – 340 с.

  17. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 561 с.

  18. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М.: Просвещение, 1991.

  19. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания, том 1 / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. – М.: Физическая культура и спорт, 1976. – 346 с.

  20. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания, том 2 / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. – М.: Физическая культура и спорт, 1976. – 312 с.

  21. Минаев, Б. Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.

  22. Никитин, Б. П. Резервы здоровья наших детей / Б. П. Никитин. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 260 с.

  23. Осипова, М. П., Бутрима Г.А. Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М. П. Осипова, Г. А. Бутрима. – Минск, «Экоперспектива», 2003. – 178 с.

  24. Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 390 с.

  25. Попков, В. Н. Тестирование и оценивание / В. Н. Попков. – Омск: Издательство СибГУФК, 2004. – 56 с.

  26. Решетников, Н. В. Физическая культура / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин. – М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – 168 с.

  27. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – М.: Владос – пресс, 2002. – 388 с.

  28. Смоленцева, В. Н., Вернер В.В. Возрастная физиология / В. Н. Смоленцева, В. В. Вернер. – Омск: Издательство Сиб ГАФК, 2000. – 150 с.

  29. Спиридонова, Л. Б. Возрастные основы физкультурного образования детей и учащейся молодежи / Л. Б. Спиридонова. – Омск: Издательство Сиб ГУФК, 2003. – 48 с.

  30. Стенькин И.В. Программа физического воспитания учащихся I – XI классов, основанная на одном из видов спорта (волейбол). – Новокузнецк.: изд-во КузПА, 2004. – 2004. – 129 с.

  31. Сулейманов, И. И. Основы координационных способностей / И. И. Сулейманов. - Омск: ОГИФК, 1986. – 58 с.

  32. Холодов, Ж. К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Изд. центр “Академия”, 2002. – 502 с.

Просмотров работы: 2787