СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ КОРРЕКЦИОННОГО ПЛАВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ КОРРЕКЦИОННОГО ПЛАВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на формирование здоровья и красоты, выпадет работа над правильной осанкой.

Осанка ребёнка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата и психики человека. Слабость мышечного корсета, неправильные порочные позы, которые ребёнок принимает в положении сидя, стоя, лёжа, при ходьбе, во время игры, во сне; врождённые аномалии развития рёбер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают развитие нарушений осанки (Красикова И. В., 2007).

Осанка представляет собой важный комплексный показатель состояния здоровья и гармоничного физического развития. Правильная осанка обеспечивает оптимальное положение и нормальную деятельность внутренних органов, создавая наилучшие условия для деятельности всего организма.

По данным научно-методической литературы в последние десятилетия отмечается угрожающее увеличение числа детей и подростков с той или иной степенью нарушения осанки. Так, в настоящее время осанка до 90 процентов детей не соответствует норме. Во многом это проблема современного образования, т.к. три четверти всех нарушений осанки приходится на возраст 5-14 лет. Это связано, в первую очередь, с возрастающей гиподинамией — недостаточным объемом двигательной активности, совпадающим с периодом активного роста детей (Дворкина Н. И., 2008).

Приобретённое нарушение осанки начинает проявляться у детей раннего возраста: в ясельном возрасте оно встречается у 2,1% детей, в 4 года – у 15-17%, в 6-7 лет - у каждого третьего ребёнка, а у школьников составляет 67%. Следует отметить недостаточную диагностику изменений опорно-двигательного аппарата в районных поликлиниках из-за нехватки врачей-ортопедов и низкого уровня диспансерного обследования (Щепин О. П., 2008).

Хотя программами по физическому воспитанию предусмотрено формирование правильной осанки, не обусловлены средства и методы решения данной задачи. Упражнения на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных предпосылок применяются нерегулярно и в ограниченном объёме. Отсутствуют рекомендации по профилактике нарушений осанки непосредственно в процессе занятий по физической культуре. В разработанных в данном направлении методиках, эта задача решается за счёт использования дополнительных форм физического воспитания – накоплен опыт и разработаны отдельные комплексы лечебной гимнастики для дошкольников, которые проводятся в поликлиниках, кабинетах ЛФК, врачебно-физкультурных диспансерах специалистами по ЛФК.

Однако научно-методических разработок по физической реабилитации детей с нарушениями осанки применительно к условиям ДОУ практически нет.

Широкая распространенность нарушений осанки требует разработки надежных и доступных методов диагностики состояния осанки для массовых обследований.

Общеизвестно, что плавание – незаменимая форма лечебной физической культуры при коррекции осанки. Однако на практике ему уделяется незаслуженно мало внимания. Тренировки в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Гидрореабилитация проводится, как правило, в бассейне. Любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками, не страдают вены.

Объектом исследования является состояние осанки детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является коррекционно-профилактическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения осанки на основе занятий коррекционного плавания.

Целью работы является оценка возможности совершенствования коррекционно-профилактической работы с дошкольниками, имеющими нарушения осанки на основе занятий коррекционного плавания.

Гипотеза исследования заключается в том, что коррекционно-профилактическая работа в ДОУ с дошкольниками, имеющими нарушения осанки, будет проходить более результативно, если:

- методика физической реабилитации носит комплексный характер с применением занятий коррекционного плавания;

- осуществляется регулярный контроль за состоянием осанки, позволяющий выявлять предпатологические стадии нарушений осанки, при которых отклонения легче поддаются коррекции;

- используется индивидуальный подход, учитывающий возрастно-половые особенности, уровень физического развития и здоровья, подверженность простудным заболевания, степень освоения с водной средой, устойчивость к изменениям температурных условий, различия индивидуальных реакций на физические нагрузки.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы коррекционно-профилактической работы с дошкольниками, имеющими нарушения осанки на основе занятий коррекционного плавания.

2. Оценить результаты использования методики проведения коррекционно-профилактической работы по плаванию с дошкольниками, имеющими нарушения осанки.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Анализ и обобщение литературных данных;

Педагогический эксперимент;

Педагогические наблюдения;

3. Антропометрия;

4. Расчетные методы;

5. Методы математической статистики.

Анализ литературных источников позволил рассмотреть понятие осанки и виды ее нарушений, значение занятий плаванием для детей дошкольного возраста с нарушениями осанки, осуществить анализ коррекционно-профилактической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) с детьми, имеющими нарушения осанки.

Педагогический эксперимент был призван оценить результаты использования методики проведения коррекционно-профилактической работы по плаванию с дошкольниками, имеющими нарушения осанки.

Помимо основных занятий физкультурой и плаванием, которые посещают все дети, были введены в практику дополнительные занятия корригирующей гимнастикой и плаванием для детей, имеющих нарушения осанки. Занятия проводятся подгруппами по 4-8 человек. Два раза в неделю по 35-40 мин. Одно занятие проходит в зале, другое занятие – в бассейне.

Подбор корригирующих упражнений, их содержание и направленность, а также формирование подгрупп определяются характером нарушения осанки. Форма спины является определяющим фактором.

Эти занятия обязательно должны подкрепляться выполнением комплекса специальных упражнений в домашних условиях. Поэтому ежемесячно для родителей проводятся консультации о правильном выполнении упражнений и подбор комплекса упражнений для домашних занятий.

Внедрение корригирующей гимнастики и плавания в детском саду очень удобны для ребёнка и для родителей. Одной из причин внедрения таких занятий является занятость родителей, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, удалённость их от места проживания детей.

Плавание является дополнительным фактором, позволяющим разгрузить позвоночник, нормализовать функции мышц и, тем самым, облегчить коррекцию позвоночника. Коррекционное плавание предусматривает скольжение в горизонтальном положении, погружения в воду, физические упражнения и подвижные игры в бассейне, как с опорой, так и без (Васильев В. С., 2003).

Задачи коррекционного плавания:

Разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;

возможное исправление деформации;

воспитание правильной осанки;

улучшение координации движений;

увеличение силы и тонуса мышц;

улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

коррекция плоскостопия;

закаливание;

эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.

Приводим примеры специальных упражнений в воде для профилактики нарушений осанки и укрепления правильной осанки (Милюкова И. В., 2006):

Целью данного упражнения является развитие дыхательной мускулатуры. И. П. - присед на мелком месте (голова находится на поверхности, или лёжа на груди держась руками за опору. Глубокий вдох через рот, полный, ускоренный выдох через рот и нос с погружением головы в воду. Количество повторов - 8–10 раз.

Цель упражнения – освоение свободного лежания на воде в движении. И. П. – присев спиной к стенке бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди. Руки вытянуты вперёд, лицо вниз, ноги вместе. Следует скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать вращения. Количество повторов – 4-6.

С помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины. И. П. – лёжа на груди, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. Упражнение можно варьировать, используя доску в руках. «Торпеда» на груди или «торпеда» с доской на груди. Количество повторов – 4-6.

«Торпеда» на спине, «торпеда» с доской на спине. Цель та же. Количество повторов то же.

Цель упражнения – совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения. И. П. – лёжа на груди. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брасом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Можно использовать доску или нарукавники. Количество повторов по ширине бассейна – 3-4.

Тоже упражнение из И. П. – лёжа на спине. Колени не высовывать из воды.

Упражнение укрепляет мышцы спины, совершенствует работу рук брасом, развивает подвижность плечевого пояса и грудной клетки. И. П. – лёжа на груди. Руки работают брассом, ноги вытянуты, не работают, или работа ног кролем. Не следует при гребке погружать руки слишком глубоко.

Упражнение даёт тот же эффект, что и предыдущее, а также способствует уменьшению грудного кифоза при круглой спине. Из И. П. лёжа на спине, руки работают брассом, а ноги кролем, подбородок плотно прижат к груди.

Цель упражнения – коррекция искривления позвоночника, улучшение лёгочной вентиляции и кровообращения, развитие мышц туловища. Из И. П. лёжа на груди выполняется брасс с удлинённой фазой скольжения.

То же упражнение из И. П. лёжа на спине.

Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса. И. П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают брассом. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые.

То же упражнение из И. П. лёжа на спине

Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса, увеличение экскурсии грудной клетки. И. П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают кролем. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые. Пробовать сочетать движения с дыханием.

То же упражнение выполняется из И. П. лёжа на спине.

Цель упражнения – укрепление мышц брюшного пресса и ног И. П. – вис на выпрямленных руках спиной к бортику. Выполняется подтягивание коленей к животу или «велосипед»; работа ног кролем или брассом.

Педагогические наблюдения применялись для определения осанки у детей, были применены рекомендации Вавиловой Е. Н. и Красновой В. М. Ребенка без майки мы ставили спиной к себе на возвышение, таким образом, чтобы его лопатки находились на уровне глаз взрослого. Затем мы смотрели, на одном ли уровне расположены плечи, развернуты ли они или сведены; на равном ли расстоянии от позвоночника находятся лопатки; определяли, на одной ли горизонтальной линии расположены нижние углы лопаток. При осмотре сбоку определяли выраженность физиологических изгибов позвоночника; не выступают ли лопатки; не выходит ли линия живота за линию грудной клетки.

С помощью методов антропометрии мы оценивали осанку ребёнка, измеряли сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди ребенка, затем со стороны спины (плечевую дугу).

Расчетные методы применялись для определения плечевого индекса. Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга) · 100%.

Обработка полученных данных производилась с помощью программы Microsoft Office Excel 2010, вычислялись показатели среднего значения, стандартного отклонения, статистической ошибки, границы доверительных интервалов на основе критических значений t-критерия Стьюдента.

База исследования – Муниципальное ДОУ № 1 «Левушка», г. Киселевска.

Коррекционно-профилактическая работа проводилась на базе Муниципального ДОУ № 1 «Левушка», г. Киселевска. Муниципальное ДОУ № 1 «Левушка», г. Киселевска осуществляет образовательный процесс по программам «Развитие», разработанной Детским Центром им. Л. А. Венгера, «Радуга» под руководством Т. Н. Дороновой, которые предусматривают большое количество интеллектуальных занятий.

Для того чтобы изучить процесс формирования осанки под воздействием занятий коррекционного плавания у детей дошкольного возраста были обследованы 5 детей подготовительной группы Муниципального ДОУ № 1 «Левушка», г. Киселевска.

Для определения осанки у этих детей были применены рекомендации Вавиловой Е. Н. и Красновой В. М. Ребенка без майки мы ставили спиной к себе на возвышение, таким образом, чтобы его лопатки находились на уровне глаз взрослого. Затем мы смотрели, на одном ли уровне расположены плечи, развернуты ли они или сведены; на равном ли расстоянии от позвоночника находятся лопатки; определяли, на одной ли горизонтальной линии расположены нижние углы лопаток. При осмотре сбоку определяли выраженность физиологических изгибов позвоночника; не выступают ли лопатки; не выходит ли линия живота за линию грудной клетки. В результате этого обследования были определены следующие особенности осанки детей, так мы выявили, что например:

у Оли К. правое плечо несколько выше левого, нижний угол правой лопатки также несколько выше угла левой лопатки. Физиологические изгибы позвоночника в норме;

у Данила И. все показатели соответствуют норме.

у Кости В. несколько сведены плечи, при осмотре сбоку, заметно небольшое увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника.

у Маши О. все показатели соответствуют правильной осанке.

у Наташи П. все показатели в пределах нормы.

Затем мы оценивали осанку ребёнка с помощью плечевого индекса. Мы измерили сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди ребенка, затем со стороны спины (плечевую дугу). Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга) · 100%.

Результаты данных измерений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Исходные результаты измерений плечевого индекса

Ширина плеч, см

Плечевая дуга, см

Плечевой индекс, %

33,0

39,0

84,6

32,0

35,0

91,4

35,0

40,0

87,5

39,0

40,0

97,5

37,0

37,0

100,0

34,0

38,0

89,5

32,0

39,0

82,1

34,0

40,0

85,0

33,0

40,0

82,5

36,0

39,0

92,3

Х

34,5

38,7

89,2

±m

0,72

0,52

1,94

Если плечевой индекс равен 90-100%, у ребёнка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о её нарушении.

Это обследование выявило, что у двоих детей имеются нарушения осанки. У одного ребенка – искривление позвоночника в виде бокового его отклонения (правосторонний сколиоз); у другого – небольшое отклонение в грудном отделе позвоночника (кифоз).

Для данных детей был составлен индивидуальный комплекс физических упражнений по коррекции осанки, в котором были использованы упражнения в воде.

Кроме того, были даны методические рекомендации воспитателям и родителям по правильному подбору мебели для детей.

Также было рекомендовано обращать особое внимание на осанку детей во время занятий за столом, не допускать длительного пребывания детей в однообразных позах, включить в комплекс утренней гимнастики упражнения корригирующего характера.

Родителям отдельно были даны рекомендации по соблюдению детьми режимных моментов вне детского сада: соблюдать режим дня – подъем и укладывание спать в одно и то же время, обязательные прогулки на свежем воздухе, чередование подвижных игр и спокойной деятельности, обеспечить детям полноценное питание. Также родителям рекомендовано проконсультироваться с ортопедом.

Коррекционная работа проводилась с детьми в период с декабря 2013 г. по март 2014 г. Затем дети были снова обследованы визуально и с помощью расчета плечевого индекса.

Результаты этих расчетов представлены в таблице 3.

Более детальный анализ некоторых индивидуальных изменений изучаемых показателей показал следующие результаты:

у Оли К. явных внешних изменений не произошло, однако несколько изменился показатель плечевого индекса, что свидетельствует о корригирующем действии применяемой методики;

у Кости В. плечи стали более расправлены, однако при осмотре сбоку все еще сохраняется небольшое увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника.

При этом показатель плечевого индекса также изменился в сторону увеличения, хотя и не на достоверном уровне (ро>0,05), что все же говорит о положительных внутренних изменениях (табл. 4, рис. 2-3).

Кроме того, коррекционная работа нашла свое отражение в поведении самих детей. Они стараются следить за своей осанкой во время занятий и игр, поправляют друг друга.

Конечно, за короткий срок трудно сформировать осанку, для этого необходимы постоянные занятия, направленные на исправление дефекта. Поэтому необходимо продолжать с этими детьми коррекционную работу, используя методические рекомендации родителями и воспитателями.

Результаты использования методики проведения коррекционно-профилактической работы по плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки, говорят о положительных изменениях показателей, характеризующих осанку, проведенная коррекционная работа нашла свое отражение в поведении самих детей, они стараются следить за своей осанкой во время занятий и игр, поправляют друг друга. Для закрепления положительного результата необходимо продолжать коррекционную работу, используя методические рекомендации родителями и воспитателями.

Таблица 3

Конечные результаты измерений плечевого индекса

Ширина плеч, см

Плечевая дуга, см

Плечевой индекс, %

 

34,0

39,0

87,1

 

32,0

35,0

91,4

 

36,5

40,0

88,7

 

39,0

40,0

97,5

 

37,0

37,0

100,0

 

37,0

38,0

97,4

 

34,0

39,0

87,2

 

36,0

40,0

90,0

 

35,5

40,0

88,8

 

37,5

39,0

96,2

Х

35,9

38,7

92,4

±m

0,65

0,52

1,53

Рис. 2. Динамика результатов измерений ширины плеч и плечевой дуги в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 3. Динамика результатов измерения плечевого индекса в процессе проведения педагогического эксперимента

Таблица 4

Динамика результатов измерений плечевого индекса в процессе проведения педагогического эксперимента

Ширина плеч, см

Плечевая дуга, см

Плечевой индекс, %

Исходные данные

Х

34,5

38,7

89,2

±m

0,72

0,52

1,94

ро

 


Просмотров работы: 755