ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Стратегический менеджмент является современным инструментом управления развитием организации. Стратегический менеджмент как научная дисциплина отличается множественностью идей и подходов к анализу позиции компании на рынке и к выработке наиболее оптимальной для нее стратегии развития. Это связано, прежде всего, с неоднородностью и постоянной изменчивостью внешней среды (экономических, технологических, политических и социальных условий). Выбор подходов и методов к разработке и внедрению стратегии развития зависит от способностей менеджмента конкретной организации и его креативности.

Ключевые слова: управление, стратегия, цель, стратегический менеджмент.

В современном обществе бизнес играет важную роль. Проблемы развития бизнеса и удержания его на рынке активно рассматриваются как научными исследователями, так и практиками. Стратегический менеджмент является современным инструментом управления развитием организации.

Стратегический менеджмент как научная дисциплина сформировался в 70-х годах XX века. Сущность и содержание стратегического менеджмента неразрывно связаны с понятием стратегии развития. Наиболее тщательную проработку понятия стратегии развития сделал Г. Минцберг, который определил 5 подходов к определению данного термина в 1987 году:

  • стратегия как план (plan), руководство, направление развития организации. В данном случае акцент делается на планирование и документирование;

  • стратегия как прием (ploy), другими словами уловка или маневр с целью опережения конкурентов;

  • стратегия как принцип или модель поведения организации в конкурентной среде (pattern);

  • стратегия как позиция предприятия на рынке, завоеванная благодаря наличию конкурентных преимуществ (position);

  • стратегия как перспектива или основной способ деятельности организации (perspective) [1, c. 22].

Минцберг и Мак Хьюг дали следующее определение стратегии развития – это модель (образец поведения) в потоке будущих действий или решений [4, c. 4].

Выделяют следующие виды стратегий развития.

Стратегия ограниченного роста. Этой стратегической альтернативы придерживаются большинство организаций. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Причина выбора этой альтернативы заключена в минимизации риска, основана на повторяющихся действиях.

Стратегия роста. Суть этой стратегии заключена в ежегодном значительном повышении уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Чаще всего эта стратегия применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Рост бывает внутренним и внешним. Под внутренним ростом понимается, например, расширение ассортимента товаров. Под внешним ростом понимается рост в смежных отраслях, например, объединение нескольких фирм, приобретение одной фирмы другой.

Стратегия сокращения. Эту стратегию, как правило, оставляют на самый сложный момент. Суть ее заключена в установлении уровня преследуемых целей ниже достигнутого в прошлом. Если говорить более конкретно о стратегии сокращения, то это могут быть варианты ликвидации фирмы, отсечения лишнего или сокращения и переориентации.

Стратегия сочетания. Суть этой стратегии заключена в сочетании вышеприведенных стратегий. Этой стратегией будут пользоваться крупные и финансово устойчивые фирмы, действующие в нескольких отраслях [2, c. 234].

Существует и другой подход к классификации стратегий:

Стратегии концентрированного роста:

1.1 Стратегия усиления позиции на рынке (горизонтальная интеграция);

1.2 Стратегия развития рынка;

1.3 Стратегия развития продукта;

Стратегии интегрированного роста:

2.1 Стратегия обратной вертикальной интеграции;

2.2 Стратегия прямой вертикальной интеграции;

Стратегии диверсифицированного роста:

3.1 Стратегия центрированной диверсификации;

3.2 Стратегия горизонтальной диверсификации;

3.3 Стратегия конгломеративной диверсификации;

Стратегии сокращения:

4.1 Стратегия ликвидации;

4.2 Стратегия «сбора урожая»;

4.3 Стратегия сокращения;

4.4 Стратегия сокращения расходов.

1. Первую группу типовых стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка.

Конкретными типами стратегии первой группы являются следующие:

1.1 Стратегия усиления позиции на рынке, при которой предприятие делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Следование этой стратегии допускает осуществление так называемой «горизонтальной интеграции», при которой предприятие пытается установить контроль над своими конкурентами и объединяется (сливается) с другим;

1.2 Стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;

1.3 Стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, ориентирована на реализацию на уже освоенном предприятием рынке [3].

2. Вторую группу стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение предприятия путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегии интегрированного роста. Выделяют два основных типа стратегии интегрированного роста:

2.1 Стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост предприятия за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение;

2.2 Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте предприятия за счет приобретения либо усиления контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи.

3. Третьей группой стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если предприятия дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли:

3.1 Стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо в других сильных сторонах функционирования предприятия;

3.2 Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии предприятие должно ориентироваться на производство технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например, в области поставок;

3.3 Стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что предприятие расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новыми продуктами, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития. [3].

4. Четвертым типом стратегии развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие как, например, структурная перестройка и т.п.

Выделяются четыре типа стратегии целенаправленного сокращения бизнеса:

4.1 Стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда предприятие не может вести дальнейший бизнес;

4.2 Стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая»;

4.3 Стратегия сокращения заключается в том, что предприятие продает или закрывает одно из своих подразделений или направлений деятельности для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса;

4.4 Стратегия сокращения расходов, ее основная идея – поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат.

Таким образом, стратегический менеджмент как научная дисциплина отличается множественностью идей и подходов к анализу позиции компании на рынке и к выработке наиболее оптимальной для нее стратегии развития. Это связано, прежде всего, с неоднородностью и постоянной изменчивостью внешней среды (экономических, технологических, политических и социальных условий).

В связи с тем, что стратегическое управление связано с принятием решений в конкретной ситуации, выбор подходов и методов к разработке и внедрению стратегии развития будет зависеть от способностей менеджмента конкретной организации и его креативности.

Для компании ООО «РТК» в целом в Приморском крае уровень конкуренции на рынке мобильных средств связи можно назвать высоким. Основными конкурентами ООО «РТК» (они же основные игроки на рынке) являются ООО «Мегафон», ООО «Билайн», ООО «Семь сот», ООО «ДНС» и другие. Несмотря на большое количество действующих игроков, конкурентная борьба между ними выражена средне. Конкурентная борьба между игроками рынка проявляется в маркетинговых акциях («цена дня» «бонусы за покупку» и т.д.).

Угроза потенциальных конкурентов. Входные барьеры на рынок для организаций, которые планируют только розничные продажи, не являются высокими, что может привлечь новых игроков на рынок.

Угроза товаров-субститутов. Влияние товаров заменителей очень низкое, так как использование очень ограничено либо дорого.

Силы влияния поставщиков. Практически весь товар производится в КНР для всех розничных сетей и они диктуют условия сотрудничества, так как всегда могут найти другого дистрибьютера.

Сила влияния покупателей. Покупатели телефонов, как правило, не имеют брендовых предпочтений магазинов где покупать товар, они ориентированы на бренд товара и его характеристики. Покупка осуществляется в магазине с лучшей ценой либо лучшим сервисом. Таким образом, уровень конкуренции в отрасли является высоким, а конкурентные преимущества ООО «РТК» небольшие, поскольку данная компания имеет большую базу абонентов компании МТС и осуществляет сервисное обслуживание этих абонентов.

Наиболее оптимальным будет выбор сочетания стратегий: стратегии роста – создание бренда в премиум сегменте, и стратегии дифференциации продукции средней ценовой категории – постоянное обновление ассортимента без его расширения. Выбор сочетания стратегий развития соответствует состоянию и требованию окружения, потенциалу возможностей фирмы и имеет минимальный риск провала.

Необходимость постоянного обновления ассортимента в средней ценовой категории продиктована покупательскими предпочтениями: «неизбежный процесс устаревания ассортимента приводит к утрате доли рынка».

Постоянное обновление ассортимента средней ценовой категории может быть осуществлено за счет дифференциации продуктов по различным параметрам. Обновление ассортимента может быть достигнуто за счет продаж других брендов

Список литературы

  1. Исаев, Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект / Д.В. Исаев. – М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. – 220 с.

  2. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент : учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – 6-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2012. – 496 с.

  3. Стратегический менеджмент : электронный учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cde.osu.ru/demoversion/course158/title.html

  4. Тишина, В.Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В.Н. Тишина, А.А. Алабугин. – Челябинск : ЧелМИ, 2013. – 104 с.

7

Просмотров работы: 3218