ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕМЕСЛО» ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕМЕСЛО» ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Поселенов А.В. 1
1Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волжская школа № 1» Волгоградская область, г. Волжский, Россия.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель: создание условий для успешной социализации учеников.

Задачи:

- развитие коммуникативных навыков;

- коррекция двигательных и интеллектуальных недостатков средствами учебной дисциплины;

- формирование позитивного отношения к производительному труду;

- стимулирование обучающихся к социально одобряемой деятельности;

- развитие умения удерживать произвольное внимание на объекте в ходе выполнения конкретной учебной задачи.

Трудовое обучение вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Занятия по трудовому обучению способствуют эстетическому воспитанию школьника, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии, развивают воображение, пространственные представления. Кроме того, в ходе занятий происходит коррекция моторных навыков, частичная компенсация интеллектуальной недостаточности.

Роль трудового обучения в общем образовании школьника определяет следующие цели обучения в школе: овладение знаниями, необходимыми в повседневной практической деятельности, интеллектуальное развитие учащихся, формирование представлений о материалах, используемых в производстве, профориентационная работа.

Рабочая программа по трудовому обучению определяет базовый уровень подготовки обучающихся в соответствии с необходимым, но достаточным уровнем образования.

Программа рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью со сложной структурой дефекта, с недостаточной общеобразовательной подготовкой, имеющих тотальное поражение головного мозга, ограниченные возможности здоровья, поэтому включает только принципиальный набор разделов и допускает возможность внесения изменений в ходе практической деятельности.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи, моторные навыки.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Преподавание базируется на знаниях, полученных обучающимися в 6 классе в ходе преподавания предмета «Ремесло», а также на уроках математики, естествознания, истории, изобразительного искусства, домоводства.

В процессе обучения школьники знакомятся с технологией работы с древесиной, учатся использовать простые столярные инструменты при изготовлении объектов труда, повторяют знакомые и изучают новые названия и способы изготовления геометрических фигур. Расширяется представление детей об использовании стандартных геометрических форм при изготовлении моделей предметов окружающего мира. Объекты труда, изготовленные на уроках, предназначены для использования как в быту, в повседневной деятельности, так и во внеурочной школьной работе.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция двигательных навыков;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Перечень разделов (тем) программы 7 в класс (ремесло) (136 часов)

п/п

Тема

Количество часов

1

Древесина и приспособления для обработки древесины

4

2

Соединение деталей из древесины при помощи гвоздей и саморезов.

10

3

Параллелепипед, цилиндр как геометрические формы. Моделирование из готовых геометрических форм. (Изготовление модели трактора)

8

4

Художественная отделка древесины при помощи акварельных красок. (Изготовление разделочной доски)

10

5

Обработка древесины наждачной бумагой. (Изготовление подставки под горячее - рыба, набранная из реек)

10

6

Обработка древесины сверлением. (Изготовление настольной подставки под карандаши)

12

7

Тор как геометрическая фигура. Изготовление браслета на резинке.

16

8

Куб как геометрическая фигура. Моделирование мебели из кубов и параллелепипедов.

10

9

Конус как геометрическая фигура, изготовление деталей конической формы. (Изготовление пирамидки из колец, нанизанных на стержень)

16

10

Изготовление аппликаций с использованием комбинированных геометрических форм.

12

11

Изготовление объектов, сочетающих в себе различные геометрические формы.

32

Таблица основных тем по четвертям

Таблица основных тем по четвертям

Тема

1 четверь

2 четверь

3 четверь

4 четверь

За год

Древесина и приспособления для обработки древесины

4

       

Соединение деталей из древесины при помощи гвоздей и саморезов.

10

       

Параллелепипед, цилиндр как геометрические формы. Моделирование из готовых геометрических форм. (Изготовление модели трактора)

8

       

Художественная отделка древесины при помощи акварельных красок. (Изготовление разделочной доски)

10

       

Обработка древесины наждачной бумагой. (Изготовление подставки под горячее - рыба, набранная из реек)

4

8

     

Обработка древесины сверлением. (Изготовление настольной подставки под карандаши)

 

10

     

Тор как геометрическая фигура. Изготовление браслета на резинке.

 

10

6

   

Куб как геометрическая фигура. Моделирование мебели из кубов и параллелепипедов.

   

10

   

Конус как геометрическая фигура, изготовление деталей конической формы. (Изготовление пирамидки из колец, нанизанных на стержень)

   

12

   

Изготовление аппликаций с использованием комбинированных геометрических форм.

   

12

   

Изготовление объектов, сочетающих в себе различные геометрические формы.

     

32

 

Всего

36

28

40

32

136

Таблица контрольных и практических работ по четвертям

 

К.Р.

Пр.

Лаб.

Экск.

Разв. Р.

и т.п.

I

четверть

1

2

       

II

четверть

1

2

       

III

четверть

1

2

       

IV

четверть

1

2

       

Всего

4

8

       

Содержание учебного материала (7 в класс)

Древесина и приспособления для обработки древесины

Теоретические сведения.

Породы древесины. Применение различных пород древесины. Деревья нашей местности. Инструменты, применяемые для деревообработки. Правила безопасного обращения с инструментами.

Умение. Подбор инструментов для выполнения различных учебных задач. Различение пород деревьев. Соблюдение правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

Практические работы.

Фиксация заготовок в тисках.

Соединение деталей из древесины при помощи гвоздей и саморезов.

Теоретические сведения.

Гвоздь, саморез, молоток, отвёртки крестовая и плоская, их применение. Правила безопасной работы с гвоздями, саморезами, молотком, отвёрткой.

Умение. Выполнение соединения деталей при помощи гвоздей и саморезов.

Практические работы. Забивание гвоздей в дорожку молотком. Вкручивание саморезов крестовой отвёрткой. Извлечение гвоздей клещами. Выкручивание саморезов крестовой отвёрткой.

Контрольная работа

Забивание гвоздей по контуру цифры 5 в брусок.

Параллелепипед, цилиндр как геометрические формы. Моделирование из готовых геометрических форм.

Теоретические сведения.

Модель и её отличия от реальных объектов окружающего мира. Способы соединения деталей модели.

Умение.

Соединение деталей модели по образцу при помощи гвоздей и клея.

Практические работы.

Изготовление модели трактора из готовых деталей при помощи гвоздевого соединения.

Художественная отделка древесины при помощи акварельных красок.

Теоретические сведения.

Акварельные краски, состав и применение. Подготовка поверхности древесины к нанесению рисунка и раскрашиванию. Перенесение рисунка на поверхность древесины при помощи копировальной бумаги.

Практические работы.

Изготовление разделочной доски.

Обработка древесины наждачной бумагой.

Теоретические сведения.

Наждачная бумага, виды наждачной бумаги. Приспособления для шлифования древесины. Способы шлифования древесины. Правила безопасной работы с наждачной бумагой.

Практические работы.

Шлифование брусков с последующим их сверлением и соединением при помощи нити (изготовление подставки под горячее).

Обработка древесины сверлением.

Теоретические сведения.

Приспособления для сверления древесины. Свёрла, их виды. Технология выполнения сверления механической дрелью.

Практические работы.

Изготовление настольной подставки под карандаши.

Тор как геометрическая фигура.

Теоретические сведения.

Тор и применение фигур торообразной формы в технике и быту. Изготовление тора сверлением.

Практические работы.

Изготовление торообразных фигур и соединение их в браслет на резиновой основе.

Куб как геометрическая фигура.

Теоретические сведения.

Куб как геометрическая фигура. Предметы кубической формы в окружающем мире и в технике. Способы изготовления деталей кубической формы из древесины.

Практические работы.

Изготовление моделей телевизора, стула, стола, компьютера.

Конус как геометрическая фигура, изготовление деталей конической формы.

Теоретические сведения.

Конус как геометрическая фигура. Предметы конической формы в окружающем мире и в технике. Способы изготовления деталей конической формы из древесины.

Практические работы.

Изготовление пирамидки, набранной из торообразных деталей, нанизанных на деревянный стержень.

Изготовление аппликаций с использованием комбинированных геометрических форм.

Теоретические сведения.

Техника изготовления аппликаций посредством нанесения пластилина на поверхность бумаги. Способы исправления дефектов аппликации. Использование стека при выполнении аппликаций.

Практические работы.

Изготовление аппликаций с изображениями грузового автомобиля, легковой автомашины, мобильного телефона, цветка ромашки, сельского дома.

Изготовление объектов, сочетающих в себе различные геометрические формы.

Теоретические сведения.

Прямоугольник, треугольник, куб, тор, конус как геометрические фигуры. Предметы указанных форм в окружающем мире и в технике. Способы изготовления шара, треугольника, куба, прямоугольника, цилиндра из древесины. Клеевое соединение деталей из древесины. Правила безопасной работы с клеем.

Практические работы.

Изготовление модели грузового автомобиля, модели самолёта, модели легкового автомобиля, модели космической ракеты, модели корабля.

К концу учебного года (7 класс) обучающийся должен:

знать:

  • способы изготовления из древесины различных геометрических форм: куба, квадрата; параллелепипеда, тора, цилиндра;

  • правила безопасной работы в мастерской трудового обучения;

  • назначение инструментов и приспособлений для деревообработки;

  • названия основных геометрических фигур;

уметь:

  • Выделять геометрические формы в предметах окружающего мира;

  • Выполнять изготовление из древесины деталей основных геометрических форм;

  • Выполнять сверление древесины при помощи механической дрели;

  • Выполнять шлифование плоской поверхности при помощи наждачной бумаги;

  • Соблюдать правила безопасной работы в мастерской;

  • Выполнять аппликации на бумаге с использованием пластилина;

  • Выполнять соединение деталей для получения поделки при помощи гвоздей, саморезов, клея ПВА.

Просмотров работы: 624