ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР

КОБОНИНА Н.И. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). По данным различных исследователей это число колеблется от 20% до 60% общей численности детей (И.А. Коробейников, Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.). На процесс увеличения численности детей данной категории влияют социальные (особенности воспитания в семье: педагогическая неграмотность родителей, условие «отрыва от матери» ), биологические (патология беременности, родовые травмы, соматические заболевания) факторы. Многим детям требуется не столько медикаментозная, сколько психологическая и педагогическая помощь (Н.В. Бабкина, Н.Г. Капустина, Ю.А. Костенкова, Е.А. Лапп, Н.А. Цыпина и др.).

Перестройка системы образования на максимальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в группу нормально развивающихся детей усиливает внимание к особенностям развития детей с задержкой психического развития. Школы переходят на работу по новым Федеральным государственным образовательным стандарта, проектируют и внедряют адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ЗПР. В связи с этим еще более актуальной становится проблема подготовки детей к школьному обучению. Чем лучше подготовлен ребенок к школе, тем успешнее он будет себя чувствовать в ней (Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.).

В структуре психологической готовности к школьному обучению принято выделять следующие компоненты:

- мотивационный (ребенок должен иметь стойкую мотивацию к учебе, что позволит ему занять новую для него социальную роль-ученика со своими правилами поведения);

- интеллектуальный (достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи);

  • волевой (умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат).

На наш взгляд, наиболее важными показателями готовности ребенка с ЗПР к школе являются: его интеллектуальное развитие, сформированность памяти, внимания, мышления, восприятия. Формирование таких психических процессов является залогом их успешного обучения в школе.

В ходе исследования нами была изучена группа детей в возрасте 6-7 лет, посещающих детский сад компенсирующей направленности. По заключению ПМПК все дети имеют задержку психического развития.

Диагностирование детей проходило по следующим направлениям.

  1.  
    1.  
      1. Представление об окружающем мире и развитие речи.

Обследование проходило в форме беседы, результатом которой было выявление знаний и представлений ребенка о семье, окружающем мире. Изучение речевого статуса детей проводилось с использование традиционных логопедических приемов (Г.В. Чиркина и др.).

2.Способность к обобщению и умение выделять существенные признаки.

Методика «Исключения лишнего». Ребенку предлагалось сравнить предметы, выявить отличительный признак, исключить лишний предмет и охарактеризовать оставшиеся.

3.Исследование процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной и зрительной памяти.

Методика «Узнавание фигур».

4.Диагностика произвольности внимания.

Методика «Сравни картинки».

5. Выявление уровня наглядно-образного мышления.

Методика «Лабиринт».

6. Выявление умения ориентироваться на указания взрослого, принимать учебную задачу, осуществлять заданное.

Методика « Выкладывание елочки» ( У.В. Ульенкова)

7.Диагностика развития свойств внимания (концентрация, переключаемость, объем), самоконтроля.

Методика «Корректурные пробы».

8.Изучение внимания, умения действовать по правилу, выявление способности к самоконтролю, изучение особенностей пространственной ориентировки, мелкой моторики. Методика « Графический диктант»

9. Причинно-следственные связи / логические цепочки.

10.Математические знания (прямой и обратный счет, знание цифр, соотнесение количества)

В результате диагностики мы получили следующие данные об интеллектуальной готовности к школе детей с ЗПР.

Представления детей об окружающем мире и семье носят фрагментарный характер. Дети путают времена года, не могут назвать отличительные признаки. Дети не знают профессии своих родителей, не имеют представление о месте их работы. У детей с ЗПР отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений .

У детей снижен уровень зрительного восприятия, им необходимо более длительное время на узнавание предметов, особенно если эти предметы находятся в непривычном изображении (Б.П. Шошин).

При классификации предметов дети быстро выделяют явные признаки (цвет, форма ), но затруднение вызывают величина и материал, не всегда могут абстрагироваться от одного признака и сознательно его противопоставить с другим или переключиться с одного принципа классификации на другой. Это говорит о недостаточной способности дошкольника к анализу, обобщению, абстрагированию, переносу.

Недостаточность пространственных представлений проявляется при составлении разрезных картинок. Дети хорошо составляют картинки с изображением единичного объекта, им не доставляет труда составить картинку, разрезанную привычным образом, независимо от количества частей. Но трудности появляются, если картинка - с более сложным сюжетом или разрезана по диагонали. В этом случае дети нуждаются в организационной помощи со стороны экспериментатора или показу способа действия.

При проведении методики «Корректурные пробы» у многих детей вызывало затруднение заполнение определенным знаком различных фигур. Это говорит о снижении концентрации внимания, переключаемости и объема внимания.

При выполнении методики «Лабиринт» дети показали хорошие результаты , что говорит о неплохом развитии наглядно-образного мышления. При выполнении теста на последовательность действий дети могли разложить последовательность картинок или фигур, но зачастую затруднялись в объяснении своих действий.

При выполнении методики «Елочка» дети часто не слушали до конца задание и при соотнесении своего образца с контрольным не видели ошибок. Это позволило сделать вывод о несформированности у детей умения слушать поставленные задачи, ставить перед собой цели и достигать их.

Математические знания частично сформированы. Дети знают прямой и многие знают обратный счет до 10. Затруднения вызывали решение математических задач , если эти задачи давались в устной форме, как только появлялся наглядный материал, задачу сразу же решали. Это говорит о преобладании наглядного мышления над словесно-логическим.

У данной группы детей наблюдается слабая речевая активность . Они мало общаются со взрослыми , редко задают вопросы. В основном общение происходит на близкие им темы .У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. Недостаточность словарного запаса связана с фрагментарностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь является особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития. Фонетическая сторона их речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции.

Научные исследования показывают, что без специального коррекционно -развивающего воздействия школьная готовность детей с задержкой психического развития крайне низкая. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее будут ее результаты. Необходима разработка программ по коррекции познавательной деятельности детей с ЗПР с учетом индивидуальных особенностей данной группы. Необходимым условием успешной подготовки детей к школьному обучению является наличие специалистов , знающих особенности этих детей , которые будут опираться на сильные стороны развития личности ребенка.

Просмотров работы: 3172