Перестройка системы образования на максимальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в группу нормально развивающихся детей усиливает внимание к особенностям развития детей с задержкой психического развития. Школы переходят на работу по новым Федеральным государственным образовательным стандарта, проектируют и внедряют адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ЗПР. В связи с этим еще более актуальной становится проблема подготовки детей к школьному обучению. Чем лучше подготовлен ребенок к школе, тем успешнее он будет себя чувствовать в ней (Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.).
В структуре психологической готовности к школьному обучению принято выделять следующие компоненты:
- мотивационный (ребенок должен иметь стойкую мотивацию к учебе, что позволит ему занять новую для него социальную роль-ученика со своими правилами поведения);
- интеллектуальный (достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи);
волевой (умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат).
На наш взгляд, наиболее важными показателями готовности ребенка с ЗПР к школе являются: его интеллектуальное развитие, сформированность памяти, внимания, мышления, восприятия. Формирование таких психических процессов является залогом их успешного обучения в школе.
В ходе исследования нами была изучена группа детей в возрасте 6-7 лет, посещающих детский сад компенсирующей направленности. По заключению ПМПК все дети имеют задержку психического развития.
Диагностирование детей проходило по следующим направлениям.
Представление об окружающем мире и развитие речи.
Обследование проходило в форме беседы, результатом которой было выявление знаний и представлений ребенка о семье, окружающем мире. Изучение речевого статуса детей проводилось с использование традиционных логопедических приемов (Г.В. Чиркина и др.).
2.Способность к обобщению и умение выделять существенные признаки.
Методика «Исключения лишнего». Ребенку предлагалось сравнить предметы, выявить отличительный признак, исключить лишний предмет и охарактеризовать оставшиеся.
3.Исследование процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной и зрительной памяти.
Методика «Узнавание фигур».
4.Диагностика произвольности внимания.
Методика «Сравни картинки».
5. Выявление уровня наглядно-образного мышления.
Методика «Лабиринт».
6. Выявление умения ориентироваться на указания взрослого, принимать учебную задачу, осуществлять заданное.
Методика « Выкладывание елочки» ( У.В. Ульенкова)
7.Диагностика развития свойств внимания (концентрация, переключаемость, объем), самоконтроля.
Методика «Корректурные пробы».
8.Изучение внимания, умения действовать по правилу, выявление способности к самоконтролю, изучение особенностей пространственной ориентировки, мелкой моторики. Методика « Графический диктант»
9. Причинно-следственные связи / логические цепочки.
10.Математические знания (прямой и обратный счет, знание цифр, соотнесение количества)
В результате диагностики мы получили следующие данные об интеллектуальной готовности к школе детей с ЗПР.
Представления детей об окружающем мире и семье носят фрагментарный характер. Дети путают времена года, не могут назвать отличительные признаки. Дети не знают профессии своих родителей, не имеют представление о месте их работы. У детей с ЗПР отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений .
У детей снижен уровень зрительного восприятия, им необходимо более длительное время на узнавание предметов, особенно если эти предметы находятся в непривычном изображении (Б.П. Шошин).
При классификации предметов дети быстро выделяют явные признаки (цвет, форма ), но затруднение вызывают величина и материал, не всегда могут абстрагироваться от одного признака и сознательно его противопоставить с другим или переключиться с одного принципа классификации на другой. Это говорит о недостаточной способности дошкольника к анализу, обобщению, абстрагированию, переносу.
Недостаточность пространственных представлений проявляется при составлении разрезных картинок. Дети хорошо составляют картинки с изображением единичного объекта, им не доставляет труда составить картинку, разрезанную привычным образом, независимо от количества частей. Но трудности появляются, если картинка - с более сложным сюжетом или разрезана по диагонали. В этом случае дети нуждаются в организационной помощи со стороны экспериментатора или показу способа действия.
При проведении методики «Корректурные пробы» у многих детей вызывало затруднение заполнение определенным знаком различных фигур. Это говорит о снижении концентрации внимания, переключаемости и объема внимания.
При выполнении методики «Лабиринт» дети показали хорошие результаты , что говорит о неплохом развитии наглядно-образного мышления. При выполнении теста на последовательность действий дети могли разложить последовательность картинок или фигур, но зачастую затруднялись в объяснении своих действий.
При выполнении методики «Елочка» дети часто не слушали до конца задание и при соотнесении своего образца с контрольным не видели ошибок. Это позволило сделать вывод о несформированности у детей умения слушать поставленные задачи, ставить перед собой цели и достигать их.
Математические знания частично сформированы. Дети знают прямой и многие знают обратный счет до 10. Затруднения вызывали решение математических задач , если эти задачи давались в устной форме, как только появлялся наглядный материал, задачу сразу же решали. Это говорит о преобладании наглядного мышления над словесно-логическим.
У данной группы детей наблюдается слабая речевая активность . Они мало общаются со взрослыми , редко задают вопросы. В основном общение происходит на близкие им темы .У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. Недостаточность словарного запаса связана с фрагментарностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь является особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития. Фонетическая сторона их речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции.
Научные исследования показывают, что без специального коррекционно -развивающего воздействия школьная готовность детей с задержкой психического развития крайне низкая. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее будут ее результаты. Необходима разработка программ по коррекции познавательной деятельности детей с ЗПР с учетом индивидуальных особенностей данной группы. Необходимым условием успешной подготовки детей к школьному обучению является наличие специалистов , знающих особенности этих детей , которые будут опираться на сильные стороны развития личности ребенка.