«ДОСКА ВЫБОРА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

«ДОСКА ВЫБОРА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития. Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.

ПО данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР составляет около 25% от всего детского населения. Это привело к необходимости изучения данной категории детей и организации психолого – педагогической помощи до поступления их в школу. Многочисленные исследования показали, что по сравнению нормально развивающимися детьми, дети старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуются не соответствующим их возрасту недостаточным развитием памяти, внимания, мышления, восприятия, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, детям характерны импульсивность действий и низкий уровень продуктивной деятельности. Так же отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированности способов самоконтроля и планирования. В ведущем виде деятельности наблюдается несформированность мотивационно – потребностного компонента, а также знаково – символической функции, которая ведёт к возникновению трудностей в оперировании образами – представлениями. У детей с ЗПР старшего дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития познавательной потребности, незрелость эмоционально – волевой сферы обуславливает своеобразие их поведения. Отклонения от нормы проявляются на занятиях, в быту, в игровой и прочей деятельности.

Задача педагога, работающего с детьми с ЗПР в интегрированной группе детского сада, дать возможность детям практически осваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных отношений между людьми. В связи с этим целью каждого воспитателя должно быть создание условий для самопознания ребенка, гармоничного его взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Для этого необходимо:

  • В соответствии с индивидуальными особенностями детей с ЗПР развивать навыки общения;

  • Развивать знания детей об окружающей действительности, о людях, их взаимоотношениях;

  • Воспитывать у детей культуру чувств как способность проявлять эмоции социально приемлемым образом;

  • Развивать самостоятельность детей в общении и деятельности.

Педагогу необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети могли упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей в детском саду должна быть наполнена этими ситуациями (подготовка подарков друг другу и родителям, помощь в поддержании порядка и чистоты в группе). Воспитатель должен не только использовать случаи, возникающие стихийно, но и специально организовывать ситуации, включать их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем видам программы.

Одним из важных видов работы воспитателя в интегрированной группе является организация свободной деятельности детей. Как сделать так, чтобы каждый ребёнок был занят тем, что ему интересно и полезно. И при этом были учтены интересы других детей. Умение договариваться, распределять роли – вот чему должен научить педагог детей старшего дошкольного возраста. Помочь ему в этом может «Доска выбора» основанная на теории социально – эмоционального развития и разработана нидерландским психологом Хермансом. Он связывает социально – эмоциональное развитие с двумя сторонами личности:

- со стороной, ориентированной на «я»;

- со стороной, ориентированной на «другого», «другое».

В связи с этим он выделяет два мотива поведения: мотив С (свой), мотив Д (другой). Мотив С способствует развитию самого себя, своих возможностей качеств. Мотив Д является стимулом для развития хорошего взаимопонимания с другими и правильного восприятия другого. Оба мотива должны развиваться пропорционально, если мы хотим достичь эффекта гармоничного социально – эмоционального развития.

Сделать «Доску выбора» может каждый воспитатель. Для этого надо всю группу условно разделить на игровые зоны, в которых играют дети и определить максимальное количество детей, которые могут одновременно играть там (игровая зона, раздевалка, кукольный, книжный, природный уголки и т. д. Например, группа – это поляна (из ДВП делается круг обклеивается зелёной самоклеющейся плёнкой), условные игровые зоны – это цветы (разные по цвету, количество лепестков соответствуют количеству максимального количества детей, которые могут находиться в данной игровой зоне). На серединке каждого цветка обязательно должны быть условные обозначения понятные для детей, какую игровую зону он представляет, а также кармашек для фишки, на которой будет написано максимальное количество детей, которое может находиться в данной игровой уголке. На лепестке каждого цветка тоже находится кармашек для фишек, но эти кармашки для детей. Прежде, чем пойти играть, каждый ребёнок должен подойти к доске, посмотреть, где и сколько человек одновременно может находиться. Например, ребёнок хочет почитать, он подходит к доске и кладёт свою фишку на свободный лепесток того цветка, который обозначает уголок для чтения, при смене условной игровой зоны дети обязательно должны менять и место положения фишки. При знакомстве с «Доской выбора» воспитатель раздаёт детям фишки разные по цвету и объясняет правила. Конечно, не сразу всё получается, но дети включаются в игру. Первое время, по привычке они могут забывать перекладывать фишки и убирать их в коробочку, когда уходят домой. Здесь воспитателю надо постоянно напоминать детям о правилах, и они постепенно входят в систему. Каждый ребёнок может сам определиться со своим занятием.

Таким образом можно отметить, что благодаря данной форме работы, у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста воспитывается организованность, самостоятельность, чувство коллективизма (они договариваются играть вместе, или меняются местами в игровых зонах в соответствии с условиями игры), формируется произвольное поведение.

Литература.

1. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336 с.

2. Социальное воспитание и свобода личности: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (24-25 апреля 2013г)/под общ. ред. Проф. Л.И.Гриценко. – Волгоград:изд-во ВГАПКиПРО, 2013 – 288 с.

3. Специальная педагогика/ под ред. Н.М. Назаровой. – М.: «Академия», 2000. – 400с.

Просмотров работы: 2042