РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРИСТРОЙКИ К ФЛИГЕЛЮ ЩЕЛОКОВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРИСТРОЙКИ К ФЛИГЕЛЮ ЩЕЛОКОВА

Шушина Ю.М. 1, Кармазина Е.Л. 2
1МАОУ гимназия №2
2Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История улицы Студеной

Улица Студеная, пересекающая улицы Горького и Белинского,- одна из древнейших в Нижнем Новгороде. Она известна с начала XVII в. и когда-то соединяла проезжие башни Большого и Малого острогов. Студеной удалось избежать участи массового переименования старинных улиц в советский период. По регулярным планам Нижнего Новгорода XVIII в., ее предполагалось снести, но вплоть до 1804 г. внутриквартальная трассировка сохранялась. По градостроительному плану архитекторов А. А. Бетанкура и В. И. Гесте 1823-1824 гг., на месте старой застройки от Холодного переулка к границе города впервые проектировалась прямая Студеная улица, красные линии которой были существенно уточнены конфирмованным планом Нижнего Новгорода 1839 г. Сама улица была проложена до новых границ города (до будущей улицы Белинского).

Из-за градостроительных преобразований ХХ в. Студеная утратила свою цельность и в настоящее время имеет непрямую планировку: она состоит из двух удаленных друг от друга отрезков, разделенных кварталом советских высоток.

Вид на Студеную улицу

Студеная улица

  1. Об усадьбе Щелокова

Тема реконструкции старых сооружений актуальна в наши дни, ведь ежегодно в Нижнем Новгороде, как и в других городах России, уничтожается большое количество исторически значимых зданий, в силу чего город утрачивает свое, создававшееся на протяжении многих веков, богатство.

Цель моей работы: предоставить проект реконструкции данного сооружения, которое не будет смещено в другое место, показать многофункциональность этого здания.

Мое внимание привлек комплекс старинных усадебных построек (дома № 10, 10 А и 10 Б), что на пересечении Студеной и Звездинки. Он состоит из главного дома, флигеля, служебного корпуса и кирпичной ограды с кованой решеткой. Я узнала, что в 1871 г. эти здания находилось во владении Александры Андреевны Знаменской. В апреле 1899 г. усадьбу приобрел купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин Михаил Николаевич Щелоков.

Главный дом

Щелокова

В правом крыле здания, служившем в качестве каретника, позднее был построен арочный проезд, предназначавшийся для въезда экипажа. Левое крыло здания, вероятно, служило конюшней. В центральной части, возможно, располагался дровяник.

Стилистически службы усадьбы Щелокова относилась к так называемому «кирпичному стилю», распространенному в русской архитектуре с 1860-х гг. вплоть до Октябрьской революции. Все элементы декора были выполнены непосредственно кирпичной кладкой с использованием лекального кирпича. Цементная штукатурка, покрывающая фасады, более позднего происхождения (первоначально здание не было оштукатурено).

В 1903 г. Городской думой был утвержден еще один проект, касающийся строительства на Щелоковской усадьбе. По мысли проектировщика (подписи его под чертежом не найдены), к левому крылу здания нужно было возвести двухчастный пристрой. Одна часть, непосредственно примыкающая к боковому фасаду, является продолжением конюшни с помещением на два стойла. Однако в проект были внесены значительные коррективы. Первая часть пристроя выполнена в точном соответствии с проектом, зато композиция второй части значительно изменена. Последняя выстроена в качестве каретника с арочным проездом вместо предполагаемой узкой двери. Все разновременные части здания объединены общим решением композиции фасадов в «кирпичном стиле» и составляли единый комплекс.

Но в первой половине 20 века эти дома начали приходить в аварийное состояние. Ремонт в них не проводился.

В конце 20 века дом № 10Б (бывшая конюшня купца Щёлокова) был передан Римско-католическому приходу. Его отреставрировали внутри и снаружи. И сейчас мы можем любоваться его новым обликом.

А вот стоять рядом с домами 10, 10 А по улице Студеной по-настоящему больно. Дома эти выглядят поношенными, израненными. Они буквально разваливаются на глазах. А ведь они пережили и революцию, и войну.

  1. Будущее пристройки

Пристройка, сооруженная по проекту 1903 г., должна жить полной жизнью. В подвальном этаже я предлагаю сделать танцевальную студию, состоящую из двух залов и раздевалок (к примеру, в одном зале будут проходить занятия по русским народным танцам, а в другом - по современным), а также кладовая.

На первом и втором этажах можно сделать музей, состоящий из пяти залов, четырех коридоров, также задействованных под экспозицию произведений искусства, кабинета-кассы и двух туалетов. Причем, стоит заметить удобное продвижение по этим залам, что можно увидеть на моих чертежах. Вы заходите в кабинет-кассу, покупаете билеты, затем идете прямо, побывав в двух залах, выходите из последнего и поднимаетесь на второй этаж, не возвращаясь к лестнице у кабинета. На втором этаже вашему вниманию предоставляются 3 зала, и после посещения последнего вы спускаетесь в том месте, куда изначально зашли. Таким образом, вы фактически делаете круг по зданию, что очень удобно. По моему плану это будет выставка искусства западного авангарда 20 века, которая делится по пяти направлениям, таким, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм и сюрреализм. И получается, что для каждого направления предоставлен свой зал, где зритель может погрузиться в эту уютную атмосферу, которую мы создадим мягкими креслами и сменяющимися слайдами, бегающими по стенам и полу.

  1. Моя работа по реконструкции здания

  1.  
    1. План местности, план подвального этажа

План местности и план подвального этажа (архив)

План подвального этажа (проект)

  1.  
    1. Фасад пристройки

Фасад пристройки, план первого и второго этажей (архив)

Фасад пристройки (проект)

  1.  
    1. План 1 и 2 этажей

План первого этажа (проект)

План второго этажа (проект)

  1. Заключение

Итак, проделав работу по реконструкции пристройки к флигелю Щелокова, мне хотелось вдохнуть в это здание вторую жизнь, показать, как его можно изменить, после чего использовать по разным назначениям.

Конечно, в технологическом плане снос для любого застройщика - более простой ход. Реконструкция дороже, сложнее и с этим, конечно, не поспоришь. Помимо этого, наблюдается некая подмена понятий: далеко не все люди профессионально разбираются в вопросе. Нужно четко понимать статус объекта. И в зависимости от определения статуса объекта, принимается решение о том, можно или нет провести демонтаж здания, рушить здание полностью или частично и т.д.

Вот таким был вид улицы Рождественской в 19в. Место это именовалось «Скобой».

На фотографии видна Ивановская башня, которая является крупнейшей проезжей башней Нижегородского кремля. Расположена в подгорной части между Часовой и Белой башнями.

Вид улицы Рождественской в 19в.

Говорят, что название этому месту (Скоба) дали по форме располагавшегося здесь здания красного цвета, стоявшего неподалеку от Ивановской башни кремля.

Но давайте же не будем равнодушными к культуре, истории нашего города. Необходимо реставрировать постройки прошлых веков, тем самым воссоздавая его духовное богатство.

Список литературы

  1. http://nn800.ru/2015/12/05/na-ulice-studenoy/

  2. Центральный архив Нижегородской области, фонд 30, лист 39, дело 7197, 1903г

  3. http://www.extra-n.ru/text/bisnes/na_krayu_goroda/

  4. http://www.kvartira-lux.ru/files/22144_1291821463.pdf

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ивановская_башня

  6. http://galina-lukas.ru/article/558

Просмотров работы: 688