НИЖЕГОРОДСКАЯ РАДИОЛАБОРАТОРИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ И СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ К ТЕХНИЧЕСКИ ПРОФЕССИЯМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НИЖЕГОРОДСКАЯ РАДИОЛАБОРАТОРИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ И СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ К ТЕХНИЧЕСКИ ПРОФЕССИЯМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема выбора будущей профессии всегда была и остается до сих пор актуальной для общества. Ее решение во многом зависит от степени информированности ученика и родителей о предпочитаемой профессии. Именно музей Нижегородской радиолаборатории способен помочь решить вопрос об одном из главных выборов в жизни каждого человека – выборе профессии. Посещение музея науки может глубоко взволновать посетителя, запечатлев в его сознании идею науки как ведущего фактора прогресса, вызвав желание школьника работать в высокотехнологичном секторе экономики. Оставаясь хранителями наследия, музей в быстро меняющемся мире становится формой реализаций интересов различных общественных групп, то есть, в конечном итоге, служит инструментом, помогающим найти человеку место в мире технического, решить проблему самоидентификации через осмысление своей принадлежности к инженерно-техническому сообществу, равняясь на его лучших представителей. Кроме того, музейная коммуникация несет в себе функции патриотического воспитания, а так же популяризацию своего направления. Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране» [1].

Создание экспозиций, сочетающих глубокий анализ исторических процессов с современными способами подачи информации, является одной из насущных проблем музейного проектирования. Объединение классических принципов построения экспозиции и современных мультимедийных технологий провоцирует зрителя на активное восприятие экспозиционного материала. Именно в музее могут быть наиболее полно раскрыты исторические и профессиональные аспекты деятельности выдающихся людей, установлен их вклад в общее развитие цивилизации, отдельной страны или региона [3].

В ходе написания статьи авторами было проведено небольшое социологическое исследование. Группа, состоящая из десяти студентов, обучающихся на гуманитарной специальности и десяти магистров технических специальностей, посетила в декабре 2015 г., в рамках изучаемых дисциплин, музей Нижегородской радиолаборатории. Студенты-гуманитарии специальности «Документоведение и архивоведение» в ходе освоения курса «Концепции современного естествознания» – расширили свой кругозор по истории технических достижений родного края. А магистры специальности «Промышленная электроника» по дисциплине «История и методология науки и техники в области электроники» углубили и расширили свои знания по истории той отрасли, которой им предстоит заниматься профессионально. После экскурсии всем было предложено анкетирование. В результате опроса стало ясно, что 80% опрашиваемых не слышали об этом музеи; ровно половина ответила – «Да» на вопрос – «Повлияло бы на Ваш профессиональный выбор посещение музея технической направленности»; стоить заметить, что эта половина в большинстве людей гуманитарной специальности. Так же в анкете был вопрос – «всё ли было понятно в ходе экскурсии». При ответе на него все участники, как гуманитарии, так и «технари» ответили – «Да».

Для научно-технических музеев справедливо следующее: когда знакомство с экспонатами становится интерактивным, тогда, бесспорно, возрастает интерес молодежи к знаниям и научно-техническому творчеству. Наука и техника не только органично входят в понятие «культура», но и в немалой степени определяют её содержание. Научное знание есть основа непрерывного развития производительных сил общества, влияя на социальные процессы, на решение глобальных проблем человечества. В этом заключается фундаментальный вклад науки и техники в культуру, который способны как раз транслировать музеи научно-технической направленности, позиционирующие вклад ученых, инженеров, изобретателей российской науки [4]. Поэтому правильно организованные экспозиции и выставки способствуют «расколдовыванию» технических артефактов, репрезентируя человека-изобретателя [5], его сущностные силы, аккумулируемые в представленных артефактах. Для магистров, обучающихся по специальности «Промышленная электроника», важно было еще, кроме осознания исторической составляющей развития радиопромышленности, ощутить – через приобщение к биографиям О.В. Лосева, М.А. Бонч-Бруевича, В.К. Лебединского, В.М. Лещинского – причастность к научно-техническому сообществу, ответственность за продолжение его традиций. Иначе говоря, понять важность уже совершенного экзистенциального выбора себя в профессии, укрепиться в правоте своего выбора, несмотря на спад интереса к техническим специальностям. Так, через глубинное погружение в историю, собранную на одной музейной площадке, происходит не только осознание причин кризиса современной российской инженерной мысли [6], но и осмысления себя в профессии, ответственность за ее будущее.

Необходимо привлекать внимание различных целевых аудиторий к посещению музеев научно-технической направленности. Сами же музеи научно-технической направленности должны, модернизируясь, становиться музеями нового поколения, учитывая веяния времени и потребности целевых аудиторий, особенно молодежи [7; 8]. Необходима разработка грамотной социальной рекламы, направленной на повышение престижа профессий – ученого и инженера, конструктора и изобретателя. Если не предпринять необходимых мер, то кризис в науке и технике может перейти в ещё более сложную форму, естественно, не способствуя прогрессу общества в целом, а главное – реализации творческого потенциала человека.

Используемая литература

1. Лихачев, Д.С. Земля родная / Д.С. Лихачев. – М.: 1983.

2. Кун, Т. Структура научных революций; пер. с англ. И.З. Налетова /Т. Кун. – М.: Прогресс, 1977. – 297 с.

3. Из истории Нижегородской радиолаборатории имени В.И.Ленина. – http://www.museum.unn.ru/managfs/index.phtml?id=13_1 4.

4. Градов, А.С. Нижегородская радиолаборатория: грандиозный вклад в будущее науки / Градов А.С., Гришин А.В. – http://www.scienceforum.ru/2013/288/5754

5. Полубарьева, О.С. Судьба О.В. Лосева, изобретателя полупроводниковой техники в контексте российского сценария / О.С. Полубарьева, Т.Л. Михайлова.– http://www.scienceforum.ru/2013/288/5765

6. Круглов, А.В. От истории радиотехники – к причинам кризиса инженерного творчества/ А.В. Круглов, Т.Л. Михайлова // Будущее технической науки. Сборник материалов XII Международной научно-технической конференции; НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – Н.Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2013. – С. 494-495.

7. Винокурова, И.А. Музей нового поколения как инновационный ресурс /И.А. Винокурова, Т.Л. Михайлова // Человек в системе коммуникации: проблемы инновационных трансформаций. Материалы X Международной научно-практической конференции. – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. – С. 353-355.

8. Олонина, А.М. «Наука – драма идей»: туристический маршрут как средство инновационных коммуникаций/ А.М. Олонина, Т.Л. Михайлова // Человек в системе коммуникации: проблемы инновационных трансформаций. Материалы X Международной научно-практической конференции. – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. – С. 363-365.

Просмотров работы: 529