АУДИТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ОБЪЕКТ ГЕНДЕРНОГО ИЗУЧЕНИЯ (КУРСОВАЯ РАБОТА) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АУДИТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ОБЪЕКТ ГЕНДЕРНОГО ИЗУЧЕНИЯ (КУРСОВАЯ РАБОТА)

Меркулова К.Ю. 1, Мирошниченко Е.В. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы исследования. Гендер – одно из центральных и фундаментальных понятий современного общества нуждается в осмыслении, актуальность которого очевидна. Исследования социального пола возникли в рамках феминистских исследований. Еще в эпоху Возрождения в Европе появились феминистские идеи о защите прав женщин, которые развивались позже различными женскими движениями и партиями, включая рабочее женское движение, демократическое женское движение и феминизм. Развитие феминистской мысли привело к осознанию необходимости расширить женские исследования до уровня гендерных исследований, исследований, затрагивающих проблемы социальных полов. Произошел качественный переход в анализе женской проблематики на уровень социокультурного, общечеловеческого анализа действительности. В орбиту исследования вовлекаются не только проблемы женщин, но и проблемы мужчин, необходимым условием нормального развития общества признается двусторонний процесс эмансипации.

Изучение психологии мужчины и женщины, их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но также ко всему обществу в целом. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его различиями, в последнее время часто входят в число активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной и культурной среде претерпевают значительные изменения.

Гендер в социально-культурной деятельности трактуется как модель отношений между мужчинами и женщинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие с семьей, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества и предпочтения в той или иной деятельности учреждений культуры.

Понятие «гендера» и гендерные исследования приобретают большое значение в социокультурной сфере, как самостоятельный фактор типологизации аудитории учреждений культуры. В современной социокультурной теории и практике существует проблема недостаточного исследования содержания деятельности учреждений культуры на основе гендерного подхода, что является одной из причин снижения реализации производственно-творческих планов и культурных программ для населения.

Данное исследование является попыткой к систематическому мониторингу реальной и потенциальной аудитории на основе гендерного подхода, запросы которой являются одним из важных источников планирования социально-культурной и досуговой деятельности.

Проблема исследования состоит в недостаточной разработанности гендерного подхода к типологизации и характеристике аудитории учреждений культуры и как результат ‒ отсутствие учета гендерных характеристик в реализации досуговой активности населения.

Степень научной разработанности темы. Изучению гендера в различных областях научного знания посвящены преимущественно работы западных исследователей.

В последние девятилетия данное направление нашло отражение и в отечественной литературе. Понятие «гендера» рассматривали такие ученые как: О.А. Воронина, Е.А. Здравомыслова, И.Е. Калабихина, А.В. Кирилина и другие.

Гендерные исследования в области социально-культурной деятельности активно разрабатывались С. Айвазоваой, Е.И. Горошко, А.В. Кирилиной, А.П. Мартынюк и другими.

Гендер как самостоятельный критерий типологизации аудитории отражается в публикациях Н. Л. Пушкаревой, В.Д. Патрушев и другие.

Однако, представляемые работы, касающиеся гендера и гендерного подхода, не дают исчерпывающих характеристик, а в частности, недостаточно научных разработок по проблемам применения гендерного подхода в социокультурной сфере, и типологизации аудитории учреждений культуры по гендерному признаку.

Объект исследования: аудитория учреждений культуры.

Предмет исследования: гендерные характеристики реальной и потенциальной аудитории учреждений культуры и их влияние на досуговую активность.

Цель исследования. Изучить аудиторию учреждений культуры на основе гендерных характеристик с их последующим учетом в планировании деятельности учреждений культуры.

Задачи исследования.

1. Изучить понятие «гендера» и истоки гендерных исследований.

2. Охарактеризовать «гендер» как самостоятельный критерий типологизации аудитории учреждений культуры.

3. Проанализировать досуговую активность аудитории с ее учетом гендерных особенностей.

4. Определить пути оптимизации деятельности учреждений культуры на основе учета гендерных характеристик аудитории.

Методы исследования: теоретические – библиографическая эвристика, системный и структурный подход, сравнительный анализ, библиографический поиск, синтез; эмпирические: анкетирование, наблюдение, анализ документов учреждений культуры.

Структура исследовательской работы определена ее целью и задачами, ивключает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. Понятие «гендера» и истоки гендерных исследований

Многомерное, развивающееся, по-разному толкуемое многочисленными исследователями понятие «гендер» стало в последней трети ХХ столетия центральной категорией междисциплинарной научной области знания под названием «гендерные исследования».

Один из первых учебников по философии, включивший в своё содержание главу «Философия пола», был учебник 1996 года под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной и В.П. Филатова. Автор главы О.А. Воронина определила «гендер» как социокультурный конструкт, сквозь призму которого происходит анализ общества и культуры. В данном учебнике сделан акцент на философско-культурологический анализ понятия пола 29, с. 394 - 396.

Учебное пособие «Введение в гендерные исследования» под редакцией И.В. Костиковой (2000) издательства МГУ подробно рассмотрело понятие гендера, проследило историю становления понятия (с работы Гейл Рубин, 1975), проанализировало основные концепции гендера (эссенциалистский и конструктивистский), раскрыло философские основания этих двух концепций, а также указало на другие подходы к пониманию гендера. В пособии указаны работы на русском языке, в критически рассматривающие понятие «гендер» [8, с. 15 -16].

В 2001 году выходят в свет два академических (написанных учёными и преподавателями академических институтов и государственных университетов) учебных пособия ‒ Московского центра гендерных исследований и Харьковского центра гендерных исследований. В Харьковском издании «Введения в гендерные исследования» под редакцией И.А. Жеребкиной представлена методология изучения гендера, а также его многочисленные концепции.

В 2001 году Московский центр гендерных исследований также издаёт курс лекций и хрестоматию по курсу «Теория и методология гендерных исследований». В лекции «Основы гендерной теории и методологии» О.А. Воронина, редактор данного учебного пособия, выделила три основных теории гендера: теорию социального конструирования гендера; понимание гендера как стратификационной категории, связанной с другими стратификационными категориями; интерпретацию гендера как культурной метафоры [9, с. 101 - 105].

Эти же теории гендера автор представила и в статье о гендере для «Словаря гендерных терминов» под редакцией Денисовой А.А. (М., 2002) [25, с. 20 - 24].

В 2003 году в Минске выходит обширный, около одной тысячи статей, словарь по философии 20-го века под редакцией А.А. Грицанова, в котором есть статьи: «Гендер» и «Гендерные исследования». Авторы первой статьи И.Р. Чикалова и Е.И. Янчук собрали многочисленные определения и интерпретации понятия гендера в русскоязычной и в иностранной литературе, раскрыли историю становления понятия [10, с. 166 - 167].

Во всех вышеперечисленных изданиях гендер трактуется как социально и культурно конструируемое понятие пола в противоположность понятию биологического пола. При этом большинство авторов не сомневаются в аналитической продуктивности понятия «гендер» в рассмотрении различных типов общества и культур, в том числе российского общества и его истории.

В последнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий. И то, что гендер не имеет окончательного определения, не недостаток или проблема а, скорее, особенность самого понятия. Само слово не имеет в русском языке адекватного перевода, а его написание и произношение скалькировано с английского: «gender» ‒ «гендер» ‒ «пол» [3].

В социологическом энциклопедическом словаре можно увидеть, что «пол» имеет два значения. Первое означает совокупность морфологических и физиологических особенностей. Второе ‒ комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчины и женщины. Если пол обусловлен биологически, то гендер (род) имеет культурную конструкцию. Существуют, таким образом, два пола (мужской и женский) и два гендера (маскулиный и феминый).

Считается, что впервые термин «гендер» был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году, с момента выхода в свет его труда «Пол и гендер»: про развитие мужественности и женственности. По мнению ученого понятие «гендер» ‒ это термин, который основывается на психологических и культурных объяснениях достаточно независимых от тех, которые трактуют (биологический) пол. Такой подход в рассмотрении социального поведения людей, в дальнейшем был поддержан многими социологами, в особенности феминистского направления, получил название «гендер» и основал новое направление социальных исследований ‒ «гендерные исследования».

Гендерные исследования – это исследования способов отображения социального понимания половых различий, исследования существования рода в виде значений и смысла: в зависимости от разделения по признаку пола в социальных организациях и институтах (рынок труда, семья, образование) нормативных значений, которые выражаются в политических научных и религиозных доктринах; символов; значений личного восприятия.Гендерные исследования часто сводят к изучению только лишь социального статуса женщин (в англосаксонских странах понятия «феминистские исследования», «гендерные исследования», «исследования по проблемам женщин» часто считаются синонимичными) [3].

В социологии действительно в гендерных исследованиях больше уделяется внимание женскому вопросу. Интересно отметить, что, несмотря на то, что гендер ‒ допускает изучение, как женщин, так и мужчин, основным стержнем практически всех изученных гендерных исследований остается женский вопрос [14]; [15]; [17].

Понятие биологического пола мыслилось неизменным от природы, определяющим социально-культурное содержание пола. Понятие гендера мыслилось как социально и культурно формируемое обществом, надстраиваемое надбиологическим полом. Выделялось только два противоположных, не совпадающих по своим природным характеристикам пола. Именно природные особенности мужчин и женщин мыслились базовыми для их социально- культурного бытия. Для такой точки зрения на связь природного и социально-культурного в человеке характерен биологический детерминизм. Фрейд определил эту позицию так: «Анатомия ‒ это судьба».

Второе толкование понятия «гендер» появляется в более поздний период второй волны феминизма, когда многими было осознано, что общество формирует не только личностные и поведенческие характеристики людей, но также способы проявления телесности и сексуальности. Под гендером теперь понимается любое конструируемое обществом отличие, имеющее отношение к делению людей на мужчин и женщин, включая признаки, которые отличают женские тела от мужских тел [27].Вследствие такого понимания гендера, тело само стало социально интерпретироваться, и биологический пол уже не мог мыслиться раздельно от социально-культурного пола. Биологический пол стал пониматься включённым в социально-культурный пол, гендер.

С.А. Ушакин в течение нескольких лет на страницах различных изданий предпринимает попытки разобраться и одновременно спровоцировать читателя на раздумья о возможности использования «гендера» в российском контексте [27]; [28]. Можно выделить основные акценты автора.

1. Категория гендера носит историческийхарактер, и отражает историю западного общества;

2. Категория гендера является инструментоманализа того общества, в котором эта категория возникла и развивалась; метод анализа должен соответствовать объектуанализа и тогда он может рассчитывать на реальное влияние по изменению объекта;

3. В английском языке, которому принадлежит понятие «гендер» и в котором произошло его изменение и превращение в категорию для характеристики «социальной организации отношений между полами» (Дж. Скотт), «гендер» вписан в существующую категориальную сетку: имеет историческое прошлое в рамках сложившейся системы обществознания, устойчивые отношения с другими категориямиданной системы [27]; [28].

Крупнейший отечественный специалист в области гендерной лингвистики, А. Кирилина описывая историю возникновения понятия, напоминает, что «английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесен в исследовательское поле других наук ‒ социальной философии, социологии, истории, а также в политический дискурс [16, с. 17]. Перенос был сделан, чтобы отмежеваться от термина «sexus» (биологический пол), так как это понятие связывает с природной обусловленностью не только телесные различия мужчин и женщин, но и поло-ролевое разделение труда, неодинаковые требования и отношение общества к мужчинам и женщинам, разную общественную «ценность» лиц в зависимости от их пола. Термин гендер был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий» [там же, с. 18-19].

Из приведенных выше цитат, очевидно, что это общее и различное отныне стали связываться не с физиологическими особенностями лиц мужского и женского пола, а со спецификой их воспитания, образования, с распространенными в каждой конкретной культуре представлениями о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам.

Гендерные исследования возникают как многосоставная или междисциплинарная отрасль знания, занимающаяся проблемами истории, лингвистики, политологии, социологии, философии и т.д. Сюда включаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин как на уровне «большого» общества, так и в семье, в личной жизни.

Становлeние гeндерных исслeдований по большому счету означаeт «введeние жeнской проблематики» во всe отрасли обществeнных наук. Оно происходило во многом под давлениeм мощного женского движeния 70-х годов ХХ века, настойчиво добивавшeгося общей пeреоцeнки роли женщин в развитии чeловечeства, его культуры и истории. Срeди активисток женского движeния, в числе сочувствовавших или выражавших свою солидарность с ним, были и учeные, причeм не только жeнщины. Они-то и бросили вызов традиционным взглядам на назначениe жeнщин, господствовавшим в научном сообществе. Признаниe гендeрных исследований в западных научных цeнтрах происходило стремительно. К началу 90-х годов практичeски все научно-образоватeльные учреждeния с солидной репутациeй считали своим долгом, как развивать gender study's, так и преподавать спeциальные гeндерныe курсы. Хороший западный специалист в области общeственных наук отнынe обязан прослушать такой курс.

В Россию первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в конце 80-х годов. Очень медленно, но, тем не менее, верно гендерные исследования утверждаются и в российской науке. Одновременно начинается гендерное просвещение общества. На всем протяжении 90-х годов женские организации были едва ли не единственным его агентом. Можно даже сказать, что они выступали в роли главного социального заказчика по основным сюжетам гендерных исследований. Развитие гендерных исследований, в свою очередь, расширило возможности для гендерного просвещения, поставив его на прочный фундамент научного знания.

В перестроечный период и так называемых либерально-демократических преобразований былая социалистическая идеология в определенном смысле стала не эффективна. Большая часть общества в нее уже не верила. «Женский вопрос» считался неотъемлемой составной частью этой идеологии, и потому его общественная значимость тоже была поставлена под сомнение. Между тем демократизация общественной жизни способствовала возрождению в стране независимого женского движения. А с другой стороны, экономические и общественные перемены спровоцировали усиление гендерной асимметрии - неравенства в социальных позицияхженщин и мужчин, ухудшение положения женщин во многих сферах общественной жизни. Все эти процессы требовали своего осмысления. И поскольку традиционный подход уже никого не устраивал, то концепция гендера пришлась, что называется ко двору. Центры гендерных исследований стали возникать и в рамках официальных научных учреждений, и как общественные объединения [26].

Таким образом, гендерная история включает в себя историю женщин, историю мужчин, историю полов и их взаимоотношений, проблему социального конструирования пола и, самое главное, взаимосвязь и влияние вышеуказанных процессов на общую картину исторического развития человечества. Применение гендера как категории анализа позволяет раскрыть исторический процесс во всем его многообразии и функциональности.

Гендерная история в России до сих пор остается «белым пятном» исторической науки, часто подменяется историей женщин или историей быта. Тем не менее, при употреблении понятия «гендер» речь идет не о женщинах и их проблемах, а о взаимоотношении полов в рамках определенной исторической реальности и о проблемах, вытекающих из этого сложного процесса. Основной смысл самого термина «гендер», столь незвучного для русского языка, и всей терминологии гендерных исследований заключается в том, чтобы признать: «пол» является продуктом человеческой культуры и должен рассматриваться именно так. Это особенно актуально в наше время, когда культура пола считается важнейшей составляющей общечеловеческой культуры.

Гендерная теория оказывается, таким образом, своеобразной культурологической теорией, которая пытается разобраться с теми смыслами, которые появляются в той или иной культуре по поводу отношений, возникающих между мужчиной и женщиной, а так же по поводу культурных потребностей, возникающих у обоих полов, их сходства и отличий и создания учреждениями культуры условий, необходимых для их удовлетворения.

1.2. Гендер как самостоятельный критерий типологизации аудитории учреждений культуры

Аудитория (посетители, слушатели) - относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения их интереса к определённым источникам информации (театраль­ная публика, посетители учреждений культуры). Аудитория учреждений культуры может быть реальной и потенциальной.

Реальная аудитория - это те, кто относительно постоянно посещают проводимые мероприятия, являются участниками мероприятий, кто по своему интересу привлечён к социально - культурной деятельности.

В свою очередь реальная аудитория может быть стабильной и нестабильной. При проведении массовых мероприятий работают с нестабильной аудиторией. Управлять такой аудиторией весьма сложно. Организатору необходимо при работе с такой аудиторией обладать знаниями по психологии, ораторским мастерством и эрудицией.Лишь часть населения составляет реальную аудиторию. Остальное деление составляет потенциальную аудиторию.

Потенциальная аудитория ‒ это та часть населения, которая могла бы быть участниками мероприятий [25, с. 21, 22]. В этом направлении необходимо наблюдение и изучение интересов и потребностей, учёт всех особенностей аудитории (возраст, профессия, национальность, социальное положение, и одну из главных характеристик - пол).

В любом возрасте есть свои специфические социально-психологические особенности, проблемы и есть определённый объём свободного времени. Именно эти причины позволяют разделить аудиторию учреждений культуры на возрастные группы: дети и подростки, молодёжь, люди зрелого возраста, люди пожилого возраста (см. таб. 1).

Таблица 1.

Возрастные характеристики аудитории учреждений культуры

Дети и подростки

Молодёжь

Люди зрелого воз­раста

Люди пожилого

возраста

(пенсионеры)

1. Группа 6-7-10 лет мл. шк. возр.

2.11-14 лет подростки

3.15-16 лет отроческий возраст

1.17-20 лет юношеская

2.21-25 лет мо­лодёжь средне­го возраста

3.26-30 лет молодёжь старшего возраста

1.30-40 лет воз­раст ранней зре­лости

2.41-50-55 лет средней зрелости

3.50-55-60 лет поздней зрелости (предпенсионный)

1.61-75 лет относи­тельной старости

2.76-80 лет возраст ухода от дел

3.81-90 лет возраст старческого увя­дания, одряхления

4. Долгожители, 90 и более

более лет

Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время. Количество свободного времени неодинаково у различных категорий населения. Чаще ощущается его нехватка. Есть группы в обществе, у которых свободного времени не только достаточно, но и в избытке. К ним можно отнести неучащихся, неработающих, пенсионеров, в какой-то мере детей и подростков и прочих. Это порождает проблему рационального использования свободного времени, которое может складываться из различных видов занятий: самообразование, общественная деятельность, потребление ценностей культуры, научно-техническое творчество, художественно-самодеятельное творчество, спорт, туризм, общение с природой, любительские занятия, игры, развлечения, отдых.

Аудиторию учреждений культуры подразделяют на массовую и групповую. Термином «массовая аудитория» обозначают большое количество людей. Состав массовых аудиторий нестабилен, он меняется от мероприятия к мероприятию.

Реальная аудитория может формироваться как специально организованная общность. Общность ‒ это все объединения людей, в которых существуют определённые социальные связи.

В зоне влияния учреждений культуры, наряду с дисперсной (рассеянной в пространстве) аудиторией, могут быть выделены следующие общности: клубного типа (семейный клуб, клуб любителей музыки, молодёжный клуб, подростковый клуб и т. п.); регламентированного типа (трудовой коллектив, бригада учреждения, студенческая группа, школьный класс, семья). Общности регламентированного типа функционируют в сфере рабочего времени и быта; нерегламентированного типа, досуговые общности (молодёжные группы, компании, «люди одной профессии», «незамужние» и т.п.).

Аудиторию также можно классифицировать по следующим критериям: по возрастному (дети и подростки, молодёжь, люди зрелого возраста, люди пожилого возраста); по образовательному (школьники, учащиеся 1-3 кл. (4-6, 7-10 л ), учащиеся ПТУ, училищ, техникумов, студенты вузов, аудитория с неполным средним образованием, аудитория со средним и средне-специальным образованием, заочники, вечерники, не учащаяся молодежь); по критерию семейного положения (полные семьи, неполные семьи, многодетные семьи, патриархальные семьи, студенческие семьи, «трудные семьи», брачные пары, готовящиеся вступить в брак, молодожены, молодые пары, родители, матери, отцы, бабушки, дедушки (семья нескольких поколений), холостые, незамужние); по критерию местожительства (проживающие в общежитии, жители микрорайона, жители дома, улицы, «ребята нашего двора», новоселы, старожилы, сельские, городские жители, дачники); по половому критерию (мужчины, женщины, юноши, девушки, мальчики, девочки); по критерию принадлежности к партии, союзу, организации и т.п.; по производственному критерию (члены профессиональ­ного трудового коллектива (водители, ремонтники и т. п.), руководители, служащие, рабочие, рационализаторы, изобретатели, ветераны труда); по критерию участия в событиях (участники революции, участники войны, строители БАМа, участники переворотов и т.п.); по критерию проведения свободного времени (участники мероприятий, компании, группы, отдыхающие туристы, члены клубного объединения, участники художественной самодеятельности, посетители кино, концертов, зрелищ, мероприятий) [24].

Процесс восприятия личностью культурной программы ‒ завершающий этап технологического процесса, его результативная часть. Интерес к содержанию программы реализуется через направленность чувств, в стремлении познать глубже смысл происходящих событий, дать им оценку, выработать к ним устойчивое отношение и мотивировать свое поведение.

В ходе смыслового, интеллектуального и художественного воздействия аудитория воспринимает идеи в виде образов и понятий, осуществляет мысленную переработку информации. Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у населения, которое является потенциальной аудиторией учреждений культуры. Особенностью культурной программы является то, что процесс восприятия и процесс общения здесь сливаются воедино. В такой программе зрители выступают по отношению друг к другу в разных профессиональных, социальных, национальных, возрастных и половых ролях и отношениях. Эффективность программы во многом зависит от точного знания психолого-педагогических основ восприятия, учета интересов аудитории и самое главное учета гендерных характеристик аудитории, оказывающих большое влияние на восприятие и оценку мероприятий.

Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования аудитории. Существуют два типа интересов: первый ‒ это социальные, характеризующие личность как таковую, вне связи с конкретными источниками информации; второй ‒ аудиторные, когда, вступив в более или менее постоянную связь с источником информации, личность становится её потребителем.

Аудитория учреждений культуры может быть спокойной и возбуждённой, заинтересованной и равнодушной, благожелательной и неприветливой, доверчивой и настороженной.

Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам:

1. Состояние готовности, т.е. подготовленность или неподготов­ленность, слабая подготовленность слушателей;

2. Состояние заинтересованности, которое связано, прежде всего, с характером предрасположения аудитории, при этом учиты­вается как интерес к содержанию информации, так и отноше­ние и к её носителю и способам ее подачи;

3. Состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов аудитории [25, с. 25-26].

Различные аудитории (массовая, групповая) требуют различных приемов общения. Содержание каждой культурной программы должно соотноситься с характером и доминирующим полом аудитории.

Восприятие программы разделяется на два вида - восприятие явлений и процессов деятельности (чувственное восприятие), и восприятие знаковых предметов и систем различной степени сложности (восприятие произведений искусства, речи и т.д.). Эти два восприятия взаимодействуют друг с другом, что способствует целостному и гармоничному восприятию программы.

Совершенствование процесса восприятия программы предполагает соблюдение следующих условий деятельности учреждений культуры: актуализация содержания культурной программы на основе связи с реальной действительностью; развитие в учреждениях культуры разнообразных видов предметной деятельности, в которых ставятся и реализуются задачи, адекватные социальным интересам и запросам людей; использование возможностей учреждений культуры в изучении, формировании и удовлетворении потребностей и интересов населения, обеспечение условий для развития новых об­щественно полезных интересов; разработка культурно – досуговых программ с учетом гендерных особенностей аудитории; внедрение не только преимущественно комбинированных досуговых форм, но и специфических, для мужского и женского пола; развитие диалогических форм работы с аудиторией, привлечение посетителей учреждений культуры к участию в программах; укрепление материально-технической базы учреждений культуры на основе развития платных форм деятельности.

Некоторые ученые считают, для того чтобы потенциальная аудитория стала реальной, необходимо выполнение двух важных условий: удовлетворение потребностей и интересов личности и учет, и изучение потребностей общества. Мы же считаем, что есть еще одно важное условие, без которого увеличение реальной аудитории за счет потенциальной невозможно. Оно заключается в учете и изучении гендерных характеристик аудитории.

Это можно подтвердить, используя различные методы исследования: контент-анализ, анкетирование, тестирование, интервью, групповой и индивидуальный опрос, эксперимент, наблюдение. Беря гендер в основу исследования аудитории учреждений культуры, можно будет качественнее осуществлять исследования досуговых запросов населения и в процессе планирования содержания деятельности, учитывать характерные осо­бенности, социально-типичные признаки посетителей учреждений культуры, прогнозировать их возможные реакции на различные виды занятий и услуг.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДОСУГОВЫХ АКТИВНОСТИ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АУДИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Гендерный аспект поведения посетителей досуговых мероприятий

Технический прогресс, обеспечивая постепенное сокращение продолжительности труда, ведет к увеличению временного пространства для удовлетворения растущих потребностей.

Эти потребности в целом у всего населения, как свидетельствуют исследования бюджетов времени, многообразны. Среди них можно выделить семь основных групп: информационные – просмотр телепередач, чтение газет, журналов и др.; развлекательные – посещение зрелищных учреждений и мероприятий, различные игры и т.д.; общение – с членами семьи, друзьями, сослуживцами; физические – занятия физкультурой, спортом, туризмом; социальные (в узком смысле значения слова) – участие в деятельности общественных и религиозных организаций; образовательные – учеба, повышение квалификации, т.е. приобретение новых знаний и умений; пассивный отдых.

Эти потребности реализуются в разных видах деятельности. Однако, например, чтение может быть одновременно и развлечением и средством получения новых знаний, информации и просто отдыхом. Тоже можно сказать о телевизоре и других занятиях.

По данным рисунка видно, что явно доминируют такие формы досуга, как просмотр ТВ, видеофильмов, ведение домашнего хозяйства, чтение, встречи с друзьями, садоводство, отдых на природе. Наряду с этим, досуг современных российских женщин включает в себя и иные виды деятельности и предпочтений. Однако при этом одни из них более популярны и распространены, другие – менее, одни связаны с преимущественно домашним времяпрепровождением, другие – с активной социальной жизнью и развлечениями вне дома, одни – нацелены на пассивное восприятие, другие – на активное саморазвитие. Структура свободного времени может быть предельно простой или достаточно сложной, то есть в каждом конкретном случае речь идет об определенном спектре досуговых предпочтений.

Какие же типы досуга являются наиболее распространенными среди российских женщин? Для получения ответа на этот вопрос необходимо иметь представление о том, каким образом комбинируются различные виды досуговой активности в реальной жизни наших соотечественниц.

Формы проведения свободного времени женщинами, в %

В этом помогает типологизация досуговой активности, строящаяся по принципу своеобразной «пирамиды», то есть расширения видов и форм практикуемой досуговой деятельности от типа к типу. Очевидно, что простые домашние формы проведения свободного времени (телевизор, собственно работа по дому, чтение) при отсутствии любой социальной деятельности вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг формируют простейший тип досуговой активности. Условно такой тип можно назвать «домашним». Расширение этого типа досуга за счет таких форм, как отдых на природе и встречи с друзьями дома или в гостях, создает второй тип досуговой активности, который условно называется «традиционный».

Добавление к этим традиционным для российского населения видам деятельности тех или иных увлечений, включая занятия компьютером, самообразование, другие занятия или хобби, обогащает свободное время женщин более продвинутыми формами домашнего досуга, несущими в себе ярко выраженный развивающий компонент. Это позволяет назвать подобный тип досуговой активности «развивающим».

Социальное участие начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов рекреационной, развлекательной, политической или иной деятельности. При этом доминирование таких форм проведения досуга, как посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т.п., позволяет выделить такой тип активного досуга как «развлекающий». Включенность же женщин в деятельность различных культурных, образовательных, общественно - политических или гражданских институтов формирует так называемый «деятельный» тип досуговой деятельности. Любая социальная активность вне дома требует заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана), но именно она и придает жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «деятельный» тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен.

Если рассматривать досуг российских женщин с точки зрения предлагаемой типологии, то оказывается, что практически две трети женщин (65,2%) в настоящее время ограничивают свою жизнь преимущественно домашними формами проведения свободного времени (рис. 1).

Рис. 1. Распространенность среди женщин типов досуга, в %

При этом 50,7% женщин ограничиваются простым «домашним» или «традиционным» отдыхом (смотрят телевизор, занимаются работой по дому, читают, могут отдыхать на природе и общаться с друзьями), а 14,5% пытаются привнести в домашний досуг, развивающий компонент, как-то разнообразить его при помощи различных увлечений, занятий, пристрастий (это может быть и компьютер, и другие хобби). При этом у тех, кто нацелен на развивающий досуг, гораздо более выражена тяга к самообразованию (они в два раза чаще «домашних» стараются следить за новой литературой, приобретать новые навыки, в том числе компьютерные, повышать свою эрудицию и квалификацию). Однако, так же как и простые потребители домашних «развлечений», эти женщины не участвуют в социальной деятельности вне дома. Включиться же в социальную жизнь, практиковать активный досуг вне дома на сегодняшний день могла позволить себе всего треть (34,5%) опрошенных женщин.

Надо сказать, что данные исследования зафиксировали пропорцию, при которой все россияне делятся по типу проведения своего свободного времени на две части, характеризующиеся, прежде всего направленностью досуговой активности: две трети организуют свой досуг внутри и треть – вне дома. Причем, эта пропорция остается достаточно стабильной за последние несколько лет. И в этом отношении распределение типов досуговой активности женщин только подтверждает зафиксированную пропорцию.

При этом, однако, результаты общероссийских исследований свидетельствуют о том, что в последние три года отчетливо наблюдается смещение досуговых интересов населения в целом в сторону развития, самосовершенствования, стремления к получению информации, освоению дополнительных умений и навыков.

Как показывают результаты настоящего исследования, социальная активность женщин в сфере досуга детерминирована целым рядом факторов. В первую очередь, это семейное положение, наличие детей, профессиональная принадлежность, уровень квалификации и уровень образования. Так, среди женщин с «домашним» и «традиционным» типами досуга чаще представлены женщины, имеющие либо полные семьи с двумя (28,6%) и более детьми (38,1%), либо неполные семьи с одним или более детьми (18,8% и 21,7% соответственно). Низкий уровень материальной обеспеченности, возникающий за счет высокого коэффициента семейной нагрузки (число иждивенцев, приходящийся на одного работающего), действует на характер досуга женщин из этих семей двояко. С одной стороны, нехватка денег уже сама по себе приводит к обеднению их досуга

( табл. 2).

Таблица 2.

Распространенность типов досуга в зависимости от уровня материальной обеспеченности, в %

Уровень материальной обеспеченности

Типы досуга

Домашний

Традиционный

Развивающий

Развлекающий

Деятельный

Бедные

32,3

47,7

7,1

9,7

3,2

Низкодоходные

19,1

32,6

17,6

20,9

9,9

Среднедоходные

18,6

29,0

14,3

25,3

12,7

Высокодоходные

11,5

20,1

16,5

28,8

23,0

В сравнительном графике это выглядит следующим образом:

С другой стороны, низкий уровень жизни вынуждает подавляющее большинство женщин из этих групп работать, несмотря на большие домашние нагрузки. Без зарплаты жены, если нет помощи от родителей или иных источников дохода, в этих семьях не обойтись никак. Можно предположить, что многие женщины этой группы охотно ушли бы с работы, если бы получали пособие в размере хотя бы прожиточного минимума, поскольку большинство из них, работая, получает не больше. А учитывая, что чаще всего это женщины со средним и средним специальным образованием из числа рабочих, то вряд ли интерес к работе у многих из них сможет удержать их на рабочем месте.

Итак, картина «домашнего» досуга на этом фоне выглядит совсем неутешительно. Досуг большинства наших современниц большей частью сводится к тому, чтобы в перерывах между производственной работой и работой по дому обратить некоторое внимание на детей и успеть иногда, посмотреть телевизор. При этом по результатам многих социологических исследований, проводившихся в различных районах страны, совокупная ежедневная трудовая нагрузка работающих матерей составляет 12-14 часов, включая работу и дом. Совершенно не удивительно на этом фоне выглядит их оценка того, насколько за последние 10 лет изменились возможности вести домашнее хозяйство. Представительницы «домашнего» и «традиционного» типов досуга чаще говорят, что делать это стало труднее: если в целом по массиву 47,4% считают, что в современных условиях вести домашнее хозяйство стало труднее, то среди женщин с «домашним» типом досуга таких 61,0%, с «традиционным» – 53,6%.

Несмотря на определенную устойчивость соотношения типов досуговой активности по линии «дом» – «вне дома» для России в целом, отмечается их заметная дифференциация в зависимости от поселенческого фактора. Чем крупнее населенный пункт, тем больше у его жителей появляется возможностей иметь полноценный социальный досуг, включающий в себя культурную, развлекательную, рекреационную активность вне дома. Если в среднем по России такая активность характеризовала в нашем исследовании положение 34,5% женщин, то в столицах этот показатель приближается к 50%, в крупных городах – к 40%, и наоборот – в малых городах и на селе снижается до 26-23%.

Рис. 2. Степень удовлетворенности женщин возможностью проведения досуга в зависимости от типа досуговой активности, в %

Как видно из рисунка 2, включение более широкого спектра досуговых форм позитивно влияет на оценку удовлетворенности досугом. Так, если женщина помимо домашнего хозяйства «может себе позволить» пообщаться с друзьями дома или в гостях, либо просто отдохнуть на природе, то оценка удовлетворенности собственным досугом возрастает почти в два раза, с 7,8% при «домашнем» типе до 15,8% – при «традиционном». Совершенно иную, в целом положительную картину удовлетворенности собственным досугом демонстрируют женщины с активными типами досуговой деятельности: 31,3% представительниц «развлекающего» и 35,2% – «деятельного» его типов оценивают эти возможности положительно, тогда как 22,5% и 21,2% соответственно – отрицательно [26].

В целях сравнения досуговой активности и досуговых запросов аудитории, нами было проведено собственной исследование на основе метода анкетирования. Анкетирование проходило в учреждениях культуры г. Белгорода. В исследовании участвовали представители смешанной аудитории. Возраст опрашиваемых от 23лет до 45 лет. Контрольная выборка участников анкетирования составила 100 человек. Нами было опрошено 50 мужчин и 50 женщин.

Перед тем как начать изучение досуговых предпочтений мужчин и женщин, нами был задан вопрос: «На Ваш взгляд учитываются ли гендерные характеристики при организации досуга населения?». Большинство респондентов мужского пола считают, что, скорее всего да, учитываются – 90% и лишь 10% думают, что нет. Женщины же наоборот, считают, что нет, не учитываются. Данные ответы констатируют, что женщины более категоричны и требовательны к собственному досуговому времени и считают недостаточным внимание организаторов досуга к данному вопросу.

Несмотря на то, что большинство населения связывают свой досуг с пассивным отдыхом и восстановлением физических сил, посещение учреждений культуры является достаточно популярным видом досуговой деятельности. Провести свободное время в учреждении культуры предпочитают 22% мужского и 32% женского населения (рис. 3).

Рис. 3. Досуговые предпочтения мужчин и женщин.

Таким образом, мужчины реже посещают учреждения культуры, чем женщины. Возможно, это связано с тем, что женщины зачастую имеют больше свободного времени, особенно, если она домохозяйка. По данным опроса, свое свободное время мужчины предпочитают тратить на общение с друзьями 70%, прогулки на свежем воздухе 20%, чтение прессы и книг 5%, просмотр телевизора 3%, посещение спортивных секций 2% (рис. 4).

Рис. 4. Виды досуговых занятий мужчин и женщин в % соотношении

В ходе исследования были выявлены следующие закономерности: посещение учреждений культуры напрямую зависит от возраста респондентов.

Активное желание посещать культурные мероприятия в возрасте до 25 лет резко сокращается к 25-30 годам, когда молодые люди определяются с местом работы, обзаводятся семьей, много внимания уделяют воспитанию детей (хотели бы участвовать в организованном мероприятии только 14%, а посетить учреждения культуры 23% из опрошенных представителей этой возрастной группы).

Желание посещать досуговые мероприятия снова увеличивается с 35 лет, достигая своего пика в возрастной группе 45-59 лет (35 %) и снижается в возрастной группе после 60 лет (24%).

Распределение респондентов, желающих посещать учреждения культуры по уровню образования следующее: высшее – 40%, среднее - специальное – 34%, среднее 19%, неполное среднее – 13%. Главным препятствием к регулярному посещению мест культуры и досуга респонденты назвали материальные трудности (76%), на втором месте – отсутствие свободного времени – 41% и усталость после работы –36%, на третьем – загруженность домашней работой – 24% и неудобное расположение мест отдыха 18%.

Слабая вовлеченность людей, находящихся на заслуженном отдыхе, т.е. старшей возрастной группы, а также молодых семей в сетку мероприятий, организованных учреждениями культуры и досуга говорит о том, что при организации мероприятий нужно учитывать интересы разных возрастных и социальных групп.

Большинство опрошенных отметили значительное сокращение бюджета свободного времени за последние три года. По их мнению, это связано с повышением заинтересованности современного человека в оплачиваемом труде. Результаты анализа свидетельствуют о заметных различиях в том, как используют свободное время мужчины и женщины. Количество свободного времени у мужчин в течение недели остается постоянным, в отличие от женщин, досуг которых строго детерминирован домашними заботами.

Досуг мужчин в большинстве случаев носит развлекательный характер, это отметили 34 % опрошенных, женщины в большинстве случаев отдали предпочтение пассивным (домашним) формам проведения досуга (39%). При наличии возможностей мужчины чаще хотели бы проводить свободное время с коллегами по работе, а также большинство с удовольствием бы посещали спортивные мероприятия. Женщины, напротив, хотели бы чаще посещать учреждения культуры, а также заняться самообразованием или приобрести новую специальность.

Отдыхать активно, т.е. посещать учреждения культуры, заниматься спортом, самообразованием, женщины предпочитают в праздничные дни (40 %), а мужчины вечерами в течение рабочей недели (32 %).

Еще одним принципиальным различием досуга мужчин и женщин является связь досуга с употреблением алкоголя: 14% мужчин против 4% женщин отметили, что их досуговое общение часто связано с распитием спиртных напитков, при этом 24 % респондентов ответили, что полноценный отдых никак не связан с употреблением алкоголя.

Для того чтобы выявить предпочтения мужчин и женщин в формах проведения культурных мероприятий был задан следующий вопрос: «Какие культурно - досуговые мероприятия Вам наиболее интересны?». Оказалось, что у мужчин и женщин практически одинаковые предпочтения. На первое место по наиболее интересным мероприятиям выдвигаются концерты, на второе - конкурсные программы, реже всего мужчины и женщины посещают тематические вечера и фестивали.

На вопрос считаете ли Вы, что досуг мужчин и женщин и женщин различается, ответы распределились практически одинаково. И мужчины и женщины считают, что свободное время они проводят по-разному. Мужчина может пойти на рыбалку, на охоту, и не каждая женщина отправится вместе с ним. Женщинам предпочтительней свой досуг провести в учреждении культуры или посещая цирки, зоопарки, театры и кино.

Чтобы узнать мнение респондентов поводу того, надо ли проводить культурные мероприятия отдельно для мужчин и женщин, нами был поставлен такой вопрос: «Как Вы считаете должны ли досуговые формы дифференцироваться (разделяться) по половому признаку?» Мужчины считают, что да, должны – 45%, скорее нет, чем да – 10% и нет – 45%. Женщины же думают, что скорее да, чем нет – 50%, нет, не должны – 49%, 1% - затрудняется ответить (рис. 5).

Рис. 5. Дифференциация досуговых форм по гендерному признаку

А вопрос: «Хотели бы Вы посещать досуговые мероприятия, дифференцированные по гендерному признаку?» разделил мнения таким образом: женщины – да, хотели бы – 25%, скорее нет, чем да – 25%, нет – 50%; мужчины – скорее нет, чем да – 49%, да – 2%, нет – 49% (рис. 6).

Предпочтения среди досуговых форм не особо разделились по гендерному признаку: мужчины и женщины в большей степени предпочитают комбинированные досуговые формы – 98% и 89% соответственно, и лишь 2% у мужчин и 11% у женщин отдают приоритет досуговым формам только для своего пола. Исходя из данных видно, что женщинам в большей степени хочется участвовать в мероприятиях, проводимых исключительно для них, нежели мужчинам.

И, наконец, вопрос, какой, по мнению респондентов, вид досуга в наибольшей степени помогает человеку отдохнуть, разделил мнения таким образом: женщины считают, что это посещение кафе, баров, дискотек – 45%, эмоциональное и дружеское общение – 45% и 10% - прогулки, праздники и т.п. По мнению же мужчин, отдыху в наибольшей степени способствует эмоциональное и дружеское общение – 30%, посещение кафе, баров дискотек – 30%, спорт вне дома – 25%, прогулки, праздники и т.п. – 15%.

Таким образом, видно, что и мужчины и женщины в основном отдают приоритет эмоциональному и дружескому общению и посещению кафе, баров, дискотек. Однако мужчины не против отдохнуть и занимаясь спортом вне дома, в отличие от женщин, которые в большей степени предпочитают прогулки и праздники для восстановления сил.

Последний вопрос, который мы задали опрашиваемым, касался рекомендаций по улучшению качества культурно – досуговой работы. И мнения респондентов обоих полов сошлись на следующих замечаниях:

  1. Увеличить финансирование данной сферы.

  2. Улучшить материально – техническую базу.

  3. Повысить квалификацию работников сферы культуры.

  4. Разнообразить мероприятия.

  5. Изучить культурно – досуговые предпочтения населения и в соответствии с ними разработать культурно – досуговые программы.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что за последние годы количество свободного времени резко сократилось, и большинство населения связывают свой досуг с пассивным отдыхом, посещение учреждений культуры является достаточно популярным видом досуговой деятельности, особенно среди женщин.

На посещение учреждений культуры влияет ряд факторов: возраст, уровень образования и т.д. Главными же препятствиями к регулярному посещению мест культуры и досуга являются: материальные трудности, отсутствие свободного времени, усталость после работы, загруженность домашними делами, неудобное расположение мест отдыха.

Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать вывод, что, как правило, досуг мужчин носит развлекательный характер, в отличие от досуга женщин, который они стараются провести, посещая учреждения культуры и занимаясь самообразованием. Однако и мужчины и женщины не хотят посещать мероприятия, дифференцированные по гендерному признаку, и предпочитают комбинированные формы досуга.

2.2. Оптимизация деятельности учреждений культуры на основе учета гендерных характеристик аудитории

На первый взгляд может показаться, что способ мышления, виды деятельности и нормы поведения мужчин и женщин определены самой природой. При более глубоком анализе обнаруживается, что во внесоциальной (внекультурной) сфере ни мужчина, ни женщина «не существуют». Фемининность и маскулинность конституируются в специфических культурных обстоятельствах наряду с классовыми, возрастными, семейными и прочими факторами: то, что описывается как природное, чаще всего является культурно порождаемым. Да, физиологическое различие первично (и предшествует любому другому - например, социальному различию), но вопрос заключается в том, как культура пользуется этим изначальным биологическим различием, интерпретируя его, закрепляя с помощью различных конвенций, включая его в игру властных отношений. Гендер находится под влиянием, как культурных норм, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, свойственные одним, и несвойственные другим, в зависимости от пола.

Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам, готовится к различным праздникам, посещать культурно - досуговые мероприятия, а мужчины чаще всего стараются этого избежать. Нельзя забывать, что гендерно - ролевая социализация - это процесс, продолжающийся на протяжении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. В течение жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.

В процессе становления личности ребенка очень велика роль детских игрушек. Игрушки и игры помогают, например, девочкам практиковаться в таких видах деятельности как: ведение домашнего хозяйства, подготовка к материнству, умению общаться и сотрудничать. У мальчиков же игрушки побуждают к преобразованию окружающего мира, изобретательству, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение. Гендерную принадлежность игрушки часто содержит само название, либо упаковка.

Таким образом, гендерные различия наблюдаются с самого раннего возраста человека, и это в свою очередь является естественным толчком в процессе изучения такого явления как гендер.

Но со временем человек растет, и не нуждается в игрушках, как проведении своего досугового и культурного временного пространства. Поэтому очень важен дифференцированный и гендерный подход в организации культурных мероприятий для населения. А чтобы правильно и грамотно это осуществить, необходимо помнить характерные мужские и женские черты, эмоциональность, стереотипы, а самое главное - знать предпочтения населения, по проведению тех или иных мероприятий.

Так американскими учеными были проведены исследования, в результате которых они выделили характерные мужские и женские черты. Их можно представить в виде таблицы.

Таблица 4.

Характерные мужские и женские черты

Характерные черты мужчины

Характерные черты женщины

Сильный, склонен к занятию спортом

Слабая, практически не склона к занятию спортом

Меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости

Беспокоится о своей внешности и боится старости

Должен играть роль кормильца в семье

Проявляет привязанность к семье

Слабо проявляет свои эмоции, не плачет

Весьма эмоциональна, нежна

Стремится к власти и лидерству

Уступчива, услужлива

Независим, свободен

Зависима, в большей мере нуждается в защите

Стремится к успеху, честолюбив

Робкая, застенчивая

Зачастую пассивен в проведении мероприятий

Активна

Присуща инициативность

Инертность

Склоны к экстремальной деятельности

Склоны к умеренной, «центристской деятельности

Специализирован

Универсальна

Однако один из главных вопрос заключается в знании или не знании самого понятия «гендер». Оказалось, 70% опрошенных вовсе не знают что такое гендер, 22% ‒ что - то слышали о данном явлении, и лишь 8% знают, что это такое. Данные показатели свидетельствуют о том, что ведется недостаточная просветительская работа в сфере культуры. Население не получает должную информацию в этой области знаний. Необходимо применять на практике все формы работы и средства, используемые в них, чтобы каждый человек смог узнать все, что касается данной сферы.

Итак, значение гендерных исследований в области культуры весьма велико. Они помогают в полной мере представить, какими должны быть культурно - досуговые мероприятия. Как безошибочно их организовать. Как сделать так, чтобы эти мероприятия были интересны и увлекательны. Задача работника социально - культурной деятельности знать, что привлекает мужчин, а что женщин, и на основе этого проводить новые формы работы, учитывая специфические черты каждого пола.

В теоретическом плане нами сделана попытка расширить классификацию форм работы с аудиторией учреждений культуры, и наряду с демографическими и социально – культурными критериями общей классификации форм социально – культурной деятельности, предлагаем внести гендерный критерий, который позволит увеличить за счет потенциальной аудитории реальную. Так же для улучшения работы учреждений культуры и повышения качества услуг, следует вести систематический мониторинг досуговых запросов населения и планирование деятельности, учитывая гендерные характеристики.

На наш взгляд, гендерные исследования в культуре весьма значимы. Можно с полной уверенностью сказать, что изучение данного вопроса помогает лучше разобраться в специфических чертах, присущих конкретному полу, а это в свою очередь должно направлять работников социально-культурной сферы дифференцировано, и правильно организовывать культурно – досуговое пространство населения. Важно помнить, что мужчины и женщины различны по некоторым признакам. Это различие проявляется и в способе выражения эмоций, и в реакции на те или иные явления, происходящие в учреждениях культуры, и в умении проявить свою активность, а также в предпочтении к формам проведения своего свободного времени. Конечно, только учитывая все особенности и предрасположения мужчин и женщин, можно удовлетворить их потребности в культуре в полной мере.

Заключение

Гендерная история включает в себя историю женщин, историю мужчин, историю полов и их взаимоотношений. Однако она заключается не в простом описании мужчин и женщин и их основных характеристик, а в систематическом выявлении их взаимосвязей через постоянное сравнение в рамках различных исторических ситуаций. Применение гендера как категории анализа позволяет раскрыть исторический процесс во всем его многообразии и функциональности.

Основной смысл самого термина, и всей терминологии гендерных исследований заключается в том, чтобы признать: «пол» является продуктом человеческой культуры и должен рассматриваться именно так. Это особенно актуально в наше время, когда культура пола считается важнейшей составляющей общечеловеческой культуры. Гендерная теория оказывается своеобразной культурологической теорией, которая пытается разобраться с теми смыслами, которые появляются в той или иной культуре по поводу отношений, возникающих между мужчиной и женщиной, а так же по поводу культурных потребностей, возникающих у обоих полов, их сходства и отличий и создания учреждениями культуры условий, необходимых для их удовлетворения.

Учет гендерных характеристик является важной составляющей при организации социально-культурной деятельности, так как они оказывают большое влияние на выбор досуговой деятельности, что и было подтверждено в результате эмпирического исследования. Особенно важно учитывать данные характеристики среди молодежной аудитории, так как она находится в стадии формирования вкуса, ценностей и норм.

За последние годы сократилось количество свободного времени, но, тем не менее, посещение учреждений культуры остается достаточно популярным видом досуговой деятельности, правда преимущественно у женщин. Несмотря на то, что досуг мужчин носит чаще развлекательный характер, среди них наметилась позитивная тенденция улучшения качества досуга, наблюдается больше стремления к приобретению новых знаний и выход за рамки «домашнего» досуга.

Однако на выбор типа досуга среди мужчин и женщин влияют множество факторов: возраст, образование, семейное положений, материальное положение, загруженность домашними делами, наличие детей и т.д. Поэтому учреждениям культуры следует строить так свою деятельность, что население могло удовлетворить свои досуговые запросы независимо от этих факторов.

Некоторые ученые считают, что для увеличение реальной аудитории важно выполнять два условия: удовлетворять потребности и интересы личности и учитывать и изучать потребности общества. На наш же взгляд увеличение реальной аудитории невозможно без изучения и учета гендерных характеристик. И, несмотря на то, что в ходе исследования нами было выявлено то, что мужчины и женщины не хотят посещать мероприятия, дифференцированные по гендерному, и большей своей частью предпочитают комбинированные формы досуга, без учета гендерного критерия переход потенциальной аудитории в реальную маловероятен.

Из-за недостаточной разработанности гендерного подхода к типологизации и характеристике аудитории учреждений культуры отсутствует учет гендерных характеристик в реализации досуговых запросов населения и как результат довольно низкая посещаемость учреждений культуры населением.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что гендерные исследования в культуре весьма значимы. Гендер – это не просто наука, это сложное явление в различных сферах жизнедеятельности человека, которое требует длительного процесса изучения

Библиографический список

  1. Абубикирова, Н.И. Что такое «гендер»? / Н.И. Абубикирова // Общественные науки и современность, 1996.- №6- с.123-126

  2. Ажгихина, Н.И. Гендерные стереотипы в современных массмедиа / Н.И. Ажгихина // Гендерные исследования. ‒ 2000. ‒ № 5. ‒ С. 261-273.

  3. Айслер, Р. Чаша и клинок / Р. Айслер. ‒ М., 1993.

  4. Айвазова, С. Гендерное равенство в контексте прав человека. [Электронный ресурс] / С. Айвазова. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://lib.uni-dubna.ru/biblweb/search/bibl.asp?doc_id=34012&full=yes

  5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. ‒ М., 1994.

  6. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. ‒ М., 1993.

  7. Блохина, Н. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления. [Электронный ресурс] / Н. Блохина. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.gender.cent.ryazan.ru/school/blohina.htm

  8. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие / под ред. И.В. Костиковой. - М. : изд-во МГУ, 2000. ‒ 5-26 с.

  9. Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии / Теория и методология гендерных исследований: курс лекций // под ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН-МФФ, 2001. - 101-105 с.

  10. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век / Главн. научн. ред. и сост. А.А. Грицанов. ‒ М. : АСТ, Мн. : Харвест, Современный литератор, 2002. ‒ 166-167 с.

  11. Гендерные отношения в современной России : исследования 1990-х годов : сб. на-уч. ст. / под ред. Л. Н. Попковой, И. Н. Тартаковской. ‒ Самара : Самарский ун-т, 2003. ‒ 334 с.

  12. Горошко, Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения: (Психолингвист. анализ): автореф. дис. ... канд. филол. наук / РАН. Ин-т языкознания. ‒ М., 1996. ‒ 27 c.

  13. Женщина и мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http:// www.5ballov.ru/referats/preview/34164

  14. Здравомыслова, Е. Социология гендера // Введение в гендерные исследования / под ред. И.А. Жеребкиной – Харьков : ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 155-156 с.

  15. Калабихина, И.Е. Социальный пол и проблемы населения. [Электронный ресурс] / И.Е. Калабихина. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http: //www.a-z.ru/women/texts/pol1r-3.htm

  16. Кирилина, А.В. О применении понятия «гендер» в русскоязычном лингвистическом описании. / А.В. Кирилина // Филологические науки. ‒ 2000. ‒ №3. ‒ С. 18-19.

  17. Клецина, И.С. Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания / И.С. Клепица // Гендерные исследования: методология и методика. ‒ М., 2013.

  18. Мартынюк, А.П.Речевое поведение мужчин и женщин в неформальной коммуникативной ситуации / А.П. Мартынюк, П.Н. Землянский // Пол и его маркировка в речевой деятельности / под ред. Е.Н. Шовгеля. - Кривой Рог: МИЦ ЧЯКП, 1996. - С.114-126.

  19. Патрушев, В.Д. Свободное время работающих горожан России и США. [Электронный ресурс] / В.Д. Патрушев. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.mirrossii.ru/images/pubs/2006/06/16/000027 9696

  20. Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание. ‒ СПб. : Алетейя, 2007.

  21. Пушкарева, Н.Л. Женщина. Гендер. Культура / Н.Л. Пушкарева, З.А. Хоткина, Е.И. Трофима. ‒ М. : МЦГИ, 1999.

  22. Римашевская, Н.М. Реформирование социальной сферы в контексте гендерных отношений Н.М. Римашевская // Гендер как инструмент познания и преобразования общества : матер. междун.. конф. Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество» / ред.-сост. Е. А. Баллаева, О. А. Воронина, Л. Г. Лунякова. М. : МЦГИ, 2006. С. 58-69.

  23. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / под науч. ред. Т. М. Малевой, О. В. Синявской ; Независимый институт социальной политики. ‒ М. : НИСП, 2007. ‒ 640 с.

  24. Свободное время: выбор возможностей или вынужденное однообразие – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.fesmos.ru/ Pubikat/10_Woman%20new%20Russia2002/Woman_rus _8

  25. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / под. Общ. ред. Н.П. Гончаровой. – Тверь, 2003.

  26. Социальные проблемы молодежи – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/sociology/00034804_0.html

  27. Ушакин, С.А. Пол как идеологический продукт: о некоторых направлениях в русском феминизме / С.А. Ушакин. ‒ М., 1997.

  28. Ушакин, С.А. «Человек рода он» : знаки отсутствия / С.А. Ушакин //О муже(N)ственности6 сб. статей. ‒ М. : Новое литературное обозрение, 2002. – 12 с.

  29. Философия / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. ‒ М. : Русское слово, 1996. ‒ 394-396 с.

  30. Шеховцова, Е. культурно - досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели [Электронный ресурс] / Е. Шеховцова – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/ index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=201

Просмотров работы: 5747