РОЛЬ ИГРОВОГО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ДОСУГА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ИГРОВОГО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ДОСУГА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

Губина Ю.В. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть её социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения, так как именно в подростковый период складываются основные качества личности, формирующиеся в совместной деятельности и общении. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры, поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними личностных качеств определя­ет позицию ребенка в этом обществе. Поэтому социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий конформизму, это активный творческий процесс присвоение общечеловеческих, нравственно-эстетических ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе.

В условиях этой обострившейся проблемы сегодня ведущую роль приобретает, прежде всего, деятельность учреждений культуры, которые поистине являются могучим стимулом для творческого развития подростков, их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков. Социально-педагогические возможности содержательной деятельности, в которую включаются подростки в рамках досуговых учреждений, базируются на том, что они связаны с удовлетворением важных для данной категории социальных, материальных и духовных потребностей, являются носителями ценностей; а также в социальных ролях, нормах и правилах поведения, способных в силу своей значимости корректировать поведение детей в соответствии с общепринятыми социальными нормами и ценностными ориентациями.

Среди многочисленных форм работы с подростками в досуговых учреждениях, культивируемых в практике, на сегодняшний день наибольшее предпочтение отдаётся развлекательным программам. В основе таких программ лежит игровая деятельность, в процессе которой формирование и развитие личности осуществляется на основе доминирующих потребностей, таких как самореализация творческих способностей и выражение своих индивидуальных качеств, а также удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических, рекреационных потребностей подростка.

Игра в данном случае меняет систему взаимоотношений человека с миром, его социальную позицию и тем самым создает условия для самопознания и изменения личности. Игра проникает в реальный мир, участвуя в созидании личности, привнося в нее свой опыт, свои ценности и то же время компенсирует нехватку реального включения в практическую деятельность.

В подростковом возрасте интерес к играм приобретает несколько иной характер. Данный возрастной период характеризуется ориентацией юношей и девушек на собственную роль в обществе, их глубоко интересуют различные социальные явления, усиливается рефлексия, самоуглубление. В связи с этим повышенная избирательность общения, его эмоциональная насыщенность. Будучи одним из самых существенных видов человеческой активности, игра относится к таким понятиям, которые на первый взгляд кажутся совершенно простыми и ясными, однако при ближайшем рассмотрении обнаруживают большую неопределённость и противоречивость. Круг значений, охватываемых словом «игра», чрезвычайно широк.

В «Толковом словаре живого русского языка» русский писатель, лексикограф, этнограф В. Даль даёт такое определение понятию игра: «Игра – это то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие» [2].

В «Советском энциклопедическом словаре» понятие игры изложено следующим образом: «игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе…Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям» [1].

«Малый толковый словарь русского языка» трактует игру следующим образом: «Игра… Занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнование… Спортивное состязание между двумя соперниками (отдельными спортсменами или командами), проводимое по установленным правилам до определённого момента, считающегося его концом… Массовые соревнования по многим видам спорта… Действия, преследующие тайную цель, интрига».

Несколько иначе понятие «игра» раскрывает психологический словарь: «игра – один из видов деятельности человека и животных» [4].

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающим мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [6].

Игра – явление многообразное её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека и коллектива. Игра сложное социокультурное явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить. Именно поэтому она находится под пристальным вниманием педагогов, психологов, биологов, культурологов, философов, этнографов и других.

Игра человека есть социальный и эстетико-культурный феномен, а его содержание многообразие порождены тем же, чем порождён каждый человек и его культура – трудом и общением. Многие исследователи, в том числе П.Т. Лавров, Н. Бахтин, Э.В. Соколов именно в феномене игры видели первоисточник досуга и человеческой культуры в целом.

Одной из самых подробно разработанных теорий игры является знаменитая работа выдающегося нидерландского мыслителя Йохана Хейзинги [7]. Автор подчёркивает обширный круг различных смыслов игры. Он определяет игру вообще как нечто автономное и абсолютное: «Существование игры не привязано ни к определённой степени культуры, ни к определённой форме мировоззрения. Любое мыслящее существо может немедленно представить себе эту реальность - игру» [7] .

Опыт игрового поведения имеет каждый, в «культорно-историческом плане мир не знает культур, народов или эпох, не знающих игр», говорил с. Григорьев. Игра всегда была и является поныне эффективным средством формированием личности человека, его морально-волевых качеств.

Й. Хейзинга установил, что в древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра- забава, пустое развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование). В санскрите он выделял пять значений игры: игра детей; игра – представление; игры – шутки, фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство. Он убеждён, что если любую человеческую деятельность проанализировать до предела в познания, она покажется не более, чем игрой [Там же].

Й. Хейзинга первым показал, что игра - не просто отдельная сфера культуры, например, педагогика, к которой у нас свели игру, а одно из значимых свойств культуры в целом. Всякая культура разыгрывается. «Человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра» [8, с. 7].

Игра понятие сложное. Она означает и отдых, и развлечение, и соревнование, но самое главное, что в процессе игры происходит познание ребёнком мира и самого себя – происходит становление социально-развитой личности. Это уникальный феномен общечеловеческой культуры. На протяжении всей истории человечества люди проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.

Игра исключительно ёмка по своему содержанию. В процессе её происходит удовлетворение познавательных коммуникативных, эстетических, рекреационных потребностей человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются важные задачи воспитания и распространения культурных ценностей.

По природе и сути своей игра является деятельностью обладающей целым рядом особенностей. Для игры характерна своеобразная мотивация. Включение в неё не диктуется ни практической необходимостью в достижении вещных результатов, ни общественными обязанностями. Человек в данном случае смотрит на употреблении своих сил не как на необходимость, а как на источник наслаждения. Если закономерной причиной трудовой деятельности служит стремление людей удовлетворить определённые материальные потребности, то игра не имеет столь утилитарного значения и не направлена на получение каких-либо материальных продуктов. В игре нет не принудительных элементов, ни традиционно понимаемых обязанностей. Человек сам решает вопрос – вступать ему в это занятие или нет.

Сущность игры основывается на побудительных мотивах, которые вовлекают человека в игровое действо. «Положение, определяющее сущность игры состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, различных сторон действительности», - говорил С. Рубинштейн [5, с. 526]. Автор отмечает, что «личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам» [Там же, с. 528]. Побудительными мотивами в игре могут быть: стремление к подражанию; стремление к состязанию; стремление к самоутверждению; стремление к соучастию; азарт и другие. Как видим, речь идёт о здоровых личностных потребностях духовного содержания, которые носят ценностно-ориентационную окраску.

Игровой деятельности чужды сложные опосредования и расхождения между мотивами и поведением. Она представляет собой совокупность действий, которые значимы для человека по его прямому назначению. Активность в данном случае рождается из непосредственных побуждений – человек играет потому, что ему это нравится. Это формирует у подростка потребность в активной созидательной деятельности.

Игра на протяжении многих веков служила созидательным процессом. Человек, играя, познавал мир. Игра позволяла стимулировать обучение; способствовала регулированию нагрузки, снимая напряжения; помогала формировать моральные ценности; учила нормам поведения, помогала человеку лучше узнать себя; раскрыть свои творческие и человеческие качества. В связи с этим исследователи выделяют следующие функции игры: формирование навыков социального поведения; коммуникативная функция; развлекательная функция; функция самопознания; функция обучения. Участвуя в игровой деятельности, подросток формирует культуру нравственного поведения и коммуникации. У любой игры есть своё содержание. Игровые занятия всегда связанны с достижением определённой цели посредством преодоления каких-то препятствий. В ходе их человек совершает разнообразные умственные и физические операции. Как и любая деятельность, игра предполагает обязательное овладение определёнными способами практического действия.

Не менее разнообразны результаты игровой деятельности. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются различные качества, приобретаются новые знания и умения. Это и есть основной продукт, очень важный и ценный как в общественном, так и в личностном плане.

Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает здесь тот, кто лучше других сможет проявить свою ловкость, быстроту, находчивость, сообразительность, эрудицию, творческие способности и т.д. Совершенно справедливо об этом пишет Й. Хейзинга. Он считает, что игра есть борьба за что-нибудь или же представление чего-нибудь. Обе эти функции без труда объясняются таким образом, что игра «представляет» борьбу за что-то либо является состязанием в том, кто лучше других что-то представит. Из этих аспектов и вытекают содержание и смысл игры [7].

Игровая деятельность таит в себе возможность побед, а успех всегда придаёт уверенность в собственных силах, поднимает настроение и психологический тонус.

Любая игра имеет свои правила. Однако участники её могут в чём-то отступать от первоначально заданных установок. Игры относятся к тем вида развлечений, которые основаны на внесении предварительно принятые условия инициативы, импровизации, творчества. Стоит изъять эти элементы и игра исчезнет, разрушится, превратится в какой-то другой вид деятельности.

Важно не только понимать специфику игровой деятельности, но и видеть особенности возникающих отношений. Общеизвестно, что в процессе игровой практике складывается наиболее благоприятный тип общения, характеризующийся простотой, доброжелательностью, взаимопониманием. Общие интересы и совместные переживания всегда сближают, но в игре вступившие в неё сходятся особенно легко и быстро. В этом смысле игровая коммуникация обладает поистине чудотворными свойствами. Нередко благодаря ей люди превращаются из инертных и необщительных в активных, разговорчивых и инициативных. Исчезают излишняя застенчивость, стеснительность и многие другие качества, мешающие по-настоящему развлекаться и быть хорошим партнёром по отдыху.

С точки зрения формы Й. Хейзинга определял игру как свободное действие, осознанно вымышленное и выходящее за пределы повседневной жизни, однако способное полностью увлечь играющего; действие лишённое какой-либо материальной заинтересованности и целесообразности, которая совершается в определённо очерченном времени и пространстве, протекает в соответствии с принятыми правилами и вызывает к жизни взаимоотношения групп, охотно окружающих себя тайной или подчёркивающих, благодаря переодеванию, свою особость в обычном мире повседневности[7]. То есть это означает, что игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра не имеет цели, а сама по себе есть цель, действие и наслаждение. Это такая форма поведения человеком свободного времени, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата, представляет собой индивидуальное или коллективное развлечение, регламентируется правилами, опирается на традиции, благодаря которым и реализуется любой личностью легко и с удовольствием.

Там, где повседневный досуг умело, насыщен игровыми занятиями, существует возможность с большим успехом решать многие задачи культурного развития личности. Игра, как замечает С. Шмаков, выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей, при этом является не только процессом изменения и создания нового объекта, но и процессом изменения человеческой личности [9].

Нравственно воспитывающее влияние игровой деятельности связанно с тем, что игры осуществляются главным образом в коллективно-групповых формах и основаны на непосредственном общении людей. Развлечения такого типа неизменно предполагают определённую координацию усилий, взаимную помощь и взаимную выручку. Почти во всех игровых ситуациях слаженные коллективные действия – основное условие успеха. Игровое сообщество – это самодеятельный микроколлектив, выступающий применительно к каждому участнику игры как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее определённый стиль поведения. Очень важно, что приобретаемые здесь навыки и привычки сохраняются и переносятся из сферы досуга на другие виды деятельности. Таким образом, игра вносит специфически важный вклад в процесс накопления нравственного опыта.

В большинстве своём игры оказывают на людей благотворное эстетическое воздействие. В процессе игровой деятельности широко используется разнообразный художественный материал, многие игры проходят под музыку, отличаются пластикой, ритмичностью, изяществом движений. Эстетическими качествами могут обладать и принимаемые в ходе игры решения, особенно когда они оригинальны, неожиданны, эффектны: интересная игровая комбинация, успешно выполненное обманное движение, остроумные ответы и так далее.

Существует огромное количество совершенно разнообразных игр, которые могут заинтересовать, привлечь к себе внимание современных подростков. Это и подвижные игры, связанные с активностью в её особой пластично-эстетической форме, игровые движения и действия, как правило не дублируют те, к которым человек прибегает в обыденной жизни. Для этой игры характерен специфический темп и ритм поведения. Играющие как правило не приноравливается к каким-то заданным параметрам, а на оборот, приспосабливает ход и характер игры к своим собственным желаниям, вкусам, потребностям. В этом смысле подвижные игры являются хорошим компенсирующим и полезным средством.

Важное место занимают настольные игры. Они требуют от участвующих в игре известных навыков, знаний, определённой ловкости и сообразительности. Однако, как правило, эти игры легки для освоения и в тоже время увлекательны и полезны. В современных социокультурных центрах широко используется большая группа настольных спортивных игр: шашки, шахматы, бильярд, нарды, настольный теннис, настольный футбол, хоккей, крокет, кегельбан, и другие. Игра в данном случае ставит пред человеком строго очерченные задачи и строится в соответствии со строго заданными правилами. Повсеместной популярностью пользуются настольные печатные игры: кроссворды, чайнворды, сканворды. Игры со словами и буквами: анаграмма, метограммы, логогрифы, шарады, ребусы и другие.

Особой ценностью обладают те настольно-спортивные игры, которые относятся к разряду интеллектуальных игр. В отличии от умственного труда, эти игры требуют таких качеств, как сообразительность, смекалка, широта эрудиции, острота и оригинальность мышления. Их творческий импровизационный характер, соревновательность, эмоциональность доставляют человеку радость и наслаждение. И это не случайно, что по мере повышения культуры и образованности людей «интеллектуальный спорт» всё более становится одним из популярнейшим видов игровых развлечений.

Среди игровых развлечений следует выделить викторины и музыкальные игры, в основе которых лежит так называемый вопросно-ответный ход. Тематика их весьма разнообразна и методика проведения довольно проста. Так же игры аттракционного типа, представляющие собой групповые состязания, в процессе которых используются различные предметы и специальное оборудование. Как правило, задания здесь выполняют поочерёдно и в быстром темпе, который задается музыкой или заранее обуславливается лимит времени.

В программах развлекательного типа могут использоваться разнообразные наборы игр непосредственно не связанных друг с другом. Например, театрализованная сюжетно-оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссёрско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное массовое представление. Здесь с помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей и возрастает напряжение и интерес.

По сравнению с другими видами игр в театрализованных играх наиболее ярко выражено активно-творческое начало. Даже развитие игры определяется во многом выдумкой и фантазией самих играющих. И на какой бы конкретной основе не развёртывалось бы театрализованная игра, сюжет её должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои способности.

Массовая театрализованная игра всегда направлена на то, чтобы преобразовать и актуализировать имеющийся у участников запас жизненных и художественных впечатлений в живую весёлую импровизацию. Строя игру они дают своё понимание затрагиваемых событий и фактов, выражают собственное отношение к различным жизненным явлениям.

Некоторые игры уходят с массовой площадки на сцену и принимают там принципиально новую форму театрализованного игрового конкурса. Перебравшись за рапу, такая игра становится одной из специфических разновидностей развлекательного зрелища. Основная особенность этих игр – то, что отдыхающие добровольно дают право играть лишь отдельным своим представителям, а остальные участвуют в игровом действии как активные болельщики. Развлекательные игровые программы такого типа всегда носят соревновательный характер и осуществляются как конкурсы на командное или личностное первенство.

По своему содержанию игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников и общей эрудиции, и художественно-исполнительских способностей, и физической ловкости, и сообразительности, и изобретательности, и определённых творческих талантов. Высокий зрелищный престиж этих программ объясняется их постоянной оригинальностью и неповторимостью.

Одной из наиболее развитых форм театрализованного игрового состязания являются конкурсы весёлых и находчивых. Воплотив в себе всё лучшее, что есть в практике других игр, КВН, без сомнения, занял в группе сегодняшних развлекательных программ ведущее место. Характерной чертой конкурсов этого типа является их содержательно-организационная комплексность. Будучи коллажными по своей природе и сути, они включают в себя шуточные приветствия, небольшие музыкальные выступления, турниры «вопрос - ответ», демонстрацию «домашних заданий», и т. д. Юмор, находчивость, эрудиция, ловкость – вот основные принципы, на которых строятся КВН как игровые соревнования и забавные представления.

На современном этапе очень активна расширяется диапазон компьютерных игр. Здесь отчётливо выделяются такие группы, как спортивные игры имитирующие самые разнообразные виды игрового спорта; игры – стимуляторы, где экран компьютера превращается в кабину гоночного авто, самолёта и т.д.; ролевые компьютерные игры, когда играющие путешествуют преодолевая на своём пути какие-либо преграды. Препятствия; игры в стиле экшн, в рамках которых игрок находится в состоянии боевого противодействия с многочисленными недоброжелателями; игры – стратегии, требующие от игроков незаурядных способностей в решении проблем экономического, политического или общественного характера и другие.

Почётное место в общей системе развлекательного досуга подростков занимает восприятие разнообразных развлекательных зрелищ. Опыт показывает. Что такими возможностями обладают все наиболее распространенные виды зрелищ и в первую очередь художественные, спортивные и игровые, о которых мы уже говорили.

Важным компонентом сферы досуга и развлечений подростка всегда были и остаются танцы. Особенностью их является исключительная популярность и массовость: для множества людей они представляют собой наиболее доступную а иногда и единственную форму непосредственного включения в активную художественно-исполнительскую деятельность. Вот почему продуманная и умело организация танцев способствует решения целого ряда важных рекреационных и воспитательных задач в формировании личности подростка. Танец относится к тем видам общедоступным развлечений, в которых активность человека воплощается в особой художественно-образной форме. Танцы развивают чувство ритма, музыкальность, изящества, грацию. Тесно связанные с удовлетворением многообразных потребностей личности, они могут стать отличным средством воспитания хорошего вкуса и общей культуры поведения.

Все вышеперечисленные игры и многие другие являются мощным орудием в процессе воспитания, развития, и социализации подрастающего поколения. В процессе игры происходит взаимодействие социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами жизни и деятельности каждого подростка. Она является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на окружающий мир.

Многие исследователи игровой деятельности подростков отмечают, что игра выполняет ведущую роль в формировании личности. Так С. Шмаков пишет: «включаясь в разнообразные её (игры) виды, социальные связи и отношения, подросток овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки. И, прежде всего, происходит социальное взаимодействие во всём многообразии его разновидностей, и прежде всего общение ребёнка с другими людьми» [9].

Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей социальной деятельности, формы освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Таким образом, говоря о роли игры в развлекательном досуге подростков, необходимо сделать следующие выводы: игра – понятие многогранное. Она выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания и организации жизни подростков. Игра является естественной формой проявления их деятельности, в которой осознаётся окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества. Активности и самовыражения. Игра – это насущная потребность подростка: его психики, интеллекта; это путь поиска подростком, себя в коллективе и обществе в целом. Приобретение чувства коллективизма является достижение игровой деятельности.

В играх происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи, – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Именно с помощью игры в развлекательном досуге подростков, решаются проблемы межличностных отношений, познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений подростков.

Из этого следует, что роль игры в развлекательном досуге подростков очень велика и является неотъемлемой частью в организации досуга и жизнедеятельности подростка.

Таким образом, проанализировав специфику и содержание развлекательного досуга подростков, можно констатировать, что досуг действительно влияет на формирование ценностных ориентаций и развития личности подростков. Досуг для подростков – это сфера, в которой они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, в активной деятельности и самовыражении. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей.

В условиях развлекательного досуга подростки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Жизнедеятельность современных подростков предельно насыщенна и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг подростков, организованный в условиях развлекательных программ осуществляется преимущественно на основе игровой деятельности, которая помогает снять создавшееся напряжение, восстановление воспроизводство утраченных сил.

Говоря о месте и роли игры в развлекательном досуге подростков, необходимо сделать следующие выводы: игра – выступает самостоятельным видом развивающей деятельности, принципом и способом жизнедеятельности, методом познания и организации жизни подростков. Игра – это насущная потребность подростка: его психики, интеллекта; это путь поиска подростком, себя в коллективе и обществе в целом. В играх происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи, – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Именно с помощью игры в развлекательном досуге подростков, решаются проблемы межличностных отношений, познается и приобретается социальный опыт, а также формируются нравственно-эстетические и культурные ценности у подростков. Из этого следует, что роль игры в развлекательном досуге подростков очень велика и является неотъемлемой частью в организации досуга и жизнедеятельности подростков. Все это обусловливает одну из важнейших задач досуговой педагогики – поиск таких путей, таких форм, средств и методов, которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом, отмечает И.Ю. Исаева [3, с. 83].

Из выше сказанного следует, что возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает развлекательные программы досуговых учреждений привлекательными, интересными, наполненными содержанием, а это в свою очередь, способствует привлечению в них подростков. В условиях развлекательных программ, особенно таких как КВН, конкурсные шоу-программы и игровые шоу программы, подростки реализуют свои культурные и социальные потребности, развивают творческие способности. Таким образом, развлекательные программы являются одним из средств формирования ценностных ориентаций, которые имеют решающее значение для самоопределения личности.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь Электронный ресурс. – Электрон текст дан. – Режим доступа: http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=igra

  2. Даль, В.И. Толковый словарь живого русского языка Электронный ресурс / В.И. Даль. – Электрон текст дан. - Режим доступа:http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=abramov&word=igra

  3. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. - М : изд-во Московский психолого-социальный институт, 2010. – 200 с.

  4. Психологический словарь Электронный ресурс. – Электрон текст дан. - Режим доступа: http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=igra

  5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Издательство «Питер», 2000 - 712 с. – с.526

  6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В.А. Сухомлинский. – Киев : Радянська школа., 1985.

  7. Хёйзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. – СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

  8. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. - М., 1992.

  9. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А Шмаков. – М. : Новая школа, 1994 г. - 380 с.

Просмотров работы: 14031