ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Гужелева М.Б. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российское общество находится в состоянии нравственного кризиса. Духовный вакуум, образовавшийся вследствие разрушения прежних идеалов и духовных ценностей, ведет к моральной и физической деградации личности, к появлению разнообразных форм антисоциального или социально-деструктивного поведения. Особенно подвержено этому пагубному процессу подрастающее поколение, в среде которого нарастают индивидуализм и эгоизм, пренебрежение интересами и ценностями общества, разрыв с историческими корнями своих предков.

В наибольшей степени подростковую среду поразили наркомания, пьянство, бродяжничество и преступность, что стало логической реакцией на трудности с получением образования и трудоустройством, кризисные явления в экономике, ослабление ряда традиционных институтов социализации, этических ценностей и норм, напряженность в межнациональных отношениях, неэффективности молодежной политики, коммерциализацию досуга. Коррекция девиантного поведения подростков требует широкого использования системы взаимодополняющих профилактических мер правового, психологического, социально-экономического, организационного характера. Основными причинами, обусловившими появление вышеуказанных проблем, значительное ослабление работы по духовно-нравственному, воспитанию молодого поколения. Поэтому, сегодня как никогда необходимо осознание возврата к традиционным духовным и культурным ценностям нации.

Духовно-нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранение российского народа и российской государственности. В современных условиях все отчетливее стала выявляться необходимость обращения к ценностно-воспитательному потенциалу творческой среды учреждений, где подростки проводят свой досуг.

В подростковый период происходит активное формирования личности, приобретение социального опыта через собственную активную деятельность детей и подростков по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, по мнению психологов, является формирование чувства взрослости, развитие самосознания. Этот возраст представляет хорошую возможность приобщения формирующейся личности к ценностям принятым в обществе.

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

Духовное – это, по мнению И.А. Ильина, – это «дар выбора, предпочтения и самоопределения» [3, с. 43]. В другом источнике, духовная жизнь определяется как сфера самосозидания и самопознания личности. Она наиболее полно выражает сущностную характеристику человека, связанную с творческим поиском, целеустремленностью, смолообразованием, познанием мира, себя в мире на этической почве [2, с. 12.]. Совершенно справедливо будет сказать, что именно в духовной сфере осуществляется осмысление и выбор идеалов, ценностей, целей. Она предполагает не просто усвоение знаний, почерпнутых из человеческой культуры, ее «архивов», но осмысление и переживание их как личного жизненного опыта. В этом контексте «духовное» есть интегральное качество, относящееся к смысложизненной сфере, определяющей содержание, качество и направленность человеческого бытия [5].

Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность же представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности [4].

Как отмечает Е.В. Губанова, на духовно-нравственное становление и развитие личности подростков оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные [1].

В процессе духовно-нравственного воспитания подростков следует учитывать несколько важных моментов. Это, прежде всего, сохранение культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли естественного языка, как фактора духовного единения народа многонационального российского государства. В этой связи тематика форм досуговой деятельности в условиях учреждений культуры должна содержать перечень мероприятий по профилактике сквернословия, ненормативной лексики, молодежного сленга и других элементов, засоряющих русский литературный язык. Организация конкурсов художественного чтения, часов чистописания, публичных выступлений по заданной тематике не только способствует сохранению красоты родного языка и речи, но и формирует навыки правильного говорения, красивого и логичного выражения собственной мысли.

Учитывая то, что духовно-нравственная личность базируется на активном неприятии обществом засилья пошлости, разврата, насилия и экстремизма, внимание в работе с подростками должно быть активизировано ко всем фактам подобного проявления в подростковой среде. Россию в последнее время буквально захлестнула волна всевозможных религиозных культов и сект. Нужна широкая информационно-просветительская деятельность, которая может осуществляться в разнообразных индивидуальных, групповых, массовых формах воспитательной работы с подрастающим поколением. Индивидуальные беседы, информационные часы, дискурс, «круглые столы», кинолектории, просветительские беседы с представителями русской православной Церкви, безусловно, дадут положительные результаты.

Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была тесно связана с национальным вопросом. В таком многонациональном государстве, как Россия, возможен только союз всех народов ее населяющих, с их богатством и разнообразием культур и нравственных ценностей, на основе общих духовных начал и общенациональных интересов. Одним из важных направлений работы учреждений культуры в этом плане является формирование у подростков толерантности, терпимого отношения к другим культурам, уважения национальных обычаев и традиций. Совместные мероприятия с носителями других культур в форме творческих встреч, тематических вечеров, конкурсных программ и др., предусматривают ознакомление с особенностями национальных культур, формируют навыки межкультурной коммуникации, воспитывают патриотизм и гражданственность подростковой молодёжи.

Формирование здорового образа жизни молодежи является важной общественной задачей. Угроза духовно-нравственной безопасности в настоящее время проявляется в стремительном возрастании потребления алкоголя, наркотических средств различной этимологии, общего ухудшении здоровья людей. Эффективным способом оздоровления является физическая культура, формирование здорового образа жизни. Тесное взаимодействие учреждений культуры с учреждениями физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительными комплексами обеспечит участие подростков в культурно-спортивных мероприятиях, посещение занятий в спортивных секциях. Проведение выходных дней на природе, пешеходные экскурсии, туристические мероприятия способствуют не только формированию основ здорового образа жизни, но и сплачивают коллектив, воспитывают чувства ответственности, коллективизма.

Любовь к Родине - общечеловеческая нравственная ценность, которая у каждого человека проявляется и выражается в зависимости от уровня воспитанности, сформированности мировоззрения, его убеждения и взглядов. Духовно-нравственное воспитание, безусловно, должно быть направлено на те субкультурные подростковые группы, которые не дорожит национальными культурными традициями, славным культурным наследием, героическими достижениями собственного народа и государства.

Воспитательная работа учреждений, занятых в процессе организации досуга подростков должна обязательно включать значительный блок мероприятий патриотической направленности, среди которых особое внимание должно уделяться формам краеведческой тематики. Приобщение и популяризация национальных культурных ценностей посредством широкого спектра воспитательных культурно-досуговых мероприятий может стать действенным способом обеспечения эффективности духовно-нравственного воспитания подростков. Подтверждение этой мысли находим у И.А. Ильина, который пишет, что сохранение отечественной культуры как целостного явления есть главная предпосылка и условие духовной безопасности общества, ибо лишь «культурное самостояние» есть залог величия народа и независимости государственного бытия [3].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание подростков является актуальной социокультурной проблемой, которая должна решаться общими усилиями всех социально-культурных институтов общества, среди которых учреждениям культурно-досугового типа отводится особое место. В процессе культурно-досуговой деятельности, которую проводят эти учреждения с подростками, происходит соотношение ценностей прошлых веков с цен­ностями современного мира и овладение ценностными ориентациями; приобретаются практические духовно-нравственные ориентации и инструмен­тальные навыки, тем самым воздвигая прочный щит на пути духовным опасностям и угрозам внешнего мира. В сложных современных условиях меняются требования к тем, кто непосредственно взаимодействуют с молодым поколением, формирует атмосферу культурного досуга, создает социокультурное образовательное и воспитательное пространство, в условиях которого решаются современные задачи духовно-нравственного воспитания.

Литература.

  1. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5

  2. Зуев, Ю.П. Развитие религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской федерации (Аналитический материал) / Ю.П. Зуев, Т.А. Кудрина, Лопаткин Р.А., Ф.Г. Овсиенко, Н.А. Трофимчук // Религия и образование: сб. обзоров и реф. / отв. ред. Скворцов Л.В.; сост. Девина И.В.– М., 2002.

  3. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. - М., 2002.

  4. Каршинова, Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6

  5. Лебедев С. Концепция духовной безопасности / С. Лебедев // Правый взгляд, 9 января, 2007.

Просмотров работы: 1507