«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Рыбаков П.А. 1, Коваленко И.Г. 1
1Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский областной колледж культуры и искусств» Барабинский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Способности как врождённый фактор, сформировавшиеся в деятельности личности…………………………………………………….........5

Глава 2. Творческие способности………………………………........ …………8

2.1 Проблема творчества и творческих способностей…………..…. ……8 2.2 Творческие способности в развитии ребёнка……………………...…11Глава3. Формирование и развитие творческих способностей……… ………14 3.1Творческая деятельность как объект усвоения знаний и умений в творчестве…….…………………………………………………………………14

3.2 Проявление ритма в творчестве в роли движущего механизма……........17 3.3 Развитие творческих способностей детей через музыкальное воспитание…….………………………………………………………...……….22

Заключение............................................................................................................27Список используемых источников……………………………..………………28

Введение

Творчество — начало, дающее человеку бессмертие.

Р. Роллан

Я - студент 3 курса отделения «Народное художественное творчество». В своей деятельности я связан с инструментальным творчеством и предполагаю по окончании колледжа работать с творческим коллективом. Меня, как будущего руководителя фольклорного ансамбля, интересует вопрос развития творческих способностей детей. Считаю, что тема «Формирование и развитие творческих способностей детей на основе традиционного инструментального творчества» поможет в моей будущей профессии.

Музыканты считают, что для формирования музыкальных способностей детей важно создать с самого рождения ребёнка необходимые условия.

Думаю, что не существует не талантливых людей. Каждый человек по-своему талантлив, индивидуален и уникален. Просто есть люди, которые не дают своим творческим способностям вырваться наружу.

При рождении у ребёнка развиты абсолютно все чувства, но, к сожалению, не всегда удаётся обнаружить и развить его творческие способности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь даже к собственному голосу, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность – свойство, данное человеку природой. Самореализация человека, занятие любимым делом сделают любого человека успешным при условии обнаружения и развития природных талантов.

Еще Дмитрий Шостакович говорил «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего её слушать». Лишь тогда человек станет духовно богаче, чище и совершенней.

Я считаю, что развить творческие способности - это значит «вооружить» ребёнка способом деятельности.Ведьспособности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии.

Цель работы: изучить возможности развития творческих способностей детей разного возраста на основе традиционного инструментального творчества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • изучить литературу по данной тематике;

  • рассмотреть понятия «способности», «творческие способности»;

  • проанализировать вопрос формирования и развития творческих способностей детей.

Объектом исследования являются творческие способности детей.

Глава 1. Способности как врождённый фактор, сформировавшиеся в деятельности личности

Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли, и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. [21]

При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). [21]

Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности

Способности — это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись. Психология, отрицая тождество способностей и важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство.

Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды способностей:

  1. умственные и специальные

  2. учебные и творческие

  3. математические

  4. конструктивно-технические

  5. музыкальные

  6. литературные

  7. физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Но не стоит путать одарённость человека к определенному виду деятельности с его способностями.

Одаренность – это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». [21]

Глава 2. Творческие способности

2.1 Проблема творчества и творческих способностей

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

На сегодняшний день формирование и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста представляют собой один из важнейших вопросов, решаемых в начальной школе. Так как именно они помогают раскрыться ребёнку в полной мере, создавать нечто новое, необычное - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности

Сущность творчества – в предугадывании результата, правильно

поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Мария Склодовская называла чувством природы. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.

Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, О. Матюшкин, Д. Богоявленская, Л. Выготский, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский, и др.). Их психолого - педагогические исследования дают нам основание считать, что определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной, рассматривается как интегративная характеристика личности. Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания. Проблеме способностей посвящены труды Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, А.А. Волкова, Э. Меймана, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова и других. В отечественной психологии твердо сформировалось положение о том, что способности - это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются. Многие психологи связывают творческие способности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.[15]

И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения. Философы (особенно А. Спиркин) определяют, что творчество - это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, особенностей, закономерностей, а также методов исследования и превращения материального мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения.

Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности. Педагогические средства развития творческих способностей разнообразны, но все они направлены на достижение одного результата - развить таланты учащихся.

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский метод;

4) творческие работы учащихся;

5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [10].

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка.

Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

1) по результату (продукту) деятельности;

2) по способу ее протекания (процессу).

Обратимся к работе Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей. Программа должна включать в себя все методы развития - наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений.

Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

2.2Творческие способности в развитии ребёнка

Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение (Симановский А.Э.) Это можно назвать творческим мышлением.

Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира. [5]

Исследования в области социологии, психологии, педагогики свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Именно в детстве ребенок особенно предрасположен к восприятию и освоению разных видов художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко, эмоционально, активно. Л.С.Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным, сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств, уточнения представлений, развития творческого воображения.По словам П. П. Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец.»»По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности. [5]

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

Глава 3. Формирование и развитие творческих способностей детей

3.1 Творческая деятельность как объект усвоения знаний и умений в творчестве

Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе нужно учить творчеству. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Существует теория, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. С психологической точки зрения дошкольное и школьное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И учителя, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. [5]

А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Склонность к творчеству присуща ребенку. По утверждению Л.С. Выготского, творчество - норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира.

Детское творчество - это результат потребности ребенка открыть свой внутренний мир, и к нему надо отнестись с уважением. Детское музыкальное творчество обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.Исследователи выделяют условия и факторы, способствующие развитию творческих способностей ребенка:

  • правильная организация обучающей среды, т.е. создание психологической безопасности;

  • отсутствие внешнего оценивания.

Детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям.

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. [20]

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. [20]

Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обусловливает ее высокую художественную ценность. Затруднения, возникающие у детей дошкольного и младше го школьного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально- слуховых представлений и мотивации к познанию. Происходит обеднение, а также атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом.

Художественные потребности человека могут быть реализованы в музыкальной деятельности.

Музыка как один из видов искусства неразрывно связана с творчеством. Важнейшая задача современной педагогики — творческое развитие ребенка. [20]

3.2. Проявление ритма в творчестве в роли движущего механизма

Творчество выступает в роли движущего механизма, который не дает человеку успокоиться,«принуждает» находиться в постоянном поиске. Ребенок поет, играет, танцует, шалит... Эти своеобразные проявления творчества, соответствующие уровню развития ребенка, отображают его определенные потребности, степень освоения окружающего мира. Чем раньше ребенок начинает «творить», тем быстрее у него сформируется способность к самовыражению, а также способность к самостоятельным действиям. Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей.

Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано с разными аспектами жизнедеятельности организма ребенка. Уже с момента рождения к внутренним ритмам организма ребенка (ритм дыхания, сердцебиение) присоединяются ритмы его взаимодействия с окружающим миром. Плач младенца, его реакция на пение матери, первые движения под музыку, когда он старается подстроиться под ее ритм, есть по сути первоначальные проявления эмоционального восприятия. Раннее формирование чувства ритма создает предпосылки для эмоционального развития ребенка. Ритм деятельности человека согласуется с его природным метрономом - сердцем. В пульсации сердца находит отображение взаимодействие организма с ритмом планеты (периодичность вращения Земли вокруг Солнца, атмосферное давление планеты), ритмом географической среды обитания (страна, го­род, деревня). Образ каждого народа ассоциируется с определен­ным ритмопульсом.

Это особенно заметно по произведениямтрадиционного фольклора (танцам, песням, инструментальным наигрышам, поэтическому творчеству). В культуре первобытных народов различные ритмы вы­полняли организационную функцию. Удары барабанов призывали к объединению, выкрики способствовали более успешной совместной работе. Ритуальные танцы, первоосновой которых был ритм, оказывали и на танцующих, и на зрите­лей сильное эмоциональное воздействие.

Элементарное музыкальное воспитание по системе австрий­ского педагога и композитора Карла Орфа в своей основе строится на ритме — активном участии детей в музицировании, импровизациях на примитивных ударных «ритмических» инструментах. Однако воздействие ритма на организм человека может быть и негативным. [16, с. 84]

В некоторых стилевых направлениях современ­ной музыки (рэп, техно-поп, рэйв, регги) ритмическое начало выступает в качестве сильнейшего раздражителя, что помога­ет музыкантам добиваться быстрой обратной связи с публикой.

В настоящее время во многих школах Западной Европы педагоги стараются отказываться от тотального использования синтезаторов на музыкальных занятиях. Синтезатор, каким бы совершенным он ни был, никогда не заменит «живого» общения с музыкой посредством акустических инструментов.

Ритм выступает как одно из средств развития творческих способностей детей в процессе их музицирования на народных инструментах. Например, Тембровое многообразие инструментов оркест­ра «ДАР» (созданного Д. А. Рытовым) позволяет поддерживать устойчивый интерес к ис­полнительству и создает предпосылки к творческой самореализации детей — сочинению аранжировок и оригинальных произведений для народных инструментов, импровизации, в том числе ритмической.

Например, при разучивании с детьми русской народной песни «Дождик» для кугикл и балалайки Таня В. (6 лет) предложила ввести в ансамбль

валдайский колокольчик, чтобы показать капельки дождя.

На музыкальных занятиях детям предлагается целый комплекс упражнений для развития чувства ритма.

Сначала они приобретают простейшие навыки — повторяют (хлопками, уда­рами ногой по полу, щелчками пальцев) ритмический рисунок, заданный педагогом. Четко выполнить это упражнение им по­может один из методов относительной сольмизации скандирование ритмослогов, соответствующих разным длительностям:

В дальнейшем рекомендуется скандировать слова, которые имеют отношение к изучаемым инструментам.

Например, знакомя детей с пастушьей барабанной, педагог говорит, что в слу­чае опасности для стада пастухи выстукивали сигнал тревоги:

Когда опасность миновала, пастухи выстукивали:

При разучивании приема игры на трех ложках («Комар и лягушка») можно скандировать:

В этом приеме сочетаются глиссандирующие удары одной ложкой («комар»), зажатой в правой руке, по двум ложкам («лягушка»), зажатым в левой руке, и кваканье «лягушки» (кисть левой руки резко сжимает зажатые между пальцами ложки получается удар). Когда «комар» делает глиссандирующие удары по «лягушке», он приветствует ее: «Здрав­ствуй!» «Лягушка» отвечает на приветствие: «Ква, ква» (ложки в левой руке делают два удара). Ребенок проговаривает эти сло­ва одновременно с движениями рук, что помогает ему быстро приобрести необходимые навыки. Затем детям предлагаются более сложные ритмические задания, в которых учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка.

Развитие чувства ритма помогает детям организовать не только свою музыкальную деятельность, но и любую другую, рациональнее использовать свое время.

Всем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые занимались по программе «Музыкальная народная культура», очень нравится сочинять различные ритмические последовательности. Это подтвердили результаты анкетирования, которое было проведено в конце первого полугодия.

Играя на ударном музыкальном инструменте, ребенок не только музыкально развивается, но и трудится — приклады­вает определенного рода усилия.[20]

Атмосфера активного взаимодействия с музыкой сводится не к пассивному созерцательству, а к формированию, по словам Б. В. Асафьева, музыкально-творческого инстинкта. Ритмические задания, импровизация на народных ударных инструментах создают для этого все необходимые предпосылки.Музыкальная деятельность детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, способствует их творческой активности.

В этом возрасте ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира.

Музыка воспринимается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к деятельности. С помощью языка музыки ребенок быстрее устанавливает контакт с окружающим миром и в то же время формирует свой собственный мир переживаний и образов.Направленно воздействуя на ребенка, педагог должен учи­тывать его природные свойства.

Согласно классификации С.Т. Шацкого, таких свойств пять: 1)сильно развитый ин­стинкт общительности

2)возбуждаемое любопытством иссле­довательское отношение к окружающему миру

3) потребность в созидании

4) инстинкт детского творчества, выраженный в развитии фантазии и воображения

5)инстинкт под­ражательности, влияющий на формирование детского ха­рактера

3.3. Развитие творческих способностей детей через музыкальное воспитание на основе традиционного инструментального творчества

Музыкальное воспитание детей должно быть комплекс­ным — вместе с игрой на народных инструментах включать пение, движение под музыку, танец, сценическое действие. Рекомендуется также «рисовать» музыку — изображать при помощи красок и карандашей возникшие музыкальные впечатления.

Форма занятия должна быть увлекательной.

Например, если рассказать сказку детям 5 лет о мажоре и ми­норе под аккомпанемент различных народных инструментов, (балалайка, свирель, ложки, колокольчик и др.), далее дать задание нарисовать то, о чем дети услышали, они принесут определенные рисунки и смогут их прокомментировать.

На рисунках могут быть и солнечная полянка, на которой веселится мажор, и хмурая туча (минор), из которой дождь льет без перерыва на темный лес.

Подобные задания не только развивают воображение детей, но и помогают им познавать окружающий мир, вырабатывать свое от­ношение к нему.

Можно предложить детям другой вариант задания: расска­зать о том, что они представляют, когда слушают ту или иную музыку. На свирели была исполнена русская народная песня «В сыром бору тропина».

Коля Ю. (5,5 лет) — «Мне показалось, что это грустный осенний вечер».

Виталий 3. (7 лет) — «На улице пасмурно. Идет непрерывно маленький дождь, который тихо стучит по крыльцу и стеклам дома. А я сижу и смотрю, как капли медленно скатываются по стеклу».

Петя С. (4 года) — «Похоже на "Два кота"» (ранее разученная шу­точная песенка). После повторного прослушивания музыки Петя все равно остался при своем мнении.

Очевидно, что чем старше ребенок, тем более развернутым и об­разным становится его рассказ.

Важный фактор образовательного процесса — создание ме­ханизмов обратной связи между ребенком и педагогом, что спо­собствует формированию благоприятного психологического климата для активного самовыражения и творчества детей.

Ася Д. (4 года) увлеченно музицирует на звоннице и тихо напе­вает. Несколько минут назад Асю попросили рассказать, какая сей­час на улице погода, не замерзла ли она, когда шла на занятие (был конец декабря). Поэтому в ее песне-фантазии главная героиня — зима.

Педагог не должен мешать ребенку музицировать, ограни­чивать его в выборе средств самовыражения, а внимательно вы­слушать ребенка, по возможности принимать участие в его заня­тиях — творческий подход к выполнению задания следует всячес­ки поощрять.

(Наблюдения Д.А. Рытова, автора пособия «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей»)[20, с 43]

Одной из важных форм работы является подбор на слух на мелодических народных инструментах (звоннице, дровах, сви­стульке, гуслях) различных интервалов и несложных мелодий, самостоятельное завершение мелодий, начатых педагогом. Эти упражнения развивают у детей музыкальный слух, память.

Народные музыкальные инструменты как произведения на­родного прикладного искусства помогают создавать на музыкальных занятиях необходимый эстетический настрой, акти­визирующий детское восприятие, стимулирующий формирова­ние обратной связи между педагогом и детьми.

Музыкальные инструменты выступают также в роли источ­ников информации. Слушая звучание инструментов, знакомясь с историей их создания, визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в ее «поле», ощущают себя ее звеньями.

Дополнительную информацию дают названия инструментов: шаркунок (от слова «шаркать»), копытца (звучание инструмен­та имитирует перестук лошадиных копыт), звонница (от слова «звон»), жалейка (от слова «жалеть» или «жалить»), рожок (со­ставная часть этого инструмента сделана из рога животного).

Играя на инструменте с понятным названием, ребенок подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии в этот процесс. Русские народные инструменты способствуют развитию сенсорных способностей детей. [23]

Сравнивая музыкальные инструменты, дети учатся выде­лять и распознавать их отдельные свойства, логически мыс­лить.

На более поздних этапах обучения они уже могут класси­фицировать музыкальные инструменты группировать их по определенным признакам. Исполнительство на народных музыкальных инструментах рассматривается как модель проявления и становления музыкальных задатков детей, вовлечения их в активную музыкаль­ную деятельность.

Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно-эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждо­го инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент, таким образом, помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

Около половины опрошенных детей, занимающихся по программе, разработанной автором пособия «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», на вопрос: «Какая вам нравится музыка?» — дали конкретные ответы: спокойная, ве­селая, нежная, звонкая, ритмичная... Причем ответ каждого ребенка отображал в той или иной мере свойства его характе­ра, показывал, в какой музыкальной атмосфере он чувствует себя комфортно.

Так, Анна Б. (7 лет), уравновешенная и всесторонне разви­тая девочка, предпочитает слушать спокойную музыку. Лена Е. (7 лет), коммуникабельный и жизнерадостный ребенок, лю­бит «веселую и добрую музыку». Ваня Ф. (7 лет), несобранный ребенок, быстро переключающийся с одного вида деятельнос­ти на другой, на этот вопрос ответил так: «Когда какая, одновременно трагическая и веселая».

С помощью музыкального инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему нравят­ся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать.

В быту народа, в различных культовых обрядах музыкаль­ные инструменты часто применялись как эмоционально воздействующие. Например, трещотки, свистки использовались для привлечения или отпугивания птиц, зверей, ими отгоняли «злые силы» и стремились призвать «добрые».

Эмоциональное воздействие музыкального инструмента усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа. Играя на народном музыкальном инструменте, он входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента. Проводниками в этот мир образов могут быть сказки, былины, произведения песенного и поэтического народно­го творчества, сам музыкальный инструмент как образец деко­ративно-прикладного искусства.

Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение музыкального опыта — все это создает предпосылки к активной творческой деятельности детей и сочинительству. [23]

Заключение

Мы изучили формирование и развитие творческих способностей детей на основе традиционного инструментального творчества.

Рассмотрели такие понятие как способности, творческие способности, а так же значение и понятие ритма в жизни ребёнка. Это помогло нам выявить, рассмотреть и изучить проблему формирования творческих способностей детей.

Музыкальное творчество – комплексная деятельность, развивающаяся в процессе обучения пению, хореографии, игре на музыкальных инструментах.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях во время игры на музыкальных инструментах.

Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Одной из важных форм работы является подбор на слух на мелодических народных инструментах (звоннице, дровах, сви­стульке, гуслях) различных интервалов и несложных мелодий, самостоятельное завершение мелодий, начатых педагогом. Эти упражнения развивают у детей музыкальный слух, память.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Педагоги должны готовить детей к жизни, поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей.

Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Считаю, что развить творческие способности - это значит «вооружить» ребёнка способом деятельности, который поможет ему в дальнейшей жизни.

В своей будущей профессии я обязательно буду раскрывать творческие способности у детей, ведь музыка делает нас чище, духовней, совершенней.

Список используемых источников

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе/ О.А. Апраксина. - М., 1983. -263с.

2.Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца 20 столетия/ Л.С. Беляева. - Мурманск, 2002.- 203с.

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. - М., 1968. – 185с.

4. Вартанова И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру/И. Вартанова// Воспитание школьников. - 2002. - № 2.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология/ Л.А. Венгер. - М., 1988. -241с.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. - М., 1982.

7. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников/ Т.Мехова. – М., 2001, № 3.

8. Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов.- М. 1995.

9. Миропольский С. Народная песня в воспитании. Беседа. 1972, № 10.

10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В.С. Мухина. - М., 2000. -361с.

14. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! (Русское народное детское музыкальное творчество).- М., 1988.-209с.

15. Науменко Г Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М., 1996. – 244с.

16. Пашина О.А. Народное музыкальное творчество/О.А.Пашина.- 2005. – 178с.

17. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские/ Е.А. Покровский. - М. 1987. – 304с.

18. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи/ В.Я. Пропп. - М., 1976. - 258с.

19. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции/ С.Х.Раппопорт.-М., 1968. – 354с.

20. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей /Д.А. Рытов.- М.: Просвещение, 2001. – 384 с.

21. Способности и склонности: Комплексные исследования под редакцией Э. А. Голубевой.- М.:«Педагогика», 1989.

22.Чичеров В.И. - Русское народное творчество/ В.И.Чичеров. – 1959. – 184с.

Электронные ресурсы

  1. Карачева Е.В. Методика работы в оркестре с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://open-lesson.net/1140/

Просмотров работы: 7656