ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-ЛАБОРАТОРИЯ «ЗА!ТЕКСТ KIDS» КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-ЛАБОРАТОРИЯ «ЗА!ТЕКСТ KIDS» КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В развитии регионального и национального социокультурного пространства важное значение приобретает творческая деятельность любительских театральных коллективов, которые обеспечивают досуговое общение различных социально-возрастных групп, творческую самореализацию и формирование творчески активной личности.

Для современных любительских театральных коллективов актуальна потребность в проведении специфических культурных мероприятий, которые способствовали бы совершенствованию художественного уровня, поиску и развитию новых средств театральной сценической выразительности, обмену педагогическим опытом, методикой, репертуарными разработками. Уникальным способом удовлетворения такой потребности является фестиваль. Проведение фестивалей помогает решению задач, способствующих стимулированию социокультурных процессов, в том числе в сфере досуга, художественного творчества, туризма и т.д.

Современное искусство тесно связано с социокультурными процессами и отражает все многообразие и специфику социальных отношений, присущих нашему времени. Особенно верно это утверждение в отношении таких форм художественного творчества, в которых ярко выражена установка на межличностное, межнациональное, межкультурное и т.д. общение и обмен информацией. К таким моделям творческого взаимодействия можно отнести театральный фестиваль, который с течением времени все активнее используется в качестве способа ведения культурного диалога.

Термин «фестиваль», восходящий к латинскому «festivus» – веселый, праздничный, происходит от английского и французского «festival», что в буквальном переводе означает «празднество». Многогранность этого социокультурного явления даёт основание рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, представление.

Ни в одном из энциклопедических изданий или монографических исследований в области исполнительских искусств нет развернутого определения фестиваля как организационно-художественной формы театральной или музыкальной деятельности. Единственное определение этого термина дает словарь русского языка С.И. Ожегова: «Фестиваль – широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» [1].

Основная задача фестиваля – внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей. Театральный фестиваль имеет конкурсную основу. В течение нескольких дней проходит конкурсная программа, жюри оценивает коллективы и их постановки и в конце выносит вердикт с награждением нескольких номинаций. Так же на фестивале возможно проведение различных мастер-классов по театральному искусству как-то: сценическое движение, актерское мастерство, речь. Но большинство фестивалей не проводит подобных мастер-классов

Екатеринбург – один из ведущих российских центров современной драматургии. Здесь в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Екатеринбургский государственный театральный институт» уже много лет ведется подготовка драматургов по специальности «Литературное творчество», функционирует авторский «Коляда-театр», созданный драматургом и режиссером Николаем Колядой. Благодаря его же усилиям в городе Екатеринбурге с 2009 года действует некоммерческое партнерство «Центр современной драматургии», основная цель которого – продвижение и популяризация современной драматургии. Некоммерческое партнерство «Центр современной драматургии» не является репертуарным театром с труппой. Здесь не только показываются спектакли, но и проводятся читки пьес современных авторов, причем не только уральских. Для проведения читок привлекаются режиссеры и артисты профессиональных театров Екатеринбурга, обсуждаются пьесы, реализуются лаборатории современной драматургии.

Но самодеятельная фестивальная театральная культура в Екатеринбурге пока развита недостаточно. Безусловно, определенный опыт проведения театральных любительских форумов в городе накоплен.

К началу 2012 года на территории области регулярно реализуются девять фестивалей профессиональных театров. Один из старейших – Всероссийский фестиваль «Реальный театр», получивший статус всероссийского в 1994 году. По своей значимости он конкурирует с Всероссийским фестивалем – национальной премией «Золотая маска». В отличие от «Золотой маски» «Реальный театр» проводится только в рамках драматического искусства. Свердловская область подтверждает свой статус ведущего центра драматургии наличием двух фестивальных мероприятий этой направленности. Первый фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays» состоялся в 1994 году на сцене государственного учреждения культуры «Свердловский государственный академический театр драмы» при поддержке Администрации Свердловской области. Идея фестиваля и инициатива его возобновления с 2008 года принадлежит заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Н.В. Коляде. Основную программу фестиваля составляет смотр театральных спектаклей и их публичное обсуждение специально сформированной дирекцией фестиваля коллегией театральных критиков. Международный конкурс драматургов «Евразия» проводится для выявления новых молодых драматургов, способствует появлению интересных пьес, соответствующих современному театру, помогает открыть новых авторов театрам России, стран СНГ и дальнего зарубежья, привлекает к ним внимание, поддерживает финансово самых талантливых и перспективных драматургов.

С 2002 года в Екатеринбурге проводится Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». В разные годы в нем принимали участие известные российские и зарубежные театры кукол из Белоруссии, Армении, Болгарии, Испании, Ирана, Италии, Киргизии, Польши, Португалии, Турции, Японии. За прошедшее десятилетие фестиваль завоевал авторитет в театральном мире и стал вторым по значимости в России. Три фестивальных мероприятия Свердловской области связаны с искусством музыкального театра.

«Всероссийская ярмарка певцов» проводится в Екатеринбурге с 2001 года в целях обеспечения российских оперных и музыкальных театров исполнительскими кадрами артистов-вокалистов.

Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени народного артиста СССР Владимира Акимовича Курочкина проходит в Екатеринбурге один раз в два года. Конкурс призван, с одной стороны – привлечь внимание к таким видам музыкально-театрального искусства, как оперетта, музыкальная комедия, мюзикл, с другой – стимулировать творческую активность молодежи в театрах, музыкальных и театральных учебных заведениях. Международный фестиваль современного танца «На грани» в 2011 году прошел в городе Екатеринбурге в третий раз. Подтверждая концептуальность своего названия, фестиваль дает возможность представить экспериментальные проекты на стыке жанров, показать работы разных стилевых направлений и эстетических устремлений.

Свердловский областной конкурс театральных работ и фестиваль «Браво!» традиционно проводятся в конце каждого театрального сезона, подводя театральные итоги календарного года. Первый конкурс состоялся в 1978 году, первый фестиваль – в 1998 году. В конкурсе и фестивале принимают участие профессиональные театры всех видов и жанров города Екатеринбурга и Свердловской области.

Но все это фестивали профессиональных театров. В большинстве из них любительские театры не могут принять участие. Исключение составляет только «Коляда-Plays». Для студенческих, молодежных и любительских театров на данный момент в городе есть только 2 фестиваля.

Один из них – «Театральные встречи» приурочен к Межвузовскому студенческому фестивалю «Весна УПИ» и проходит два раза в пять лет. Впервые «Театральные встречи», еще не получив такого названия, состоялись в 1975 году на Х Всероссийском студенческом фестивале «Весна УПИ» и, с тех пор ни одна «Весна» не проходила без этого фестиваля.

Фестиваль «ТЕАТРЭШ» проводится в Екатеринбурге с 2006 года. За это время фестиваль продемонстрировал свое новаторство и неординарность подхода, как в отношении театра, так и в отношении творчества непрофессиональных коллективов. Изначально, фестиваль задумывался как внутриуниверситетский конкурс для желающих продемонстрировать свое театральное творчество. Организаторы фестиваля – 6 активных, занимающихся современным искусством, студенток философского факультета УрГУ задумали провести театральный праздник «для своих». Поэтому в I «ТЕАТРЭШе» принимали участие только студенты университета. Но событие запомнилось и понравилось и участникам, и зрителям, имело интересные результаты, поэтому организаторы решили не оставлять эту оригинальную задумку, но возникло желание привлечь к фестивалю всю молодёжь Екатеринбурга. И тогда о фестивале узнали во всех вузах и заявки начали поступать от самых разных коллективов. Именно в прошлом году «ТЕАТРЭШ» вышел на межвузовский, городской уровень, в нем принимали участие театры из 5 вузов города – более 25 молодёжных проектов.

В настоящее время в Российской Федерации проводится большое количество массовых театральных мероприятий. По данным сайта Союза Театральных Деятелей Российской Федерации (СТД РФ) [2] в 2015 году в стране пройдет более 100 массовых театральных мероприятий, таких как: лаборатории театрального искусства для режиссеров и актеров, театральные форумы, фестивали театров для детей и юношества, фестивали театров современного танца, фестивали-лаборатории, фестивали оперного, балетного и музыкального искусства, фестивали моноспектаклей, фестивали молодежных и студенческих театров, фестивали театров кукол, фестивали профессиональных театральных школ.

Из данного перечня можно выделить три основные формы организации: фестиваль, форум, и фестиваль-лабораторию, как экспериментальную форму организации.

Одной из интереснейших форм, на наш взгляд, является театральный фестиваль-лаборатория, как экспериментальный театральный процесс. Он совмещает в себе функции фестиваля и форума. Направления работы лабораторий очень разнообразны. Лаборатория может быть как конкурсной, так и просто обучающей. Обычно лаборатория имеет определенную тематику, например работу с одним автором, драматургом. Фестиваль-лаборатория состоит из двух основных этапов:

  1. Работа лаборатории. Несколько дней (3-5) группы участников под руководством режиссера создают эскиз спектакля. Параллельно с этим проходят мастер-классы для актеров и круглые столы для режиссеров. Также происходит показы спектаклей, вне конкурсной программы.

  2. Показ эскизов. Лаборатория завершается показом эскизов с последующим их обсуждением

В 2013 году Молодежный театр-студия «Галерка» выступил с инициативой проведения всероссийского фестиваля-лаборатории для молодёжных театральных любительских коллективов, с целью наладить контакт между драматургами и режиссёрами, создать пространство для реализации творческих инициатив молодёжи, развить интерес молодёжи к социокультурной деятельности. Это новый для Екатеринбурга проект. Основанный на специфике уральского региона, он не имеет аналогов в сфере любительского театра России. В 2014 году лаборатория с успехом прошла в первый раз, общее число участников и зрителей из разных городов урало-сибирского региона превысило 80 человек.

Основной целью фестиваля-лаборатории является развитие современного театрального искусства, приумножение нравственных, культурных, творческих традиций театральной школы среди молодёжи.

Фестиваль стал реальной поддержкой для перспективных драматургов и режиссеров, серьёзной учебной лабораторией для молодых театров. Проведение фестиваля поддержали Ассоциация студенческих театров России, Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей России, школа драматургов Н.В. Коляды

По итогам фестиваля «За!Текст» 2014 года было принято решение сделать фестиваль более сегментированным, то есть более узконаправленным. Таким образом, участники фестиваля смогут плотнее познакомиться с интересующим их материалом и сразу на практике попробовать с этим материалом поработать. Дирекцией фестиваля был предложен новый формат фестиваля, ориентированный на детскую аудиторию. Для формирования более полной картины необходимости проведения дополнительного формата фестиваля «За!Текст+» было проведено исследование среди участников, организаторов фестиваля и жюри как субъектов фестивальной среды. Целью исследования было определить необходимость проведения нового формата фестиваля и замерить его социальную эффективность.

Для проведения исследования был разработан набор общих показателей, применимый для всех категорий. Данная взаимосвязь показателей отражена на приведенной ниже схеме классификации (Рис. 1).

 

Анкета организатора

Анкета эксперта

 

Рис. 1. Схема классификации объектов исследования по общности показателей

Всего в исследовании приняли участие 82 участника предыдущих фестивалей, 5 экспертов в области студенческого театрального творчества, 7 организаторов фестиваля.

Проанализировав результаты исследований 3 категорий респондентов так или иначе задействованных в организации и проведении фестиваля «За!Текст!» были сделаны следующие выводы:

1. Новый формат фестиваля «За!Текст» востребован как в специфической среде – деятели театра, участники театральных коллективов, так и в детской среде. Необходимость его проведения отмечена всеми категориями респондентов.

2. Все категории опрошенных отметили важную образовательную функцию фестиваля. В ходе проведения фестиваля юные участники овладевают дополнительными компетенциями: коммуникативными, общекультурными и др., что имеет большую социальную значимость. Это также подтверждает большой социальный эффект фестиваля.

3. Все опрошенные отметили большое значение фестивальных мероприятий для обогащения культурной среды региона.

4. Эксперты и организаторы утверждают, что фестиваль также даст толчок к развитию детской драматургии и режиссуры.

5. Часть экспертов отметила положительный эффект от дополнительной детской занятости, а, как следствие, снятию напряженности с родителей, созданию эффекта «альтернативных источников радости», то есть отвлечения от злоупотребления ПАВ и других вредных привычек, что тоже подтверждает значительную социальную значимость подобных мероприятий.

По итогам исследования и анализа социокультурной среды региона было принято решение о проведении в апреле 2015 года фестиваля-лаборатории «За!Текст» kids. Фестиваль представлял собой творческую площадку, на которой 8 пар драматургов и режиссеров создали 8 спектаклей для детей и подростков. Формат фестиваля «За!Текст+» отличался от формата «За!Текста». Это связано со спецификой возраста участников. У детей нет нормированного рабочего дня, и есть каникулы в образовательных учреждениях, что позволяет увеличить продолжительность фестиваля с 5 дней до 7 или даже больше. За 5 дней режиссер ставит эскиз пьесы длительностью не более 30 минут. Так же в это время проходят мастер-классы и офф-программа фестиваля, в которую вошли спектакли коллективов участников и принимающей стороны.

Для качественной работы были приглашены эксперты театрального искусства: режиссер, профессор ГИТИСа, глава Ассоциации Студенческих Театров России, Михаил Чумаченко; зав. литературной частью Екатеринбургского ТЮЗа Наталья Киселева; сценарист, драматург, секретарь Союза Театральных Деятелей РФ Ксения Драгунская. Также из участников фестиваля было сформировано Детское жюри, в состав которого входил один представитель каждого коллектива участников. Детское жюри формирует порядок показа эскизов, проводит обсуждение эскизов совместно с экспертами фестиваля и выделяет лучший эскиз среди показанных.

Фестиваль был высоко оценен не только участниками из 8 городов России, но и членами жюри, известными драматургами и режиссерами.

В современных условиях фестивальное движение в области театрального творчества заменило исчезающую форму гастролей, в том числе и в силу таких особенностей как конкурсность (состязательность), разнообразие видов творческого показа, принципы организации, степень мобильности и т.д. Фестивальное движение формировалось в результате становления и развития составляющих его компонентов – фестивалей.

Определённые функции фестиваля, его типология позволяют конкретизировать педагогический потенциал фестивального формата в развитии любительского театрального творчества фестивальное движение за счёт использования и оптимизации его организационно-педагогических условий оказывает позитивное влияние на развитие учебно-воспитательного, художественно-творческого коммуникативного и организационного процессов в любительском театральном творчестве.

Сама фестивальная деятельность способствует разрешению ряда противоречий препятствующих качественному росту уровня любительского театрального творчества, создаёт оптимальные организационные, педагогические и психологические условия творческого и художественного развития личности и коллектива в целом.

Посредством фестивальных форматов стираются межнациональные и межгосударственные границы, вырабатывается универсальный язык общения и драматического образования, что значительно ускоряет процесс получения новых знаний в области театральной педагогики, постановочных и творческих процессов.

Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей. Для детей и подростков театр – это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности. Театральные организации, предоставляющие услуги для детской аудитории, - первые театры, куда приходит юный зритель.

Литература

  1. Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп.

  2. Сайт Союза театральных деятелей Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stdrf.ru/tvorcheskie-proekty. Дата обращения 25.12.2015 г.

12

Просмотров работы: 1936