ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Миграционные процессы на территориях Дальнего Востока имеют ряд характерных особенностей и, как следствие, специфических проблем. На современном этапе развития России проводится государственная политика, направленная на их решение, и включающая меры макроэкономического регулирования на различных уровнях.

Дальневосточный федеральный округ – наиболее удаленный от Москвы регион, что делает его особенным, так как позволяет оценить масштабы Российской Федерации. Одной из демографических характеристик Дальнего Востока является его плотность населения. Согласно данным Росстата, на регион Дальнего Востока приходился 1 человек на квадратный километр по состоянию на 1 января 2015 года [3]. При этом общая площадь данных территорий составляет около 36% от всей территории России [8]. Данные показатели, а также государственные программы, направленные на поддержку дальневосточного региона, делают его привлекательным для мигрантов как внутренних, так и внешних.

В целом можно сказать, что начиная с XIX века царская Россия привлекала на Дальний Восток население для поднятия целины и создания инфраструктуры. Похожей политики в этом отношении придерживалась и власть советской России, привлекая население на эти земли при помощи высокого уровня заработных плат и хороших условий жизни. Однако политики Российской Империи и СССР различались в отраслевой направленности данного региона. В советский период политика заселения Дальнего Востока была переориентирована с сельскохозяйственной на индустриальную направленность. Были выстроены новые города, крупные промышленные центры, построена Байкало-Амурская магистраль. За период с 1926 года по 1991 год численность населения территорий выросла с 2,6 миллиона человек до 8,0 миллиона человек, то есть в 3,1 раза [4].

Важным фактом является то, что Дальний Восток обладает огромным ресурсным потенциалом для миграции, но реализация целей, поставленных для развития данной территории, зависит от уровня превращения этих земель в район, где жизнь, а также экономическая деятельность людей будет происходить не в экстремальных, а нормальных, сравнимых с остальными районами, условиях. Не зависимо от объемов инвестиционных вложений в развитие дальневосточного региона реальный экономический результат может быть получен только в случае, если население будет рассматривать свое пребывание в нем как постоянное. В противном случае отпечаток «временности» будут носить и соответственные экономические и социальные проекты. В связи с этим очевидна необходимость постоянного внимания к ситуации, складывающейся в процессах воспроизводства населения в регионе, а также контроля за ней, для того чтобы определить действительную эффективность.

Существенным фактором повышения или же понижения численности населения на современном этапе становления России является миграция. Существуют два вида миграции: внутренняя и внешняя; рамках данной работы будет рассмотрена внешняя миграция. В таблице 1 приведены статистические данные по внешней (международной) миграции в Россию. Из таблицы видно, что наибольший приток иммигрантов в РФ наблюдается из стран СНГ, а также из Китая. Миграция китайских граждан на территорию Дальневосточного федерального округа является наиболее значимой для рассмотрения в работе.

Таблица 1 – Показатели международной миграции в Россию за I квартал 2015 года, человек [11]

страна

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост

2014

2015

2014

2015

2014

2015

Международная миграция

262044

278625

146246

170684

115798

107941

включая:

 

страны СНГ

234846

252396

125311

146630

109535

105766

в том числе:

 

Азербайджан

13846

11729

6732

6916

7114

4813

Окончание таблицы

Армения

23429

23815

11663

12834

11766

10981

Белоруссия

8967

9224

4926

6692

4041

2532

Казахстан

27194

29655

7290

12927

19904

16728

Кыргызстан

14078

11170

6299

8378

7779

2792

Республика Молдова

14600

15540

6656

7711

7944

7829

Таджикистан

26108

21520

17086

19395

9022

2125

Туркменистан

2076

2171

812

1224

1264

947

Узбекистан

65862

37726

46744

52279

19118

-14553

Украина

38686

89846

17103

18274

21583

71572

другие страны

27198

26229

20935

24054

6263

2175

в том числе:

 

Германия

1583

1601

2028

1919

-445

-318

Греция

320

258

117

127

203

131

Грузия

3593

3556

1734

1753

1859

1803

Израиль

462

471

425

426

37

45

Канада

75

78

266

210

-191

-132

Китай

4945

4052

3678

5226

1267

-1174

Латвия

710

688

359

429

351

259

Литва

354

362

268

277

86

85

США

382

462

703

692

-321

-230

Финляндия

200

181

290

287

-90

-106

Эстония

583

608

447

471

136

137

другие

13991

13912

10620

12237

3371

1675

По словам Александра Чайкина, ответственного за контроль за передвижением через российско-китайскую границу, за последние два года около 1,5 миллиона граждан Китая легально пересекли границу Китая с Российской Федерацией, двигаясь на территории Дальнего Востока [9]. Стоит отметить, что информация, приведенная в таблице выше, дает информацию о людях, которые постоянно проживают на территории России. Следовательно, объемы миграции, в особенности связанной с рабочей деятельностью, намного больше, нежели приведенная в официальной статистике.

В связи с важностью проблемы непосредственно китайской миграции на Дальний Восток нами были выделены основные проблемы данного процесса:

1. Ксенофобия. Население зачастую настроено категорично против иммигрантов, в связи с чем возникают конфликты основе межнациональной розни. Соответственно, это вызывает дополнительную социальную напряженность. Почти три четверти респондентов в 2013г. высказались категорически против предоставления всем китайским мигрантам безусловного права на постоянное жительство в Приморье[1]. А число респондентов, которые считают неприемлемыми браки своих близких родственников с китайцами, выросло до 90% в 2013г [7]. Данные показатели характеризуют уже существующую напряженность, которая вызвана нетерпимостью к иностранной рабочей силе.

2. Баланс военных сил. По мнению жителей данного региона в отношении военного комплекса, Китай имеет больший потенциал и представляет угрозу для дальневосточных территорий, так как в случае военных действий именно эти земли первыми окажутся в опасности. Обратимся к рейтингу военной мощи стран мира (Global Firepower, GFP)[7]. В целом в данном рейтинге рассматривается 106 стран. Первые три позиции, согласно последней версии рейтинга, занимают США, Россия и Китай. Если же сравнивать потенциал китайской армии то, очевидна проблема для России, так как Китай превосходит по нескольким позициям, в том числе по объему ежегодного бюджета на оборону страны[10]. Миграционные процессы лишь увеличивают напряженность в данном вопросе в виду того, что позволяют китайским гражданам проникать все дальше в Россию.

3. Пограничные спорные территории. Существует ряд территорий, которые неофициальный Пекин считает своими. Данный вопрос достаточно часто всплывает и в отношениях России с другими странами, так как история – предмет относительный и она может быть интерпретирована в зависимости от выгод того или иного субъекта. Дальневосточники боятся повторения вооруженного пограничного конфликта, который имел место на острове Даманский (Женбао) в 1969 г. Миграция лишь увеличивает процент китайского населения в общем объеме, тем самым возможна ситуация, когда оно будет превалировать над русским населением. По нашему мнению, при этой действительности высока угроза проведения референдума на спорных территориях и, соответственно, дальнейшего их присоединения к КНР.

4. Выгоды от приграничной торговли. По мнению граждан, проживающих на данных территориях, большую выгоду от торговли между странами получает Китай, так как рынки Дальнего Востока заполнены китайскими продуктами. При этом стоит отметить, что они затрудняют выход на рынок отечественных компаний и усиливают конкуренцию, так как обладают более низкой себестоимостью.

5. Захват сельскохозяйственных земель. Аренда земель Дальнего Востока китайскими крестьянами и предпринимателям – это общеизвестная практика: они выращивают сою, овощи и зерновые в Амурской области и Приморском крае. Граждан Китая нередко обвиняют в нерациональной эксплуатации земли, в доведении угодий до истощения – следствие недальновидности местных властей, отдающих участки в краткосрочную аренду. Посевные площади в Амурской области выросли в 2003–2013 гг. на 60%, а в Приморском крае – на 11,5% не в последнюю роль за счет привлечения китайского бизнеса и рабочих рук[2]. Россияне только начинают осваивать программы поддержки фермерства российского правительства, однако это представляется сложным к осуществлению, так как на начальном этапе ведение сельского хозяйства без субсидий практически невозможно в виду тяжелых природных условий. Приход же крупного инвестора, который был бы способен поднять заброшенные и опустошенные земли должен приветствоваться льготами со стороны государства. Это позволит в действительности заняться импортозамещением. Также необходимо рассмотреть выдачу в аренду земель только на долгосрочный период, что резко бы снизило риск варварского отношения к почве и окружающей природе, долгосрочный инвестор маловероятно будет уничтожать землю, от которой планирует получать прибыль в течение нескольких лет.

Таким образом, очевидны проблемы миграции со стороны Китайской Народной Республики на Дальний Восток Российской Федерации. Правительству необходимо искать пути их решения. Если сегодня Китай является дружественной страной, поддерживающей Россию на международной арене, все же стоит не забывать историю, доказывающую, что китайцы очень тактичны и могут ударить тогда, когда Российская Федерации не будет этого ждать.

Обсуждение вопросов миграции на Дальний Восток китайских граждан перешло на более высокий уровень. Однако сложностью данной проблемы является зачастую нежелание местных властей и бизнесменов, получающих выгоду от торговли с китайскими коллегами. Тем не менее уже на федеральном уровне отношение к китайской миграции меняется, политики начинают поднимать проблему аннексии Дальнего Востока Китаем. Возможно, вопрос об аннексии можно назвать дискуссионным, однако на лицо факт угрозы со стороны неконтролируемых миграционных процессов.

Стоит отметить, что в 2014 году был принят федеральный закон «О территориях опережающего развития». Данная мера была предпринята, так как правительство столкнулось с дефицитом бюджетных средств, которые ранее направлялись для поддержки кризисных моногородов, в порядке эксперимента была предложена другая мера — придание «дальневосточного» статуса территории опережающего развития[5]. Таким образом, вместо прямых вливаний бюджетных средств центр предлагает налоговые и прочие льготы инвесторам в моногорода.

В Таблице 2 представлена информация о различных территориях Дальнего Востока и их спецификации согласно вышеперечисленной программы.

Таблица 2 – Территории опережающего развития (ТОР) Дальнего Востока[6]

Наименование ТОР, местоположение

Специализация

рабочих мест

Инвестиции (млрд руб.)

Количество

создаваемых

рабочих мест

Площадь

(га)

Частные (первых

резидентов)

Бюджетные

(всего)

"Предмостовая", Благовещенский

район, Амурская область

Промышленно-логистическая

128,9

0

1530

857,3

"Белогорск", г. Белогорск,

Амурская область

Сельское хозяйство

1,45

0,86

275

702,3

"Камчатка", г.

Промышленно-логистическая,

28,1

8,3

2918

1276

Петропавловск-Камчатский,

Камчатский край

Туристическая

Нет информации

"Михайловская", Михайловский,

Спасский, Черниговский районы,

Камчатский край

Сельское хозяйство

39,03

4,44

2401

3151

"Беринговский", Беринговский район

Горно-добывающая

8

0

450

5960000

Чукотский АО

Промышленность

Нет информации

Окончание таблицы

Индустриальный парк

"Кангалассы", Республика Саха

(Якутия)

Промышленная

1,11

0,2

350

16,9

Итого

 

206,59

13,03

7924

5966003,5

Россия также должна ввести единую систему учета миграции для обеспечения информации о ситуации по различным регионам. Это необходимо для создания тех или иных программ, которые бы точечно решали проблемы. Многие из китайских иммигрантов занимаются нелегальной деятельностью, получая при этом значительные необлагаемые налогом доходы. Обладая крупными суммами денежных средств, указанные лица через подставных лиц покупают ресурсы по праву, принадлежащие России: лес, металлы, производственные жилые помещения. По официальной статистике преобладает среди заявленных целей поездок китайских граждан в Россию туризм и частные дела, однако, в реальности они осуществляют трудовую и коммерческую деятельность, вывозя в неограниченном количестве биоресурсы из российских приграничных зон. При этом устремления китайских граждан на российский рынок неудивительны. Они рассматривают Россию как открытый и свободный рынка сбыта для растущей китайской экономики. При этом осуществление трудовой деятельности, также получение материальной выгоды зачастую незаконными средствами, подчас косвенно поддерживаются государственной политикой Китая.

Таким образом, России необходимо предпринять комплекс мер по усовершенствованию миграционной политики, а также различными способами стимулировать внутреннюю миграцию. Эффективная миграционная политика – это важный фактор обеспечения нормального функционирования, долгосрочного развития и конкурентоспособности экономики как отдельно взятого региона, так и всей России. Государственное регулирование миграционных процессов на Дальнем Востоке в современных условиях должно учитывать социально-экономическую специфику региона, демографические тенденции и потребности рынка труда, а также новые вызовы и новые возможности. Также необходимым представляется региональное макроэкономическое планирование и прогнозирование, с разработкой долгосрочных сценариев социально-экономического развития Дальнего Востока. Особое внимание должно быть уделено комплексу мер, направленных на стимулирование притока высококвалифицированных кадров и наращивания «человеческого капитала» в регионе как основы для развития наукоемких отраслей, обеспечения инновационного развития страны и построения «экономики знаний».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев М. Китайская миграция на российском Дальнем Востоке - 2014 г. // Радиостанция «Эхо Москвы»

2. Аптекарь П. Сдавать в аренду без истерики - 2015 г. // Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti)

3. Бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2014 году» – 2015 г. // Федеральная служба государственной статистики

4. «Демографические процессы на Дальнем Востоке России в 1991-2014 годах» - 2015 г. // Сетевое издание «РИА Новости»

5. Крючкова Е. Льготы вместо денег - 2015 г. // Газета "Коммерсантъ" №130 от 23.07.2015, стр. 2

6. Крючкова Е. Территории опережающего развития (ТОР) Дальнего Востока» - 2015 г. // Газета "Коммерсантъ"

7. Симонов Д. Рейтинг военной мощи стран мира - 2014 г. // «Expert Online»

8. «Юрий Трутнев назвал госпрограмму развития Дальнего Востока неэффективной» – 2014 г. // Информационное агентство REGNUM

9. «Analysis: Russia's Far East Turning Chinese» // PETER ZEIHAN // ABC News Network

10. «Going to war is never a decision to be taken lightly, especially when considering the overall cost of such ventures.» - 2015 г. // MF Network: MilitaryFactory.com

11. «Indicators of International Migration» - 2015 г. // Правительство РФ

 

7

 

Просмотров работы: 1921