Во все времена существовали лидеры и меценаты, которые понимали свою ответственность перед обществом, однако социальная ответственность бизнеса принималось ими как благотворительность и спонсорство.
Корни благотворительности уходят в глубокую древность. Вспомним про библейские догматы, где необходимо отдавать десятую часть прибыли на нужды страждущих и немощных. Но с развитием цивилизации все изменилось, и если в XIX-XX вв. социальная ответственность еще воспринималась как, акты благотворительности или меценатства крупных компаний или отдельных богачей, то сегодня, когда развитие технологий и глобализация приводит к катастрофическим последствиям, речь идет уже не о десятой доле страждущих или о клиентах – нахлебниках Древнего Рима, вопрос более глубок: социальная ответственность должна стать частью бизнес активности. Речь идет в целом о философии и гуманизации бизнеса.
Социальная ответственность как социальные инвестиции становятся нежели ядром вокруг которого формируются имидж и репутация современного бизнеса. Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды.
Суть современной Корпоративной социальной ответственности заключается в том, что это триединый подход, это одновременно мероприятия в области экономики компании, экологии компании и социальной деятельности компании, т.е. управление, финансовая деятельность, организация трудовых отношений, воздействие на организационную среду и мероприятия компании в области охраны окружающей среды, которая она производит и соблюдение прав человека.
Современная корпоративная социальная ответственность имеет многоуровневый характер:
Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная выплата налогов, выплата заработной платы, по возможности предоставления новых рабочих мест (расширение рабочего места).
Второй уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни, т.е. речь, идет о повышении уровня квалификации работников, профилактическом лечении, строительстве жилья, развитие социальной сферы. И такой тип социальной ответственности был условно назван корпоративной ответственностью.
Третий, высший уровень ответственности предполагает серьезную благотворительность.
Реальность такова, что концепция социальной ответственности бизнеса сегодня становится настоятельной потребностью в реализации экономической политики развитых стран.
На сегодня 14 стран Евросоюза имеют свои национальные стратегии КСО, а в 12 странах они находятся на стадии разработки.
Сейчас в России Корпоративной социальной ответственностью занимается крупные компании, что касается малого и среднего бизнеса, понимание КСО на уровне благотворительности.
Нет единого понимания и по большому счету все трактуют, как хотят, единственный объективный ориентир это международные стандарты в этой области.
Государство должно способствовать развитию корпоративной социальной ответственности, но в данный момент не уделяет должного внимания этой сфере, на законодательном уровне.
Корпоративная социальная ответственность влияет на устойчивость развития бизнеса, в последний раз концепция стратегии устойчивого развития обсуждалась на уровне президента в 1996 г., хотя после этого в 2002г. состоялся саммит по устойчивому развитию в Юганесбурге, где Россия взяла определенные обязательства, но они не выполняются.[2]
Корпоративная социальная ответственность - это один из рычагов конкуренции. Компания может отличаться именно в этой области, она более привлекательна кинвестициям и только компании на международном уровне и с сильной конкуренцией занимаются корпоративной социальной ответственностью на более высоком уровне.
В целом социальная ответственность компании оценивается по ряду показателей:
корпоративное управление;
финансовая деятельность;
регулирование социально трудовых отношений;
благотворительность;
соблюдение прав человека;
воздействие на окружающую среду.
Для устранения губительных влияний предпринимателям следует более широко подходить к целям бизнеса и их настоятельной заботой должна стать пропаганда и реализация нравственных ценностей и требований этики, другими словами социальная ответственность не отделима от бизнес - этики компании. Потому что крайне актуальным компонентом социальной ответственности бизнеса является: «здоровый» климат внутри самой компании, умение закрепить за собой лучших работников, тех, для кого этическая мотивация труда неотделима от профессиональной самореализации и материального вознаграждения. Человеческий капитал и этика ведения бизнеса эта важнейшее составляющее компании.
Социальная ответственность бизнеса опирается на идеологию и корпоративную культуру компании. Корпоративная социальная ответственность будет развиваться если компания:
ведет честный бизнес;
гарантирует высокое качество товаров и услуг;
заботится о безопасности потребителей;
обеспечивает безопасные условия труда работникам;
ведет «белую» финансовую отчетность;
не занимается коррупцией;
быстро и честно ликвидирует этические проколы;
строит честные отношения с поставщиками;
обеспечивает социальную защиту работникам компании, вышедшим на пенсию;
занимается вопросами экологии;
поддерживает образовательные и исследовательские программы;
оказывает местным организациям поддержку, предлагая им товары и услуги;
спонсирует мероприятия в социальной сфере;
поддерживает государственные социальные программы.
И сегодня большинство компаний провозглашают себя компаниями корпоративных граждан, которые принимают на себя корпоративную социальную ответственность.[3]
В западных странах концепция корпоративной социальной ответственности уже несколько десятилетий является деятельностью множества компаний. Например, в Германии такие компании как Siemens, Volkswagen публично заявили о своей Корпоративной социальной ответственности, и они выделяют общие этические принципы, которые призваны определять правила поведения бизнеса:
принцип доверия и заботы об интересах компании и ее акционеров;
принцип уважения собственности;
принцип надежности по отношению к собственным обязательствам;
принцип прозрачности ведения бизнеса;
принцип уважения достоинства всех, кто соприкасается с деятельностью корпорации;
принцип справедливой конкуренции, отторжение любых форм дискриминации;
принцип взаимодействия со сторонами и отзывчивости на общественные нужды .
То, каким образом компания понимает свою социальную роль и свой вклад в развитие общества сверх обязательного и закрепленного законом минимумами и есть основная информация для начала диалога с обществом, диалога, который может проводится через инструмент социального отчета.
Социальная отчетность – это определение, оценка, контроль и публикация информации о реальном вкладе общества в развитие региона или страны.
Сегодня более трех тысяч организаций по всему миру регулярно публикуют социальную отчетность.
Список использованной литературы:
Милтон Фридман Социальная ответственность бизнеса "Нью-Йорк Таймс", 13 Сентября, 1970. Авторское право @ 1970 году Нью-Йорк Таймс.
Беляева И.Ю. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект : монография./ И.Ю. Беляева. - М. : КНОРУС, 2008.
Федеральный образовательный портал: Экономика Социология Менеджмент - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/23/1213594719/Belaieva_korporativ_otvetstv.pdf
The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits by Milton Friedman The New York Times Magazine, September 13, 1970. Copyright @ 1970 by The New York Times Company.