ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЭТНО-АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БАХЧИСАРАЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЭТНО-АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БАХЧИСАРАЯ

Шарикова В.А. 1
1Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Город Бахчисарай, а именно, старая его часть, протянулся с запада на восток вдоль скал из мшанкового известняка почти на 5 километров в длину и около километра в ширину. На этой территории сконцентрировались исторические и культурные объекты разных народов, проживавших здесь на протяжении многих веков.

Дома, усадьбы и сады располагаются на дне долины р. Чурук-Су и постепенно поднимаются вверх по каменистым склонам. Многие скалы хранят углубления, выемки и пазы, созданные человеком для различных хозяйственных целей. До наших дней на узких улочках сохранились фрагменты от старых кладок стен домов или ограждения, водостоки, вырубленные в камнях, старинные фонтаны, древние ступени, небольшие одноэтажные дома с черепичной крышей и застекленными или открытыми верандами. Это – наследие почти 500-летнего существования Бахчисарая и типичных построек горного или предгорного Крыма (рис.1).

Рисунок 1. Вид на старую часть Бахчисарая.

Несколько лет назад здесь местными строителями, при выполнении земляных работ, были обнаружены части старинных керамических труб, по которым подавалась чистая вода из источников (рис.2).

Рисунок 2. Часть древнего водопровода

Этническое население Бахчисарая представлено русскими, украинцами, крымскими татарами, армянами, караимами, евреями. Практически на одной прямой расположились Храм Феодоровской иконы Божией Матери, построенный к 300-летию Дома Романовых, минареты Ханского дворца и действующей мечети, родовое гнездо и кенассы крымских караимов на Чуфут-Кале, мавзолей Джаныке-ханум, дочери Тохтмыш-хана.

В Русской слободке под скалами сохранились остатки двух армянских церквей и старое городское кладбище, на котором кроме местных жителей греческого и славянского происхождения похоронено окрло 4-х тысяч защитников Севастополя и участников битвы на реке Альме периода Крымской войны 1854-56 годов.

Два исторических и этнических объекта находятся по ущелью Мерьем-дере и вдоль Иосафатовой долины – Успенский монастырь VIII-IX веков и пещерный город и римско-византийская крепость Чуфут-Кале. Две древние кенассы XIV и XVIII веков на территории крепости являются священным для караимов местом. Каменная аркада колонн, мраморная плита из пелопонесского мрамора у входа примерно 8 века, сохранившаяся усадьба Авраама Фирковича и ощущение вечности на Балта Тиймез – это историко-архитектурное наследие караимов (рис 3).

Рисунок 3. Караимские кенассы на Чуфут-Кале.

В окрестностях Бахчисарая некогда существовал город Салачик – первая столица крымских ханов. В 1500-1502 годах здесь было заложено Зынджырлы медресе, которое в наши дни восстановлено по сохранившимся фотографиям, схемам, описаниям историков и очевидцев.

Согласно записям турецкого путешественника Эвлия Челеби, в период 1521-1551 годов на левом берегу Чурук-Су был построен новый дворец ханов в архитектуре которого просматривается влияние арабо-персидского и турецкого стилей. Двор Бахчисарайского ханского дворца покрыт каменными плитами и клумбами, окружен парадными и жилыми постройками с внутренними двориками и фонтанами. Большая Ханская мечеть охвачена аркадой со стрельчатыми арками, опирающимися на каменные колонны. Нижние этажи дворцовых построек окружены зеленью, а верхние – художественными росписями мастера Омера. Лестница и веранда Свитского корпуса оформлены стройными буковыми колоннами, придающими постройке легкость и воздушность (рис. 4)

.

Рисунок 4. Ханский дворец в Бахчисарае.

Ханский дворец любим и посещаем не только гостями крымского полуострова, но и местными жителями. Молодые крымскотатарские семьи начинают свой путь с обряда в Биюк Хан Джами в главной мечети. Учащаяся молодежь приходит на экскурсии и Братское кладбище времен Великой отечественно войны, расположенное на территории исторического комплекса. Дети бегают по двору, бросают монеты в бассейн «Черное море» под пение птиц и аромат роз.

Ценность исторического наследия Бахчисарая не только в том, что каждая этническая община имеет свой уголок, где проявляются ее национальные чувства, память, культура, а и в том, что каждый житель и турист нашего города может одним взглядом охватить объекты духовного и бытового назначения разных народов, проживающих в городе. Это – неотъемлемая составляющая жизни города, его истории, быта, добрососедства, сферы образования и профессиональной деятельности. Наглядные уроки истории и времени оставляют в сознании особую энергетику, которую не заменят комфортабельные и многофункциональные объекты цивилизации из стекла, полимера и железобетона.

Данная работа не исчерпывает сведения об этно-архитектурных памятниках города. В дальнейшем мы предполагаем создать карту города с описью всех исторических и архитектурных объектов Бахчисарая.

Список использованной литературы:

1. Дюличев, В.П. Крым. История в очерках / В.П. Дюличев. – Симферополь : «РуБин», ЧП Бинькин, 2008. – 496 с.

2. Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. – М.: Наука, 2003. – 459 с. – (Народы и культуры).

3. Челеби, Э. Книга путешествий Эвлии Челеби : Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641-1667 гг.) / Пер. с польск. М.Б. Кизилова. – Симферополь: Таврия, 1996. – 240 с.

Просмотров работы: 650