Фактором успешного функционирования любой отрасли экономики, в том числе и электроэнергетики, является создание эффективной системы подготовки и последующего повышения квалификации персонала на всех уровнях деятельности, включающей в себя систему взаимодействия с профильными учебными заведениями, а также механизмов, стимулирующих приток кадров в отрасль и развитие профессиональных компетенций, знаний умений и навыков.
Разработанная в 2008 г. РАО «ЕЭС России» Концепция технической политики в электроэнергетике России на период до 2030 г. представляет собою содержательную часть государственной политики в электроэнергетике, ее практическая реализация потребует проведения серьезных мер, которые охватывают следующие задачи [1]:
разработка системы экономических, правовых, институциональных механизмов;
создание финансового, кадрового, организационного инструментария ее проведения;
обеспечение социально-экономической стратегической цели – гарантированного и доступного в ценовом отношении электроснабжения;
научно-техническое сопровождение реализации предложенной технической политики;
сохранение и развитие кадрового потенциала энергетики, поддержка и развитие системы высшего и среднего специального образования, как необходимого условия реализации технической политики;
восстановление строительно-монтажного и энергомашиностроительного комплексов отрасли;
разработка новых технологий проектирования и управления строительством.
За всем этим стоит, пожалуй, главная уже упомянутая стратегическая проблема кадрового обеспечения реализации технической политики.
Для ее решения на федеральном и в отдельных случаях на региональном уровне должна быть разработана инновационная кадровая и образовательная политика, в составе которой будут определены подробные меры по решению в учебных заведениях таких задач как:
совершенствование учебных планов, программ обучения и повышения квалификации;
развитие материально-технической базы среднеспециальных и высших учебных заведений;
увеличение набора на инженерно-технические специальности в условиях демографического кризиса относительно гуманитарных специальностей;
увеличение зарплаты преподавателям и стипендий студентам, преодоление тенденции старения преподавателей.
В свою очередь на предприятиях энергетики должны быть выполнены следующие меры:
создание на всех предприятиях отрасли регулярно обновляемых банков вакансий;
развитие баз практики на предприятиях отрасли;
поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
постепенное обновление кадрового резерва, создание условий к карьерному росту молодежи;
совершенствование механизма обучения персонала и повышение его квалификации;
сочетание материального и морального стимулирования;
преодоление оттока молодых специалистов из энергетики.
Выполнение данных мер позволит существенно повысить уровень образования, создаст стимул для участия студентов в научно-исследовательских мероприятиях и автоматически изживет себя всем известная проблема трудоустройства молодых специалистов.
Литература
1. Основные положения (концепция) технической политики в электроэнергетике России на период до 2030 г. – М.: РАО «ЕЭС России», 2008. – 91 с.