ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Архипенко Е.А. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тренинги - инновационный метод обучения, позволяющий обучаемому человеку усваивать новые навыки ускоренными темпами, приобретая опыт их использования на практике.

Пионером в области применения тренингов стал Дейл Карнеги, в 1912 году он основал свой собственный тренировочный центр Дейла Карнеги. В этом центре он начал обучать молодых ораторов навыкам публичного выступления, с помощью тренингов учил искусству публичного выступления, развивал уверенность в себе, что особенно помогало устанавливать гармоничные отношения между людьми.

Единой классификации тренингов не существует, но можно выделить основные тренинги. А именно: направленные на изменение личности человека проходящего тренинг и навыковый – направленный на приобретение каких-либо навыков.

Личностные тренинги помогают развитию личности, избавлению от комплексов, умению себя презентовать. Для современной молодежи характерно неумение социально самовыражаться, молодые люди много времени проводят в социальных сетях. В этой связи наблюдается недостаток живого общения, что является одной из причин возникновения проблем в коммуникационной деятельности. Так, молодым людям не хватает уверенности в себе и открытости, у них есть проблемы с установлением новых контактов, особенно с представителями противоположного пола и в целом установления дипломатичных и гармоничных отношений с окружающим миром.

Одним из эффективных способов устранения или минимизирования коммуникативных проблем может стать тренинговая деятельность, которую следует активизировать в работе учреждений культуры с молодёжью. Молодым людям большую практическую пользу могут оказать тренинги по отработке модели общения и поведения; приобретению уверенности и спокойствия; совершенствованию социализирующего процесса.

Навыковые тренинги обучают предельно конкретным вещам, например, хореография, живопись, вокал и прочие. Особенно действенными являются тренинги для подростков. У представителей этой возрасмтной группы наблюдается большая потребность в общении, отсутствие практического коммуникативного опыта и наличие огромного желания этот опыт получить. Не находя возможности получить необходимые навыки в системе формализованных социально-культурных инстинктов, молодые люди вступают в неформальные организации и увлекаются различными субкультуры. На тренингах молодежь получает столь необходимый опыт, в подконтрольных условиях, позволяющих хорошо его усваивать и осмысливать.

Но нас интересует непременно проблема малой социальной активности молодежи. Их зажатость, не умение подать и презентовать себя. У современной молодежи существует проблема достаточно выраженного лидерства, зачатки есть, но не явные, и именно тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь участникам изучить какую-либо деятельность, раскрыть потаенные таланты души, побороть комплексы и направить приобретенные навыки в нужное русло.

Для усвоения новых навыков человек должен, прежде всего, иметь желание научиться, должен знать, как это следует делать и уметь это делать. Именно на тренингах можно осваивать деятельность, имея возможность на себе попробовать новые навыки или модели поведения в специально смоделированных ситуациях. На тренинге происходит изменение личности человека, в ту сторону в которую человек сам бы хотел измениться. И, собирая молодежь в группы, можно увеличить полезность обучения, как отдельной личности, так и всей группы.

Есть несколько общих черт, которые, как правило, содержат тренинги:

1. Участники активны, партнерское общение, обучаемые подходят к процессу как к исследованию, есть обратная связь.

2. Как правило, используется один из методов работы в группе: сюжетно-ролевая игра и групповая дискуссия. Однако конкретные моделируемые ситуации, созданные на базе игры или игровой дискуссии, исчисляются тысячами. Также, используют альтернативные способы: арт-терапию, прикладную психодиагностику, телесно-ориентированные техники и т. д., но они, в основном имеют второстепенный характер.

3. Упор на отношения внутри группы, сильное межличностное взаимодействие. Тот опыт, на котором строится обучение в тренинге как раз и рождается в процессе моделирования всякого рода ситуаций в группе и в процессе обсуждения во время проведения дискуссий.

4. Организация, нацелена на то, чтобы обеспечить благоприятные условия для усиленного общения участников и свести к минимуму отвлекающие факторы. В частности, этому способствует часто практикуемое размещение участников в кругу, наличие автономного звукоизолированного помещения, четкое распределение времени протекания тренинга, введение различных дополнительных правил.

5. Общение в условиях тренинга более яркое, воодушевленное, открытое и проникновеннее, чем в обычных межличностных контактах. На начальных этапах работы с группой основная задача ведущего — создание подходящей атмосферы, имитирование психологически безопасных условий для такого общения. В дальнейшем, при благополучном ходе тренинга, открытость и проникновение становится общепринятой нормой взаимодействия в группе.

6. Присутствие более или менее постоянной группы приветствуются, а обсуждать происходящие в группе события за ее пределами запрещается, поскольку это ведет к потере той эмоциональной атмосферы, которая должна накапливаться в процессе работы. Иногда создаются и так называемые открытые группы, состав которых может меняться на каждом занятии, но такая работа связана с рядом методических сложностей и практикуется относительно редко.

Специфика реализации тренинга как инновационного метода работы с подрастающим поколением к проблемам обучения и воспитания заключается в стремлении задействовать позитивный потенциал групповой активности между людьми.

По причине того, что работник культурно досуговых учреждений является личностью многосторонней, то он должен уметь пользоваться своими навыками, использовать их, что существенно повысит его профессиональный уровень, расширит его профессионально-компетентностное поле. Следует заметить, что в процессе посещения тренингов, участники сами приобретают необходимые знания, которые могут передавать сверстникам, расширяя тем самым не только коммуникативные горизонты, но и активную, полезную культурно-досуговую деятельность.

Всё это даёт основание утверждать, что в современных условиях технологии социально-культурной деятельности учреждений культуры следует расширять за счет новых форм, активных методов, в том числе, разных видов психологического тренинга. Это будет способствовать раскрепощению молодых людей, приобретению ими различных полезных практических навыков, развитию способностей и стремления к реализации творческой активности в сфере досугового времени.

Литература.

  1. Берч П. Тренинг / П. Берч. – СПб. : Нева ; Олма-пресс Инвест, 2003. – 160 с.

  2. Вагин И. Тренинги – это классно! Стратегия проведения психологических тренингов / И. Вагин, П. Рипинская. – М. : АСТ, 2005. – 256 с.

  3. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л., 1990.

  4. Клюева Н.В., Свистунов М.А. Программы социально-психологического тренинга. – Ярославль, 1992.

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Тренинг тренингов: как закалялась сталь. – М.: НФ Класс, 2004. – 192с.

Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2006. – 208с.

Старшенбаум В.Г. Тренинг навыков практического психолога. Интерактивный учебник: игры, тесты, упражнения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. – 416с.

Просмотров работы: 862