Специальная психология это наука, развивающаяся на стыке таких наук как медицина, педагогика и социальная служба. Именно поэтому имеется необходимость в их дальнейшей интеграции для решения общих проблем детей с особыми образовательными потребностями. К сожалению, эти отрасли знаний имеют свои специфические классификации, методологические обоснования, методические подходы, источники финансирования.
Наиболее адекватным подходом к преодолению их изолированности является создание психолого-медико-педагогических консилиумов и центров комплексно-реабилитационной направленности. При том, что учреждения специального образования функционируют по всей стране, процент сотрудников персонала, имеющих специальное образование сравнительно мал. И составляет примерно 8-9% из 100.
Такой показатель свидетельствует о необходимости увеличения объема подготовки и специализации по специальной психологии и коррекционной педагогике при университетах. К основным проблемам современной специальной психологии можно отнести продолжающийся рост числа особенных детей, с изменением структуры отклонений. Количество слепых и глухих детей заметно снизилось. Это связывают с инновационными достижениями в области медицинской науки в целом, и генетики, в частности. Но неумолимо растет количество детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, что связано с небывалым увеличением злоупотребления алкоголем, с распространением наркомании и токсикомании. Все это определяет необходимость дальнейшего увеличения числа специальных учреждений коррекционно-педагогической службы.
В связи с ростом благосостояния определенной категории лиц важное значение начинает приобретать специальное домашнее обучение, которое осуществляется безболезненно для эмоционального состояния ребенка, то есть без изоляции ребенка от семьи и семейного воспитания, что обеспечивает более позитивно направленное развитие его психики, что в свою очередь уменьшает возможность формирования различных форм депривации.
Инклюзивное образование это одна из тех концепций, которая требует изменения привычных, формировавшихся десятки лет представлений всех участников системы образования.
По мнению экспертов и методологов образования, в современных условиях социально-экономического развития страны говорить о полноценном развитии инклюзивного образования преждевременно. Отнюдь не каждая школа готова принять путь инклюзии и стать инклюзивной школой. Инклюзивное образование предполагает партнерское взаимодействие участников образовательного процесса, в школе же культивируется здоровая конкуренция, поддерживается «сильный» и «успешный». В настоящее время назрел ряд острых вопросов, по поводу которых ведутся ожесточенные споры нужна ли инклюзия, возможна ли она, Чем она обернется, благом ли для обучающихся и школы, либо породит новые проблемы и усугубит ситуацию.
Основными задачами процесса психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзии являются выявление особенностей развития и социализации детей с особыми образовательными потребностями, использование методов индивидуального и деятельностного подходов в образовательном процессе.
К технологиям, обладающим основными характерными признаками направленности на проектирование процессов психолого-педагогического сопровождения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, которые ориентируют на выстраивание приоритетов и определяют стратегию психолого-педагогического, возможно, медицинского сопровождения;
технологии психопрофилактики, подразумевающие работу по предупреждению девиации и дезадаптации включаемых детей, создание благоприятного морально-психологического климата в учреждении, осуществление превентивных мероприятий по профилактике, предупреждению и снятию психологической перегрузки;
технологии выявления особенностей развития ребенка, определения его проблем для дальнейшего включения в процесс адекватной и гармоничной абилитации;
технологии психодиагностики, направленные на сбор и накопление психологической информации о ребенке или группе детей;
различные технологии коррекционно-развивающей работы и при необходимости технологии, обеспечивающие коррекцию и уровневую дифференциацию нарушений развития и социальную адаптацию включаемых детей;
психотерапевтические технологии (индивидуальной и групповой) работы со всеми участниками образовательного процесса (специалистами, педагогами, родителями, старшеклассниками, администрацией учреждения);
технологии работы со всеми участниками образовательных взаимоотношений по формированию толерантного и терпимого отношения к «другому».
Следовательно, используемые технологии психолого-педагогической практики в системе начального общего образования позволяют выработать, при осуществлении инклюзивного подхода, не только целостный образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями в массовых школах, но и определить будущее профессиональное направление развития образования в целом.
Таким образом, рассуждая здраво, мы должны понимать, что процесс внедрения инклюзии в общеобразовательные массовые школы должен идти планомерно, не скачкообразно, постепенно разворачиваясь, учитывая все "за" и "против". Хотелось бы надеяться, что выбранный путь развития специальной психологии приведет нас к лучшим результатам, и поможет преодолеть все трудности.
Литература
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
Гасанова З.З., Омарова П.О. Проблемы развития инклюзивного образования в современных условиях // В сборнике: Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - Махачкала, 2015. С. 137-139.
Зайцев Д.В. История развития специального образования детей с ограниченными возможностями // Специальное образование и услуги по социальной работе для детей с ограниченными возможностями в России и США. Саратов: Изд-во СГТУ, 1998. С. 90-95.
Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы междуродной научно - практической конференции (20 - 22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. Психол. - пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011. - 244с.
Коростелева Н. А. Актуальность внедрения технологии интегрированного (инклюзивного) обучения в высшие учебные заведения Республики Казахстан [Текст] Н. А. Коростелева, Е. А. Мартынова Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 207-210.
Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Пед. ин-та СГУ, 2002.
Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 28-37.
Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Челябинский Государственный университет. Челябинск, 2002.
Омарова П.О. Перспективы развития общего и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //В сборнике: Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - Махачкала, 2015. С. 172-174.
Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга//Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Махачкала, 1999. - 174 с.
Омарова П.О., Гасанова З.З. Использование проективной методики «дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития //Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 247-254.
Омарова П.О., Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.
Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Просвещение, 2000. 87 с.