Исследовании показали, что имеется две основные версии происхождения караимов: семитическая и хазарская. Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими, что поддерживается рядом антропологических исследований, доказывающих с одной стороны, различие между евреями и караимами, но с другой стороны, подобное различие между крымскими и литовскими караимами, а также сходство между европейскими и средиземноморскими караимами.
Семитическая (еврейская) теория. Согласно этой теории, караимы происходят от этнолингвистической или этноконфессиональной группы евреев, исповедовавших доталмудический иудаизм. Эта теория полностью разделялась самими караимами до конца XIX века. В настоящее время еврейская теория резко критикуется караимскими лидерами, в многочисленных современных караимских публикациях подчёркивается неприятие её караимским сообществом. В последнее время сторонники этой версии выделились и в Крыму.
Хазарская (тюркская) теория. Согласно этой теории, караимы – потомки хазар – тюркского кочевого народа VII-X вв, который принял иудаизм и среди районов расселения которого был Крым.
Таким образом, по языку, фольклору, традициям и ряду иных признаков караимы близки к тюркским народам, а религия данного этноса родственна к иудаизму и носит название «караизм». Культовыми сооружениями являются кенасы.
На территории Крыма караимы появились в XIII веке и проживали изначально в районе городов Старый Крым и Чуфут-Кале, что неподалеку от Бахчисарая. Затем караимы расселились по территории всего полуострова, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней здания кенасс в Бахчисарае, Евпатории, Севастополе, Симферополе.
В родовом гнезде караимов – крепости Чуфут-Кале, были построены 2 кенассы: большая – в XIV веке, малая – в XVIII веке. Предназначением последней было выступление как в качестве храма для повседневных молений, так и в качестве административного центра общины, где решались ее каждодневные насущные проблемы.
а) б)
Рисунок 1. Караимские кенассы в средневековом городище Чуфут-Кале.
а) малая; б) большая.
Главный северный арочный вход украшает деревянная арочная галерея. У здания прямоугольный вытянутый периметр, двускатная крыша, крытая черепицей и простота внутреннего убранства.
Посещение Евпаторийского комплекса караимских кенасс позволило сделать вывод, что в нынешнем виде он включает несколько внутренних двориков, целый ряд построек и объектов. К ним относятся портал главного входа, виноградный и мраморный дворики, двор ожидания молитвы, здания Большой (Соборной) и Малой кенасс, монумент Александру I, двор и здание религиозной школы, этнографический музей, библиотека, клубная комната. По существу это своеобразный религиозно-культурный центр, в котором соединились практически все общинные институции. По своим габаритам он в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода – 100 на 50 локтей, то есть 60 на 30 метров.
Рисунок 2. Внутренний дворик кенассы в городе Евпатория.
Строительство комплекса началось в 1803 году на месте первого караимского храма в Евпатории, а архитектурный облик ансамбля формировался в течение первой половины XIX столетия.
В ходе исследования было выявлено, что Симферопольская кенасса была построена общиной караимов в конце XIX века на улице Караимской и представляла собой двухэтажное здание богато украшенное декоративными элементами и увенчанное со стороны парадного входа шестиконечной звездой Давида.
Рисунок 3. Кенаса в городе Симферополе со звездой Давида.
Во время советской власти звезда Давида была заменена на пятиконечную красную звезду. В таком виде здание существует и сегодня.
Рисунок 4. Современный вид кенассы в городе Симферополе.
Как и многие сооружения конца XIX века, возводимые в Крыму, Симферопольская кенасса была построена в стиле эклектики и сочетала в себе элементы византийской, мавританской и готической архитектуры: резные каменные колонны вдоль наружных стен, круглые окна в верхней части здания, возвышающиеся над парадным входом башенки и ажурное окно. Каждый элемент, каждая деталь, сочетаясь, образуют неповторимый ансамбль. Здание кенассы в Симферополе по праву является одним из значимых архитектурным памятником города и караимского народа.
Много лет крымские караимы ставили вопрос о возвращении здания религиозной общине и недавно, в 2014 году, это здание передано караимам и сегодня в нем располагается культурный этнографический центр.
Есть надежда восстановления этого здания, но к сожалению караимская община очень малочисленна: в Симферополе проживает около 190 человек, необходима помощь государства.
Севастопольская кенасса была построена в 1908 году. Архитектурный стиль постройки – эклектический, сочетающий элементы неоренессанса и необарокко. С 40-х годов XIX века у караимской общины Севастополя имелся «молитвенный дом» в собственном доме, который был разрушен во время Крымской войны. После этого долгие годы «молитвенный дом» размещался в разных наемных помещениях. В 1879 году караимы Севастополя приняли решение о постройке нового здания кенасы, отвечающего требованиям растущей численно общины. Только в 1885 году караимская община приобрела участок земли на улице Большая Морская, где сейчас находится здание кенасы, и построила на нем временный «молитвенный дом». Строительство более обширного здания, рассчитанного на 400 человек, было начато в 1896 году и закончилось в 1908 году. Обошлось караимскому обществу в 70 000 рублей. В 1931 году в связи с самоликвидацией религиозного общества здание было отведено под «Интернациональный клуб караимов, татар и крымчаков». В годы Великой Отечественной войны здание кенасы было частично разрушено снарядами и авиабомбами. Восстановлено в 1953 году для спортзала ДСО «Спартак». Сейчас в здании находится школа бокса «Спартак».
Рисунок 5. Севастопольская кенаса
Сохранность истории и культуры народов Крыма – залог нашего взаимопонимания и дружбы, а обязанность молодого поколения сохранение и восстановления народного достояния.
Список использованных источников:
1. Симферополь. Путеводитель / Сiмферополь: Пiдприємство СВIТ, 2013. – 48 с.
2. Тирияки, Д.З. Караимские кенасы Евпатории / Д.З. Тирияки. – Севастополь: Библекс, 2008. – 40 с.
3. Щёголева, Т. Караимы Крыма: история и современное состояние [электронный ресурс] / Т. Щеголева // «Евреи Евразии». – 2005.– № 1(8) – Тевет Адар II 5765 – Режим доступа: http://library.eajc.org/page66/news13445 (Дата обращения 12.02.2016).