ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КИТАЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КИТАЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ

Григорьева К.В. 1, Колпакова Т.В. 1
1Забайкальский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из характеристик мирового развития в XX в. является урбанизация – исторический процесс увеличения количества городов и сосредоточения в них политической, экономической и культурной жизни государств, возникновение сверхкрупных городов [1]. Если в западных странах основная волна урбанизации пришлась на начало XX в., то в большинстве стран Азии, в том числе и в Китае, процесс урбанизации активизировался лишь к концу 70-х гг. При этом стремительно растущие мегаполисы и крупные агломерации на протяжении последних двадцати лет демонстрируют устойчивую положительную динамику экономического роста и развития.

Рост городов, увеличение их площади, концентрация большого числа промышленных, инфраструктурных и коммунальных объектов неизбежно порождают целый ряд экологических проблем. Особенно актуальным этот вопрос является для многонаселенного Китая. Как известно, здесь находятся семь из десяти самых грязных городов мира (Пекин, Тайюань, Урумчи, Ланьчжоу, Чунцин, Цзинань, Шицзячжуан), при чем уровень загрязнения настолько высок, что представляет серьезную опасность для населения. Прежде всего, речь идет о ядовитом смоге, все чаще накрывающем крупные города поднебесной. Большую часть загрязнения воздуха составляют отходы после сжигания угля, выхлопные газы автомобилей, выбросы промышленного производства.

Так, например, в начале февраля 2016 г. после празднования нового года по восточному календарю из-за запуска огромного количества фейерверков уровень предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе Пекина был превышен в 30(!) раз. Местные власти распространили предупреждение для жителей и гостей столицы, рекомендуя лицам, страдающим респираторными заболеваниями, а также пожилым людям и детям не выходить на улицу до тех пор, пока экологическая обстановка в городе не улучшится [2]. Для многих пекинцев уже абсолютно привычными стали такие вещи, как датчик качества воздуха и маска-респиратор, стремительно растут продажи бутилированного горного воздуха.

Помимо проблемы загрязнения воздушного бассейна очень остро в стремительно растущих китайских мегаполисах стоит проблема обеспечения городского населения качественной питьевой водой. Из-за чрезмерного потребления грунтовых вод под многими китайскими городами, в том числе и под Пекином, образовались крупнейшие в мире подземные воронки. Более 50 городов в Китае на глазах уходят под землю из-за непрерывного проседания почвы. Особенно серьезная ситуация в таких крупных городах, как Пекин, Шанхай, Тяньцзин, Ханьчжоу, Сиань. Этот процесс начался не вчера: например, Шанхай за 100 лет опустился на 3 метра, но в последние годы он значительно ускорился. За последние 30 лет поверхность земли в городе Цанчжоу восточной провинции Хэбэй опустилась на 2,4 метра. Местная больница, которая изначально имела три этажа, в результате стала двухэтажной – часть здания просто ушла под землю. Разрушаются мосты, железные дороги, на домах появляются трещины. К примеру, Шанхай истратил уже 12 миллиардов долларов на починку треснувших стен, укрепление фундаментов и ремонт дорог [3].

Еще одной экологической проблемой китайских мегаполисов являются мусорные свалки, которые не только отравляют воздух и почву, но и занимают все больше столь важного для Китая жизненного пространства. Вокруг Пекина, Шанхая, Тяньцзиня и Чунцина не менее семи тысяч мусорных свалок. 70 процентов всех выбрасываемых в мире компьютеров и прочей оргтехники оказываются в Китае, где местные жители – в основном дети – пытаются добыть из них ценные металлы. Некоторые города на границе с Гонконгом уже превратились в развалы выброшенной электроники [4].

В китайских мегаполисах также фиксируются значительные нарушения и по показателям новых видов вредного экологического воздействия: шумового, светового, деодорантного. Безусловно, как руководство КНР, так и местные городские власти принимают все возможные меры для улучшения экологической ситуации в мегаполисах: совершенствуется законодательная база, осуществляется вывод наиболее «грязных» предприятий за черту города, развивается система общественного транспорта, контролируется рост количества личных автомобилей и т.д. Рассмотрим некоторые конкретные примеры.

В рамках разрешения проблемы с автомобильным транспортом, власти Пекина ввели целый ряд ограничений для автовладельцев. Таким образом, с 2011 г. стало жестко регулироваться количество новых машин, которые могут быть проданы жителям столицы. Вопрос о том, кто из нескольких желающих может купить автомобиль, решается с помощью лотереи. Также в городе действует правило «один человек – одна машина», согласно которому, если житель китайской столицы уже имеет одну машину, он не имеет права приобрести вторую. Иногородний житель столицы может позволить купить себе автомобиль, только в случае, если он имеет официальное разрешение на работу и не менее чем пятилетний контракт с пекинским работодателем [5] .

При этом следует отметить, что за год автопарк в Китае увеличивается на 20-22 млн автомобилей (для сравнения в США увеличивается на 15-16 млн, а в России – на 2,5-3 млн). На сегодняшний день в Китае шесть городов установили ограничения на выдачу номерных знаков (Шанхай, Пекин, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Гуйянь, Ханчжоу).

Первый городом, который ввел аукционную систему продажи автомобильных номерных знаков еще в 1986 г, стал Шанхай. Шанхайские автомобильные номера часто называют «самым дорогим куском железа в мире». В 2002 г. металлическая пластинка с номером обходилась покупателям примерно в 15 000 юаней ($1800). Исторического максимума стоимость шанхайского номерного знака достигла в марте 2013 г.: «счастливчики», победившие в аукционе в среднем заплатили по 91 898 юаней ($14800).

В Пекине же водители могут выезжать в город в будние дни в зависимости от той цифры, на которую заканчивается номер их автомобиля. К примеру, в понедельник запрещен проезд с цифрами «1» и «6», а вторник – с «2» и «7» и т.д. [6].

Говоря об активизации экологической деятельности местных правительств в мегаполисах, следует отметить, что с 2000-х гг. эта сфера начинает активно развиваться. Примером активизации работы в данном направлении может послужить такой мегаполис КНР, как Шанхай.

В 2003 г. Шанхайское городское правительство основало комитет по координации и контролю охраны окружающей среды и экологическому строительству в Шанхае. Это первый экологический комитет городского уровня в истории Шанхая, возглавил который мэр Шанхая. Комитет был также первым подобным в Китае.

2012 г. был первым годом пятого трехлетнего плана по защите окружающей среды в Шанхае. Было намечено около 268 проектов относительно экологии воды (было осуществлено строительство сети трубопроводов для интенсивного водоснабжения), сферы сохранения воздуха (была осуществлена модернизация и замена старых средств для высокоэффективного сбора пыли на электростанциях); контроля за твердыми отходами (был завершен высокотехнологичный проект, нацеленный на безотходную утилизацию и защиту окружающей среды посредством превращения отходов в газ); области промышленного производства (были закрыты некоторые предприятия в сфере производства оборудования и печати; завершены ландшафтные работы по экоозелению).

В 2013 г. был принят документ о правилах контроля шумового фона в Шанхае. Это позволило определить общий стандарт для контроля шумных разговоров в общественных местах, жилых домах, проведения ремонтных работ, работы автомобильной сигнализации и т.д [7].

В период 12-ой пятилетки инвестиции в охране окружающей среды достигли 5 трлн аюней (817 млрд долл.). Для сравнения: в 2011 г. они составляли – 602,6 млрд аюней, в 2012 г. – 825,3 млрд юаней, в 2013 г. – около 1 трл юаней. Центральные финансовые органы выделили 5 млрд юаней на работы по снижению загрязнения в Пекине, Тяньцзине, во Внутренней Монголии и в провинции Шаньдун.

Происходит расширение перечня технологически отсталых производств, создание которых будет ограничено. До 2017 г. запрещено увеличивать производственные мощности в пяти энергоемких отраслях, сильно загрязняющих окружающую среду (металлургии, судостроении, в производстве цемента и др.).

Поощряется реорганизация производственных мощностей и слияние образцовых предприятий с отстающими. В сфере импорта-экспорта снижаются ввозные пошлины почти на 800 видов товаров, включая передовое техническое оборудование, энергоресурсы и т.д. Введены вывозные пошлины на более чем 300 видов продукции с высоким энергопотреблением и уровнем загрязнения.

Кроме того в 2013 г. в техническую реконструкцию промышленных предприятий Китая было вложено 7,8 трлн юаней (1,28 трлн долл.), что составляет 43 % от общей суммы инвестиций в промышленность Китая [8].

Между тем все перечисленные меры пока не приносят должного эффекта, что заставляет китайские власти переходить к обсуждению более радикальных действий. Так, в частности, предлагается предоставлять официальное разрешение на проживание в Пекине только выпускникам университетов, причем только по тем специальностям, которые могут принести развитие китайской столице. До 2020 г. должны быть утилизированы 1,6 млн автомашин, неудовлетворяющих экологическим стандартам. Для владельцев подобных машин планируется установление высоких штрафов [9].

Очень значимой представляется работа китайского руководства по реализации проектов, связанных с созданием «городов будущего». Китай является одним из мировых пионеров в этой области, данный факт обусловлен тем, что, во-первых, КНР сегодня является второй экономикой мира и обладает необходимыми финансовыми средствами, во-вторых, действительно нуждается в радикальных способах решения экологической проблемы.

Китай имеет мотивацию как с экономической точки зрения (развитие новых производств, привлечение инвестиций, увеличение темпов роста экономики), так и в связи с экологизацией городской среды. Для нового города важно, чтобы он мог обеспечить современные и привлекательные условия труда и жизни местного населения. Это подтверждают перспективные проекты, которые в настоящее время реализуются в разных провинциях Китая: город Сино-Сингапур-Тяньцзинь-Экосити (Тяньцзинь), Донгтан-Экосити (Шанхай), Каофидиан-Интернэшнп-Экосити (Пекин).

Примером одного из китайских эко-городов является город Мейкси-Лейк-Сити, который создается в китайской провинции Хунань. Территория, отведенная под застройку, насчитывает 650 га, 40 из которых займет искусственное озеро. Ожидаемое население должно составить 180 тыс. человек, из которых 100 тыс. будут приезжать в город на работу. Проект является городом-спутником для города Чанша, а его мастер-план разрабатывался американской архитектурной компанией. При его разработке большое внимание уделили каналам, потому что именно они должны взять на себя часть транспортной нагрузки и тем самым уменьшить количество автомобилей на улицах города. Особый акцент сделан на устройстве разветвленной инфраструктуры для велосипедистов, которая позволит достаточно быстро добираться из одной точки города в другую.

Инженерная защита окружающей среды, пешеходное движение, кластерное зонирование и интеграция зеленых насаждений стали частью целой стратегии экологического развития города. Кроме того, эффективная транспортная система должна будет уменьшить потенциальное загрязнение и сократить использование энергии. Другие экологические новации предполагают создание обширной системы переработки сточных вод, системы фильтрации для поверхностных вод, а также городского сельского хозяйства. Особое внимание уделено зданиям, которые должны соответствовать требованиям «устойчивого развития» [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что руководство КНР в полной мере осознает необходимость скорейшего решения сложившихся экологических проблем в мегаполисах страны. Однако также следует признать, что решение проблемы потребует не только значительных усилий и колоссальных финансовых вложений, но и займет достаточно много времени.

Список литературы

  1. Урбанизация это // Академик [офиц. сайт]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/59312/урбанизация (дата обращения: 12.01.2016)

  2. В Китае Новый год 2016: Пекин окутал ядовитый смог из-за фейерверков [офиц. сайт]. URL: http://vetonet.ru/clubs/109_v-kitae-novyi-god-2016-pekin-okutal-jadovityi-smog-iz-za-feierverkov-video.html (дата обращения 09.02.2016)

  3. Сметанина С. Китай пожинает плоды первенства // Pravda.ru [офиц. сайт]. URL: http://www.pravda.ru/world/asia/fareast/17-04-2012/1118986-china_ecology-0/ (дата обращения: 12.01.2016)

  4. Сметанина С. Китай пожинает плоды первенства // Pravda.ru [офиц. сайт]. URL: http://www.pravda.ru/world/asia/fareast/17-04-2012/1118986-china_ecology-0/ (дата обращения: 12.01.2016)

  5. Лагутин В. Над Пекином сгущаются тучи. Китайская столица находится на грани экологической катастрофы // Московские торги. 2012. №2. С.60-62.

  6. Грандиозный экономический взлет Китая: цифры и факты [офиц.сайт]. http://hvylya.net/analytics/economics/grandioznyiy-ekonomicheskiy-vzlet-kitaya-tsifryi-i-faktyi.html (дата обращения 10.12.2015).

  7. Чжипин Ван Преображение города и охрана окружающей среды в Шанхае // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. Санкт-Петербург, 2013. № 2. 387 с. С.316-336.

  8. Кранина Е.А. Проблемы экологической безопасности Китая в решениях ЦК КПК и сессии ВСНП 12-го созыва // Проблемы Дальнего Востока. 2014. №5. С.89-95.

  9. Лагутин В. Над Пекином сгущаются тучи. Китайская столица находится на грани экологической катастрофы // Московские торги. 2012. №2. С.60-62.

  10. Романова А.Ю. Особенности современных реализуемых проектов «городов будущего» // Academia.Архитектура и строительство. 2015. №1. С.65-78.

Просмотров работы: 2620