ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ученик первого класса вспомогательной школы не может долго слушать, наблюдать, рисовать, лепить, даже играть. Поэтому чередование методов обучения, смена одного вида деятельности другим во время урока повышает эффективность обучения. Целью уроков является уточнение и развитие математических представлений о размерах, форме предметов, пространственных представлений учащихся, обогащение словаря учащихся новой терминологией, развитие речи, активизация их познавательной деятельности.

Трудности в обучении первоклассников сравнению предметов обычно связывают со слабой дифференциацией ими начальных количественных терминов, подменой первоначального счета механическим называнием числительных. Учитывая перечисленные особенности, М. Н. Перова рекомендует уделять значительное внимание развитию речи и обогащению словаря детей с нарушением интеллекта. Таким образом, процесс формирования представлений о системе Математических знаков и специальной терминологии занимает важное место в усвоении курса математики и характеризуется определенной спецификой у рассматриваемой категории учащихся. Становится очевидной необходимость специальной работы, направленной на дальнейшее совершенствование знаний математической терминологии и знаковых обозначений учащимися младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе обучения их выполнению арифметических действий. Эта работа должна проводиться с учетом особенностей познавательной деятельности школьников и возможностей коррекционной работы на математическом материале.

Некоторые дети не могут разложить круги в ряд, не понимают выражений «один, но не первый», «один, но не крайний». Многие школьники первых классов не знают выражений «предмет, следующий за», «предыдущий». Причем для большинства учащихся помощь учителя не является эффективной. Незначительная часть первоклассников выполняет задание только на привычном счетном материале, отказываясь работать с другими видами раздаточного материала. По-видимому, эти дети относят терминологию только к определенному виду предметов, не обобщая ее на все предметные множества [1].

Исходя из полученных данных при исследовании математических представлений, мы сделали вывод что нужно провести с учащимися работу по формированию количественных и пространственных представлений и понятий величины предметов, «длинный - короткий, длиннее, короче, равные разные по длине», различении предметов по тяжести. Далее опишем систему работы.

Формирование представлений и понятий о признаках величины предметов. Формирование признака проходило на раздаточном материале и натуральных предметах, причем таких, у которых этот признак рельефно выступает и по которому эти предметы отличаются друг от друга (все остальные признаки одинаковы). Например, большой и маленький мяч, толстый или тонкий карандаш (длина, цвет одинаковы), длинная и короткая бечевка, высокая и низкая ваза, широкая и узкая линейка (длина, толщина одинаковы).

Формирование представлений и понятий о размерах требует тщательного отбора наглядных пособий, дидактического материала, а также предметов окружающей ребенка обстановке. Для первых уроков по формированию понятий мы подбирали предметы, которые отличались друг от друга только одним признаком. Например, при формировании признака длины предметов выбрали тесьму, которая отличались только по длине, а все другие признаки (ширина, материал, цвет) были одинаковы. Такой подбор наглядного материала предупреждает смешение существенных и несущественных признаков.

При формировании представлений и понятий о размерах немаловажное значение имеет определение последовательности, в которой эти признаки следует изучать. Начали мы изучение с понятия большой - маленький, толстый - тонкий, более трудными для них являются понятия длинный — короткий, высокий низкий, широкий узкий.

Выполняя практическую работу, ученик должен был придать предмету заданные качества. Это требует от него достаточно ясного представления о том или ином признаки предмета. Предлагалось отобрать все длинные карандаши или все толстые. Очень важно было научить школьников сравнивать предметы, прикладывая их друг к другу или накладывая один на другой.

Формирование понятий «длинный - короткий, длиннее, короче, равные, разные по длине».

На уроке, целью которого являлось у формирование понятий длинный - короткий, мы создали определенную жизненную ситуацию, ставя учащихся перед решением бытовой задачи. «Нужно наклеить цветную полоску на крышке двух коробок. (Учитель показывает одну коробку длинную, другую короткую.) Какие полоски вы выберете для каждой коробки (полоски разной длины: одна длинная, другая короткая)? Почему вы так выбрали полоски?» Этим практическим заданием мы показывали, что в жизни, в быту приходится учитывать длину предметов при выполнении определенной работы.

Так же мы формировали эти понятия на примере сравнения двух предметов, определяя длинный, короткий или равные по длине предметы, количество предметов для сравнения постепенно увеличивали. Например, построить лесенку из полосок или брусочков, располагая их друг под другом от самой длинной к самой короткой. Затем учащиеся сравнивали по длине предметы по представлению, то есть, не видя их в данный момент. Например, коридор длиннее класса, а класс короче коридора, грядка под помидорами длиннее, чем грядка под огурцами, а грядка под огурцами короче грядки под помидорами, дорога и тротуар нашей улице равны по длине.

Для закрепления понятий длинный - короткий ученики вычерчивали сначала от руки, а потом и по линейке длинные и короткие отрезки, отрезают длинные и короткие полоски. Можно показать работу над формированием понятий о признаках, характеризующих размеры предметов, на примере формирования понятий длинный — короткий, равные по длине.

Различение предметов по тяжести. В ходе диагностики, мы выяснили, чтомускульные ощущения учащихся первого класса специальной школы различают лишь значительно разнящиеся по тяжести предметы. В связи с этим, мы организовали такие упражнения, которые позволяли постепенно развивать мускульные ощущения детей. В качестве пособий служили предметы окружающей среды, игрушки, два стакана одинакового размера (пустой и с водой), одинаковые по размеру шарики, брусочки металлические, деревянные, пластмассовые и различные по тяжести.

Учащиеся различали предметы различные по тяжести на мускульное ощущение, в результате чего получают первоначальное понятие: тяжелый - легкий, тяжелее - легче.

Мы включали учащихся в предметно - практическую деятельность, постоянно подчеркивая относительность и взаимообратность этих понятий. Так же мы показывали сравнение предметов по тяжести и с помощью чашечных весов, без использования гирь. Чашки весов с тяжелым предметом опустятся вниз, с легким - поднимутся вверх. Если предметы одинаковы по массе, то чашки весов оказываются уравновешенными.

Развитие пространственных представлений. Для развития пространственных представлений учащихся мы не отводили специальных уроков. Вся система учебной и воспитательной работы в первом классе была направлена на развитие пространственных представлений детей: на уроках математики, ритмики, пения, ручного труда, в играх, в беседах с учителем, воспитателем.

Далее мы наметили, какие пространственные представления нужно в первую очередь работа над их формированием систематически ведется на всех уроках и в играх. Например, формируя понятия «слева, справа», мы вначале выяснили, знают ли учащиеся, какая рука левая, а какая правая, что они делают ежедневно правой рукой, левой рукой. Затем мы просили показать левую и правую ногу, левый и правый глаз, левое и правое ухо, щеку. Мы выясняли, как вся классная мебель соотносится по пространственному расположению сначала относительно ученика, а затем любого ряда парт. Для закрепления этого пространственного понятия проводится построение учащихся в шеренгу и определение соседей справа и слева от каждого из учеников. Подвижные и дидактические игры «Кто твой сосед», «Расставь фигуры по порядку» способствовали уточнению и закреплению этих понятий.

Также мы проводили работу по рассматриванию сюжетных картин и определению пространственного положения предметов на них. Одновременно шла работа и над расширением словаря, кругозора, развитием речи учащихся. Создание жизненных ситуаций, специальные игры, повседневная деятельность учащихся с акцентрированием их внимания на пространственном расположении предметов, занятия физкультурой, ручным трудом позволяли нам развивать и совершенствовать пространственные представления учащихся.

Развитие количественных представлений и понятий. Так же задачей занятий было развития количественных представлений и понятий у учащихся первого класса.

В качестве средств наглядности мы использовали предметные пособия (учебные принадлежности, фрукты, овощи, игрушки, природные материалы), изображение предметов в виде трафаретов, рисунки. Ставя задачу развития количественных представлений учащихся, мы начали работу с уточнения представлений много, мало, несколько, немного. Развивая количественные представления школьников с ограниченными возможностями, мы опирались не только на зрительный, но и на слуховой и осязательный анализаторы. С этой целью организовали дидактические игры, в которых учащиеся на слух различали количество звуков, издаваемых озвученной игрушкой, музыкальным инструментом, постукиванием одного предмета о другой.

Так же мы обращали внимание учащихся на то, что при удалении части элемента множества их становится меньше, а при добавлении их становится больше. Например: «В коробке много карандашей, возьмем из нее несколько карандашей. В коробке осталось мало карандашей».

На уроках, целью которых являлось формирование представлений много, мало, немного, несколько, мы знакомили учащихся со славами было,осталось, стало, всего, вместе. Чтобы учащиеся овладели приемом сравнения совокупностей без пересчитывания, мы проводили как можно больше упражнений с дидактическим материалом, например: «Вот красные и синие круги. Расставь их так, чтобы можно было ответить на вопрос, каких кругов больше» или «Хватит ли этим куклам мячей? Чего больше мячей или кукол? Чего меньше? Больше тетрадей у меня или у всех учеников в классе? Как это проверить? Чего меньше: крючков на вешалке или пальто? Чего больше?»

Дальше изучали сравнение элементов двух предметных совокупностей.

Показали учащимся два способа:

1.Сделать яблок столько, сколько груш (отнять одно лишнее).

2.Сделать груш столько, сколько яблок (добавить одно).

Далее проводилась работа над закреплением понятий столько же, поровну, одинаково. Сравнивали самые разнообразные предметы, как однородные, так и неоднородные, брали картинки не только с единичными предметами, но и группу предметов, с различным их расположением.

Для организации преподавания математики в этот период нам необходимочтобы уроки способствовали пробуждению и привитию интереса к математике. Поэтому форма организации занятий не была однородной. Мы организовывали экскурсии в школьные мастерские, на пришкольный участок, в парк . Какая-то часть уроков математики проводилась в комнате для игр, физкультурном зале. В игре учащиеся закрепляли полученные знания, а также использовать их на практике. На уроках мы создавали такие жизненные ситуации, в которых учащиеся показывали и свою ориентировку в пространстве, и умение различать предметы по размерам. Уроки математики в этот период были оснащены достаточным количеством наглядных пособий и дидактического материала. Мы использовали: красочный дидактический материал, настенные таблицы, иллюстративные наборные полотна с набором трафареток, изображающих фрукты, овощи, деревья, грибы, птиц, зверей; песочный ящик, разнообразные игрушки, особенно озвученные, наборы таких игр, как картинное лото, домино, мозаика, строительные конструкторы и другое, а также предметы реальной действительности: учебные принадлежности, фрукты, овощи, природный материал.

Наглядность, чувственное восприятие и практическая деятельность детей являлись основой осознанного усвоения знаний, лучшим средством развития мышления детей.

Источники:

  1. Перова М.Н., 1999 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999

Просмотров работы: 1184