Доказано, что скорейшее восстановление работоспособности, после утомительной работы одной рукой, (активное конспектирование лекций) наступает не при полном отдыхе обеих рук, а при работе другой рукой, находившейся ранее в покое. Переключение деятельности в процессе работы, с одних мышечных групп и нервных центров на другие, ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Чередование умственной деятельности с легкими физическими упражнениями, входящий в комплекс занятий утренней гимнастики, устраняет чувство усталости. Благоприятно этому способствует и правительство, направляя на положительную мотивацию население Российской Федерации. В 2014 году президентом Российской Федерации, Путиным В.В., был подписан указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». ГТО – это разрабатываемая программа и нормативная основа физического воспитания населения России.
Однако, на сегодняшний день учащиеся ВУЗов, относятся к группе риска, в этом вопросе. Поскольку вместе с негативным воздействием окружающей среды, испытывают умственные нагрузки, психологическое давление, связанное с приспособлению к новому этапу жизни. В совокупности все это приводит к ухудшению адаптации в новой сфере жизнедеятельности, к умственным перегрузкам, следствием чего могут являться как медицинские, там и социально-психологические осложнения.
Несмотря на всю полезность утренней гимнастики, при ее внедрении в образовательный процесс студентов сталкивается с определенными трудностями, такими как например нежелание студентов, нехватка времени. Из чего можно сделать вывод, что проблема внедрения утренней гимнастики в ВУЗах довольно многогранна. И хотя во многих ВУЗах ведется профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни, молодое поколение является прямо сказать не сторонниками ЗОЖ. К чему же приводит отказ от утренней гимнастики и в чем ее необходимость – актуальность?
Студенты, избегающие занятий физической культурой и утренней гимнастикой, в том числе, есть отклонения от нормы показателей общего состояния; они испытывают тревогу, находятся в стрессовом состоянии, испытывают болевые ощущения, связанные с сидячим образом жизни, что в последствии может повлечь за собой хронические заболевания. Психологи рекомендуют устанавливать студентам правильный распорядок учебного дня, для того чтобы вырабатывать динамический стереотип, физиологической основой которой является формирование в коре больших полушарий определенной последовательности действий – таких как возбуждение и торможение, необходимых для производительной деятельности.
Организация оптимального распорядка дня студентов необходимо проводить с учетом индивидуальности работы высшего учебного заведения – расписания занятий студентов. На ровне с внедрением утренней гимнастики в учебный процесс студентов, так же не стоит пренебрегать консультациями и тренингами, по нормализации состояния студентов, а также организованной пропагандой, мотивирующей здоровый образ жизни. Иными словами, в формировании здорового образа жизни молодого поколения, на ровне с утренней гимнастикой и физической культурой, такой же важнейшей должна стать роль образовательных программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья учащихся в ВУЗах, формирование мотивации заботы о своем здоровье, окружающих и близких. Ведь здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но общества в целом.
Список используемой литературы:
Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под ред. Ю.П. Кобякова. — Ростов: Феникс, 2014.