ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Положительная динамика в психическом развитии и успешная социализация детей с расстройствами аутистического спектра во многом зависит от родительского отношения. Современные исследования зарубежных (Ф. Дольто, Ш. Коэн, П. Сатмари, Э. Шоплер, И. Юханссон) и российских (Е.Р. Баенская, И.Б. Карвасарская, И.Ю. Левченко, М.М. Либлинг, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, С.С. Морозова, А.Г. Московкина, О.С. Никольская) авторов свидетельствуют о том, что лишь эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер семейных отношений, принятие, доверие, сотрудничество ребенка со взрослым как образцом компетентности, поддержка и инициирование ребенка к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного, психологического и интеллектуального развития детей с расстройствами аутистического спектра.

Для эффективного и конструктивного взаимодействия с ребенком родитель должен быть, наряду со специалистами, полноценным участником процесса реабилитации ребенка. Однако родителям таких детей, даже при их направленности на помощь, достаточно трудно осваивать способы взаимодействия с ним. Это объясняется особенностями детей данной группы: они не проявляют внимания, интереса к матери и другим близким людям, уходят от контакта, эмоционально холодны к окружающим, не смотрят в глаза, кричат от физических прикосновений.

Практический опыт центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья показывает, что в процессе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, основное внимание уделяется коррекционной работе с ребенком. Практически не учитывается психологическое сопровождение родителей в связи с чем, мероприятия, направленные на психолого-педагогическую коррекцию ребенка с расстройствами аутистического спектра, не всегда достигают запланированного результата. Выполненное нами исследование, направленное на создание психологических условий, для реорганизации детско-родительских отношений частично восполняет этот пробел.

В процессе изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, нами были использованы следующие методики: «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса (измерение степени принятия или отверженности ребенка в семье), «Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина (изучение педагогической социальной установки родителей по отношению к детям, включающую в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты), «Методика PARI. Опросник родительских установок» Е.С. Шефера, Р.К. Белла, в модификации Т.В. Нещерет (оценка специфики внутрисемейных отношений, особенностей организации семейной жизни). Исследование было проведено на базе ГБСУ СО Областного реабилитационного центра детей и подростков-инвалидов «Надежда» г. Волжского Волгоградской области с 10 семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.

Результаты диагностики.

Полученные при проведении исследования результаты показали, что в 60% семей наблюдается нарушение родительского отношения к ребенку. В таких семьях искажаются межличностные отношения, появляются значительные разногласия между членами семьи в вопросах воспитания. У родителей были выявлены такие качества, как вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, отрицание критики с их стороны. Коммуникация в такой семье направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку. Своеобразие родительского отношения к детям с ранним детским аутизмом характеризуется противоречиями на уровне представлений о ребенке и стиля взаимодействия с ним. Родительское отношение к детям чаще основывается на скрытом эмоциональном отвержении ребенка и стремлении дистанцироваться от процесса семейного воспитания. Они видят в своем ребенке множество недостатков и дефектов, приписывает ему личностную и социальную несостоятельность.

Другая группа родителей (40%) демонстрировала эмоциональное принятие ребенка, но в то же время — повышенную фиксацию на его развитии и особенностях, что проявлялось в симбиотических отношениях, и повышенном стремлении избегать конфликтов в процессе воспитания. Как правило, мать была ограничена интересами ребенка и заботами исключительно о семье. В целом родители не верили в успешность ребенка, считали его неловким, «хрупким», болезненным. Чрезмерная забота и установление отношений зависимости подчеркивали излишнюю концентрацию на ребенке.

Семей с гармоничными детско-родительскими отношениями, в которых наблюдалось бы выраженное положительное отношение к ребенку и его принятие, уважение индивидуальности, а также вера в успехи своего ребенка выявлено не было.

В итоге проведенного нами исследования обнаружено, что семьи, воспитывающие ребенка с расстройствами аутистического спектра, испытывают преимущественно трудности принятия ребенка. Такое положение характеризуется проявлением эмоционально-негативной окраски детско-родительских отношений, непринятием, отвержением ребенка, нарушением взаимодействия между супругами. Выявленное положение подтверждает необходимость психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и выводит на проведение, в рамках этого сопровождения, психокоррекционной групповой работы с родителями. Эта работа позволит родителям с разными семейными ситуациями освоить приемы коррекции нежелательного поведения у ребенка с расстройством аутистического спектра, применять практические навыки эффективных форм проявления внимания, похвалы и поощрения позитивного поведения ребенка, анализировать свои стратегии поведения во взаимодействии с ребенком.

Коррекционная работа.

Базовыми основаниями, на которых предстоит строить работу психологической помощи семьям, выступают теоретические положения Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых. Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является. Очевидно, что такое понимание процесса психического развития выдвигает на первый план роль общения со взрослым. Только близкий взрослый может быть для ребенка носителем культуры и только он может передать ее ребенку [6]. Поведение матери рассматривается как источник развития ребенка — как субъекта познавательной активности, общения, самосознания. В исследованиях последних лет (Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова и др.) анализируются качества родителя, необходимые для создания оптимальных условий развития ребенка (отношение к ребенку как субъекту, поддержка его инициативы в общении и исследовательской активности и др.) [8]. Современные психологические исследования Е.М. Мастюковой [4], О.С. Никольской [5], И.И. Мамайчук [3] также свидетельствуют о том, что положительные изменения в развитии и успешная социализация детей с расстройствами аутистического спектра во многом зависят от позитивного родительского отношения матери и отца: эмоционального принятия, адекватного стиля семейного воспитания, реалистичной оценки возможностей ребенка.

Коррекционную психолого-педагогическую работу с семьей, воспитывающей ребенка с ранним детским аутизмом, необходимо проводить согласно основополагающим принципам психокоррекции, отраженным в работах И.Ю. Левченко и В.В. Ткачевой [2]. Предложенные авторами восемь принципов переформулированы нами под специфику родительской группы.

Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи. Особенности развития аутичных детей (отчуждение от близких людей и членов семьи, наличие страхов и стереотипов, негативизм, неадекватность поведения) накладывают отпечаток на отношения между членами семьи, которые в дальнейшем создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений у детей данной группы.

Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Данный принцип дает установку на формирование положительных ценностных ориентаций у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения. Рождение в семье ребенка с аутизмом неминуемо изменяет отношение родителей к ребенку.

Принцип гуманистической направленности психологической помощи подразумевает принятие и осознание самоценности любого человека с отклонениями в развитии. Психолог признает личностные и индивидуальные особенности аутичного ребенка и помогает родителям в создании условий для его гармоничного и всестороннего развития.

Принцип единства диагностики и коррекции развития, детально рассмотрен Д.Б. Элькониным. Данный принцип отражает целостность и взаимосвязь диагностической и коррекционной работы педагога-психолога. Процесс психолого-педагогического воздействия на семью аутичного ребенка предполагает как постоянное, систематическое отслеживание изменений в детско-родительских отношений, так и динамику развития самого ребенка с аутизмом. Раскрывает применение психокоррекции для изменения личностных девиаций у ребенка с аутизмом (эгоцентризм, отсутствие чувства личностной дистанции, страхи, фобии), членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.

Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов означает комплексный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия. Для работы с семьей аутичного ребенка важно учитывать данный принцип, т.к. каждый родитель обладает индивидуальными личностными и психологическими характеристиками, различными убеждениями и позициями в вопросах воспитания и обучения. Актуальность проблемы психолого-педагогической коррекции вопросов семейного воспитания приводит к поиску новых и синтезу существующих методов и приемов работы с данными семьями.

Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы. Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье. При отсутствии психолого-педагогической помощи в детско-родительских отношениях происходит отстранение ребенка от близких, усиление аутистических симптомов, обострение чувства вины и неполноценности родителей. Взаимодействие дает родителям ощущение поддержки, возможность отслеживать новые и современные техники работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, расширяет социальное пространство семьи.

В последнее время все большую популярность приобретает тренинговая работа с родителями в целях коррекции детско-родительских отношений. Особенности групповой формы работы освещены в ряде публикаций зарубежных и отечественных авторов, таких как Д. Узель, А.Л. Битова, Н.Н. Богомолова, О.Б. Борисовская, И.В. Вачков, Н.Б. Григорьев, Л.А. Петровская [1, 7]. Вопрос о том, насколько целесообразно использование групповых психокоррекционных мероприятий и тренингов в психологической практике, связан с обозначением тех преимуществ, которые имеет групповая форма работы по сравнению с индивидуальной. К ним можно отнести снижение чувства одиночества и погружения в себя, психологическую поддержку группы, развитие у родителей коммуникативных навыков, экономию времени и др.

Для проведения нами психокоррекционной работы классическая форма тренинга была трансформирована в групповые психокоррекционные занятия, направленные на развитие детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и модифицированные на основе изученной психолого-педагогической литературы и опыта специалистов отделения социальной абилитации центра реабилитации «Надежда» г. Волжского Волгоградской области.

Целью работы стало содействие созданию благоприятного психоэмоционального климата в семьях, формированию положительных установок у родителей по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра.

Кроме традиционных требований организации групповой развивающей работы (конфиденциальность, активность каждого участника, безоценочность, доверительное и открытое общение) добавлены новые условия, необходимость соблюдения которых обусловлена спецификой семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Принцип принятия и переработки собственных негативных эмоцийподразумевает осознание участниками эмоций, мешающих эффективному взаимодействию между родителем и ребенком, и избавление от переживаний. Этот принцип взаимосвязан с гармонизацией внутрисемейной атмосферы, т.к. сведение негативных эмоций у родителей к минимуму, вносит положительные изменения в межличностные, супружеские и детско-родительские отношения. Следующий принцип позитивной интерпретации поведения и деятельности ребенканепосредственно взаимосвязан с предыдущим. Родителям необходимо рассматривать поведение ребенка с расстройствами аутистического спектра с одобрительной точки зрения, не как проявление негативного отношения ребенка к родителю и окружающим, а как специфическую особенность его развития, определенное выражение его чувств и переживаний. Установление взаимопонимания и сотрудничества между родителем и ребенком дает возможность коррекции негативных моментов в поведении, но при этом желания и ожидания семьи должны оставаться реалистичными и соответствовать возможностям ребенка.

Принцип определения оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком ориентирован на совместное обсуждение участниками в процессе тренинга стилей, моделей и форм воспитания, формулирование наиболее подходящей стратегии для каждой семьи.

Последний принцип нашей программы - принцип изменения стереотипов во взаимодействии с ребенком и отслеживания динамики развития. Каждому участнику групповой работы необходимо пересмотреть свою роль в детско-родительских отношениях, обратить внимание не только на потребности, но и на желания и приоритеты ребенка с расстройствами аутистического спектра, начать вводить изменения во взаимоотношениях и проанализировать результаты внесения изменений самостоятельно или с помощью специалиста. При реализации данной программы учитывались возрастные особенности детей с расстройствами аутистического спектра, продолжительность и периодичность занятий (три часа в вечернее время; одна встреча в неделю).

Три этапа реализации психокоррекционной программы проводились в четыре занятия.

Первый этап был посвящен значению эмоций и социальных ролей в жизни человека и во взаимоотношениях с ребенком. Проведенное занятие способствовало снятию негативных эмоций у родителей, настроило их на успешную совместную работу в группе.

Второй этап – правила воспитания ребенка с аутизмом в семье. Этому этапу соответствовали два занятия программы. Были рассмотрены психофизические особенности детей данной группы и типичные ошибки, совершаемые в процессе воспитания, роль принятия ребенка с расстройствами аутистического спектра в семье, эффективные методы и способы коррекции нежелательного поведения ребенка.

Третий этап – стиль воспитания в семье. Последнее четвертое занятие помогло родителям осознать стиль воспитания в семье и назначить пути выхода из сложных семейных ситуаций, касающихся отношений с ребенком. Более подробное описание занятий, их цели и психологическое обеспечение представлено в таблице 1.

Таблица 1

Номер занятия,

Тема занятия

Цели занятия

Примеры упражнений

Занятие 1.

Тема: Эмоции в жизни родителей, их роль в воспитании ребенка. Социальные маски и ожидания родителей.

Знакомство с группой, создание рабочей атмосферы, формулирование целей. Дать родителям информацию о взаимосвязи эмоционального состояния и социальных ролей.

«Приветствие, знакомство», «Как правильно сформулировать цель», «Жизнь предмета», «Кто Я»

Занятие 2.

Тема: Как правильно воспитывать ребенка с аутизмом?

Дать родителям информацию об особенностях психического развития данной группы детей, обсудить нормы и правила воспитания особого ребенка в семье, разобрать ошибки, совершаемые родителями.

«Приветствие», «Представления родителей о раннем детском аутизме», «Трудный случай», «Два стула», «Ошибки при общении с ребенком», «История из жизни «Проучить раз и навсегда»

Занятие 3.

Тема: Как правильно воспитывать ребенка с аутизмом?

Дать представление о языке «принятия» и языке «непринятия» в воспитании детей. Предложить родителям навыки эффективных форм проявления внимания, похвалы и поощрения поведения ребенка, показать приемы коррекции нежелательного поведения.

«Приветствие», «Самые приятные воспоминания детства», «Язык принятия — язык непринятия», «Машина», «Подстройка»

Занятие 4.

Тема: Стили семейного воспитания и их влияние на становление личности ребенка с аутизмом.

Дать родителям информацию о стилях семейного воспитания, помочь родителям проанализировать свои стратегии поведения во взаимодействии с ребенком.

«Приветствие», Таблица «Стили воспитания», «Оригами», «Услышать ребенка», «Особая мама».

Результатами проведения работы стали: снижение негативного эмоционального фона родителей, повышенная заинтересованность в обмене опытом воспитания ребенка с расстройствами аутистического спектра, осознание важности адекватной оценки возможностей ребенка, положительные изменения в родительских позициях и установках, осознание и понимание мотивов поведения ребенка, улучшение взаимоотношений между близкими родственниками в семье.

Выводы по итогам работы представляют собой заключение о том, что

  • При организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра необходимо включить компонент детско-родительских взаимоотношений в этот процесс как дополнительный ресурс влияния на развитие ребенка

  • Ведущей формой работы с семьей являются групповые психокоррекционные занятия, главная линия построения которых связана с рационализацией переживаний родителей и выводом их на положительные стратегии взаимодействия с ребенком

Список литературы

  1. Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга: Учеб. пособие. — СПб.: СПб-ГИПСР, 2008. — 176 с.

  2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

  3. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. — 288 с.

  4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

  5. Никольская О. С. Проблемы семьи аутичного ребенка/ О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М Либлинг // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 76–82.

  6. Смирнова А.Е. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной// Вопросы психологии.- 1996.- №6. – С.76.

  7. Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подfростками / Под ред. Дж. Циантиса, С.Б. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн,Л. Тишлер. Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2006. — 196 с. (Детский психоанализ)

  8. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.

Просмотров работы: 3161