СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Афонина И.Г. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность разработки вопросов достижения предметных результатов детьми с ограниченными возможностями здоровья бесспорна. Она обусловлена потребностью разрешения противоречия между положениями принятых нормативно-правовых документов и необходимостью поиска оптимального способа организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Теоретический поиск показал, что в теории отечественной и зарубежной педагогики содержатся научные предпосылки для разработки вопросов обучения и достижения предметных результатов у детей с ограниченными возможностями здоровья. Но, как мы видим, сегодня отсутствуют технологии обучения, позволяющей интегрировать содержание учебных предметов и учебные действия школьников.

Федеральный государственный образовательный стандарт является современным нормативным документом специального (коррекционного) образования, определяющим стратегию развития первой ступени образования на ближайшие годы. Все его компоненты: требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы; к структуре АООП; к условиям реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим, нормативно-правовым – отражают новые цели начального образования, ориентацию процесса обучения на воспитание и развитие младших школьников. В том числе учащихся с нарушением интеллекта (В.В. Воронкова, И.В. Евтушенко, Е.А. Екжанова, С.Ю. Ильина и др.).

Одним из обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта является обращенность к предметным результатам, формируемым на различных предметах. Урок математики – особый для детей с нарушением интеллекта, у которых ведущим дефектом является нарушение аналитико-синтетической деятельности (Б.Б. Горскин, М.Н. Перова, И.М. Яковлева и др.). Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления младших школьников с умственной отсталостью, с другой, — создают объективные трудности в отборе содержания предметных результатов, методов и способов их представления для обучения.

Объект исследования – процесс обучения учащихся с нарушением интеллекта.

Предмет исследования – условия достижения предметных результатов по математике у младших школьников с нарушением интеллекта.

Цель исследования – описать и реализовать на практике коррекционно-педагогические условия, обеспечивающие усвоение учащимися с нарушением интеллекта предметного содержания учебного материала по математике.

Задачи исследования:

1. На основе анализа специальной литературы дать психолого-педагогическую характеристику учащихся с особыми образовательными возможностями, описать педагогический потенциал учебной деятельности для достижения предметных результатов у детей с ограниченными возможностями здоровья..

2. Выявить особенности предметных результатов по математике у учащихся с нарушением интеллекта.

3. Реализовать коррекционно-педагогические условия обучения математике младших школьников с умственной отсталостью.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что достижение предметных результатов по математике детьми с нарушением интеллекта будет продуктивнее при соблюдении следующих коррекционно-педагогических условий:

1) изменение последовательности изучения учебного материала с тем, чтобы облегчить восприятие учебной информации;

2) поэтапное формирование умственных действий при обучении математике;

3) организация дифференцированного и индивидуального подходов с учетом возможностей учащихся в усвоении математического материала.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы по проблеме исследования; индивидуальный и фронтальный констатирующий, фронтальный обучающий, контрольный педагогический эксперимент. В качестве дополнительных методов применялись наблюдение за детьми на уроках; беседы с учителями.

Методологическую основу исследования составили исследования, раскрывающие психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта, научно-методические основы коррекционной работы (А.К.Аксенова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, Г.А. Каше, И.А.Коробейников, В.Г. Петрова и др.); принцип учета определяющей роли обучения в развитии познавательных способностей (Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин); учение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения.

Теоретический анализ исследования показал, новые нормативные документы специального образования требуют определения связи содержания учебных предметов с базовыми учебными действиями. А потому актуальной вяляется проблема поиска коррекционно-педагогических условий, повышающих эффективность обучения математике младших школьников и достижения оптимальных предметных результатов.

Педагогическое изучение школьников показало, что большинство учащихся с умственной отсталостью овладели математическим материалом на недостаточном уровне. Так не сформированы количественные представления у 35% учащихся, пространственные представления – у 25% учеников. Низкий уровень овладения нумерацией у 25%, недостаточный уровень овладения арифметическими действиями выявлен у 45% учеников, умением решать арифметические задачи у 40%, геометрическим материалом у 35% учащихся. Следовательно, ученики не готовы к дальнейшему изучению учебного курса математики, имеющееся своеобразие развития познавательной сферы значительно затрудняет процесс овладения математическими знаниями, умениями и навыками.

На основе анализа литературных источников и с учетом результатов констатирующего эксперимента были определены условия успешного овладения математическим материалом учащимися: педагогическая диагностика трудностей в обучении математике; изменение структуры содержания математического материала; использование методов, приемов и упражнений, позволяющих усилить развивающий и коррекционный потенциал математики; осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Предложенные педагогические условия реализованы в системе коррекционно-педагогической работы на уроках математики.

С целью актуализации имеющихся знаний и умений проводилась работа, заключающаяся в восполнении пробелов, коррекции знаний и умений, а также повторении, систематизации и обобщении знаний и умений, приобретенных ранее. Коррекционно-развивающая задача предполагала коррекцию недостатков познавательной деятельности и развитие познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, а также моторики в процессе овладения математическим материалом. Были созданы благоприятные социально-психологические условия для обеспечения положительного эмоционального контакта учителя с учащимися и между одноклассниками; положительной рабочей обстановкой в классе, соблюдения щадящего режима при дозировании учебной нагрузки и пр.

Проведенное сравнительное исследование подтверждает эффективность разработанной системы коррекционно-развивающих условий.

Литература:

  1. Дубровина И.В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии способностей. – 2003. – 5-59 с.

  2. Епишева О.Б., Кропачева П.А. Теоретические основания методики обучения математике слабоуспевающих учащихся в общеобразовательной школе. Математика и информатика: наука и образование. Межвузовский сборник научных трудов. Ежегодник. Выпуск 1. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – 313 с.

  3. Методические рекомендации но обучению математике детей, испытывающих трудности в обучении: Пособие для учителей, воспитателей и родителей / Т.Ф. Воронская. – М.: Аркти, 2002. – 42 с.

Просмотров работы: 748