У умственно отсталых школьников отмечается узость и слабая активность восприятия, работа с учебным материалом строится нецеленаправленно, что создает определенные трудности в понимании задачи, математического задания. Нарушения зрительного восприятия, трудности обработки зрительной информации могут привести к дисакалькулии. Несовершенство моторики школьников с нарушениями интеллекта, проявляющееся в двигательной недостаточности, скованности движений или импульсивности создает значительные трудности в пересчете предметов. Трудности в освоении программного материала по математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида обусловливаются косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. У школьников с нарушениями интеллекта снижена способность к обобщению. Это проявляется в трудностях формирования математических понятий, усвоения законов и правил. Кроме того обучающимся, воспитанникам школы VIII вида свойственны некритичность в выполнении действий, слабость самоконтроля.
Для успешного обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида математике учитель должен хорошо изучить состав класса, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности поведения, определить потенциальные возможности ребенка с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса. Это даст возможность правильно осуществить индивидуально-дифференцированный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы.
Наше изучение младших школьников с нарушениями интеллекта показало, что дети этой категории испытывают затруднения в самостоятельном, спонтанном познании и развитии математических знаний, умений и навыков. В связи с этим, мы апробировали серию развивающих занятий, направленных на формирование математических знаний, умений и навыков у детей с нарушением интеллекта на уроке математики. Использование развивающих упражнений по темам начального курса математики, несомненно, имеет огромное значение. Игровые методы и приемы работы педагога позволяют обеспечить развивающие ситуации, в которых происходит формирование и развитие базовых учебных действий школьников.
На основании контрольного эксперимента делаем вывод, что после проведения занятий, качественная характеристика уровней сформированности математических знаний, умений и навыков испытуемых изменилась. Это говорит об эффективности реализованной нами системы занятий по формированию математических знаний, умений и навыков выполнения счетных операций у младших школьников с нарушением интеллекта.