ПРАЗДНИК В СИСТЕМЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРАЗДНИК В СИСТЕМЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Авилова С.И. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных социально-культурных условиях актуализируется внимание к ценностям народной культурой культуры, обладающих обширным педагогическим потенциалом, использование которого поможет не только вернуть утраченные ценностные основы, но и восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей. Традиционная культура является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим поколением. Во многом поведение в рамках народной культуры «запрограммировано» традиционным типом поведения предков. Внимание современного человека и его реакция на мир базируется на этике традиционной культуры.

Через структуру народной художественной культуры, вероятно, можно проследить историческую логику становления и развития российского государства, культуру и менталитет народа. Традиционные ценности русской культуры могут стать базой и эффективным средством воспитания порастающего поколения.

Особую актуальность проблема воспитания молодого поколения приобретает в современном российском обществе, в котором активно происходят процессы реформирования, модернизации, поиска эффективных технологий организации жизнедеятельности человека. Как правило, быстрая смена общественных событий, наличие экономических и социальных проблем, популяризация ценностей и идеалов опасных идеологий, оказывают разрушительное влияние на формирование личности молодого поколения, в частности представителей подросткового возраста.

В процессе воспитания подростков задействована целая система социальных институтов, в которой особое место принадлежит субъектам культурно-досуговой сферы. Учреждения культуры обладают значительным воспитательным потенциалом, реализуемом в широком спектре форм и методов работы, где особое место занимают праздники. В системе воспитания и формирования личности, праздник может стать действенным способом популяризации традиционной культуры, пропитанной национальным духом, нравственными основами русской культуры.

Праздник заключает в себе большие возможности в создании ситуации, приближённой к естественному бытованию жанров народного творчества, моральных норм и правил поведения. Формы его проведения разнообразны по степени близости к народным традициям: от номеров на сценической площадке до выхода на открытые природные территории (лужайка, лес, поле и другое). Во всем многообразии праздников, наиболее убедительными в воспитательном и популяризирующем аспектах будут те, которые ориентированы на народные традиции.

Традиционный уклад жизни наших предков с богатым культурно-ценностным потенциалом находит яркое проявление в традиционных праздниках. Это проявляется в следующем: во-первых, это обязательность праздника, его неотвратимость.

В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год подчинялся ритму смены трудовых будней и праздничных дней. Праздник был необходим и жизненно оправдан, так как ознаменовал важнейшие события в жизни человека.

Во-вторых, праздник всегда являлся событием. На праздник собирались все, и все в нём участвовали. Кульминационным моментом праздника считалось совместное действо (пение, танец, трапеза). Это выступало как способ единения, причастности каждого человека к коллективу, обществу. Ритм праздника держали знатоки традиции «заводилы».

В-третьих, праздник ‒ это веселье, смех, разрядка, снятие напряжения и усталости, накопившейся негативной энергии. Каждый праздник русского народа сопровождался обрядовыми действиями, имевшими глубокий сакральный смысл.

Важно отметить, что праздник содержит в себе большой объем различной информации, которая содержится в символике мужского и женского костюма, праздничном оформлении пространства, обрядовой пище, играх и забавах и другом.

Так, например, в некоторых сёлах Белгородской области, как отмечается в энциклопедии Белгородской области, на праздники крестьянки надевали по семь юбок для пышности, либо саму юбку шили из пяти полотнищ – «юбки у пятеро». Под юбкой носили «подбел» ‒ пышный миткалевый подьюбник с кружевом, выглядывающий из-под верхней юбки.

Заполок (фартук) носили и в будни и в праздники; повседневный шили из холста, праздничный – из кашемира или миткаля, украшали вышивкой, кружевом, лентами. Однако в большинстве сёл к началу XX века эта деталь одежды исчезла из праздничного костюма так же, как и подпояска.

Украинское влияние сказалось в бытовании во многих русских сёлах такого головного убора, как «цвет», венок из белых бумажных цветов, используемый в качестве венчального убора с тюлевой или кисейной фатой (в местных украинских сёлах часто в место фаты украшали косу у основания пучком разноцветных лент. Девушки носили венки на праздники ‒ это был типично украинский венок из разноцветных цветов, украшенный пестрыми шёлковыми лентами. Бытовала также повязка из платка, пропущенного через перстенёк (повязывали так, чтобы перстенёк оказался надо лбом). В отдельных селах носили кокошники в виде шапочки, завязывающей сзади алой лентой. Женским головным убором был «венец» - это, несмотря на название, шапочка из нескольких слоёв накрахмаленного холста, обшитая сверху бархатом и украшенная спереди бусами и блёстками. На венец накидывался платок.

Особо богатым головным убором считался «рыбцевая» шаль. Обувь была повсеместно кожаной, лаптей не помнят даже как рабочую обувь. Носили грубоватые черевики («чирики») – изделия местных сапожников, а также «щиблеты», «гусары», «гетры», появились позднее и более сложные в изготовлении, которые заказывали, по словам старожилов «хохлам из Уразово» [3].

Каждый традиционный праздник сопровождается обрядами, песнями, танцами, музыкой, играми. Песня связывает воедино словесное богатство народа с богатством музыкальным и обрядовым. Посредством такого единства реализуются такие функции праздника, как эстетическая, коммуникативная, воспитательная, культуротворческая и другие.

Праздники как форма организации досуга и воспитания не менее популярны и любимы и в настоящее время и могут быть эффективно использованы в работе с любой группой населения. Популяризация народных традиций средствами праздника в подростковой среде позволит сформировать духовность, воспитать нравственные начала, развить патриотическую направленность личности.

В процессе организации праздников для подростковой аудитории, важно помнить о важных преимуществах и особенностях этой формы работы.

Праздник ориентирован на внутренний мир человека, на удовлетворение удовольствия от процесса праздничных действий и переживаний. У праздника возможен конкретный осязаемый результат в виде творческого продукта.

В ходе праздничного действа реализуется творческий и духовно-нравственный потенциал человека, его энергетика, эмоции.

Вся праздничная деятельность протекает в рамках свободного времени, на определенной территории, в конкретном художественном содержании. В рамках праздника реализуется закон диалектического соотношения времени, пространства, содержания. Все эти категории во взаимосвязанном единстве формируют вкусы, удовлетворяют интересы, потребности, способствуют реализации духовных и физических сил.

Праздник предполагает наличие закона «зеркальности» и универсальности. Он отражает и воспроизводит окружающий мир, все его богатство и многообразие.

Праздничные действия воспитывают чувства причастности к коллективу. Для достижения эффективности совместного творческого действия каждый участник должен четко осознавать общественную значимость, как своих действий, так и действий всех соучастников в целом.

Праздник является результатом большого труда организаторов и участников. Актуализация традиционных праздников в деятельности учреждений культуры с подростковой аудиторией создает благоприятные условия для: формирования интереса к народной культуре; воспитания национального самосознания и высоких духовных качеств, чувства глубины своей причастности к родному народу, к его истории и культуре; воспитания средствами народного искусства творчески активной личности, способной творчески мыслить и проявлять творческую инициативу; привития публике интереса к музыке, поэзии, танцу, воспитания эстетического отношения к действительности; приобщения молодого поколения к народной образности, народному миропониманию, к богатейшим художественным ценностям, созданным многовековым опытом предшествующих поколений; передачи знаний основ народного художественного творчества последующим поколениям; обучение родному музыкальному языку, пению народных песен, игр, обрядов.

Литература.

  1. 1. Генкин, Д.И. Массовые праздники / Генкин, Д.И. – М., 1975.

  2. 2. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиционной народной художественной культуры./ Жиров, М.С. – Белгород, 2003.

  3. 3. Энциклопедия Белгородской области [Электронный ресурс]. – Электрон. текст дан. – Режим доступа: hkalov.runarodnyj-kostyum-valujskogo (дата обращения 01.02.2016)

Просмотров работы: 1224