ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Чистюхина Л.П. 1, Мирошниченко Е.В. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Центром современного социально-культурного пространства является человек, его личность, вокруг которой разворачиваются культурные действия, он сам выступает как создатель этих действий, как их организатор и как их потребитель.

Образ будущего зависит от того, какие действия выбирает личность, какие ценности она принимает в свое внутренне пространство. Как ведущую тенденцию современного культурного развития можно рассматривать интенсивное развитие процессов, характерных для поликультурного пространства, два из которых продвигаются в противоположных направлениях: глобализация, с одной стороны, дифференциация социальных индивидуумов ‒ с другой, что способствует формированию новых форм социальности.

В современных социально-культурных условиях наблюдается тенденция снижения показателей духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями жизни народа. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса.

Особое опасение вызывает молодое поколение с трансформированными образцами художественного и практического восприятия мира. Формирование художественной культуры личности является важной задачей в сфере социально-культурной деятельности. Это актуально потому, что художественная культура человека является действенным фактором эстетического восприятия действительности и в целом создания материальной культуры и трудовой практики человечества. Ее ориентация на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, всегда позволяла создавать шедевры, которые по своим художественным достоинствам не уступают произведениям высокого искусства.

Художественная культура неотделима от эстетической культуры и, в свою очередь, от искусства, которое собственным многообразием видов и жанров формирует и эстетическое и художественное в человеке. В рассмотрении сути понимания феномена «художественная культура», пишет Е.Ю. Ежова, его глубинным внутренним основанием выступает эстетическая культура ‒ уровень способности ценностно воспринимать, по-человечески переживать и осмысливать действительность, обогащая содержание и формы выражения своей деятельности в мире, что событий, изменение сюжетной линии. Приобщение к обозначенным характеристикам способствует интенсивному развитию личности, выходу за свои сегодняшние пределы и включению в более высокий виток развития [3, с. 115].

Сегодня актуальной является социальная значимость искусства, так как оно восходит к духовно-культурному развитию личности (поскольку способности переживания относятся непосредственно к ее духовной сфере). Это способствует сохранению гуманистических оснований человека в нарастающих мировых цивилизационных процессах. Однако нельзя в русле современного мирового развития обозначить границы феномена «художественная культура» характеристиками только эстетического характера.

Общественная ценность искусства выявляется по уровню влияния художественных образов на внутренний мир человека и все сферы его жизнедеятельности. В.И. Волынкин отмечал, что искусство вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и глубинные составляющие нашего существа. Для этого искусство обладает значительным арсеналом специфических средств, отсутствующих в других формах человеческого сознания. Идеологические аспекты в художественном произведении, будучи органично вплетенными в ткань живых, зримых художественных образов, влияют на сознание человека незаметно, как и на ум, чувства, волю [2, с. 64].

Формирование художественной культуры детей и подростков во многом зависит от понимания важности данной составляющей в её ценностно-ориентационном багаже, а также использования потенциала активной коллективной досуговой деятельности в данном процессе.

Согласно определению, данному Е.Ю. Ежовой художественную культуру личности можно рассматривать как интегративное личностное образование, включающее в себя духовно-ценностные культурные ориентации, художественно-эстетическую субъектную позицию, диалоговый способ коммуникации [3].

Динамика художественной культуры личности, по мнению Е.Ю. Ежовой, ‒ это, прежде всего, процесс окультуривания человека, поскольку в приобщении к самой культуре, представленной в произведениях искусства, памятниках прошлого и предметах настоящего, происходит приобретение, усвоение культурных норм, понимание специфики отражения в художественных образах окружающего мира, познание культуры: ценностей, традиций, обычаев разных народов [там же, с. 34]. В этом смысле можно говорить, что художественная культура как материальное и духовное производство предоставляет человеку возможности духовного развития, социализации, коммуникации, познания, восприятия и мышления, развития культуры чувств, приобщения к творчеству, раскрытия сущностных сил.

Художественная культура личности имеет непосредственную взаимосвязь с художественной культурой общества как системой: «художественное производство – художественные ценности – художественное потребление – художественная критика» [4, с. 52]. Рассматривая структуру художественной культуры личности, выделяются несколько базовых составляющих (Рис.1).

Рис. 1. Структура художественной культуры личности

Культурологическая составляющая представляет собой понимание и восприятие художественного мира как поля отражения культурного развития; понимание особенностей ценностей и смыслов культуры, которые имеют собственную художественную объективацию. Духовная составляющая рассматривается как способность выражения духовных потребностей через художественные виды деятельности; проникновение в духовные истоки художественной деятельности. Эстетическая компонента включает в себя эстетические чувства, знания, вкус, суждения, взгляды, нормы, идеал, которыми обладает личность, что способствует пониманию сути художественных явлений. Психологическая – охватывает процессы восприятия, представления, осознания, понимания, интерпретации, порождающие мотивацию действий, закладывающие уровень восприятия и освоения личностью созданных художником произведений искусства. Социокультурная предполагает понимание человеком сути накопленных обществом художественных ценностей, содержащих идеи, концепции, взгляды, смыслы, оказывающие воздействие на художественное развитие личности. Диалогическая способствует развитию коммуникации с историко-культурным контекстом эпохи, с представленными идеями и взглядами, со спецификой творческой интерпретации мастера. Семиотическая – включает личность в понимание специфики знаковых систем, раскрывающих глубинные сущности мира художественного [3].

Художественная культура личности представляет собой, с одной стороны, развитие и реализацию у молодого поколения художественных способностей создавать художественные ценности и воспринимать их в этом качестве. С другой стороны, художественная культура ‒ это само создание художественных ценностей, художественное творчество, творение искусственных, эстетически и художественно значимых, форм и смыслов, создание произведений искусства. Художественная культура личности выявляется в функционировании художественных ценностей, ведущем к облагораживанию, одухотворению человека, взаимодействующих с ними [1, с. 73].

Структуру художественной культуры личности составляют: развитость художественного сознания; развитость художественного мировоззрения; степень совершенства художественного вкуса. В широком смысле под формированием художественной культуры личности понимают целенаправленное конструирование в человеке его эстетического отношения к действительности [5, с. 59]. В сферу формирования художественной культуры личности молодёжи входит художественное творчество, где формируется творческий потенциал личностный и социальный потенциал.

Важным показателем становления личности является уровень сформированности художественной культуры, которые включают в себя два важных элемента: формирование эстетического отношения к действительности, еде важным является способность к преобразованию и культивированию окружающей среды; художественное развитие, популяризация искусства и художественной деятельности и приобщение к ним.

Вышеуказанные элементы преобразуются в определенные качества личности. От уровня культурного развития личности зависят: оперирование знаниями и умениями в области искусства; ценностные представления об искусстве в целом и его отдельных видах; умение делать эстетические суждения и оценки на основе развитой монологической речи с богатым словарным запасом; владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой; сформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности; желание преобразовывать среду обитания по законам красоты; владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность).

Важным показателем становления личности является уровень сформированности художественной культуры, которые включают в себя два важных элемента: формирование эстетического отношения к действительности, еде важным является способность к преобразованию и культивированию окружающей среды; художественное развитие, популяризация искусства и художественной деятельности и приобщение к ним.

Вышеуказанные элементы преобразуются в определенные качества личности. От уровня культурного развития личности зависят: оперирование знаниями и умениями в области искусства; ценностные представления об искусстве в целом и его отдельных видах; умение делать эстетические суждения и оценки на основе развитой монологической речи с богатым словарным запасом; владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой; сформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности; желание преобразовывать среду обитания по законам красоты; владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность).

В процессе художественного восприятия у человека возникают художественные ассоциации. Он оценивает, сравнивает, обобщает, что ведет к осознанию связи между содержанием и средствами художественной выразительности произведений. В следствии, сама деятельность становится художественной, когда она опирается на различные виды искусства, формы, доступные для каждого человека. В практике наработан широкий арсенал форм и средств приобщения личности к эстетической и художественной культуре. Через различные виды творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) человек создает личностное отношение к действительности, осознает себя в нем особенно. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты. Следует заметить, что приобщение человека к миру творчества и искусства значительно обогащает его духовный мир, расширяет горизонты мышления, восприятия и воображения, развивает художественный вкус.

Таким образом, художественная культура представляет собой функционирование специализированного художественного творчества, состоящего из: искусства; народной художественной культуры; массовой культуры; элитарной художественной культуры; художественной субкультуры и прочее. В процессе отражения в сознании человека, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Развитие художественной культуры личности ‒ деятельность поэтапная, протекающая под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и других факторов. В ней задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения художественного воспитания осуществляется приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов. Художественная культура личности проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения. С уровнем художественной культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним. Мера выражения художественных навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности характеризует уровень ее художественной культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества. Уровень сформированности художественной культуры зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений и самой жизни.

Сегодня художественная культура ‒ это культура производства искусства, его распространения, пропаганды, восприятия, понимания, наслаждения искусством, наконец, культура эстетического воспитания. Возникло и определенное понимание задач художественной культуры в обществе духовное развитие личности, формирование и удовлетворение его духовных потребностей, обогащение ее деятельности. Именно в содействии процессу, приближает общество к этой цели, видит сегодня наука суть социальной эффективности художественной культуры. При этом различаются эффект воздействия искусства на человека, что проявляется в изменениях его сознания и поведения, с одной стороны, и эффект, обусловленный этими изменениями и распространяемый на все другие направления жизни общества.

Формирование художественной культуры детей и подростков во многом зависит от понимания важности данной составляющей в её ценностно-ориентационном багаже, а также использования потенциала художественно-творческих коллективов в данном процессе.

Значительный культуроформирующий потенциал имеют любительские объединения и клубы по интересам. Коллективы осуществляют не только активную творческую деятельность, но и воспитывают эстетический и художественный вкус участников. Задачи воспитания средствами любительских объединений и клубов по интересам направлены на создание условий для формирования яркой творческой личности, профессионализма, творческий поиск, высокий уровень профессиональной и художественной культуры участников.

Эффективность деятельности любительских объединений и клубов по интересам в формировании художественной культуры детей и подростков непосредственно связана с творческой деятельностью и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором – произведением – и потребителем произведение искусства. Именно благодаря искусству и, том числе, деятельности любительских объединений и клубов по интересам возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Литература:

  1. Большаков, В.П. Культура как форма человечности [Текст] : учеб. пособие / В.П. Большаков. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 342 с.,

  2. Волынкин, В.И. Художественная потребность и пути ее воспитания [Текст] : моногр. / В.И. Волынкин. ‒ Астрахань : изд-во Астрахан. гос. пед. ун‒та, 2000. ‒ 268 с.

  3. Ежова, Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства [Текст] : монография / Е.Ю. Ежова ; Ряз. гос. ун‒т им. С.А. Есенина. ‒Рязань, 2010. ‒ 260 с.

  4. Каргин, А.С. Народная художественная культура [Текст] : курс лекций / А.С. Каргин.– М. : Высшая школа, 1997. – 286 с.

  5. Теория культуры в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов заочной формы обучения [Текст] / колл. авт.; под ред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2007. ‒ 149 с.

Просмотров работы: 3268