ПРИМЕНЕНИЕ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕНЕНИЕ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Перекрестов В.В. 1, Мирошниченко Е.В. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современный период развития общества духовно-нравственные качества человек ставит на второй план, а ведь они, несомненно, являются важными на пути социализации личности. Данная проблема довольно трепещущая, и требует немедленного решения. Из-за отсутствия значимых показателей, в числе которых ресурсы и механизмы, обеспечивающие повышение уровня культурного развитии, федеральные проекты, направленные на духовный заряд личности, реализуются в низком темпе, что и создает плачевные последствия в общественной среде.

Современного человека не заботит отсутствие моральных благ. Он всего лишь считает, что улучшение положения в обществе и повышения уровня и качества жизни, являются единственным облагораживающим занятием, даже при условии, когда его цель настолько пропитана материалистической основой. Но при таких условиях, человек просто не оставляет времени и энергии для духовных исканий. Материалисты привыкли принимать временные удовольствия за вечные, что приводит их к иллюзиям и погружает в заведомо ложные догмы атеистического мировоззрения.

Что же дают нам материальные блага без развития человеческой души? Ответ довольно прост – только то, что скверно для нашего духа. Невозможно построить счастливое будущее, не прибегая к целомудрию в делах людских. Социально-культурная деятельность призвана обеспечивать человека такими моральными добродетелями, как целомудрие, используя разнообразные творческие приёмы и методы. Она одухотворяют человеческую сущность только тогда, когда она сопоставляется с носителем высших ценностей и сопутствует человеку в получении метафизических потребностей.

Но различие потребностей и наличие неосвоенных инновационных средств в культуре, приводит к тому, что человек не развивает созидательный потенциал и остерегается его, создавая в себе лжеморальные установки. И, таким образом, взращивает в своей голове впечатление о том, что мир крутится вокруг него, хотя на самом деле дело должно обстоять не так. Те люди, которые живут за счет чужих лишений, эксплуатируют блага цивилизации для своей выгод, в итоге не получат ничего. Нет возможности достигнуть истинной гармонии с окружающим миром, не используя и не пополняя в себе свойства, присущие созидательному потенциалу, такие как совесть и преобразование.

Почему поступки, совершенные под воздействием совести, не противоречат друг другу, а составляют некую цельность? Это означает, что добро восходит к одной цельной и высокой личности – к Богу. Свойством преобразователя даёт возможность превращать полученную информацию в творческие нововведения, что сделает деятельность человека более благопристойной, его сознание будет всячески отпугивать глупость и порок.

Но для того чтобы развить такие свойства и сделать жизнь стабильнее и, обществу нужно перестать смотреть на всё слепым взором. Оно должно понять, что культура необходима человеку, она служит закалкой для нашего духа. Благодаря похвальным усилиям, культурно-просветительская работа вносит свою заметную лепту, чтобы увеличить благосостояние народа на духовном поприще.

Но стоит ли говорить о том, будто наша цивилизация достигла совершенства в культурной жизни? Немного поспешный вывод. Но в любом случае тот культурный уровень, который мы наблюдаем сегодня, даёт нам уверенность в сегодняшнем дне. Конечно же, стремление людей к освоению нечто прекрасного – единственный праведный путь развития. Ища радость в вещах положительных и серьезных, а не в утопиях, отбрасывающих их назад, можно будет говорить, что человек становится полноценной частью культуры.

На наш взгляд, культура делает замечательные попытки донести до человека мысль о том, что победа над материализмом – важный шаг на пути обретения истинной свободы нашей души. Свободная душа в соединении с чистым разумом готова на духовные подвиги и труды. Как говорит протоирей Валериан Кречетов, старший наставник Московской епархии: «Любой труд должен быть творческим, потому что человек создан по образу Творца. Примеры святых показывают, что физический труд – необходимый элемент жизни, а точнее низшая ступень, подводящая к духовному, возводящая на высшие ступени» [3].

Исходя из вышесказанных слов, должны понять, что только человек, способный к труду телесному и духовному, способен постичь природу. По сути, культура – вторая природа, и Николай Дроздов уверен, что через созерцание природы можно прийти к познанию Бога. Здесь Николай явно имеет «природу», как естественную среду обитания, то есть всё, что не создано человеком. Но культура также может быть «второй природой», так как в ней зарождаются определённые традиции и законы, которые необходимы для свободы человека, как утверждал немецкий философ Йозеф Шеллинг в своей работе «Система трансцендентального идеализма».

Что же нужно предпринять, чтобы сориентировать человечество на добро? Для кого-то видимо проще творить зло, но почему? Прежде всего, нужно понимание самого человека, что зло – это дисгармония всего. Равновесие и покой на земле будет лишь в пору богатого нравственного багажа личности. Только такое облагораживающее условие является поводом для того, чтобы слово «человек» стало звучать гордо во все времена.

Введение созерцательной практики в деятельность учреждений культуры приведут к изменениям морально-психологического состояния подрастающего поколения. В древней мудрости созерцание было целью жизни, полноценной жизни. Но оно было доступно лишь посвящённым. Образованные люди, находившиеся на вершине социальной лестницы, имели время и возможность для созерцания, что прибавляло им колоссальный подъем духовной силы.

Суть применения созерцания довольно ясно излагается в статье А.И. Бондаренко – «Состояния созерцания в творческом процессе»: созерцанию присущ процесс идентификации – активного погружения и воплощения в объекты и их обстоятельства, слияния с ними и переживании эмоционального резонанса. Личность, погружаясь в объекты живой и неживой природы, перевоплощается в них и познает их внутренние импульсы, обстоятельства и логику развития. Таким образом, «вхождение» в состояние созерцания и пребывания в нем есть подготовка к непосредственному восприятию предмета или необычном представлении о нем или явлении, подготовка интуитивного восприятия нового эстетического отношения к нему, вживания в предмет, а также импульс для начала работы творческого воображения» [1].

Реализация курса практики созерцания в учреждениях культуры будет проходить следующим образом:

  1. Выбор помещения и назначение на руководящую должность опытного специалиста.

Создание теплой и спокойной обстановки, посредством размещения в помещении интерьерных элементов в свободном стиле, будет второстепенной задачей в организации созерцательной деятельности. Наличие помещения необходимо в холодное время года, но лучшей альтернативой будет свободное от шума место на природе. Можно созерцать абсолютно в разных местах – на поляне, в лесу, у побережья моря или около святого источника. Это позволит отлично расслабиться, забыть о своих проблемах и увидеть пути их решения. Со временем можно будет почувствовать своим сердцем, где именно твое место, которое можно назвать родным по душе.

Присутствие специалиста необходимо, прежде всего, для разъяснения процесса созерцания в теоретическом виде, выявления ошибок в практике участников, используя обсуждение проделанной работы при первых начинаниях. Выслушав и приняв советы и духовного учителя, участник должен рассмотреть их, но при этом дополнить практику собственными соображениями, на основе рационального решения и самоконтроля. Улучшению качества и образованию действенных результатов созерцательного занятия будет подсоблять не только количество созерцательного времени, но и осознание своего «Я», к которому нельзя и невозможно прийти без собирательства божественного закона в своем сердце. Ведь принятие такого закона – есть принятие Бога. Когда мир поймет, что за нашими удивительными способностями кроется высшая сила, управляющая и возлагающая на наши плечи дары природы, вот тогда и наступит великий переворот вселенского состояния каждого существа на земле.

  1. Выбор вида созерцания.

Существует два вида созерцания: созерцание конкретного объекта и созерцание без выделения объекта, то есть, всей картинки в целом, концентрируясь больше на чувствах и звуках.

За созерцательную деятельность отвечает индивидуальные способности разума, интеллекта, воображения – это инертная, воспринимающая сторона ума. Основной задачей нашего интеллекта является изначально воспринимать, анализировать, синтезировать. А следствием волевой стороны нашего внутреннего и раскрытого внимания, будет качество мудрости. Например, вначале практики созерцают некий символ, и это будет корневая составляющая созерцательной практики; затем с приобретением навыков, благодаря активности нашего мозга, символом осуществляется внутреннее или поверхностное действие, то есть пытаются подвергнуть символ трансформации внутри себя, либо вне себя.

Самое главное в курсе созерцания не принуждение, а добровольный приход участников, что заявляет об их намеренной цели добиться просветления. Целевая аудитория не имеет возрастных ограничений. Успех созерцательного процесса зависит не от возраста, а от силы желания и устойчивости ума. Как уже говорилось, совесть и преобразование – это одни из свойств созидательного потенциала. Но стоит добавить, что свойство преобразователя вытекает из соединения составных частей: совести и навигации. И созерцательная практика служит той нитью, которая способна соединить совесть с чувством жизненного навигатора в деятельности человека, что приведет к реорганизации мысленных поступков. Созерцая, человек способен осознать истинные потребности своего организма и поставить цель, активно борясь за её осуществление.

Единство цели и реальности, способность организовывать гармонию в себе, понимание смысла жизни и прочность социальных отношений, приводят нас к ещё одному не менее важному свойству созидательной сути человека, а именно к «эффективной жизни» [2].

Каждый здравомыслящий человек, обладающий духовноведческим мировоззрением, наделен умением жить эффективно. И из этого следует, что он является эталоном созидательной жизни и осознанно управляет ей, на основе разумения причинно-следственных связей, используя возможности сознания и находясь в гармоничном состоянии. Человек, состоящий в созвучных ладах с природой, полезен не только обществу, но и самому себе. Полезен он, в первую очередь, в своем благодатном отношении ко всему происходящему. Его ход мыслей будет служить созданию взаимопониманию среди окружения, которое разразиться как обновление ценностей и принципов каждого из присутствующих, если он достаточным образом сможет повлиять на негативный склад ума, и привить постулат добра.

Таким образом, ввод созерцательной практики в учреждения культуры позволит не только духовно совершенствоваться каждому из учащихся, но и одновременно даст шанс новому рождению созидательной энергии жизни в человеке. Чем выше уровень энергии человека, тем он здоровее и успешнее в делах, ощущает непреодолимую потребность к любой деятельности, и в конце концов, обретает ключ к разгадке состояния свободы и блаженства, которое может быть достигнуто только при полной отрешенности от материального мира с его грубостью, телесностью, приземленностью.

Литература

  1. Бондаренко А.И. Состояния созерцания в творческом процессе [Электронный ресурс] / А.И. Бондаренко – Электрон. текст дан. – Режим доступа: http://sncps.ru/data/documents/Sozercanie-2013-sb..pdf (дата обращения 04.02.2016 г.)

  2. Друцкая Н. А. Что такое созидательная суть человека? [Электронный ресурс] / Н.А. Друцкая. – Электрон. текст дан. – Режим доступа: http://drutskaya.ru/parapsixolog/239-chto-takoe-sozidatelnaya-sut-cheloveka-.html (дата обращения 05.02.2016 г.)

  3. Кречетов В. Когда труд – радость [Электронный ресурс] / В. Кречетов – Электрон. текст дан. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/30294.html (дата обращения 05.02.2016 г.)

Просмотров работы: 4309