СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ В МАРТЕ 2015 ГОДА ПО ДАННЫМ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОРЭКОЦЕНТРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ В МАРТЕ 2015 ГОДА ПО ДАННЫМ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОРЭКОЦЕНТРА

Янахов Д.Ф. 1
1Челябинский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Качество атмосферного воздуха в промышленных городах вызывает тревогу не только у специалистов в области охраны окружающей среды, но и у населения в целом. Установлена прямая связь между состоянием воздушной среды и их здоровьем. Высокие темпы урбанизации сохраняются в настоящее время не только сохраняются, но и растут. Города, как правило, являются центром сосредоточения промышленных объектов и автотранспорта, являющихся одними из основных загрязнителей атмосферного воздуха.

Воздействие загрязненного атмосферного воздуха на человека, окружающую среду и биосферу многогранно и проявляется в отрицательном влиянии на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни людей, на микроклимат и световой климат населенных мест, приносит значительный экономический ущерб, негативно действует на водные объекты и почву, животный и растительный мир, т.е. может оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на самочувствие и здоровье населения.

Основной целью нашей работы явилосьвыявление возможности картирования загрязнения атмосферного воздуха города Челябинска с использованием программы ГИС-технологий (MapInfo 7.8) для создания атласа по пяти основным загрязняющим веществам (диоксида азота (NO₂ ), диоксида серы (SO₂), окиси азота (NO), оксида углерода (CO), взвешенных веществ).

Для проведения исследования были использованы данные мониторинга состояния атмосферного воздуха в городе Челябинске за март 2015 года (www.ekocentr.ru). Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. ознакомиться с методами ведения мониторинга атмосферного воздуха в городах;

  2. освоить методы работы в программе MapInfo 7.8;

  3. построить картосхемы, отражающие состояние атмосферного воздуха в марте 2015 года по 5 приоритетным загрязняющим веществам;

  4. проанализировать полученную картографическую информацию.

  1. МОНИТОРИНГ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ГОРОДАХ
  1.  
    1. Экологический мониторинг, классификация и его задачи

Экологический Мониторинг это система регулярных пространственно-временных наблюдений за одним или более элементов окружающей природной среды (объектом) по заранее выработанной программе, осуществление которой позволяет:

  • определить тенденции в изменении, как отдельных элементов окружающей среды, так и биосферы целом;

  • прогнозировать совокупность будущих состояний биосферы при сохранении данной тенденции;

  • оценить антропогенный вклад в изменение состояния биосферы на фоне ее естественных природных вариаций;

  • выявить источники воздействия на природную среду, организуя контроль источников загрязнения и его правовые механизмы т.е. экологическую экспертизу.

Мониторинг в соответствии с пространственным масштабом охвата наблюдений и их организации условно делится на:

  • Глобальный в котором производится слежение за изменениями элементов среды планетарном масштабе и требует кооперации всех стран в сборе, унификации и анализе наблюдений. Например, Всемирная Метеорологическая Организация (ВМО) осуществляет международный мониторинг, регулируя обмен потоками стандартизированных данных об атмосфере и гидросфере со всего мира, включая сеть фонового мониторинга.

  • Национальный, осуществляемый в рамках одного государства. Например, Единый Государственный Экологический Мониторинг РФ или государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, это служба сбора и анализа информации о текущем состоянии и естественных и антропогенных изменений произошедших в окружающей среде России.

  • Региональный, где в масштабе относительно большого региона требуется кооперации усилий отдельных государств или различных государственных организаций, поскольку по ряду причин производить наблюдения (финансово-организационные, специфика задач) за изменениями среды, имеющими естественную и антропогенную причину в рамках только общенациональной или глобальной программ мониторинга затруднительно. Например, состояние среды на материке Антарктида исследуется постоянными экспедициями ряда стран. Объектами регионального мониторинга являются особые по влиянию на биосферу природные зоны, такие как ледовый покров острова Гренландия, экосистемы бассейна Аральского, Балтийского моря, Черного, Каспийского, тропический лес Амазонки и т.п. Региональные проекты мониторинга как сложных природных систем (например, бассейн реки Волги), так и собственно отдельных регионов (мониторинг Московского региона, Челябинской области) осуществляются одним государством и его субъектами, обладающими достаточной для этого инфраструктурой.

  • Локальный мониторинг среды осуществляется вокруг меньших по сравнению с площадью региона объектов промышленного, сельскохозяйственного, военного или иного назначения. Такие объекты, как правило, выбрасывают свои специфические загрязнители. Например, ПО «Маяк» является источником радиоактивного загрязнения, радиолокационные станции – электромагнитного излучения, цветная металлургия – сернистого газа и тяжелых металлов и т.д.

  • Точечный или импактный мониторинг это регулярные наблюдения и анализ данных в одной особой точке. Сюда можно отнести измерения задымленности на перекрестке, оценку условий в рабочей зоне предприятий, у источника сброса сточных вод и т.д. [7].

  1.  
    1. Нормативная документация в области мониторинга атмосферного воздуха

Сложившийся благоприятный инвестиционный климат и расширение производственных мощностей предприятий в Российской Федерации привело к тому, что в стране в последние годы наблюдается экспоненциальный рост промышленного производства. При этом во многих регионах России развитие промышленности сопровождается ухудшением экологической обстановки, обусловленным бесконтрольной техногенной деятельностью и отсутствием достоверных данных о состоянии окружающей среды. Получение, обработка и распределение такой информации по заинтересованным организациям и органам власти входят в задачи экологического мониторинга [13].

В России система мониторинга атмосферного воздуха является составной частью комплексной государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды. Основной целью этой системы является выполнение государственной задачи обеспечения безопасности и качества окружающей среды, разработки стратегии и тактики работы природоохранных служб, гарантирующей получение объективной информации о состоянии окружающей среды [10].

Первичным источником экологического права в Российской Федерации является основной закон государства – Конституция РФ, объявляющая человека с его правами и свободами высшей ценностью. Конституция устанавливает, что каждый гражданин России имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1].

Основным законом экологического права России является принятый 10 января 2002 г. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Согласно данному документу, одним из основных принципов охраны окружающей среды в РФ является соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Федеральный закон определяет государственный экологический мониторинг как комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, как оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды [11].

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 78ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 04.05.1999 № 968ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. При этом органы государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, обладают правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга. В то же время законодательство четко не регламентирует источники финансирования создания и модернизации территориальных систем экологического мониторинга, и в каждом отдельном случае органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления решают данный вопрос на свое усмотрение [2, 3].

В число нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок организации, учета и функционирования государственной системы мониторинга окружающей среды, входит Приказ Росгидромета от 21.01.2000 № 13 «Об утверждении Положения о порядке организации, учета и функционирования ведомственной наблюдательной сети» [5]. Под наблюдательной сетью понимается система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, и околоземного космического пространства. Согласно данному документу, организация и функционирование ведомственной наблюдательной сети осуществляется с соблюдением основных принципов деятельности гидрометеорологической службы:

  • репрезентативности пунктов наблюдений;

  • единства и сопоставимости методов наблюдений, обработки и обобщения результатов наблюдений;

  • обеспечения достоверности получаемых результатов и доступности информации для пользователей.

Ведомственные стационарные и подвижные пункты наблюдений осуществляют свою деятельность на основании лицензий Росгидромета.

Первым этапом организации ведомственного пункта наблюдений является направление соответствующей заявки в Росгидромет или его территориальный орган. При положительном решении Росгидрометом вопроса о создании пункта наблюдений ведомство или организация, подавшая заявку, согласовывает с Росгидрометом или его территориальным органом обязанности сторон, в том числе следующие вопросы:

  • вид и место размещения пункта наблюдений;

  • программу наблюдений;

  • методы и программные средства обработки результатов наблюдений;

  • перечень приборов и оборудования;

  • способ передачи результатов наблюдений и другой оперативной информации;

  • способ и сроки передачи режимной информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

  • предполагаемый срок начала функционирования пункта наблюдений.

В обязанности ведомства или организации, открывающей пункт наблюдений, помимо оформления всей необходимой документации на открытие такого пункта и получения от Росгидромета лицензии на право выполнения наблюдений, также входит обеспечение передачи результатов наблюдений в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.

Ряд нормативных и руководящих документов (например, руководящий документ РД 52.04.186–89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы») регламентирует порядок проведения мониторинга загрязнения атмосферы, в том числе устанавливает правила по выбору места наблюдений, программы работ, проведению измерений, анализу отобранных проб, сбору, обработке, статистическому анализу и представлению информации заинтересованным организациям [6].

  1.  
    1. Требования к средствам измерения

Строгие требования выдвигаются и к средствам измерений, которые в обязательном порядке должны проходить государственную аттестацию, метрологическую поверку, должны быть внесены в государственный реестр. В соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 1138ФЗ «О гидрометеорологической службе» все участники деятельности гидрометеорологической службы должны соблюдать установлен8 ные требования для обеспечения единства и сопоставимости данных наблюдений за состоянием загрязнения, поэтому все приборы, используемые для проведения отбора и анализа проб атмосферного воздуха должны иметь заключение о сертификации в ГУ «Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова» (ГГО им. А.И. Воейкова) [4, 9].

В то же время ни один нормативный документ не выдвигает требований непосредственно к организации самой системы мониторинга атмосферного воздуха. Учитывая отмеченные выше недостатки традиционных систем мониторинга, в которых наблюдения за экологическим состоянием атмосферного воздуха велись в основном в ручном режиме, ученые и специалисты развитых зарубежных стран и России начиная с 70х гг. XX в. активно и успешно используют при создании таких систем последние достижения и передовые разработки в области микроэлектроники, вычислительной и измерительной техники, программного обеспечения, средств хранения и передачи данных [11].

Показатели, определяемые на станциях автоматического контроля атмосферного воздуха, имеют арбитражную силу, поэтому такие данные являются источником достоверной информации о влиянии выбросов предприятий на качество атмосферного воздуха и могут быть использованы в качестве аргумента при возникновении разногласий между предприятиями и природоохранными органами [13].

  1.  
    1. Организация мониторинга атмосферного воздуха в городах

Разработка методов и подходов планирования развития сети наблюдений за загрязнением воздуха в городах основывается на информации о концентрациях загрязнителя и сложившихся на основе ее методов статистического анализа, представлениях о закономерностях распределения содержания примесей в атмосфере под влиянием метеорологических условий и режима выбросов. Научно-методическим центром этих работ является Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова [8].

Подразделения Росгидромета проводят наблюдения за загрязнением атмосферы более чем в 200 городах и поселках, где действуют около 600 стационарных постов. Необходимым условием для организации наблюдений является, наличие в городе 100 тысяч населения или интенсивного промышленного загрязнения. Установлено три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарный, маршрутный и подвижной (подфакельный). Стационарный пост предназначен для обеспечения регулярных наблюдений в одной точке из специального павильона. Маршрутный пост также служит для проведения регулярных наблюдений, но с помощью оборудованной приборами автомашины. Передвижной (подфакельный) пост предназначен для отбора проб воздуха под дымовым или газовым факелом промышленного предприятия на разных расстояниях (0,5, 1, .... 10 км) от него [7].

На стационарных и маршрутных постах наблюдения проводятся под одной из четырех программ непрерывной, полной, неполной или сокращенной. Непрерывная программа осуществляется с помощью автоматических приборов. Наблюдения по полной программе выполняются дискретно в 1, 7, 13 и 19 ч по местному декретному времени (т.е. 0, 6, 12 и 18 солнечного времени). Допускается проводить наблюдения по скользящему графику – в 7, 10 и 13 ч во вторник, четверг и субботу и в 15, 18 и 21 ч в понедельник, среду и пятницу. Наблюдения по неполной программе проводятся в 7, 13 и 19 ч, по сокращенной программе – в два срока: в 7 и 13 ч. По сокращенной программе наблюдения выполняются при температуре воздуха ниже – 45 °С и в местах, где концентрации примеси в 50 % случаев и чаще не превышают нижнего предела диапазона измерений применяемого метода определения концентраций примеси. Продолжительность отбора пробы воздуха для определения концентрации примеси составляет 20-30 мин [7].

  1.  
    1.  
      1. Измеряемые параметры

На постах наблюдения за составом воздуха измеряется от 5 до 25 веществ. Кроме наблюдений за содержанием в воздухе вредных веществ на всех постах проводятся наблюдения за метеорологическими величинами, определяющими перенос и рассеивание веществ в атмосфере: направление и скорость ветра, температура воздуха, влажность, облачность, наличие осадков, тумана и других явлений. Для анализа метеорологических условий привлекаются также данные близлежащих метеостанций [7].

Первоочередной задачей системы мониторинга воздуха в городе являются измерения концентраций вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу почти всеми источниками загрязнения: взвешенных веществ (пыли и сажи), диоксида серы, окиси углерода, двуокиси азота, оксида азота, т.е. всего 5 веществ и специфических загрязнителей, характерных для данного района. Принципы выбора приоритетных веществ для дополнительного анализа в общем случае, определяется близостью разовых и среднесуточных концентраций к соответствующим ПДК, т.е. по условию С/ПДК~1. Например, высокими могут быть концентрации сероводорода в городах с предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности, фенола и металлов в городах с предприятиями металлургии, автотранспорт дополнительно загрязняет воздух свинцом, углеводородами [7].

  1.  
    1.  
      1. Выбор расположения постов

Рассчитано, что для анализа поля концентраций загрязнителя в крупных городах необходима плотность сети наблюдений один пост на 10-20 км2, а в городах со сложным рельефом 5-10 км2. Репрезентативность данных наблюдений за состоянием загрязнения атмосферы в городе зависит от правильности расположения поста на исследуемой территории. Выбор места для размещения поста определяется задачей, что необходимо получить: уровень загрязнения воздуха в крупном районе в несколько квадратных километров или локальное загрязнение в зоне, находящейся под влиянием выбросов отдельного промышленного предприятия, крупной автомагистрали и т. п. [7].

В первом случае пост должен быть расположен на хорошо проветриваемом участке местности, который не подвергается воздействию отдельно стоящих источников выбросов. При перемешивании городского воздуха уровень загрязнения в районе поста будет определяться всеми источниками выбросов, расположенными на исследуемой территории. При выборе площадки для поста следует учитывать, что если пост разместить на закрытом участке (вблизи высоких зданий, на узкой улице, во дворе, под кронами деревьев или вблизи источника низких выбросов), то он будет характеризовать условия загрязнения, создаваемые в этом конкретном месте. Уровень загрязнения воздуха здесь может оказаться либо заниженным, из-за поглощения газов густой зеленью, либо завышенным из-за застоя воздуха и скопления вредных веществ [7].

Во втором случае пост предпочтительно размещать в зоне возможного появления максимальных концентраций примеси, связанных с выбросами рассматриваемого источника. Обычно такая зона находится в 0,5-2 км от низких источников выбросов и в 2-4 км от крупных промышленных предприятий. Влияние автомагистрали может быть обнаружено лишь в непосредственной близости от нее. Уровень загрязнения воздуха, формирующийся под воздействием источника выбросов, может быть точно зафиксирован лишь тогда, когда этот источник расположен на территории, не подверженной воздействию других источников выбросов, или когда интересующий нас источник выбрасывает примеси, не характерные для выбросов других предприятий. При определенных направлениях ветра выбросы от многочисленных предприятий могут создавать общий факел, соизмеримый с факелом выбросов крупного источника. Если повторяемость такого направления ветра велика, то этот факел будет определять формирование зоны наибольших средних концентраций примеси в 2-4 км от основной группы предприятий, причем иногда эта зона может располагаться на окраине города с подветренной стороны. В этом случае зона наибольшей максимальной концентрации примеси может не совпадать с зоной наибольшей средней и, следовательно, для изучения уровня загрязнения воздуха посты устанавливаются и в зоне наибольшей средней и в зоне наибольшего максимума. Чтобы определить вероятную зону максимумов, полезно предварительно ознакомиться с рельефом местности, размещением основных источников, розой ветра, а также с результатами расчета полей максимальных концентраций примеси [7].

Для характеристики распределения концентрации примеси по городу обычно устанавливается несколько постов. Посты необходимо располагать между жилыми массивами, в парках и зонах отдыха, в районах размещения основных промышленных объектов, а также в центре и на окраине города для получения интерполированных значений концентраций примеси между постами [7].

Для изучения загрязнения воздуха автотранспортом создается временная сеть постов на участках автомагистрали с различной интенсивностью движения, вблизи автомобильных остановок, на мостах, в туннелях, на разных расстояниях от осевой линии дорог и т. д. [7].

  1. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
2.1. Сбор данных

Данные для выполнения курсовой работы взяты с официального сайта Челябинского «ГорЭкоЦентра» [15]. C 2012 года в Челябинске действует созданная по поручению Губернатора система дополнительного контроля над выбросами промышленных предприятий. С целью сбора, обработки данных о загрязнении воздуха и предоставления полученной информации населению на базе МУП «ГорЭкоЦентр» был создан Информационный центр.

На сайте предприятия www.ekocentr.ru размещена электронная карта города, на которой нанесены посты и точки наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в Челябинске. Размещенные на карте данные мониторинга позволяют увидеть не только фактические объемы выбросов предприятий и результаты замеров уровня загрязнения воздуха в жилой зоне города, но и сравнить их с предельно допустимыми показателями. На сегодняшний день данные о выбросах передают ОАО «Челябинский цинковый завод», ОАО «ЧТПЗ», ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», ОАО «ЧЭМК». Показания передаются с датчиков автоматического контроля в режиме реального времени. Информация о загрязнении атмосферного воздуха также поступает и с собственной передвижной лаборатории МУП «ГорЭкоЦентр».

Из полученных данных, в программе Microsoft Excel была составлена электронная база данных по пяти основным загрязняющим веществам. в

Рис.1. База данных концентрации приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

Для базы данных брались последние измерения, сделанные в каждом из 28 пунктов за март 2015 года. Загрязняющие вещества представлены в долях соответствующих ПДК (мг/м3).

2.2 Работа в MapInfo 7.8

Основной целью при создании картограмм являлось связывание картографической и атрибутивной информации. Картографическая информация была получена с сервиса Яндекс. Карты. Атрибутивная информация была взята с сайта Челябинского ГорЭкоЦентра и преобразована нами в электронную базу данных для дальнейшего геокодирования.

Для размещения точечных объектов на карте, каждому пункту был присвоен свой идентификационный номер, от 101 до 128. Далее следует этап подготовки базы данных для геокодирования, поскольку при использовании в качестве источника данных файлов Excel формируется таблица, недоступная для редактирования. Затем, после проведенной индексации полей в таблице, мы завершаем процесс геокодирования, выбрав режим геокодирования, в нашем случае автоматический.

Далее следует этап создания тематических карт, нами было построено 10 тематических карт по состоянию атмосферного воздуха в марте 2015 года в городе Челябинске по 5 приоритетным загрязнителям двумя способами: методом величины значков и TIN-поверхностью.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Всего было построено 10 тематических карт по состоянию атмосферного воздуха в марте 2015 года в городе Челябинске по 5 приоритетным загрязнителям (диоксид азота (NO₂), диоксид серы (SO₂), окись азота (NO), оксид углерода (CO), взвешенные вещества).

Для примера проанализируем картограмму распределения взвешенных веществ в долях ПДК.

Рис.2. Пространственное распределение взвешенных веществ по территории города в долях ПДК.

Известно, что на процесс рассеивания влияет большое количество условий, которые могут быть объединены в 3 основные группы.

1. Метеоклиматические – среднегодовая повторяемость направления ветра и скорости по этим направлениям, среднегодовая температура летнего и зимнего периодов года, климатическая зона и т.д.

2. Топографические – характеристика местности в данном районе, рельеф.

3. Антропогенные – типы и параметры источников выброса загрязняющих веществ, расположение источников на промплощадке и их взаимное влияние друг на друга, физико-химический состав выбрасываемых веществ и их количество [12].

Среднегодовая повторяемость направления ветра в марте в городе Челябинске представлена в таблице 1.

Таблица 1

Повторяемость направления ветра в марте в городе Челябинске,% [15]

Направление

Март, %

С

9

СВ

2

В

6

ЮВ

9

Ю

36

ЮЗ

7

З

25

СЗ

6

Штиль

33

Источниками антропогенного воздействия на воздушный бассейн г. Челябинска являются действующие промышленные, энергетические предприятия и автотранспорт. Обстановку усугубляют частые штили в марте (таблица 1), которые являются неблагоприятными метеоусловиями (НМУ) для рассеивания примесей. Основными стационарными источниками загрязнения являются: ЧЭМК, ЧМК, Челябинская ГРЭС и Челябинские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3. Отрицательную роль играет неудачное расположение ряда промышленных предприятий относительно жилых кварталов. Например, ЧЭМК расположен практически в центре города. Выбросы с него влияют на чистоту воздуха в Центральном, Советском, Калининском и Тракторозаводском районах. Огромное влияние оказывает загрязнение воздуха автомобильным транспортом (в 2012 году – 50 % от суммарных выбросов [14]. Этим может быть обусловлена высокая концентрация взвешенных веществ в центре города, так как автомобильные пробки здесь не являются редким явлением.

Наименьшая концентрация взвешенных веществ в северо-западной и западной частях города, потому что здесь практически нет пробок, т.е. машины не простаивают с работающими двигателями. На этой территории располагается Челябинский городской бор и селитебная зона без промышленных предприятий.

Второй вариант отображения ситуации по взвешенным веществам представлен на рис. 2.

Рис.3. Распределение взвешенных веществ по территории города представлено методом «величины знака».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования было установлено:

  1. Основной организацией, которая несет ответственность за осуществление мониторинга, является Росгидромет. Кроме того наблюдения ведутся силами ГорЭкоЦентра и службами промышленных предприятий. С данными наблюдений можно ознакомиться на сайте предприятия www.ekocentr.ru.

  2. По полученной информации нами была создана и проанализирована база данных по состоянию атмосферного воздуха в 28 пунктах наблюдения города Челябинска за март 2015 года.

  3. Анализ полученных картограмм показал, наиболее загрязненной частью города взвешенными веществами является его центр (красный цвет на картограмме 1). Это связано с высокой транспортной нагрузкой.

  4. Высокие концентрации взвешенных веществ отмечаются также к югу от центра (желтый цвет на картограмме 1) в районе железнодорожного вокзала и ТЭЦ-1.

  5. Необходимо также отметить, что геоинформационные системы (в частности программный продукт «MapInfo») являются мощным средством в визуализации полученной информации – распределение концентрации приоритетных загрязнителей (диоксид азота (NO₂ ), диоксид серы (SO₂), окись азота (NO), оксид углерода (CO), взвешенные вещества) по территории города, что существенно облегчает анализ состояния атмосферного воздуха на территории города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1.  
    1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. – 32с.

    2. Об охране атмосферного воздуха (04 мая 1999 г.): Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014.

    3. Об охране окружающей среды (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (10 января 2002 г.): Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014.

    4. О гидрометеорологической службе (19 июля 1998 г.): Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011.

    5. Об утверждении положения о порядке организации, учета и функционирования ведомственной наблюдательной сети: Приказ Росгидромета от 21.01.2000 N 13 (ред. от 28.02.2007) // СПС Консультант плюс.

    6. РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы (утв. Госкомгидрометом СССР 01.06.1989, Главным государственным санитарным врачом СССР 16.05.1989) (ред. от 01.02.2006) // СПС Консультант плюс.

    7. Абдуллаев С. М. Лекции по программе экологический мониторинг. / С. М. Абдуллаев - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2004. – 20 с.

    8. Безуглая Э. Ю. Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах. / Э.Ю. Безуглая. – Л.- Гидрометеоиздат, 1986. – 203с.

    9. Король И.Л. Главная геофизическая обсерватория: вехи становления метеорологии в России / И.Л. Король, Б.Е. Шнееров. «Природа». – 2004. – № 3. – С. 27-33.

    10. Припутина И.В. Экологические риски в связи с техногенным загрязнением окружающей среды: анализ подходов и методов оценки / И.В. Припутина, В.Н. Башкин - Проблемы анализа риска. – 2012. – № 5. – С. 12-25.

    11. Решение практических задач нормирования выбросов взвешенных частиц в атмосферный воздух города Белгорода с использованием данных лидарных измерений / А.Э. Боровлев [и др.]. «Экологические системы и приборы». – 2013. – № 6. – С. 16-21.

    12. Прусаков В.М. Моделирование как метод корректировки допустимого содержания суммы взвешенных веществ в атмосферном воздухе / В.М. Прусаков, Э.А. Вержбицкая, О.Г. Зуева. Доклады ТУСУРа. 2004 г.

    13. Цыбина А.В., Дьяков М.С., Вайсман Я.И. Опыт создания современных автоматизированных систем мониторинга атмосферного воздуха на территории промышленно развитых городов России / А.В. Цыбина, М.С. Дьяков, Я.И. Вайсман. – Пермь: Вестник ПНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика. 2015. № 1.

    14. Состояние загрязнения атмосферы в городах на территории России за 2012 г. / под ред. Э. Ю. Безуглой. – Спб: ФГБУ «ГГО» Росгидромета, 2013. – 247с.

    15. Погода и климат – климат Челябинска. – URL: http://www.pogodaiklimat.ru/climate/28645.htm#

15

Просмотров работы: 1581