ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Шамугия И.Ш. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

И.Ш. Шамугия, Саратовский национальный исследовательский

государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов

RUSSIA’S PUBLIC DIPLOMACY: ORIGIN AND DEVELOPMENT

I.Sh. Shamugiya, Saratov State University, Saratov

Публичная дипломатия – относительно новое понятие, которое впервые было использовано в 1965 г. Э. Галлионом, деканом Школы права и дипломатии им. Флетчера при Университете Тафтса, для обозначения процесса, посредством которого субъекты международных отношений достигают внешнеполитических целей, оказывая воздействие на иностранную общественность [1]. Несмотря на то, что в различных формах данный подход использовался на протяжении нескольких столетий, именно после окончания холодной войны можно наблюдать резкий рост научного и практического интереса к сфере публичной дипломатии. Ее популярность обусловлена несколькими взаимосвязанными причинами: глобализацией, увеличением количества «игроков» на международной арене и развитием коммуникационных технологий [2]. Действительно, в эпоху, когда информационные технологии все больше участвуют в политическом дискурсе, сама дипломатия становится более публичной, т.е. усиливается роль общества в международных делах различных государств.

В России проблематика публичной дипломатии также приобретает особую актуальность, и связано это с общей активизацией внешней политики государства в начале XXI столетия. В Концепции внешней политики РФ от 12 февраля 2013 г. отмечается, что «важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки». Также в данном документе сказано, что добиваться объективного восприятия в мире Россия будет через механизмы публичной дипломатии, используя возможности новых информационно-коммуникационных технологий [3]. Однако западные СМИ и подавляющая часть иностранной общественности до сих пор критически настроены по отношению к нашей стране.

В связи с этим цель данного исследования – анализ становления и развития института публичной дипломатии в России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- выявить и охарактеризовать основные структуры и организации, отвечающие за реализацию публичной дипломатии;

- оценить эффективность российской публичной дипломатии как инструмента достижения внешнеполитических целей;

- спрогнозировать перспективы дальнейшего развития данного института в России.

Впервые об одном из компонентов публичной дипломатии, информационном сопровождении внешнеполитической деятельности, было упомянуто в Концепции внешней политики РФ от 2000 г. В ней отмечалось, что одна из основных задач страны заключается в формировании позитивного восприятия России за рубежом[4]. В том же 2000 г. В.В. Путиным была утверждена Доктрина информационной безопасности РФ, в которой говорилось, что «государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок недостаточна» [5].

В 2003 г. администрация президента поручила провести опрос, в ходе которого американцы должны были назвать 10 вещей, которые у них ассоциируются с Россией. Большинство ответов были следующими: коммунизм, КГБ, снег и мафия. Другой опрос, который проводился в том же году и был направлен на то, чтобы установить, насколько в мире осведомлены о российских брендах, еще острее показал необходимость в том, что международный имидж России нужно исправлять. Единственные бренды, которые иностранцы смогли назвать, – автомат Калашникова и коктейль Молотова [6]. Тогда 12 июля 2004 г. на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России В.В. Путин заявил, что представления о России в мире очень часто далеки от реальности, в связи с чем «посольства и другие зарубежные представительства должны принять активное участие в формировании непредвзятого благоприятного представления о внутренней и внешней политике Российской Федерации, о ее истории, о ее культуре, о сегодняшнем развитии» [7]. Это выступление можно условно назвать отправной точкой становления публичной дипломатии в нашей стране, и именно с этого момента активно начинают вкладываться деньги в различные инициативы по созданию положительного образа России за рубежом.

Важную роль по осуществлению данной деятельности играет Департамент информации и печати Министерства иностранных дел. Основными его функциями являются: информирование отечественной и зарубежной прессы о внешнеполитических действиях страны; анализ международных проблем, затрагивающих сферу информационной безопасности, и обеспечение полноценного участия Российской Федерации в их разрешении; аккредитация корреспондентов иностранных СМИ в России [8]. Необходимо заметить, что информационное сопровождение внешней и внутренней политики за рубежом является одной из основных составляющих публичной дипломатии, которую Россия старается активно развивать.

Уже в июне 2005 г. агентством «РИА Новости» был учрежден первый российский информационный телеканал Russia Today (RT), ведущий круглосуточное вещание на английском языке. Он был призван информировать иностранную общественность о событиях, происходящих непосредственно в стране, а также отражать позицию России по основным вопросам международной политики. Телеканал быстро расширял свое вещание, увеличивал аудиторию и набирал популярность в мире. Так, в мае 2007 г. был запущен Russia Today на арабском, а в 2014 г. – на испанском языке. Кроме того, телеканал учредил собственные студии в столицах США и Великобритании. В 2014 г., обогнав по количеству просмотров все ведущие мировые телеканалы, пяти основным каналам RT удалось набрать рекордную цифру – 2 млрд просмотров на YouTube [9]. На этом достижения Russia Today не закончились. Абсолютный рекорд – 3 млрд просмотров на YouTube RT набрал в 2015 г., в 2 раза опередив CNN, в 3 раза – Euronews, в 10 раз – BBC [10]. Эти цифры свидетельствует о мировом успехе телеканала Russia Today, который можно назвать эффективным инструментом публичной дипломатии России.

В 2006 г. наша страна запустила еще один масштабный проект в области СМИ, направленный на формирование положительного имиджа России за рубежом. «Российская газета» договорилась с ведущими мировыми изданиями, такими как американский Washington Post, британский Daily Telegraph, французский Le Figaro, китайский «Жэньминь жибао» и др., о размещении в них приложения Trendline`s Russia («Российские тренды») [11]. Цель этих приложений состоит в информировании иностранной аудитории о позитивных изменениях, происходящих в России, – финансовых, спортивных, культурных и прочих достижениях.

Очередным проектом Российской Федерации по развитию механизмов публичной дипломатии явилось создание в 2013 г. Международного информационного агентства «Россия сегодня», которое призвано объективно освещать события, происходящие в мире и в общественной жизни России [12]. Данная медиагруппа объединила радиовещание, новостные ленты на русском, английском, испанском, арабском и китайском языках, информационные порталы более чем на 30 языках, мультимедийные международные пресс-центры и информационные продукты в социальных сетях. За рубежом МИА «Россия сегодня» представлено мультимедийной группой Sputnik, которая ориентирована непосредственно на международную аудиторию и осуществляет вещание на десятках языках [13].

Бесспорно, информационная составляющая является важным компонентом публичной дипломатии, но помимо нее существует огромное количество других элементов, например, популяризация языка. Именно для этой цели в 2007 г. был создан фонд «Русский мир», учредителями которого выступили Министерство иностранных дел РФ и Министерство образования и науки РФ [14]. Фонд создает многочисленные центры по изучению русского языка и литературы в образовательных учреждениях разных стран, а также активно работает с соотечественниками за рубежом.

Стоит сказать, что сама по себе русская культура является притягательной для иностранной общественности, поэтому культурным обменам и продвижению российского образования уделяется особое внимание в российской публичной дипломатии. Ответственную роль в этих вопросах играет Россотрудничество – Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, которое функционирует с 2008 г. и является федеральным органом власти при МИД РФ [15].

Россотрудничество, организуя выставки, конференции, культурные мероприятия, перекрестные годы, формирует культурно-образовательную, гуманитарную и внешнеполитическую привлекательность нашей страны, но, к сожалению, пока не очень эффективно способствует популяризации России именно как политического образования, т.е. Россия имеет мало возможностей влиять на своих иностранных партнеров через их общественное мнение.

Не так давно особое внимание стало уделяться взаимодействию МИД РФ с представителями российских НПО. На этой основе в феврале 2010 г. Министерство иностранных дел России учредило Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, цель которого заключается в «поддержке публичной дипломатии, содействии участию российских неправительственных организаций в международном сотрудничестве и активном вовлечении институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс» [16]. Фонд Горчакова предоставляет гранты различным неправительственным организациям, оказывая тем самым поддержку в осуществлении разработанных ими проектов. Можно сказать, что он является неким «собирателем идей» и призван ориентировать НПО в правильном направлении [17]. Кроме того, сам Фонд проводит мероприятия, конференции и лекции по различным вопросам, касающимся внешнеполитической проблематики, а также привлекает иностранных специалистов. Эти действия направлены на поддержку российской публичной дипломатии и улучшение международного имиджа России.

Помимо Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, в 2010 г. по распоряжению Д.А. Медведева было созданонекоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам». Его цель – «содействие проведению в Российской Федерации международных исследований, совершенствование подготовки специалистов в области внешней политики и регионоведения, а также организация взаимодействия российских научных организаций с иностранными экспертно-аналитическими центрами по вопросам международных отношений» [18]. Совет представляет собой неправительственный орган, членами которого выступают ученые, дипломаты, государственные и общественные деятели, бизнесмены, т.е. является неким связующим звеном между государством, экспертным сообществом, бизнесом и гражданским обществом.

Первостепенная задача РСМД состоит в разработке основных направлений внешней политики России и продвижение ее государственных интересов. Совет также инициирует различного рода исследования по актуальным вопросам мировой политики, способствует активизации интереса российского общества к политическим процессам, происходящим внутри страны и в мире, выступает партнером аналогичных организаций за рубежом.

Несмотря на успехи России в рамках информационного вещания, значительного прогресса в области публичной дипломатии в целом пока еще не наблюдается. Москва всячески старается улучшить имидж страны, увеличивает финансирование различных органов, отвечающих за публичную дипломатию, и создает новые. Однако российская политика «мягкой силы» явно проигрывает той же политике других мировых держав. Возможно, это связано с тем, что в России публичной дипломатией управляет непосредственно высшее руководство страны, в связи с чем отсутствует системность в деятельности, которую осуществляют различные ведомства, организации и фонды. Для того, чтобы привести эту сферу «в порядок», необходим специальный государственный орган, который бы координировал публичную дипломатию государственных структур, деятельность неправительственных организаций и делового сообщества. Такой орган в России, к сожалению, отсутствует, как и отсутствует юридический документ, концепция публичной дипломатии, которая могла бы обозначить основных субъектов, определить направление их деятельности и принципы взаимодействия.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что нашей стране предстоит еще многое сделать, чтобы создать заслуживающую доверия репутацию. В первую очередь необходимо выработать комплексную долгосрочную стратегию публичной дипломатии, чтобы реализовывать национальные интересы и обеспечить прочное положение на международной арене, ведь сегодня ни одно действие государства не будет иметь должного успеха, если оно не заручилось поддержкой общественности внутри страны и за рубежом.

Список использованных источников и литературы

  1. What is Public Diplomacy? // The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy. The Fletcher School. Tufts University. – Режим доступа: http://fletcher.tufts.edu/murrow/diplomacy

  2. Лебедева О. Особенности института публичной дипломатии в России // Международная жизнь. – М., 2015. – № 6. – С. 49.

  3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 12 февраля 2013 г.) // Официальный сайт МИД России. – 18.02.2013. – Режим доступа: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F

  4. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ) // Официальный сайт МИД России. – Режим доступа: http://archive.mid.ru//Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3

  5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) // Официальный сайт Совета безопасности РФ. – Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html

  6. Evans J. Spinning Russia // Foreign Policy. – 01.12.2005. – Режим доступа: http://foreignpolicy.com/2005/12/01/spinning-russia/

  7. Выступление на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России // Официальный сайт Президента России. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2004/07/74399.shtml

  8. Лебедева О. Особенности института публичной дипломатии в России // Международная жизнь. – М., 2015. – № 6. – С. 49-50.

  9. Каналы RT на YouTube набрали рекордные два миллиарда просмотров // РИА Новости. – 16.12.2014. – Режим доступа: http://ria.ru/society/20141216/1038458589.html

  10. RT набрал рекордные для новостных каналов 3 млрд просмотров на YouTube // Сделано у нас. – 02.12.2015. – Режим доступа: http://sdelanounas.ru/blogs/71086/

  11. Имидж России подправят печатью // Коммерсант.ru. – 18.10.2006. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/714165

  12. Указ Президента РФ от 9 декабря 2013 г. «О мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ» // Официальный сайт Президента России. – 09.12.2013. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/19805

  13. Международная медиагруппа МИА «Россия сегодня» // РИА Новости. – 09.12.2015. – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20151209/1337643933.html

  14. Указ Президента РФ от 21 июня 2007 г. «О создании фонда «Русский мир» // Российская газета. – 23.06.2007. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/06/23/fond-dok.html

  15. Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» // Официальный сайт Президента России. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/28020

  16. Распоряжение Президента РФ от 2 февраля 2010 г. «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова» // Официальный сайт Президента России. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30577

  17. Лебедева О. Особенности института публичной дипломатии в России // Международная жизнь. – М., 2015. – С. 49.

  18. Распоряжение Президента РФ от 2 февраля 2010 г. «О создании некоммерческого партнёрства «Российский совет по международным делам» // Официальный сайт Президента России. – 03.02.2010. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/6779

Просмотров работы: 4608