ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА БЕЛЬГИИ: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА БЕЛЬГИИ: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Рублев В.В. 1, Новикова Л.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА БЕЛЬГИИ: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Рублев В.В. – магистрант, Новикова Л.В. – научный руководитель

Владимирскийгосударственныйуниверситет

Владимир,Россия

FINANCIAL INTELLIGENCE BELGIUM: ORGANIZATIONAL STRUCTURE AND PRINCIPLES OF FUNCTIONING

Rublev V.V. – student, Novikova L.V. – supervisor

Vladimir state university

Vladimir,Russia

Усиление процессов глобализации, прогрессивное развитие торговых взаимоотношений между экономическими субъектами стран мира, взаимозависимость между глобальными финансовыми институтами, а также межнациональные интеграционные процессы оказывают огромное влияние на переустройство существующей экономической системы мира. В начале XXI века мировое сообщество осознало всю серьезность проблем криминализации (терроризм, бандитизм, межэтническая преступность, преступления в финансово-экономической сфере и др.) и утвердило единогласно принципы борьбы с преступностью, основанные на радикализме мер, неотвратимости и суровости наказания за совершенные преступления.

Перестройки потребовала система экономической безопасности. Изначально проблемами борьбы со злоупотреблениями в финансово-экономической сфере занимались правоохранительные органы государств. Но с течением времени произошла серьезная реструктуризация правоохранительных систем, и органы финансового контроля получили независимость и более широкий круг полномочий. В целом, системы экономической безопасности стран Европы на сегодняшний момент имеют схожие структуры построения и принципы функционирования. Мы можем констатировать факт прогрессивного развития и совершенствования системы с отчетливым направлением на взаимное сотрудничество и глобальную интеграцию.

Финансовая разведка Бельгии официально именуется - как Группа обработки финансовой информации (CTIF)1, и регулируется на основании Королевского указа от 11 июня 1993 г.2 «Группа обработки финансовой информации» является центральным органом в системе борьбы с финансово-экономическими преступлениями, отмыванием денег и финансированием терроризма. Это независимый административный орган, находящийся под управлением Министерства Финансов и Министерства Юстиции Королевства Бельгии, в состав управления которого включены ряд ведущих экономических экспертов государства.

Группа обработки финансовой информации отвечает за контроль по совершению финансовых транзакций между субъектами экономической деятельности (государственные учреждения, коммерческие компании, частные лица), выявляя и пресекая незаконную деятельность, наносящую финансовый ущерб национальной экономической системе. Согласно действующему бельгийскому законодательству физические и юридические лица, став свидетелями или имея сведения о готовящемся преступлении, обязаны уведомить органы правопорядка. А последние, в свою очередь, обязаны отреагировать за поступившее обращение и в случае подтверждения сведений о незаконном действии, принять меры по задержанию подозреваемых.3

При этом Группа обработки финансовой информации имеет доступ к информационным системам Национального Банка Бельгии4, отслеживая основные движения капитала на счетах всех финансовых институтов государства, а также инвестиционных компаний, коммерческих и государственных организаций, частных лиц. В случае выявления совершенного финансово-экономического преступления Группа обработки финансовой информации может затребовать дополнительные сведения об участниках преступной операции у банковских и правоохранительных структур. Согласно действующим правовым нормам, срок предварительного расследования ограничен пятью рабочими днями. Если установленное преступление было совершено международной преступной группой, то материалы дела передаются в «Подразделение по раскрытию международных экономических преступлений» в составе Группы обработки финансовой информации. Данное подразделение, при тесном взаимодействии аналогичной структуры второго государства, совместными усилиями проводят следственные действия, по завершению которых материалы дела передаются в органы прокурорского надзора.5 При этом, «особый статус» получают дела, в которых выявлены незаконные финансово-экономические действия лиц и организаций, входящих в перечень «террористических», данные материалы приобретают режим секретности и дальнейшее их расследование проходит в особом порядке.

Сотрудники Группы обработки финансовой информации, а также сотрудники Полиции и Прокуратуры, расследующие финансово-экономические преступления, обязаны следовать строгому соблюдению профессиональной тайны6 и защищать национальные интересы Королевства Бельгии, находясь на территории других государств. Участие в судебных процессах является должностной обязанностью сотрудников Группы обработки финансовой информации, при этом все собранные материалы должны основываться на объективности и независимости.

Контроль оборота драгоценных металлов является еще одной должностной обязанностью Группы обработки финансовой информации, при этом, ответственность за данное направление деятельности несет «Подразделение Финансовой разведки при Национальном Банке Бельгии»7, согласно правилам, изложенным в Четвертой директиве ФАТФ по борьбе с отмыванием денег, ограничительный объем операций в драгоценных металлах составляет 12.500 евро. Все операции свыше указанной суммы подпадают под прямой контроль Подразделения Финансовой разведки.

Стоит подчеркнуть роль Бельгии, как активного участника европейского политического и экономического процессов. Брюссель является центром политической жизни Европейского Союза и видным финансовым центром объединенной Европы. Именно поэтому система экономической защиты государства должна иметь качественно высокий уровень. В основе законодательного акта8 лежат фундаментальные принципы, не потерявшие свою актуальность с течением времени. Разумеется, временной фактор, оказывает влияние на систему экономической безопасности государства, но в случае с Бельгией, за прошедшие 22 года, изменилось немногое. Основные принципы функционирования Финансовой разведки Бельгии:

- контроль операций в иностранной валюте на территории Бельгии;

- контроль оборота драгоценных металлов;

- контроль деятельности игорных заведений и иных высоко рисковых финансовых организаций;

- контроль финансовой деятельности международных политических и общественных организаций на территории Бельгии;

- контроль деятельности на территории Бельгии компаний, имеющих регистрацию в странах с упрощенной налоговой системой (оффшорных странах);

- взаимодействие с контролирующими органами стран, не входящих в систему Европейской экономической безопасности;

- взаимодействие со странами, имеющими высокий уровень экономической преступности и низкий уровень правового регулирования;

- контроль финансовой деятельности на территории Бельгии иностранных политических лиц и членов их семей, создание единой базы данных финансовых операций не резидентов государства;

- проведение финансовой экспертизы крупных инвестиционных проектов, в особенности проектов с государственным участием.9

Одним из ключевых моментов в деятельности служб европейской финансовой безопасности является введение ЕВРО, как официальной валюты стран Евросоюза.10 Данный процесс позволил распространить единые стандарты борьбы с отмыванием денег и создать аналогичные структуры надзорных органов, тем самым сократив издержки и увеличив продуктивность надзорной системы.

Обратим внимание на основные показатели деятельности Группы обработки финансовой информации, за период 2012-2014 гг. (рис.1)11:

Показатель / год

2012

2013

2014

Обращения

21.000

22.966

27.767

Количество заявлений*

4.002

5.063

6.978

Дела, переданные в прокуратуру

1.506

1.168

1.131

Объем возвращенных средств (млн. евро)

2.540,96

1.179,76

1.687,23

* Значение «количество заявлений» отображает действия по одному делу. При этом, возможны вариации, когда несколько обращений затрагивает деятельность субъектов по одному делу.

Указанный материал свидетельствует о том, что количество заявлений имеет тенденцию роста, граждане и компании проявляют предусмотрительность и сообщают о возникших подозрениях в органы финансового надзора. Средняя сумма, из расчета на одно раскрытое дело, составила – 1 млн. 687 тыс. евро (2012 г.), - 1 млн. евро (2013 г.), и 1 млн. 491 тыс. евро (2014 г.).

Группа обработки финансовой информации ведет активную работу в области стратегического анализа, который способствует более детальному пониманию текущих процессов и новым тенденциям в вопросах борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Результаты аналитической работы используются для оказания помощи всем заинтересованным сторонам в борьбе с организованной международной преступностью.

Сотрудничество с такими влиятельными профильными организациями как ФАТФ12 и Группа Эгмонт13 способствует реализации системы по выявлению рисков отмывания денег и уязвимости финансовой системы, что позволяет оперативно реагировать на возникшие угрозы.

Финансовая разведка Бельгии, по праву является высокоэффективной структурой, осуществляющей контроль национальной финансовой системы и не допускающей проникновение теневого капитала в экономику своего государства. Бельгийский опыт в борьбе с отмыванием денег может быть использован структурными подразделениями Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Используемые материалы:

1.www.ctif-cfi.be Официальный сайт «Группы обработки финансовой организации»

2.www.nbb.be Официальный сайт Национального Банка Бельгии.

3.Королевский указ от 11 июня 1993 г. регулирующий деятельность «Группа обработки финансовой информации» (CTIF) – Финансовая разведка Бельгии.

1 La Cellule de Traitement des Informations Financières (фр.) «Группа обработки финансовой информации»

2 www.ctif-cfi.be Официальный сайт «Группы обработки финансовой организации»

3 Королевский указа от 11 июня 1993 г., был дополнен поправками от 26 октября 2005 года (на основании постановления Европейского Парламента 2005/60/ЕС) и поправками от 1 августа 2006 года (на основании постановления Европейского Парламента 2005/70/ЕС) – изменив и дополнив структуру надзорных органов в финансовой сфере. Статья 505 Уголовного Кодекса Королевства Бельгия (Легализация финансовых средств, полученных в результате незаконной деятельности), предусматривает ответственность за факты сокрытия информации о преступлениях, свидетелями которых стали частные либо юридические лица.

4 BanquenationaledeBelgiquewww.nbb.be Официальный сайт Национального Банка Бельгии.

5 www.ctif-cfi.be Официальный сайт Группы обработки финансовой информации.

6 Профессиональная тайна - Информация, содержащая сведения, получаемые в ходе профессиональной деятельности некоторого субъекта, распространение которых может нанести ущерб правам и законным интересам другого субъекта

7 Аналогичная организационная структура применима в отношении все стран Европейского Союза.

8 Королевский указ от 11 июня 1993 г. регулирующий деятельность «Группа обработки финансовой информации» (CTIF) – Финансовая разведка Бельгии.

9 Королевский указ от 11 июня 1993 г. регулирующий деятельность «Группа обработки финансовой информации» (CTIF) – Гл.2.

10 1 января 1999 г. ЕВРО был введен в безналичное обращение, 1 января 2002 года, ЕВРО был введен в наличное обращение (банкноты и монеты), заменив европейскую валюту ЭКЮ.

11 www.ctif-cfi.be Официальный сайт Группы обработки финансовой информации. Раздел: «Показатели деятельности»

12 ФАТФ - группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

13 Группа Эгмонт - неформальное объединение подразделений финансовой разведки мира.

Просмотров работы: 1045