УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЕРАЦИИ ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТЕНЕВЫХ ДОХОДОВ В ЕВРОПЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЕРАЦИИ ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТЕНЕВЫХ ДОХОДОВ В ЕВРОПЕ

Рублев В.В. 1, Новикова Л.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЕРАЦИИ ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТЕНЕВЫХ ДОХОДОВ В ЕВРОПЕ

Рублев В.В. – магистрант, Новикова Л.В. – научный руководитель

Владимирский государственный университет

Владимир,Россия

THE TIGHTENING OF RESPONSIBILITY FOR OPERATIONS ON LEGALIZATION OF THE SHADOW INCOMES IN EUROPE

Rublev V.V. – student, Novikova L.V. – supervisor

Vladimir state university

Vladimir,Russia

Борьба с легализацией денежных средств, полученных в результате незаконной предпринимательской либо преступной деятельности, была и остается ключевой задачей правоохранительных структур большинства развитых и развивающийся стран мира. Изначально, финансовые преступления расследовались национальными органами правоохранительной системы (полиция, прокуратура, налоговые инспекции и др.), однако, с течением времени экономическая преступность приобрела глобальный характер, выйдя за рамки одних стран, тесно переплетаясь с аналогичными преступными группами других стран и континентов. В результате чего в мировой практике был реализован проект создания глобального институционального органа по борьбе с финансовыми преступлениями – FinancialActionTaskForce(FATF)1, являющимся на сегодняшний день наиболее влиятельной мировой структурой. Организация занимается разработкой рекомендаций для стран-партнеров, анализирует и выявляет глобальные экономические преступления на мировом финансовом рынке, ведет активную аналитическую и публицистическую деятельность. Помимо этого, вопросами борьбы с международными экономическими преступлениями занимаются: Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ)2, Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ)3, Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».4

Национальные системы борьбы с экономическими преступлениями за последнее десятилетие претерпели существенные изменения. Появились специализированные органы, имеющие сложную разветвленную структуру и широкий круг полномочий. В России в 2004 году была образована Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), фундаментальная обязанность – противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также выработка национальной политики, нормативно-правовое регулирование и взаимодействие с иными профильными органами.5 Руководитель Росфинмониторинга подчиняется Президенту Российской Федерации.

В Итальянской Республике существует национальный орган по противодействию финансово-экономической преступности – Финансовая разведка Италии, а также существует автономный орган, именуемый – Представительство финансовой разведки при Банке Италии. Первый – подчиняется Министру экономики страны, а второй – председателю правления Банка Италии. Задачи финансовой разведки – более расширены, они охватывают контроль деятельности финансовых институтов, национальных компаний, частных лиц, Подразделение финансовой разведки при Банке Италии, осуществляет мониторинг электронных платежных систем, отслеживая и замораживая «подозрительные транзакции» (финансовый контроль и контроль оборота драгоценных металлов).6

Стоит обратить внимание на то, что подобная система разделения органа финансовой разведки применима к большинству стран объединенной Европы. Данный принцип взаимоконтроля показал свою эффективность и обоснованность. Однако законодательные принципы совершенствуются, как совершенствуются и способы совершения экономических преступлений.

20 мая 2015 года Европейский парламент принял Директиву №4 «По борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путем» (Законодательный акт EU 2015-849)7, данный документ является усовершенствованным вариантом ранее принятой Директивы №3 (утратившей свою силу), и вступает в законную силу с момента официального опубликования.8 Рассмотрим основные фундаментальные принципы данного законодательного акта.

Первый пункт Директивы №4 «По борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путем» затрагивает интересы финансовых и коммерческих компаний. Рекомендуется национальным контролирующим органам обращать пристальное внимание на финансовые переводы внутри стран, выявляя «подозрительные» транзакции и оперативно проверять выявленные подозрения. Необходимо отслеживать не только отправителей и получателей – но и контактные данные собственников компаний. Рекомендуется осуществлять тесное взаимодействие с профильными структурами других стран в вопросах борьбы с международными финансовыми злоупотреблениями.

В борьбе с экономическими преступлениями, гласит рассматриваемый нами законодательный акт, следует уделять пристальное внимание политически значимым лицам (политики, общественные деятели, руководители международных коммерческих компаний и члены их семей). Финансовым институтам рекомендуется создавать особые реестры, включающие в себя все сведения о депозитах и транзакциях вышеуказанных лиц.

Также мы можем выделить усиление борьбы с азартными играми в виртуальном пространстве и иными механизмами виртуальных преступлений. Основной метод борьбы – заморозка всех транзакций свыше 2.000 евро. Однако легальные казино на территории Европейского Союза настоящий документ не затрагивает.

В отношении сделок между гражданами налагается запрет на одномоментное обналичивание денежных средств свыше 10.000 евро (ранее заградительный барьер составлял 15.000 евро). Такой институциональный механизм как Подразделение финансовой разведке при Центральном банке необходимо обеспечить более широкими полномочиями, а также предоставить им большую автономию, одновременно усиливая международное сотрудничество с «коллегами» из других стран.

Следующий пункт раскрывает недоработки современной системы и указывает на пути решения данной проблемы. Существующая в Европейском Союзе практика не позволяет в случае совершения международного экономического преступления осуществить задержание подозреваемых. Подразделение Финансовой разведке при Центральном банке выявляет «сомнительную» международную транзакцию и передает сведения в Национальную финансовую разведку, которая взаимодействует с Национальной финансовой разведкой – страны, с которой было совершено экономическое преступление. В дальнейшем происходит оперативное расследование совершенного действия и задержание участников процесса. Как правило данная процедура имеет большие временные затраты, поэтому к наступлению фазы – расследования, участники преступной группы имеют возможность скрыться. Поэтому оперативное взаимодействие Подразделений финансовой разведки стран Европы усилит результативность в раскрытии международных финансовых преступлений.

Актуальным остается выработка мер в отношении стран «третьего мира». В целях недопущения средств, полученных в данных странах в результате коррупционных и иных противозаконных действий, необходимо создание единого перечня стран (компаний из данных стран и частных лиц), заподозренных в отмывании средств, полученных в результате незаконной деятельности.

Вопросы, связанные с рисками для национальных экономик стран Европы, являются значимыми в данной директиве. Подразделения финансовой разведки при Центральных банках, стран Европейского союза получили указание создать до 26 июня 2017 года комплексный доклад, в котором будут отображены основные риски для национальных экономических систем, при усугублении негативных тенденций в экономике и замедлении роста экономического развития. В дальнейшем, подобные доклады будут составляться с периодичностью один раз в два года. Данный механизм является стратегическим, однако, ранее он использован не был. При этом необходимо совершенствовать существующую систему расчета рисков. Те фундаментальные принципы, на которых основывался расчет рисков, показывают свою несостоятельность. Необходимо усиливать совершенствование существующей системы и внедрять новые механизмы взаимодействия. Данный пункт директивы указывает на проявление «инициативы снизу», то есть Финансовая разведка стран Европы должны выявлять «слабые места» и предлагать варианты их укрепления.

Электронная система платежей подвержена наибольшей опасности, именно посредством банковских карт совершается подавляющее количество финансовых преступлений. Отныне надзорные органы будут производить контроль владельцев карт, с которых были совершены подозрительные операции (значительный объем переводов, высокая частота транзакций, карта используется один раз, на одного владельца зарегистрировано большое количество карт и др.). Для участников финансового рынка (банков, инвестиционных компаний, кредитных кооперативов и др.) предусматриваются серьезные санкции в случае, если финансовое учреждение будет заподозрено в организации действий, способствующих отмыванию денег. Для юридических лиц предусмотрены финансовые штрафы (размер штрафа зависим от финансового объема совершенного преступления), а для должностных лиц предусмотрены реальное тюремное заключение. При этом усиливаются стандарты финансовой отчетности, и вводится ответственность за умалчивание информации банками по подозрительным операциям своих клиентов.

Еще одним нововведением в принципах работы Финансовой разведки, явилось обязательное присутствие сотрудника Национальной Финансовой разведки в стране, с которой имеются тесные финансовые взаимосвязи. То есть на Базе Финансовой Разведки Италии создается департамент, в котором работают сотрудники Финансовой разведки всех стран Европы, а сотрудники Национальной Финансовой разведки Италии присутствуют во всех странах Европы.

В целом, мы можем констатировать усиление роли спецслужб в деле борьбы с финансово–экономическими преступлениями. Однако процесс борьбы носит непрерывный характер с обязательным совершенствованием способов борьбы. Чтобы эффективно предотвращать финансовые преступления и привлекать виновных к ответственности, органы контроля должны использовать новейшие и передовые средства в своей работе, а наказания по экономическим преступлениям должно быть жестким и неотвратимым.

Используемые источники:

1.Директива №4 «По борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путем» (Законодательный акт EU 2015-849).

2. www.fedsfm.ru - Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.

3. www.bancaditalia.it – Официальный сайт Банка Италии.

4. www.eurasiangroup.org/ru/ - Официальный сайт ЕАГ.

1 Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) – www.fedsfm.ru/activity/fatf - Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.

2 www.eurasiangroup.org/ru/ - Официальный сайт ЕАГ.

3 www.coe.int/t/dghl/monitoring/moneyval/ - Публичная отчетность МАНИВЭЛ (англ.яз.)

4 Группа «Эгмонт» - это неформальное объединение национальных финансовых разведывательных структур стран мира

5 www.fedsfm.ru - Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.

6 www.bancaditalia.it – Официальный сайт Банка Италии.

7 www.europarl.europa.eu Официальный сайт Европейского парламента. Раздел «Архив законодательных актов».

8 Законодательный акт EU 2015-849 вступает в силу с 5 июня 2015 г.

Просмотров работы: 808