ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА СУРГУТА В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА СУРГУТА В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Терентьева В.Л. 1
1студентка 4 курса направления «Экономика» Сургутский институт экономики, управления и права (филиал) ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность прогнозирования потребности населения в детских дошкольных образовательных учреждениях в городе Сургуте обоснована не достаточной обеспеченностью местами в дошкольных учреждениях в прошлые периоды и уровнем рождаемости. Например, в 2014 году обеспеченность составила 45 мест на 100 детей дошкольного возраста, к 2017 году ожидается увеличить обеспеченность до 57 мест на 100 детей, что по прежнему остаётся недостаточным [1].

При прогнозировании потребности населения в детских дошкольных образовательных учреждениях используют балансовый метод. Данный метод дает оценку каждому коэффициенту, характеризующему понятие «потребности», необходимому для расчетов и его соотношение с реальными оценками расходов для удовлетворения спроса. Это обеспечивает возможность пересмотра исходных данных и совершенствование моделей для повышения точности прогнозов.

Спрос на детские дошкольные образовательные учреждения специалисты Администрации города Сургута рекомендуют рассчитывать по следующей формуле:

Спрос=Чобщ .*Кобеспечрж.ур.дох, ,

где Чобщ . - общая численность детей дошкольного возраста;

Кобеспеч - коэффициент обеспеченности детскими дошкольными учреждениями на 100 человек;

Крж.- поправочный коэффициент, учитывающий при разработке прогноза численность работающих женщин;

Кур. дох. - поправочный коэффициент, учитывающий влияние на спрос на детские дошкольные учреждения уровня доходов населения.

Период основания прогноза – 3 года (2012-2014гг).

Период упреждения – от 5 до 15 лет (до 2020 года).

Прогнозный горизонт – 15 лет (до 2030 года).

Достоверность и полнота информационной базы исследования подтверждена результатами работы специалистов: ООО «Интеллектуальные инвестиции» г. Томск (А.Н. Блинов), «ООО Бизнес Консалтинг групп» г. Екатеринбург (Р.И. Чайка), ученых Сургутского государственного университета, работников Администрации г. Сургута.

Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года, с утверждением которой органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано при разработке документов стратегического планирования руководствоваться ее положениями [2].

Сущность балансового метода заключается в увязке потребностей страны, региона, города и т.д. в определенных ресурсах с существующими возможностями. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расходования. Сущность балансового метода (подхода) состоит в выявлении и количественном выражении отношений межу сторонами какой-либо деятельности, которые уравновешивают друг друга. Совершенствование балансового метода прогнозирования осуществляется с использованием: методологии разработки балансов, современных технических средств для осуществления сложных балансовых расчетов, применение прогрессивных норм и нормативов при разработке плановых и прогнозных балансов.

Прогноз потребности населения РФ в детских дошкольных образовательных учреждениях разрабатывается с целью изыскания ресурсов для наиболее полного обеспечения спроса. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (на 1000 детей приходится мест) определяется отношением числа мест в дошкольных учреждениях к общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Для проведения исследования и составления прогноза были использованы такие основные параметры, как потребность в предоставляемых местах и фактическое предоставление этих мест в динамике лет (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Потребность в получении мест в дошкольных образовательных учреждениях РФ [3]

период

необходимо мест, тыс.ед.

2009

7 227

2010

7 529

2011

7 584

2012

7 820

2013

8 064

2014

8 280

2015

8 633

Рис.1. Модель прогнозирования потребности мест в дошкольных образовательных учреждениях, тыс.

Таблица 2

Предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях РФ [3]

период

предоставление мест, тыс.ед.

2009

5 228

2010

5 338

2011

5 661

2012

5 982

2013

6 347

2014

6 687

2015

7 204

Рис.2. Предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях, тыс.ед.

Для целей прогнозирования потребности населения РФ в детских дошкольных образовательных учреждениях был использован метод экстраполяции. Составлена прогнозная модель линии тренда – линейная, коэффициент аппроксимации в модели спроса и модели предложения равен соответственно 0,9795 и 0,9791 - т.к. он близок к 1 – это означает, что данная модель наиболее точно отражает состояние тренда в периоде упреждения. Из полученных прогнозов следует ожидать, что в 2017-2018 гг. количество нуждающихся в детских дошкольных учреждениях вырастет и будет составлять порядка 8 986 – 9 208 тыс. мест, и хотя количество предлагаемых мест тоже возрастет согласно прогноза до 7 723 – 8 056 тыс. мест, но в общем, на территории РФ будет наблюдаться нехватка мест в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Список источников:

  1. Официальный сайт Администрации муниципального образования городского округа города Сургута [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.admsurgut.ru/
  2. Сервер для специалистов по территориальному стратегическому планированию [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.city-strategy.ru/

  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/

  4. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/

  5. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 260 с.

Просмотров работы: 2620