При прогнозировании потребности населения в детских дошкольных образовательных учреждениях используют балансовый метод. Данный метод дает оценку каждому коэффициенту, характеризующему понятие «потребности», необходимому для расчетов и его соотношение с реальными оценками расходов для удовлетворения спроса. Это обеспечивает возможность пересмотра исходных данных и совершенствование моделей для повышения точности прогнозов.
Спрос на детские дошкольные образовательные учреждения специалисты Администрации города Сургута рекомендуют рассчитывать по следующей формуле:
Спрос=Чобщ .*Кобеспеч *Крж. *Кур.дох, ,
где Чобщ . - общая численность детей дошкольного возраста;
Кобеспеч - коэффициент обеспеченности детскими дошкольными учреждениями на 100 человек;
Крж.- поправочный коэффициент, учитывающий при разработке прогноза численность работающих женщин;
Кур. дох. - поправочный коэффициент, учитывающий влияние на спрос на детские дошкольные учреждения уровня доходов населения.
Период основания прогноза – 3 года (2012-2014гг).
Период упреждения – от 5 до 15 лет (до 2020 года).
Прогнозный горизонт – 15 лет (до 2030 года).
Достоверность и полнота информационной базы исследования подтверждена результатами работы специалистов: ООО «Интеллектуальные инвестиции» г. Томск (А.Н. Блинов), «ООО Бизнес Консалтинг групп» г. Екатеринбург (Р.И. Чайка), ученых Сургутского государственного университета, работников Администрации г. Сургута.
Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года, с утверждением которой органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано при разработке документов стратегического планирования руководствоваться ее положениями [2].
Сущность балансового метода заключается в увязке потребностей страны, региона, города и т.д. в определенных ресурсах с существующими возможностями. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расходования. Сущность балансового метода (подхода) состоит в выявлении и количественном выражении отношений межу сторонами какой-либо деятельности, которые уравновешивают друг друга. Совершенствование балансового метода прогнозирования осуществляется с использованием: методологии разработки балансов, современных технических средств для осуществления сложных балансовых расчетов, применение прогрессивных норм и нормативов при разработке плановых и прогнозных балансов.
Прогноз потребности населения РФ в детских дошкольных образовательных учреждениях разрабатывается с целью изыскания ресурсов для наиболее полного обеспечения спроса. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (на 1000 детей приходится мест) определяется отношением числа мест в дошкольных учреждениях к общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет.
Для проведения исследования и составления прогноза были использованы такие основные параметры, как потребность в предоставляемых местах и фактическое предоставление этих мест в динамике лет (таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Потребность в получении мест в дошкольных образовательных учреждениях РФ [3]
период |
необходимо мест, тыс.ед. |
2009 |
7 227 |
2010 |
7 529 |
2011 |
7 584 |
2012 |
7 820 |
2013 |
8 064 |
2014 |
8 280 |
2015 |
8 633 |
Рис.1. Модель прогнозирования потребности мест в дошкольных образовательных учреждениях, тыс.
Таблица 2
Предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях РФ [3]
период |
предоставление мест, тыс.ед. |
2009 |
5 228 |
2010 |
5 338 |
2011 |
5 661 |
2012 |
5 982 |
2013 |
6 347 |
2014 |
6 687 |
2015 |
7 204 |
Рис.2. Предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях, тыс.ед.
Для целей прогнозирования потребности населения РФ в детских дошкольных образовательных учреждениях был использован метод экстраполяции. Составлена прогнозная модель линии тренда – линейная, коэффициент аппроксимации в модели спроса и модели предложения равен соответственно 0,9795 и 0,9791 - т.к. он близок к 1 – это означает, что данная модель наиболее точно отражает состояние тренда в периоде упреждения. Из полученных прогнозов следует ожидать, что в 2017-2018 гг. количество нуждающихся в детских дошкольных учреждениях вырастет и будет составлять порядка 8 986 – 9 208 тыс. мест, и хотя количество предлагаемых мест тоже возрастет согласно прогноза до 7 723 – 8 056 тыс. мест, но в общем, на территории РФ будет наблюдаться нехватка мест в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Список источников:
Сервер для специалистов по территориальному стратегическому планированию [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.city-strategy.ru/
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/
Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/
Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 260 с.