ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И СТУДЕНТОМ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И СТУДЕНТОМ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

Протько И.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Взаимоотношения между преподавателем и обучающимися являются одной из основных педагогических категорий в системе высшего образования. Качество траектории личностного развития и образования студентов определяется во многом именно системой отношений. Межличностные отношения формируют у студентов основы нравственного поведения, определяют нормы отношений с окружающими людьми, сверстниками, родителями, при этом нельзя ни отметить тот факт, что на межличностные отношения в педагогической системе влияют социальные отношения. Отношения в социуме в нашем государстве всегда были сложными, но конец XX века вывел на передний план отношений между людьми нетерпимость, жесткость, агрессию. Все это закономерно отражается на отношениях в образовательных учреждениях всех уровней: школа, лицей, колледж, вуз.

Взаимоотношения преподавателей и студентов как особый психологический феномен и важная составляющая целостного педагогического процесса высшего учебного заведения характеризуются особенностью содержания и динамики, механизмами влияния на становление личности будущего учителя, а так же профессионала. Особенно важны взаимоотношения педагога и студента творческого вуза. Так как преподаватель здесь выступает не только как теоретик, а в первую очередь как практик. И может изначально заложить верное направление профессионального самовосприятия и самореализации.

Знаменитый педагог В. Ф. Шаталов утверждал, что, для того чтобы работа педагога была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, и тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Что же представляют собой равноправные субъекты образовательного процесса в творческом вузе – преподаватель и студент? И где они – точки соприкосновения между ними? [1]

В первую очередь педагог воспринимается, как некий эталон в профессиональной деятельности. Как в рамках концертной деятельности, так и за ее пределами. И если в гуманитарных и технических высших учебных учреждениях педагогу по специальности достаточно обладать базовыми качествами. Такими как:

  • Интеллект выше среднего уровня.

  • Психическая уравновешенность.

  • Способность обеспечить целенаправленную познавательную деятельность студента.

  • Повышенный уровень активности.

  • Искусство устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения со студентами и коллегами.

  • Педагогическая прозорливость.

  • Готовность идти на риск [1].

То в творческом вузе немаловажным качеством является некая харизма, умение вести за собой и находить доступный, понятный язык изложения. Поскольку помимо сухой теории, текста или же визуальной картинки, творчество обладает таким весомым элементом как чувственность и эмоции. А педагоги творческих вузов во многом опираются на субъективное восприятие. Так как занятия в подавляющем большинстве исключительно индивидуальные. Студент должен максимально доверять профессионализму, методике обучения и безусловно во многом быть чувствительным именно к субъективному восприятию преподавателя. В противном случае занятия будут сопровождаться частыми конфликтами, а что самое страшное недопониманием, которое может сказаться на итоговой цели отдельного курса занятий.

Если у педагога преобладает авторитарный стиль построения отношений, то у обучающихся будет проявляться состояние беспокойства, неуверенности, тревожности, а также, неудовлетворенности, раздражительности, иногда явной агрессивности – состояние, которое является по своей природе проявлением образовательного стресса. Поведение студентов определяется внутренним состоянием, которое отражается на межличностных отношениях. И если для разрешения своих проблем студенты проявляют грубость, агрессивность, то это заставляет задуматься над складывающейся ситуацией как в обществе в целом, так и в образовательных учреждениях в частности. Приоритет регуляции сложных педагогических ситуаций принадлежит преподавателю, но в настоящее время педагоги образовательных учреждений оказались в учебно-воспитательной работе по существу без четких позиций, без соответствующих способов ее организации [2].

Необходимо так же отметить важность взаимовлияния отношений педагог – студент. Эффективность взаимовлияния будет лишь в том случае, когда у преподавателя будут преобладать позитивные эстетические чувства как показатель человечности, гуманности, творчества, а значит - трудоспособности и ее результативности.

Но не стоит воспринимать это самое взаимовлияние, как цель сблизится со студентом на каком-либо ином уровне, кроме профессионального. Важно понимать, что дистанция между педагогом и студентом должна быть близкой исключительно в рамках образовательного процесса. Если же грань профессионального и личного в последствии стирается, то стирается и влияние, которое так необходимо иметь преподавателю над студентом. Особенно важно это помнить преподавателям творческих специальностей. Так как ссылаясь на вышесказанное – эмоции студента напрямую влияют на его творчество и работу в целом. Поэтому можно отметить множество примеров личного участия в жизни студента ведущего педагога по специальности.

Изначально цель педагога помочь студенту разобраться со всем, что, по мнению преподавателя, вредит или мешает работоспособности подопечного, возможно даже лучше его понять, что бы в дальнейшем легче было донести учебный материал. Возможно в отдельных случаях это срабатывает и разобравшись с проблемами, а также лучше друг друга понимая, педагог и студент образуют некий активный, продуктивный симбиоз. Где преподаватель более доступно, уделяя внимание ключевым в восприятии моментам, излагает материал. А студент, в свою очередь, ощущая доверие педагога, чувствует себя более свободно, что создает еще большую территорию для творческой деятельности.

Но, исходя из наблюдений одного конкретного вуза можно отметить обратный эффект. Сблизившись, педагог и студент часто отвлекаются от учебного процесса, занятые больше личным, нежели профессиональным. Педагог больше доверяет студенту. Студент, пользуясь доверием преподавателя меньше обращает внимание на учебный процесс, занимаясь личными делами. Есть еще один «подводный камень» данной ситуации. Излишняя информированность преподавателя о личных делах его учащегося, позволяет первому составлять мнение о подопечном за рамками учебного процесса, что безусловно не может не сказаться на этом самом процессе. Чрезмерное недовольство или чрезмерная симпатия к личности может повлечь и часто ведет к исключительно субъективной оценки творчества студента преподавателем.

Таким образом выводом может служить убежденность в необходимости сохранять верную дистанцию в отношениях педагог – студент. Для большей продуктивности и активного творчества. Педагог – как лидирующий, ведущий элемент, а студент как ведомый, эмоционально и интеллектуально пластичный к восприятию и выучиванию излагаемого материала. И только в пределах учебного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс] // Взаимодействие преподавателя и студента как субъектов образовательного процесса в учебном заведении среднего профессионального образования. URL: http://festival.1september.ru/articles/599889/

  2. Сырова, Н. В. Проблемы формирования культуры взаимоотношений педагогов и студентов в вузе [Текст] / Н. В. Сырова, О. В. Серова // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1486-1490.

4

Просмотров работы: 1675