К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ

Ареева М.В. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные международные реалии невозможно представить вне контекста высокоразвитых технологий, мгновенного информационного обмена и растущей взаимозависимости государств в данной сфере. Демократизация и глобализационные процессы породили необходимость закреплять свободу слова и информации в основополагающих документах государства, а правовая база информационной политики продолжает расширяться, чтобы соответствовать новым тенденциям мирового развития.

В Германии главным документом, который регламентирует вопросы обеспечения информационной безопасности государства, является Основной закон Федеративной Республики Германия. Параграф 1 статьи 5 гласит: «Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и с помощью изобразительных средств, беспрепятственно получать информацию из всех общедоступных источников. Гарантируется свобода печати и свобода передачи информации посредством радио и кино. Цензура не осуществляется» [1].

Также правовое положение СМИ определяют законы о прессе федеральных земель, решения федерального Конституционного суда и конституционных судов земель и др.

СМИ самостоятельно решают, какую информацию предъявить обществу. Согласно докладам Международного института прессы, Германия значится как государство, которое поддерживает сильную позицию свободной прессы [2]. Важнейшим принципом объявлено уважение к правде и объективное информирование общественности. Стоит отметить, что в ФРГ исключается монопольное право на информацию, а также запрещается заключать договоры на исключительное право на получение информации о том или ином событии.

Провозглашение свободы слова не означает, однако, что в Германии отсутствуют ограничения в этой сфере. Они закреплены законом и носят обязательный характер. Согласно параграфу 2 статьи 5 Основного закона, свобода мнений, информации и печати может быть ограничена нормами общих законов, законодательными положениями об охране молодежи и правом, гарантирующим охрану личной чести [3]. Решение о том, действуют ли СМИ в рамках закона, находится в компетенции независимого Конституционного суда. Нарушением законодательства является разглашение государственной тайны, призыв к насильственному захвату власти и свержению государственного строя, разжигание нетерпимости или национальной розни, пропаганда войны. В случаях доказательства вины журналистам и органам СМИ грозит уголовная, административная или иная ответственность. Особенно сложны в определении и приводят к конфликтам ограничения, касающиеся выражения собственного мнения, поскольку законом гарантируются: защита личного достоинства граждан, защита личности, защита предприятия, защита государства [4].

В стране нет государственных инстанций, которые напрямую руководят СМИ. Ведомство печати и информации федерального правительства осуществляет свою информационную политику, взаимодействуя со средствами массовой информации и исполняя тем самым роль «посредника» между правительством и обществом. Стоит отметить, что ведомство не вмешивается в дела средств массовой информации, не диктует им свои позиции и оценки, а лишь помогает в информировании общественности.

Германский совет прессы, созданный в 1956 г., является своеобразным координатором СМИ, который выступает также и в качестве общественного «морального судьи». Это неправительственное объединение было образовано издателями, рекламодателями и читателями в тот момент, когда разгорелась дискуссия о необходимости принятия закона «О средствах массовой информации». В состав Совета входят два издательских объединения – Федеральное объединение германских газетных издателей и Объединение германских журнальных издателей, а также Германский союз журналистов и Отраслевой профсоюз средств массовой информации. Главными задачами Совета являются наблюдение за осуществлением свободы слова и содействие устранению недостатков в работе прессы, поддержка ее авторитета и престижа. Совет вправе вносить в законодательные органы предложения по издательским вопросам и вопросам печати, а также высказывать свое мнение о законах, относящихся к печати [4].

В немецкой информационной сфере остро стоит вопрос о рекламе. Чтобы пресса не попадала в зависимость от частных или коммерческих интересов, издатели и редакторы обязаны следить за четким разграничением между редакционной частью органа прессы и рекламными публикациями. Об этом гласит параграф 7 Кодекса немецкой прессы. В интересах сохранения доверия к прессе, редакционные публикации, которые рассказывают о продуктах, услугах и т.п., не должны переходить определенной границы, за которой начинается реклама. Иными словами, скрытая реклама в немецком информационном пространстве запрещена.

Дискуссионный вопрос о рекламе не единственный в немецком обществе. Необходимость ежемесячно вносить абонентскую плату за пользование телевизором или радиоприемником также вызывает немало споров среди граждан [5].

Как уже отмечалось, правовую базу информационной политики ФРГ, помимо Основного закона, составляют законы федеральных земель. Каждая земля имеет свою конституцию и закон о СМИ. В некоторых землях, преимущественно старых, они создавались с 1949 до 1966 гг. Ранее действовал Закон о прессе 1874 г. В своей основе земельные законы похожи, значительная часть их разделов совпадает: обязательная публикация выходных данных, право на опровержение в случае опубликования недостоверной информации, право отказа журналистов от дачи свидетельских показаний. Однако некоторые параграфы носят самостоятельный характер [6].

Главными правовыми актами в отдельных землях являются договоры, которые заключаются между правительствами с 1959 г. В то же время в Германии были созданы земельные ведомства по делам СМИ. В сферу их деятельности входит выдача лицензий частным радио- и телеканалам, а также наблюдение за электронными средствами массовой информации и за поддержанием плюрализма мнений. Данные ведомства являются общественно-правовыми институтами и базируются на самоуправлении. При этом компетенция данных органов схожа во всех 16 землях ФРГ.

На сегодняшний день основным документом, регулирующим отношения в области СМИ между землями, является Государственный договор о радиовещании и телевидении в объединенной Германии. Данным документом регламентированы правовые основы функционирования этих видов СМИ. Договор определяет организацию теле- и радиовещательных структур, которые должны гарантировать обществу плюрализм мнений и свободу слова, исключает монополизацию на рынке информационных услуг и т.д.

Следует отметить, что в Германии мало федеральных законов, которые затрагивают сферу электронных СМИ. Основным является Государственный договор о радиовещании и телевидении от 2009 г., представляющий собой отредактированный вариант Государственного договора о радиовещании и телевидении в объединенной Германии от 1991 г. Договор состоит из 7 разделов, в которых ключевыми принципами являются: программная политика, требования к рекламе в издании, лицензиям, к проблеме концентрации СМИ. Согласно этому договору, все электронные версии перед публикацией в Интернете должны проходить так называемый «трехступенчатый тест». Данная проверка подразумевает: анализ, насколько медиапродукт соответствует демократическим, социальным и культурным потребностям общества, а также оценку, какой качественный вклад он вносит в публицистику, и, наконец, каких финансовых затрат он требует [6].

Следующий общенациональный закон – Государственный договор о защите молодежи в СМИ от 2005 г. Данный документ регламентирует правовые основы для защиты прав молодежи в средствах массовой информации (Интернет, телевидение, радио).

Третьим важным общенациональным законом является Закон о телемедиа, принятый в 2007 г. Данный закон является главным законом для Интернета, а также обязательным для всех электронных и коммуникационных служб СМИ.

Помимо этих законов, есть закон о защите данных, вступивший в силу 1 сентября 2009 г.; закон о регулировании народных порталов в Интернете.

Законом, который регулирует информационные и коммуникационные системы и структуры, является вступивший в силу в 1997 г. Закон об информационных и коммуникационных службах. Он состоит из 11 статей и включает в себя Закон о телеслужбах и Закон о защите данных телеслужб. Согласно данному документу, разграничение полномочий между центром и землями происходит в следующих сферах: лицензирование телерадиокомпаний на федеральном уровне, финансовые отчисления прибыли в государственный бюджет и т.п.

Стоит заострить внимание на том, что телерадиовещание – это негосударственный и некоммерческий социальный институт, следовательно, оно не должно находиться в зависимости от государства и экономики. Его основная задача – служение на благо общества. Система телерадиовещания ФРГ в Государственном договоре классифицируется по следующим критериям: правовой, географический, ситуативный.

В данном документе зафиксированы следующие основные принципы:

- недопустимо прославление войн, радикальных настроений, расшатывающих демократический строй государства; разжигание расовой ненависти; распространение порнографии, способной нанести серьезный урон нравственности детей или молодежи, и др.;

- регламентация вещания европейской продукции (предписывается основную часть времени вещания отдавать европейским произведениям, популяризации европейских ценностей в мультикультурном обществе);

- регламентация вещания рекламы и т.д.

Что касается влияния Европейского союза и международного сообщества на развитие немецких СМИ, то правовые основы их деятельности базируются, прежде всего, на таких международных актах, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свободах (1950), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), вступивший в силу 23 марта 1976 г., Хельсинский заключительный акт (1975) и др.

В этой сфере есть и определенные проблемы. Так, например, Европарламент разработал директивы для телевидения, которые порой не стыкуются с правовыми нормами ФРГ. «Проблемы возникают в связи с тем, что Европейская комиссия рассматривает радио и телевидение, прежде всего, с экономических позиций и с точки зрения создания условий для свободного рынка услуг, в то время как согласно германскому правовому пониманию на первый план должны выдвигаться социальная и культурная функции СМИ в государстве и обществе» [7].

Таким образом, основная цель государственной поддержки в области информационной политики – поощрение свободы слова и печати; внесение вклада в социальное, экономическое и культурное развитие стран третьего мира и государств, осуществляющих демократические реформы. Данная цель отвечает задачам внешней политики ФРГ и ее участия в деятельности международного сообщества.

Список использованных источников и литературы

  1. Grundgesetz // Deutscher Bundestag. – URL: https://www.bundestag.de/grundgesetz

  2. Печать, радио и телевидение в Федеративной Республике Германия // МедиаСпрут. – Режим доступа: http://www.mediasprut.ru/jour/presse-brd/press1.shtml

  3. Grundgesetz // Deutscher Bundestag. – URL: https://www.bundestag.de/grundgesetz

  4. Вороненкова Г.Ф. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности в Германии // Международный правовой курьер. – Режим доступа: http://inter-legal.ru/nekotorye-aspekty-zashhity-intellektualnoj-sobstvennosti-v-germanii

  5. Германия – немецкие СМИ // Evropa. – Режим доступа: http://www.evropa.org.ua/country/germany/1_12.htm

  6. Вороненкова Г.Ф. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности в Германии // Международный правовой курьер. – Режим доступа: http://inter-legal.ru/nekotorye-aspekty-zashhity-intellektualnoj-sobstvennosti-v-germanii

  7. Печать, радио и телевидение в Федеративной Республике Германия // МедиаСпрут. – Режим доступа: http://www.mediasprut.ru/jour/presse-brd/press1.shtml

Просмотров работы: 1113