ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА С ПОМОЩЬЮ ВЫПУСКА И РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЛИГАЦИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА С ПОМОЩЬЮ ВЫПУСКА И РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЛИГАЦИЙ

Тупиков О.А. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Практический анализ управления государственным долга Республики Башкортостан показал, что на сегодняшний момент, выпуск и обращение облигационных займов государственными органами власти является наиболее приоритетным видом привлечения финансовых ресурсов. Данный факт является свидетельством эффективности субфедеральных облигаций, как инструмента привлечения денежных средств. Однако следует учесть, что главной целью выпуска облигаций является покрытие дефицита бюджета и это характерно не только для Республики Башкортостан, но и для других регионов Российской Федерации. Существующая тенденция в направлении использования финансовых ресурсов, привлеченных эмиссией субфедеральных облигаций, на наш взгляд, не способствует повышению инвестиционной привлекательности региональной экономики, так как не рассчитана на развитие приоритетных инвестиционных проектов и программ, которые, в свою очередь, усиливают экономический потенциал региона.

Мы считаем, что механизм облигационных займов является эффективным инструментом для успешной реализации инвестиционных проектов на территории региона. А их реализация будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности местной экономики, так как потенциальные инвесторы при заинтересованности региональных властей инвестиционными проектами оценят их как менее рисковые, что повысит привлекательность проектов и имидж государственных органов власти, как умелых и активных управленцев инвестиционной средой в регионе.

Эмиссия государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации может способствовать привлечению инвестиционных ресурсов на благоприятных для региона условиях, что способствует обеспечению возможности решения в регионе важных социально экономических проблем.

Долговые обязательства являются наиболее привлекательным типом мобилизации инвестиционных ресурсов, так как они позволяют [2]:

- привлечь широкий круг инвесторов, при более низких процентных ставках в сравнении c банковским кредитом;

- привлечь дополнительные денежные средства для цели их инвестирования в социально-значимые объекты.

- повысить политическую и экономическую репутацию региона в случае успешной реализации программы займа.

- - реструктуризировать задолженность по действующим займам;

Однако, эмитируемые субфедеральные облигационные займы для успешной их реализации должны соответствовать ряду основополагающих принципов, а именно [1]: принципам гарантированности и безопасности; возвратности; платности; срочности; отдачи; льготируемости; адресности и целенаправленности; открытости,конкурсности и гласности.

Принцип гарантированности и безопасности предполагает наличие со стороны субфедеральных и муниципальных органов власти гарантий исполнения своих обязательств в соответствии с условиями выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций. Также необходимо обеспечить снижение потенциальных рисков и тем самым обеспечить безопасность вложений инвесторов в региональные ценные бумаги

Принцип возвратности означает, что полученные денежные средства в результате размещения долговых займов должны быть возвращены эмитентом субфедеральных ценных бумаг кредитору – инвестору, приобретающему субфедеральные ценные бумаги.

Принцип платности выражает обязательность оплаты эмитентом субфедеральных и муниципальных облигации права на использование привлекаемых в результате эмиссии заемно-инвестиционных ресурсов.

Принцип срочности выражается в том, что выпускаемые субфедеральные и муниципальные облигации должны иметь определенный правилами срок обращения, по истечении которого они должны быть погашены.

Принцип отдачи означает, что затраты на привлечение инвестиционных ресурсов должны быть существенно ниже по сравнению с выгодами, получаемыми от них, т. е. субфедеральные займы должны быть рентабельны.

Принцип льготируемости предполагает наличие льгот для приобретателей субфедеральных и муниципальных облигаций, что должно способствовать повышению привлекательности данных ценных бумаг для потенциальных инвесторов.

Принцип адресности и целенаправности означает, что ценных бумаг субъекта Российской Федерации должен осуществляться с целью финансирования определенных особо значимых региональных инвестиционных проектов.

Принцип открытости, гласности и конкурсности предполагает наличие доступной для всех заинтересованных лиц информационной базы по выпускаемым субфедеральным и муниципальным ценным бумагам.

В результате изучения и анализа опыта проведения эмиссий субфедеральных и муниципальных облигаций субъектами Российской Федерации и теоретического анализа экономической литературы, опираясь на вышеописанные принципы, мы пришли к выводу, что для успешного конструирования выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций с целью повышения инвестиционной привлекательности необходимо предпринять ряд мер:

- разработать эффективные региональные законы и механизмы, обеспечивающие стабильное функционирование регионально- го рынка ценных бумаг и позволяющие пре- доставить гарантии и защиты прав потенциальных инвесторов;

- органы власти, ответственные за эмиссию субфедеральных займов, должны стремиться к осуществлению долгосрочных и целенаправленных выпусков, т. е. целью выпуска ценных бумаг должно являться привлечение инвестиционных ресурсов для реализации стратегических региональных инвестиционных проектов, а не покрытие дефицита регионального бюджета с помощью выпуска краткосрочных облигационных займов.

- необходимо осуществить детальный анализ финансового состояния эмитента государственных ценных бумаг региона с целью выявления правильных параметров будущего выпуска. А также необходимо изучить и проанализировать состояние инвестиционной среды, рынка ценных бумаг в регионе, государстве и за рубежом с целью уменьшения рисков, способных негативно воздействовать на размещение выпуска субфедеральных облигационных займов. Все это даст возможность определить источники погашения облигаций и процентов по ним, построить эффективную систему управления рисками, связанными с предстоящей эмиссией облигаций;

- необходимо создать условия для свободного и равного доступа всех потенциальных инвесторов к информации по условиям выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций, к информации по финансовому состоянию эмитента, а также к любой другой информации, способствующей верной оценке инвестиционной привлекательности региона;

- необходимо построить эффективную инфраструктурную составляющую регионального рынка ценных бумаг, в частности рынка государственных региональных ценных бумаг.

- следует также уделять должное внимание маркетингу облигационных займов субъектов Российской Федерации. Только детальное изучение потребностей и интересов потенциальных инвесторов даст возможность оптимизировать условия выпуска облигационного займа и добиться снижения стоимости заимствования. Правильно спланированный выпуск облигационного займа позволяет не только найти потенциальных инвесторов, но и значительно снизить риски по данному займу. Облигационные займы регионов и муниципальных властей должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов по срокам обращения, доходности, гарантиям возвратности средств, условиям выплаты процентов и погашения облигаций. Объемы будущих эмиссий ценных бумаг следует согласовывать с прогнозируемым спросом на них;

- необходимо обеспечить вторичное обращение субфедеральных и муниципальных ценных бумаг, что позволит получить высокую репутацию эмитента-заемщика со стороны будущих кредиторов, что также создаст необходимые предпосылки для успешного конструирования и размещения последующих выпусков. Обеспечив высокую ликвидность вторичного рынка субфедеральных и муниципальных облигаций, можно существенно снизить риск ликвидности и повысить инвестиционную привлекательность выпуска.

Решение этих вопросов позволяет обеспечить создание необходимых предпосылок формирования благоприятного инвестиционного климата и создать эффективные механизмы привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику регионов с помощью механизма субфедеральных займов.

Использованная литература

1. Сырбу А.П. Повышение инвестиционной привлекательности региона с помощью успешного конструирования и размещения выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций/ А. П. Сырбу// Вестник Тамбовского Государственного Университета, 2009 г. - №7 – с.125-129

2. Тегчин Н.А. Направления модернизации управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации/ Н.А. Тегчин// Вестник Финансового Университета,2011- №2 – с.69-73

Просмотров работы: 783