Мы считаем, что механизм облигационных займов является эффективным инструментом для успешной реализации инвестиционных проектов на территории региона. А их реализация будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности местной экономики, так как потенциальные инвесторы при заинтересованности региональных властей инвестиционными проектами оценят их как менее рисковые, что повысит привлекательность проектов и имидж государственных органов власти, как умелых и активных управленцев инвестиционной средой в регионе.
Эмиссия государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации может способствовать привлечению инвестиционных ресурсов на благоприятных для региона условиях, что способствует обеспечению возможности решения в регионе важных социально экономических проблем.
Долговые обязательства являются наиболее привлекательным типом мобилизации инвестиционных ресурсов, так как они позволяют [2]:
- привлечь широкий круг инвесторов, при более низких процентных ставках в сравнении c банковским кредитом;
- привлечь дополнительные денежные средства для цели их инвестирования в социально-значимые объекты.
- повысить политическую и экономическую репутацию региона в случае успешной реализации программы займа.
- - реструктуризировать задолженность по действующим займам;
Однако, эмитируемые субфедеральные облигационные займы для успешной их реализации должны соответствовать ряду основополагающих принципов, а именно [1]: принципам гарантированности и безопасности; возвратности; платности; срочности; отдачи; льготируемости; адресности и целенаправленности; открытости,конкурсности и гласности.
Принцип гарантированности и безопасности предполагает наличие со стороны субфедеральных и муниципальных органов власти гарантий исполнения своих обязательств в соответствии с условиями выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций. Также необходимо обеспечить снижение потенциальных рисков и тем самым обеспечить безопасность вложений инвесторов в региональные ценные бумаги
Принцип возвратности означает, что полученные денежные средства в результате размещения долговых займов должны быть возвращены эмитентом субфедеральных ценных бумаг кредитору – инвестору, приобретающему субфедеральные ценные бумаги.
Принцип платности выражает обязательность оплаты эмитентом субфедеральных и муниципальных облигации права на использование привлекаемых в результате эмиссии заемно-инвестиционных ресурсов.
Принцип срочности выражается в том, что выпускаемые субфедеральные и муниципальные облигации должны иметь определенный правилами срок обращения, по истечении которого они должны быть погашены.
Принцип отдачи означает, что затраты на привлечение инвестиционных ресурсов должны быть существенно ниже по сравнению с выгодами, получаемыми от них, т. е. субфедеральные займы должны быть рентабельны.
Принцип льготируемости предполагает наличие льгот для приобретателей субфедеральных и муниципальных облигаций, что должно способствовать повышению привлекательности данных ценных бумаг для потенциальных инвесторов.
Принцип адресности и целенаправности означает, что ценных бумаг субъекта Российской Федерации должен осуществляться с целью финансирования определенных особо значимых региональных инвестиционных проектов.
Принцип открытости, гласности и конкурсности предполагает наличие доступной для всех заинтересованных лиц информационной базы по выпускаемым субфедеральным и муниципальным ценным бумагам.
В результате изучения и анализа опыта проведения эмиссий субфедеральных и муниципальных облигаций субъектами Российской Федерации и теоретического анализа экономической литературы, опираясь на вышеописанные принципы, мы пришли к выводу, что для успешного конструирования выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций с целью повышения инвестиционной привлекательности необходимо предпринять ряд мер:
- разработать эффективные региональные законы и механизмы, обеспечивающие стабильное функционирование регионально- го рынка ценных бумаг и позволяющие пре- доставить гарантии и защиты прав потенциальных инвесторов;
- органы власти, ответственные за эмиссию субфедеральных займов, должны стремиться к осуществлению долгосрочных и целенаправленных выпусков, т. е. целью выпуска ценных бумаг должно являться привлечение инвестиционных ресурсов для реализации стратегических региональных инвестиционных проектов, а не покрытие дефицита регионального бюджета с помощью выпуска краткосрочных облигационных займов.
- необходимо осуществить детальный анализ финансового состояния эмитента государственных ценных бумаг региона с целью выявления правильных параметров будущего выпуска. А также необходимо изучить и проанализировать состояние инвестиционной среды, рынка ценных бумаг в регионе, государстве и за рубежом с целью уменьшения рисков, способных негативно воздействовать на размещение выпуска субфедеральных облигационных займов. Все это даст возможность определить источники погашения облигаций и процентов по ним, построить эффективную систему управления рисками, связанными с предстоящей эмиссией облигаций;
- необходимо создать условия для свободного и равного доступа всех потенциальных инвесторов к информации по условиям выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций, к информации по финансовому состоянию эмитента, а также к любой другой информации, способствующей верной оценке инвестиционной привлекательности региона;
- необходимо построить эффективную инфраструктурную составляющую регионального рынка ценных бумаг, в частности рынка государственных региональных ценных бумаг.
- следует также уделять должное внимание маркетингу облигационных займов субъектов Российской Федерации. Только детальное изучение потребностей и интересов потенциальных инвесторов даст возможность оптимизировать условия выпуска облигационного займа и добиться снижения стоимости заимствования. Правильно спланированный выпуск облигационного займа позволяет не только найти потенциальных инвесторов, но и значительно снизить риски по данному займу. Облигационные займы регионов и муниципальных властей должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов по срокам обращения, доходности, гарантиям возвратности средств, условиям выплаты процентов и погашения облигаций. Объемы будущих эмиссий ценных бумаг следует согласовывать с прогнозируемым спросом на них;
- необходимо обеспечить вторичное обращение субфедеральных и муниципальных ценных бумаг, что позволит получить высокую репутацию эмитента-заемщика со стороны будущих кредиторов, что также создаст необходимые предпосылки для успешного конструирования и размещения последующих выпусков. Обеспечив высокую ликвидность вторичного рынка субфедеральных и муниципальных облигаций, можно существенно снизить риск ликвидности и повысить инвестиционную привлекательность выпуска.
Решение этих вопросов позволяет обеспечить создание необходимых предпосылок формирования благоприятного инвестиционного климата и создать эффективные механизмы привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику регионов с помощью механизма субфедеральных займов.
Использованная литература
1. Сырбу А.П. Повышение инвестиционной привлекательности региона с помощью успешного конструирования и размещения выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций/ А. П. Сырбу// Вестник Тамбовского Государственного Университета, 2009 г. - №7 – с.125-129
2. Тегчин Н.А. Направления модернизации управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации/ Н.А. Тегчин// Вестник Финансового Университета,2011- №2 – с.69-73