ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ

Кудрявцева Т.Ю. 1
1ОмГПУ , 1 курс магистр. БМОУ "Горячеключевская СОШ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время вводится федеральный государственный стандарт по физике (ФГОС), в котором выделены метапредметные, личностные и предметные результаты. В основе стандарта заложена идея системно - деятельностного подхода, заключающаяся в активности обучающегося, когда знания добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Мы соотнесли каждое действие плана деятельности по выполнению эксперимента, разработанного А.В. Усовой и А.А. Бобровым [3], с требованиями ФГОС. Анализ показал, что ряд метапредметных результатов может быть получен при выполнении учащимися фронтальных лабораторных работ. Например, первый пункт плана – уяснение цели эксперимента, метапредметный результат – ученик должен самостоятельно ставить цели; второй пункт – выдвижение гипотезы эксперимента, метапредметный результат – ученик должен самостоятельно выдвигать гипотезы и т.д.

Таблица 2 – Сопоставление действий и операций, из которых складывается деятельность по выполнению эксперимента, с метапредметными результатами, которые должны быть сформированы в соответствии с ФГОС

План деятельности

по выполнению эксперимента

Метапредметные результаты обучения физике учащихся (ФГОС)

  1. Уяснение цели эксперимента.

Ученик должен самостоятельно ставить цели.

  1. Выдвижение гипотезы эксперимента.

Самостоятельно выдвигать гипотезы.

  1. Выяснение условий для достижения поставленной цели.

Умение предвидеть результаты своих действий.

Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

  1. Планирование эксперимента, включающего ответы на вопросы:

а) какие наблюдения провести;

б) какие величины измерить;

в) приборы и материалы, необходимые для проведения опыта;

г) ход опытов и последовательность и выполнения;

д) выбор формы записи результатов эксперимента.

Планировать пути достижения целей. Выявлять главное.

Умение воспринимать, создавать, перерабатывать (перекодировать) и предъявлять информацию (знаки и символы, модели и схемы, др.) в разной форме.

  1. Отбор необходимых приборов и материалов.

Определять способы действий в рамках условий.

  1. Сбор установки, электрической цепи.

Самостоятельно приобретать знания.

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.

  1. Проведение опыта, сопровождаемое наблюдениями, измерениями и записями их результатов.

Умение воспринимать, создавать, перерабатывать (перекодировать) и предъявлять информацию (знаки и символы, модели и схемы, др.) в разной форме.

  1. Математическая обработка результатов измерений.

Расчет полученных измерений.

  1. Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов (в словесной, знаковой или графической форме).

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, классифицировать.

Строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы.

Проводить самоконтроль, коррекцию, самооценку (рефлексию).

Развитость речи, умения выражать свои мысли, докладывать о результатах своего исследования.

Умения выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

Формулировать, аргументировать, представлять и отстаивать своё мнение.

Таким образом, в процессе выполнения действий и операций, из которых складывается лабораторная работа, может происходить формирование метапредметных результатов, а также обобщенных экспериментальных умений. Возникает вопрос: как эти лабораторные работы проводить? Распространенная методика, где учащиеся не составляют сами план её проведения, а переписывают готовый, не могут привести к вышерассмотренному результату. Современная методика должна опираться на III тип ориентировочной основы действия теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной [2]. Нами была разработана и проведена лабораторная работа в 7 классе «Определение выталкивающей силы. Выяснение условий плавания тел». Вводная беседа к лабораторной работе строится на первых пяти пунктов плана. Ученики самостоятельно поставили цель лабораторной работы. На основе направляющих вопросов учителя самостоятельно выдвинули гипотезу: на тело, находящееся в жидкости, действуют сила тяжести со стороны Земли и сила Архимеда со стороны жидкости. Они могут соотноситься по-разному, поэтому по-разному тело ведет себя в жидкости – тело тонет, плавает внутри жидкости и когда всплывает на поверхность. Выяснили, какие величины будем измерять, а какие нам известны. Затем – какие приборы для этого потребуются. Учащиеся составляют ход работы, затем ее выполняют.

Рис. 1 – Анализ деятельности учащихся при проведении лабораторной работы «Определение выталкивающей силы. Выяснение условий плавания тел» 1 – цель; 2 – гипотеза; 3 – условия проведения; 4 – проводимые наблюдения; 5 – измеряемые величины; 6 – использованные приборы; 7 – последовательность выполнения; 8 – форма записи результатов; 9 – отбор приборов и материалов; 10 – сбор установки; 11 – проведение опыта; 12 –математическая обработка; 13 – анализ результатов

Мы видим, что у учащихся хорошо сформированы такие метапредметные результаты как: постановка цели, выявления условий проведения, выявление использованных приборов, сбор установки, проведение опыта и математическая обработка. И менее сформированы такие как: выдвижение гипотезы, проводимые наблюдения, измеряемые величины, последовательность выполнения и анализ результатов. На основе пооперационного анализа деятельности учащихся при выполнении эксперимента мы оценили результаты проведенной лабораторной работы (рис.1). Коэффициент полноты ее выполнения равен 75%, т.е. учащиеся в целом умеют выполнять фронтальные лабораторные работы по физике. Т.к. коэффициент завершенности (по В. П. Беспалько [1]) равен 70 %, то можно утверждать, что учащиеся умеют выполнять фронтальные лабораторные работы по физике, сформированные умения применят в других работах (т.е. умения являются обобщенными).

Такой способ проведения лабораторной работы способствует формированию и развитию метапредметных результатов. Следующая лабораторная работа была проведена и дана учащимся в готовом виде по теме «Выяснение условий равновесия рычага».

Результаты пооперационного анализа покажем на рисунке в виде гистограммы.

Рис. 2 – Анализ деятельности учащихся 7 класса при проведении лабораторной работы «Выяснение условий равновесия рычага» 1 – цель; 2 – гипотеза; 3 – условия проведения; 4 – проводимые наблюдения; 5 – измеряемые величины; 6 – использованные приборы; 7 – последовательность выполнения; 8 – форма записи результатов; 9 – отбор приборов и материалов; 10 – сбор установки; 11 – проведение опыта; 12 –математическая обработка; 13 – анализ результатов

Можно сделать вывод, что у них не сформированы метапредметные результаты: умение ставить цель, выдвигать гипотезу, воспринимать, создавать и перерабатывать информацию и др. Коэффициент полноты выполнения лабораторной работы равен %27= K В этом случае можно утверждать, что учащиеся не умеют выполнять фронтальные лабораторные работы по физике, обобщенные умения не сформированы. На основе анализа лабораторных работ, которые выполняются по готовым описаниям, коэффициент полноты их выполнения не превышает 30– 40 %.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. 228 с.

3. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. 112 с.

Просмотров работы: 1530