ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИГР - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИГР

Хабибуллин А.А. 1, Евграфов И.Е. 1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Формировать общие и профессиональные компетенции у студентов не только сложно, но и очень ответственно, так как здесь задействованы глубинные психические познавательные процессы, социальные установки и личностные образования, такие, как волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многие другие.

Цель статьи: обосновать использование дисциплины «Спортивные и подвижные игры» у студентов профиля «Спортивно-оздоровительный туризм» по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».

Результаты исследования. В структуре высшего образования в сфере физической культуры, спорта и туризма спортивные игры входят в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.

Спортивные игры наряду с другими базовыми дисциплинами имеют существенное значение в становлении профессиональной готовности студентов факультетов физической культуры.

Главная задача учебной дисциплины «Спортивные и подвижные игры» – содействовать формированию у студентов целостного представления о профессиональной деятельности в сфере физической культуры, спорта и туризма на предметной основе той или иной спортивной или подвижной игры. Конечная цель дисциплины – «обучение профессиональной деятельности» при опоре в данном случае на специфику спортивных и подвижных игр и конкретный учебный материал. Это требует системного подхода, при котором подготовка будущего педагога по физической культуре рассматривается в единстве всех взаимосвязанных элементов, образующих в конечном счете ядро профессионального мастерства. Очень важна при этом интеграция профилирующих дисциплин. Роль объединяющего фактора в процессе профессиональной подготовки студентов призваны сыграть теория и методика физического воспитания и спорта, педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование, спортивно-педагогические дисциплины, педагогическая практика. Эти дисциплины обеспечивают глубокое теоретическое осмысление основ будущей профессиональной деятельности и прививают студентам умения практической реализации теоретических положений применительно к будущим рабочим местам [2].

Спортивные и подвижные игры способствуют укреплению здоровья и правильному физическому развитию ребят, содействуют формированию у студентов профиля «Спортивно-оздоровительный туризм» жизненно важных двигательных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. С помощью игр успешно развиваются скоростно-силовые качества, быстрота, ловкость, выносливость.

Практическое проведение игр руководитель строит с учетом состава группы, физической подготовленности занимающихся, метеорологических условий, характера местности. Последовательность проведения игр следует устанавливать в соответствии с прохождением тем – это облегчает и ускоряет процесс обучения.

В процессе занятий спортивными и подвижными играми решаются главным образом две важные задачи, необходимых студентам в последующей профессиональной деятельности:

- способствовать приобщению и формированию потребности в здоровом образе жизни, регулярных занятиях физической культурой, спортивно-оздоровительным туризмом, физической рекреацией и фитнесом у различных социально-демографических групп населения – во всех типах учебных заведений, в учреждениях дополнительного образования, рекреационно-оздоровительного и санаторно-курортного комплекса, на предприятиях различной формы собственности;

- организовывать и проводить рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые, туристские, краеведческие и спортивные мероприятия в учреждениях основного и дополнительного образования, культурно-досугового, санаторно-курортного, рекреационно-оздоровительного и туристско-краеведческого профиля.

Для решения данных задач студент должен овладеть двумя следующими компетенциями в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (уровень бакалавриата).

- способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (Общекультурная компетенция № 7);

- готовностью использовать на практике средства, методы и приёмы обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочным, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приемы их совершенствования (Профессиональная компетенция № 3).

Главное назначение игры – развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т.д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель – развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке [1].

Заключение. Содержание учебной работы по спортивным и подвижным играм является компонентом целостной профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры вузов, а также колледжей и лицеев, входящих в их комплексы. Целевые установки курса спортивных и подвижных игр направлены не «внутрь» «своей» дисциплины – спортивной игры, а на подготовку будущего профессионала со всеобъемлющим видением своей профессиональной деятельности, то есть спортивно-педагогическая дисциплина «Спортивные и подвижные игры» является не конечной целью, а средством достижения общей для всех дисциплин цели. Применение и поиск активных методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых должно стать постоянной обязанностью педагога.

Литература

1. Агеева И.С. Возможности использования анимационных программ в туризме / И.С. Агеева // Молодой ученый. – 2012. – №6. – С. 123-125.

2. Спортивные игры : Техника, тактика, методика обучения: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 - Физ. культура : доп. Умо по спец. пед. образования / Под. ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2004. – 518 с.: ил.

Просмотров работы: 609