СОЗДАЙ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ (ПРОЕКТ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЗДАЙ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ (ПРОЕКТ)

Сергеева Е.М. 1, Белецкая Е.А. 1, Харьковская Е.В. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обоснование актуальности проекта. В истории развития человечества до недавнего времени смена оборудования, материальных и духовных ценностей проходила гораздо медленнее, чем смена поколений людей. Ребенка воспитывали и обучали в соответствии с требованиями существующей общественной среды и политической установки. В процессе воспитания передача опыта от более старших к младшим, творение их «по образу и подобию» было естественным и целесообразным, поскольку социальная ситуация, в которой предстояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители.

Современная социальная среда свидетельствует о быстрой смене условий труда, общественных взглядов и убеждений. Пересматриваются многие личностные качества, приоритетные ценности. Как известно, ребенок как никто другой очень хорошо впитывает новые знания. Огромное влияние на психику ребенка оказывают средства массовой информации, которые призваны обогащать духовный мир ребенка. Средства массовой информации призваны выполнять три основные функции: культурно-просветительскую, информационную и развлекательную, при этом, первой из них, в настоящий период времени, уделяется значение гораздо меньше, чем остальным.

Свое свободное, досуговое время дети во все эпохи проводили по разному. Если в прошлом веке досуг детей по большей части проводился на улице и представлял собой активный игры, то с началом XXI века дети отдают большее предпочтение не улице и свежему воздуху, а замкнутым помещениям, сидя за компьютером, играя в игры: телевизору – просмотр мультфильмов и других передач.

Если учесть, что ребенок ещё не достигший школьного возраста (до 6-ти лет), в этот период должен получать основные базовые знания (о цвете предметов, о звуках, что хорошо, а что плохо и т.д.) с помощью своих родителей. Родители играют главную роль в жизни ребенка, они вступают примером для него, ребенок всему учится у них. Поэтому именно родители должны читать ему сказки, заниматься лепкой, рисовать, отвечать на вопросы ребенка, прививать манеры поведения и т.д. В современных условиях можно увидеть ребенка с гаджетом в руках, с 3-х лет, чаще всего это можно увидеть в общественном транспорте. Это объясняется так, что смотри мультфильм, и мне не мешай. И это происходит вместо того чтобы поговорить с ребенком, ответить на его вопросы, а дети в этом возрасте «почемучки».

Например, мультфильм «Смешарики» относятся к категории (0+), из это следует, что ребенок, который не разу в жизни не видел настоящего зайчика, увидя его в первые на экране, он запомнит, что заяц – это шарик голубого цвета, который ходит на двух лапах. Поэтому с ребенком необходимо заниматься, рассматривать картинки, объяснять всё, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Следовательно тема привитие правильных знаний ребенку дошкольного возраста является актуальной.

Мы живем в период трансформации моральных ценностей, норм и понятий, то в настоящее время существует необходимость формирования у детей положительных, правильных нравственных и духовных качеств. Все эти качества можно сформировать путем воспитания и занятий с ребенком.

Главными трансляторами знаний, умений выступают, как правило, родители и детский сад. Главной целью детского сада является это воспитание гармонично развитой личности ребенка.

Мы реализуем данный проект на базе Белгородского государственного института искусств и культуры путем объединения студентов в мобильную камерную группу – театрализованный кружок «Прекрасное далеко», на факультете социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности по направлению подготовки: «Менеджмент социально-культурной деятельности» в составе 10 человек. В процессе своей учебной деятельности у студентов возникают такие моменты, когда хочется окунуться в знания «с головой», попробовать всё на практике, ощутить все на собственном опыте. Особенно такое состояние возникает тогда, когда студент по большей степени погружен в теорию, нежели в практику. Основным инновационным методом работы с данной категорий детей является: для детей младшей возрастной группы – пальчиковый театр, для детей старшей группы – театрализованные представления с профориентационным уклоном, т.е. знакомство с миром профессий.

Основным направлением деятельности проекта камерного театрализованного кружка является подготовка и организация представлений (авторских, а также по мотивам русских народных сказок), с профориетационным уклоном, для детей детских садов города Белгорода, разных возрастных групп.

В ходе реализации данного проекта, ребята являются не только пассивными слушателями, но и смогут активно поучаствовать, попробовать себя в различных социальных ролях, что будет способствовать формированию самостоятельности и социализации детей.

Основной аудиторией являются дошкольники, посещающие детские сады г. Белгорода.

Цель: формирование у 50 воспитанников детских садов города Белгорода комплексного представления о профессиях средствами камерного студенческого театра, как через сказки русских писателей, так и авторские произведения.

Задачи:

  1. Формирование позитивного имиджа рабочих профессий.

  2. Отождествление образа профессий с персонажами сказок.

  3. Расширение кругозора детей через игру камерного студенческого театра.

Данный проект рассчитан на следующие возрастные категории посетителей: воспитанники детских садов, различные возрастные группы. Дети – это наше будущее, так как именно они являются гарантом экономического подъема региона и страны в целом, поэтому заранее нужно прививать интерес к работе и знакомить с профессиями.

Содержание проекта. Реализация данного проекта направлена на воспитание, просвещение, развитие творческих способностей, креативности детей, а также на формирование представления о мире профессий и расширение кругозора детей, через игру камерного студенческого театра.

Поскольку мы осуществляем организацию занятий для детей в виде организации театрализованных представлений, то данная форма работы включает в себе обращение к различным анализаторам (зрительному, слуховому, речеслуховому, двигательному), которые определили вид деятельности детей: наблюдение, рассматривание, ощупывание, прослушивание, просмотр, участие. В соответствии с этим основными направлениями деятельности являются:

- изучение и ознакомление с миром профессий;

- сочинение и прочтение стихотворений о профессиях;

- изготовление костюмов, инструментов, декораций, утвари, различных сувениров своими руками;

-обыгрывание русских народных сказок, их театрализация с изготовлением персонажей своими руками (пальчиковый театр) ;

- разучивание и просмотр русских народных танцев;

- написание сказок собственного сочинения;

- написание авторских сценариев.

Целевая аудитория проекта: дошкольники детских садов города Белгорода.

Основные этапы реализации проекта. Проект «Создай будущее сегодня» планируется осуществить в течение 2016-2017 года, заключительное количество мероприятие проводится в 2017 году. Разработка камерного театрализованного кружка производится с учетом возраста и психологических особенностей детей, и предполагает поэтапность работы.

Подготовительный этап проводится в различных формах и включает: организационную, воспитательную, психологическую (психоэмоциональный настрой), образовательную (предварительное прочтение сказок) подготовку сценариев, декораций, костюмов, а также студентов и детей.

Так, в течение первого полугодия детям предлагаются прочтение сказок и изучение их героев, с помощью рисунков, лепки из пластилина, бумаги, их главное назначение – познакомить детей с окружающим миром. Перед участниками кружка стоит задача заинтересовать детей и наладить постоянный открытый контакт с ними, основанный на доверии.

Занятия должны быть ориентированы на постепенное расширение знаний о природных особенностях своего региона и познакомить с миром профессий. Первоначально посредством рисунком и апликаций дети закрепляют знания о окружающем мире. В целом, информация об окружающем мире, частична знакома детям и не является новой, поэтому основная задача таких занятий – знакомство участников кружка с аудиторией. На таких занятиях студенты определяют степень подготовки аудитории к восприятию новой информации.

Поиск наиболее эффективных путей достижения поставленной цели приводит к идее использования в работе ролевых игр и методов творческой реабилитации.

Созданная программа даёт возможность перейти к основному этапу работы с детьми. Он включает в себя различные формы работы по определенной тематике. При выборе формы работы учитывалась возможность опоры на различные анализаторы (зрительный, слуховой, речеслуховой, двигательный), которые определили вид деятельности детей: наблюдение, рассматривание, ощупывание, прослушивание, просмотр, рисование, участие.

На первом занятии детям предлагается просмотр театрализованного представления народной сказки, с помощью пальчикового тетра, после которого студенты привлекает детей к обсуждению, анализу сюжета сказки, подчеркивая наиболее яркие моменты, что способствует развитию фантазии. В процессе предметно-практической деятельности дети всесторонне обследуют предметы, задействованные в спектакле. В результате обсуждения пополняется не только словарный запас детей новыми терминами, но и расширяется кругозор.

Следующий шаг нацелен на тренировку памяти: дети пересказывают сказку, при этом сами вступают в роли автора и режиссера своего пальчикового театра. В процессе подобной деятельности у ребенка развивается ручная умелость и зрительно-моторная координация, что способствует его психомоторному развитию. Практическая деятельность проходит на территории детских садов.

Важным этапом в работе с детьми по проекту является подготовка театрализованных представлений о мире профессий, инструментах, их свойствах, опасности. После которых, ребенку будет предоставлена возможность почувствовать себя тем или иным профессионалом. Практическая деятельность данного этапа может осуществлятся на базе Белгородского государственного института искусств и культуры.

Итоговым этапом становится творческий отчет о проделанной работе.

С 15 по 25 мая 2017 года, на площадках детских садов г. Белгорода организуется цикл мероприятий, объединенных общей тиматикой. Форма проведения праздника – театрализованное представление с участием воспитанников детских садов города, а также выставка работ за весь период работы театрализованного кружка.

Календарный план работ

с 1 сентября 2016 по 25 мая 2017 года

Мероприятия

Сроки проведения

Место проведения

Ожидаемые результаты

Изготовление персонажей пальчикового театра, подбор сказок, написание авторских сценариев, подготовка декораций

В течение всего периода

Белгородский государственный институт культуры и искусств

Подготовиться к работе с детьми

Знакомство студентов с воспитанниками детских садов.

Сентября

Территория детского сада

Достижение положительного контакта ребенка со студентами

изменений в поведении и восприятии окружающего мира благодаря общению с подлинниками в музейных залах.

Познакомить детей с окружающим миром, с помощью рисунков, лепки ит.д.

Октябрь – ноябрь

Территория детского сада

Коллективная работа, закрепление контакта с детьми, а также изменение поведения и восприятия окружающего мира, расширение кругозора, развитие мелкой моторики

Организация и представление пальчикового театра детям (знакомство с сюжетом сказки)

Декабрь

Территория детского сада

Расширение кругозора детей, изучение персонажей сказки и второстепенных предметов

Демонстрация игры пальчикового театра

Январь-Февраль

Территория детского сада

Обсуждение сказки

Изготовление с детьми персонажей сказок

Февраль

Территория детского сада

Развитие творческих способностей и фантазии

Обучение детей различным видам игры пальчикового театра

Март

Территория детского сада

Вовлечение ребёнка в окружающий мир, способствуют развитию и раскрытию интеллектуальных, индивидуальных творческих способностей.

Просмотр театрализованный представлений о мире профессий «Путешествие Димы и Маши по планете профессий» (3 части)

Март – Май

БГИИК

Просмотр и обсуждение

Изучение профессии ребенком, погружение в профессию

Апрель

БГИИК

Расширение кругозора, получение знаний и особенностей разных профессий

Подготовка отчетного праздника и выставки «Правильная реальность»

Май

Территория детского сада

Развитие навыков изобразительного искусства, творческой активности детей в роли участников театра

Проведение заключительного праздника и выставки «Правильная реальность»

15 – 25 Мая

БГИИК

Основы воспитания интеллектуальных, духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера, способствовать раскрытию индивидуальных творческих способностей детей и развитию эстетического вкуса у них в процессе работы

План реализации проекта

Проект предполагается реализовать в срок с 1 сентября 2016 года по 25 мая 2017 года, и содержит в себе следующие этапы:

1. Планирование целевых мероприятий для воспитанников детских садов;

2. Знакомство с детьми и проведение мероприятий ознакомительного характера по изучению окружающей среды, а также налаживанию свободного контакта между участниками кружка и детьми;

3. Проведение театрализованных представлений и оценка их эффективности в ходе работы с детьми, развитие творческих навыков у детей, расширение кругозора в мире профессий;

4. Подведение итогов реализации проекта, анализ положительных изменений у детей в плане поведения и общения со сверстками.

Критерии оценки эффективности проекта. Реализуя данный проект, его эффективность можно проследить по следующим результатам:

- формирование высокого уровня знаний у детей о окружающем их мире;

- повышение среди детей интереса к уходу и бережному отношению к животным;

- повышение популяризация нравственности и ответственности;

- развитие творческих навыков, мелкой моторики, речи;

- формирование у детей правильных знаний о окружающем мире: животных, растениях и их свойства;

- развитие фантазии;

- пополнение словарного запаса;

- развитие актерских способностей;

- знакомство с миром профессий;

- воспитание интеллектуальных, духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера;

- способствование раскрытию индивидуальных творческих способностей детей и развитию эстетического вкуса у них в процессе работы.

Риски при реализации проекта

  1. Недостаточный уровень поддержки среди работников детских садов.

  2. Нехватка помещений для репетиций.

  3. Экономические риски, связанные с нестабильностью экономики.

  4. Недостаток материально-технической базы.

Конечные результаты проекта. Конечным результатом проведения проекта «Создаем будущее сегодня» является формирование у детей правильных знаний об окружающем их мире, развитие творческих навыков, мелкой моторики, речи, развитие фантазии, пополнение словарного запаса, знакомство с миром профессий, воспитание интеллектуальных, духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера и индивидуальных творческих способностей детей и развитию эстетического вкуса у них в процессе работы.

Проект «Создаем будущее сегодня» способствует повышению уровня нравственности и ответственности у детей, а также поможет студентам в развитии своих творческих способностей в рамках камерного театрализованного кружка.

Библиографический список

  1. Апфельбаум, С.М Современные модели реализации творческой деятельности [Текст] / С. Апфельбаум // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - № 6. - с.

  2. Григорьева Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьева.- Тамбов, - 2004.

  3. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник/ Т.Г. Киселева, Ю.Д Красильников – М:МГУКИ, 2004. – 539с.

  4. Морозова, Е.Я., Тихонова, Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы [Текст]: учебное пособие/ Е.Я Морозова, Э.Д. Тихонова – Спб: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 318с.

  5. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов.- Минск: Ильин В.П., 1996.

Просмотров работы: 943