ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Березовская Е.А. 1, Харьковская Е.В. 1, Иванова Т.И. 2
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
2НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Влияние детского творчества в развитии ребенка как личности очень велико. Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Культура и искусство способны воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно- эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. А это в наше время становится все менее явным для современных детей. Творческая деятельность это неотъемлемая часть жизни человека. Любое творчество на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека.

Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, а значит и эффективному становлению в социуме. Развитие творческих способностей у учащихся активно способствует расширению границ творческих замыслов. Младший школьный возраст – самый благоприятный для развития творческого потенциала. Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире.

Младший школьный возраст более всего предрасположен к развитию творческой активности у детей. Этому способствует и социальная ситуация, в которой происходит становление творческой активности личности младшего школьника и те психические новообразования, которые типичны для младшего школьника: любознательность, интерес к необычному, развитие мыслительных процессов.

Младший школьный возраст характеризуется активным проявлением в изобразительном творчестве воображения и моторных функций. Изображения, выполненные в этот период, характеризуются условностью, знаковостью: «Маленький художник гораздо более символист, чем натуралист». В это время детские рисунки отличаются натуралистической формой художественного мышления, ориентированной на точное воспроизведение объекта, и эмпиризмом (передаётся род, видовые отличия и т.д.).

«Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [2, с. 15].

Творческая личность – это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно – творческая активность [3, с. 89].

Творческая активность представляет собой сложное интегральное качество личности. Наше понимание творческой активности заключается в выделении существенных отличительных признаков этого свойства личности. Такими признаками являются: эвристический потенциал, интеллектуальная инициатива, самостоятельность и не стимулированная интенсивность деятельности.

Большой вклад в исследование творчества внесли многочисленные отечественные и зарубежные исследования К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и другие. Исследованию творческой активности младших школьников посвящены работы авторов: Т. Андерсона, В. Андреева, В. Библера, А. Брушлинского, Дж. Гилфорда, С. Гольдентрихтена, А. Маслоу, О. Матюшкина, Я. Пономарева и других.

Огромное значение для развития творческой активности имеет внеучебная деятельность, так как посредством вовлечения детей в деятельность по интересам и наклонностям происходит полноценное проявление пытливости ума, интеллектуальной инициации парадоксальных решений, настойчивости и самостоятельности в реализации собственной догадки, задумки, замысла.

Приобщение младших школьников к художественно-творческой деятельности формирует их эмоционально ценностное отношение к миру, стимулирует стремление к созидательной творческой деятельности, предоставляет возможность для самореализации и всестороннего развития личности. Значимость младшего школьного возраста для формирования творческой активности требует создания условий, способствующих оптимизма данного процесса средствами художественно-творческой деятельности.

В связи с этим нами были выделены основные направления работы учреждений культуры в организации художественно-творческой деятельности с детьми младшего школьного возраста:

1) массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных встреч, участие в олимпиадах, участие в различные рода конференциях, районных и городских мероприятиях;

2) культурно - художественная работа – разработка и проведение мероприятий с выездом на места (по месту размещения), посвященные государственным праздникам и знаменательным событиям;

3) кружки, секции – это способ организации досуга. Подразделения в составе учреждения;

Овладевая средствами изобразительного, музыкального, литературно-поэтического, театрального искусства дети реализуют свою природную креативность в рисунке, танце, придуманном рассказе, стихотворении т.д.

По нашему мнению, формирование творческой активности младших школьников средствами художественно-творческой деятельности приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что без максимального использования творческих возможностей детей невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современного общества.

Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики - развитие творческого потенциала детей, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть.

Литература:

  1. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста: сб. научных трудов. - Свердловск, 1984. - 84 с.

  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. – 3-е изд / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.

  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Академия, 2009.- 368 с. С-89

  4. Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников /А. М. Матюшкин, А.М. Аверина. – М.:Педагогика, 1991. - 156 с.

Просмотров работы: 3801