ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА КАК ВАЖНЫЙ ВЕКТОР РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА КАК ВАЖНЫЙ ВЕКТОР РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

Кижаева А.В. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Арктика – это красавица, лежащая

на ларце с драгоценностями».

О.Ю. Шмидт

В современных условиях Арктика является важнейшим регионом не только для Российской Федерации, но и целого ряда других стран. Ее роль в связи с колоссальными запасами природных ископаемых и выгодным стратегическим положением неуклонно возрастает. Поэтому XXI в. иногда называют «веком Арктики»: именно в начале нового столетия определились основные перспективы освоения региона, а также появились инвестиционные ресурсы для реализации масштабных арктических программ. Огромные природные богатства, потенциальные ресурсы нефти и газа, а также транзитные возможности делают контроль над этим регионом геополитическим приоритетом для многих государств современного мира [1].

Однако такое интенсивное промышленное освоение выступает негативным фактором для хрупкой арктической природы, следствием чего является все растущая деградация арктических экосистем. Это обусловливает необходимость разработки и проведения разумной хозяйственной деятельности в этом довольно сложном для освоения регионе, тщательного изучения проблем, связанных с экологией, а также проведение политики, направленной на максимальное сохранение естественной среды обитания. В связи с этим для нашей страны, имеющей самое протяженное в мире арктическое побережье, сохранение и защита окружающей среды в Арктике является вопросом стратегической необходимости [2].

Здоровая экосистема, постоянное наличие минеральных ресурсов, сохранение уникальной флоры и фауны, предотвращение аварийных ситуаций в районе Северного морского пути, в местах разработки природных ресурсов на континентальном шельфе России являются исключительно важными задачами, решение которых зависит от скоординированной работы региональных властей российского Севера и федеральных органов государственной власти. Как отметил президент России В.В. Путин, иное отношение к защите окружающей среды в Арктике может обернуться «не глобальными преимуществами, а глобальными проблемами» [3].

Негативные экологические процессы, протекающие в этом регионе, уже привели к серьезным последствиям, которые из-за природно-географических особенностей имеют высокую вероятность перерасти из региональных в глобальные.

В настоящее время в соответствии с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) выделяют следующие основные проблемы Арктики [4].

Во-первых, это изменение климата и таяние арктических льдов. Согласно недавно проведенным исследованиям, за последние 115 лет температура воздуха в Арктике поднялась до рекордно высоких показателей [5]. Ученые предсказывают, что к 2030 г. арктический лед начнет полностью исчезать на летний период [6], а к 2070 г. Земля может полностью лишиться северной ледяной шапки [7]. Это грозит не только дальнейшим сокращением площади вечной мерзлоты, что влияет на различные деформации газо- и нефтепроводов, городов, автомобильных, железных дорог, других технических сооружений и инфраструктуры, но может привести к повышению уровня морей и океанов вследствие таяния ледников, а также к изменению климата из-за возможности попадания в атмосферу активного метана и других газов.

Во-вторых, загрязнение вод северных морей стоками нефти и химическими соединениями, а также морским транспортом. Тяжелые металлы при попадании в результате человеческой деятельности в природную среду могут накапливаться в живых организмах, оказывая токсичное воздействие. Огромный вред экологии Арктики наносят аварийные ситуации на буровых скважинах и плавучих платформах – нефтегазовые фонтаны из скважин, возникающие при этом пожары, разрушение оборудования, ошибочные действия персонала, обрушение несущих конструкций и др., но самое опасное – это разливы топлива. Очистка водного пространства от нефти – задача сама по себе крайне сложная, а в условиях Арктики является просто невыполнимой: по оценкам ученых, при ликвидации аварийных разливов в арктических условиях удастся собрать лишь 10-15 % от разлитой нефти [8].

За время освоения морских и океанических пространств не раз возникали аварии, приводящие к катастрофическим последствиям. Так, в марте 1989 г. на Аляске произошло крушение танкера Exxon Valdez, заполненного нефтью, что стало одной из крупнейших экологических катастроф. В результате разлива около 260 тыс. баррелей нефти попало в море. Итогом этой аварии стало резкое уменьшение популяций рыб, животных и морских птиц, а на восстановление некоторых ареалов чувствительной природы Арктики, по прогнозам, потребуется не менее тридцати лет. Суд обязал компанию Exxon выплатить компенсацию в размере 4,5 млрд. долларов [9]. Но разве это сможет возместить тот неизгладимый экологический ущерб, который был причинен уникальной арктической природе? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден.

В-третьих, сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания. В данном регионе очень высока численность птиц, и экологические проблемы в основном связаны с «птичьими базарами» – необычными колониями пернатых, которые оказываются особо уязвимыми из-за судоходства, им требуется тщательная охрана, особенно во время гнездового периода. Помимо этого, постоянное сокращение площади ледяных покровов может негативно отразиться на численности арктических млекопитающих, которые вынуждены перебираться на побережье, где их кормовая база намного скуднее.

Экологическое загрязнение арктической зоны России началось еще с 1970-х гг., со времени освоения Северного морского пути. Негативное влияние на экологию оказали проводимые на архипелаге Новая Земля ядерные испытания, химические комбинаты в Сибири, а также деятельность Северного и ледокольного флота России. Итогом такого варварского отношения к арктической природе стало сильнейшее загрязнение северных морей, особенно Баренцева и Карского, прилегающих островов и портов. В арктической зоне России выделяют порядка 27 районов (11 – на суше, 16 – в морях и прибрежной зоне), получивших наименование «импактных», где антропогенное воздействие на природу уже привело к сильнейшей трансформации естественного геохимического фона, загрязнению атмосферы, деградации растительности и грунтов, повышенной заболеваемости населения [10].

На современном этапе своего развития российские власти отчетливо понимают важность сохранения природы Арктики. В соответствии с «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», принятыми в 2008 г., к основным национальным интересам в этом регионе относится «сбережение уникальных экологических систем Арктики». Мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в арктической зоне Российской Федерации являются: установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды, включая мониторинг ее загрязнения; рекультивация природных ландшафтов; обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения [11].

Важнейшим направлением обеспечения экологической безопасности Арктики является очищение ее от токсичных отходов, оставшихся со времени предыдущего освоения региона. Работы ведутся преимущественно вблизи береговой линии, которая подвержена сильной эрозии. Ликвидация ущерба продолжается с 2011 г. Основные работы ведутся на главных островах архипелага Земля Франца-Иосифа арктической зоны России: Хейса, Гофмана, Греэм-Белл. За прошедший 2015 г. общий объем вывезенных отходов с арктических архипелагов превысил 10 тыс. т [12].

Выступая на заседании Третьего Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», который проходил в 2013 г. в Салехарде, президент России В.В. Путин отметил, что Россия будет увеличивать площадь особо охраняемых природных территорий арктической зоны [13]. Кроме того, наша страна активно сотрудничает с различными неправительственными экологическими организациями, в частности, со Всемирным фондом дикой природы (WWF), который реализует комплексный проект «Новое будущее для российской Арктики» (A New Future for the Russian Arctic) на территории нашей страны [14].

Однако этого явно недостаточно для обеспечения необходимого уровня экологической безопасности. Множество законов, нормативных актов, постановлений правительства, приказов министерств, которые составляют природно-охранную нормативно-правовую базу, совсем не учитывают особенностей Арктики, что, в свою очередь, снижает эффективность системы по охране природной среды данного региона. Безусловно, существуют законы «О континентальном шельфе РФ» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», в которых предусматриваются меры по защите морской среды от возможных разливов. Но до сих пор на правительственном уровне не разработаны меры предупреждения и ликвидации нефтеразливов на суше, не установлены меры, определяющие допустимое воздействие человека на экосистему Арктики, а также отсутствует учет природно-климатических условий в технических регламентах при производстве той продукции, которая используется в арктическом секторе. В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии РФ разрабатывает специальной комплекс мер для устранения перечисленных изъянов [15]. Кроме того, в нашей стране отсутствует единая государственная система мониторинга в Арктике, хотя развитие такой системы на всей территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды, является приоритетной задачей [16].

Такая система должна осуществлять контроль за изменениями состояния природной среды Арктики, осуществлять идентификацию потенциальных источников экологической опасности и зон наибольшей уязвимости. Существует наблюдательная сеть Росгидромета, включающая в себя различные посты, станции, лаборатории. Она предназначена для наблюдения за физическими и химическими процессами в природе, а также для определения уровня загрязнения окружающий среды. Однако этого недостаточно для получения полного, достоверного знания о положении дел, особенно в Арктическом регионе. Поэтому необходима дальнейшая модернизация научно-исследовательского оборудования, а также внедрение автономных средств наблюдения.

Несмотря на все предпринимаемые усилия, в одиночку обеспечить сохранение природных богатств уникального Арктического региона не способно ни одно государство. Поэтому так важно налаживать активный диалог между странами. Международное сотрудничество стало развиваться особенно интенсивно с начала 1990-х гг. Правовую основу такой кооперации составляют различные договоры и конвенции, в частности Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992), Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (1990), Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (2001) и др.

Важнейшую роль играет созданный в 1996 г. Арктический совет (Arctic Council), который включает в себя восемь приарктических стран: Россию, США, Канаду, Данию, Исландию, Норвегию, Швецию и Финляндию. Его главной задачей является охрана окружающей среды региона, обеспечение устойчивого и динамичного развития как средства улучшения экономического, социального и культурного благосостояния народов Севера. Россия активно пользуется этой площадкой для углубления сотрудничества с другими странами. Так, масштабная программа «Арктическая повестка-2020», которую российская сторона планирует запустить в период председательства США в Арктическом совете, включает в себя шесть российских проектов. В 2015 г. в российской Арктике были запущены первые проекты фонда «Валдай» и «Тундра», целью которых является сокращение выбросов черного углерода более чем в 10 раз [17].

Вместе с тем меры, предпринимаемые Российской Федерацией в области сохранения природы Арктики, не ограничивается только участием в Арктическом совете. Постоянно укрепляется двустороннее и многостороннее сотрудничество между правительствами арктических государств. Например, с 25 апреля 2015 г. между приарктическими странами действует рамочный план сотрудничества в сфере предупреждения загрязнений морских районов Арктики нефтью в результате нефтегазовой деятельности и судоходства [18]. Этот документ должен способствовать дальнейшему сотрудничеству в области обмена данными о состоянии экологической среды, а также совместного мониторинга по предупреждению дальнейшего загрязнения.

Еще одним вариантом сотрудничества может быть заимствование Россией опыта своих соседей по Арктике, в частности США и Канады, в сфере охраны окружающей среды. Предоставив максимум полномочий по вопросам сохранения экологии субъектам государства, особенно муниципальным органам арктической зоны и усилив статус оценки воздействия на окружающую среду как процедуры, обязательной для всех видов хозяйственной деятельности, особенно намечаемой в данном регионе, Российская Федерация сможет проводить более эффективный мониторинг состояния природной среды в Арктике [19].

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что только при условии жесткого контроля и соблюдения экологических требований мы сможем сохранить уникальную арктическую природу. Международное сотрудничество в сфере экологии, особенно по вопросам, затрагивающим арктический сектор, просто необходимо; в противном случае обеспечить достаточный уровень экологической защиты будет просто невозможно. В связи с тем, что 2017 г. в России объявлен Годом экологии [20], сохраняется надежда, что контроль со стороны правительства за всеми хозяйствующими субъектами в Арктике усилится, будут предприняты качественно новые меры по сохранению и защите природных богатств региона.

Список использованных источников и литературы

  1. Мазур И.И. Арктика – точка бифуркации в развитии глобального мира // Соционауки. – Режим доступа: http://www.socionauki.ru/journal/articles/130860/

  2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации. – 12.05.2009. – Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/294430

  3. Иванов И.С. Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: хрестоматия в 3 томах / Рос. совет по межд. делам. – М.: Аспект Пресс, 2013. – Т.1. – С. 10.

  4. Свечников А.Л. Экологические проблемы Арктического региона // Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: хрестоматия в 3 томах / Рос. совет по межд. делам. - М.: Аспект Пресс, 2013. – Т.2. – С. 246.

  5. В Арктике зафиксирована самая высокая температура за 115 лет // Арктик-инфо. – 16.12.2015. – Режим доступа: http://www.arctic-info.ru/news/16-12-2015/v-arktike-zafiksirovana-samaa-visokaa-temperatyra-za-115-let

  6. Угрозы Арктике // Гринпис России. – Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/protect-the-arctic/threat-to-the-Arctic/

  7. Экологические проблемы Арктики // РИА Новости. – 19.04.2010. – Режим доступа: http://ria.ru/arctic_mm/20100419/224209781.html

  8. Угрозы Арктике // Гринпис России. – Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/protect-the-arctic/threat-to-the-Arctic/

  9. Exxon Valdez // HMHSBritannic.ru. – Режим доступа: http://hmhsbritannic.ucoz.ru/photo/tankera/katastrofy/exxon_valdez/64-0-3428

  10. Арктика: перспективы развития // Перспективы.info – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/book/arktika_perspektivy_razvitija_2009-04-24.htm

  11. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу // Правительство России. – 18.09.2010. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/A4qP6brLNJ175I40U0K46x4SsKRHGfUO.pdf

  12. План «Арктической уборки» в 2015 перевыполнен // Арктик-инфо. – 23.12.2015. – Режим доступа: http://www.arctic-info.ru/news/23-12-2015/plan--arkticeskoi-yborki--v-2015-perevipolnen

  13. Путин: РФ увеличит сеть охраняемых природных территорий в Арктике // РИА Новости. – 25.09.2013. – Режим доступа: http://ria.ru/arctic_news/20130925/965684448.html

  14. WWF в Арктике // WWF. – Режим доступа: http://www.wwf.ru/about/where_we_work/arctic/arctic

  15. Сергей Донской: к середине века морской лед в Арктике станет сезонным // РИА Новости. – 03.12.2015. – Режим доступа: http://ria.ru/interview/20151203/1334934717.html

  16. Экологическая доктрина Российской Федерации // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. – 16.01.2013. – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=133908

  17. Донской: РФ готова выделить $200 млн на экопроекты Арктического совета // РИА Новости. – 08.12.2015. – Режим доступа: http://ria.ru/economy/20151208/1338428488.html

  18. О подписании рамочного плана сотрудничества в сфере предупреждения загрязнения морских районов Арктики // Правительство России. – 23.04.2015. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/pjRl37A6Ef25450xXFbBws3tvNrnC0cY.pdf

  19. Соловьянов А.А. О сохранении природной среды Арктической зоны Российской Федерации // Арктика. Экология и экономика. – 2011. – № 1. – С. 102-103

  20. Подписан Указ о проведении Года экологии в 2017 году // Президент России. – 05.01.2016. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/51142

Просмотров работы: 3698