АУДИТ. ПРОБЛЕМЫ И ЕГО РОЛЬ В ВЫЯВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АУДИТ. ПРОБЛЕМЫ И ЕГО РОЛЬ В ВЫЯВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каськов Д.Л. 1
1Орловский государственный институт экономики и торговли
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Современная экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется финансовым кризисом, начавшимся в начале 2014 года. Этому способствовали не только резкое падение мировых цен на энергоресурсы, за счет продаж которых бюджет России получал значительных доход, но также и введение экономических санкций странами Запада в связи с произошедшими событиями на Украине, провозглашением 17 марта 2014 года независимости Республикой Крым и вхождением ее в состав Российской Федерации.

Указанная нестабильная экономическая обстановка, инфляция, снижение курса рубля, падение прибыли большинства субъектов предпринимательской деятельности могут послужить одним из детерминантов криминализации российской экономики и роста преступности в указанной сфере.

В связи с этим, одной из главных задач государства, в том числе и правоохранительных органов, является предотвращение развития подобных негативных процессов, своевременном принятии должных мер по профилактике и выявлению экономических правонарушений, коррупционных проявлений, легализации (отмывании) денежных средств, полученных преступным путем, финансирования терроризма.

В связи с тем, что большая часть данного вида преступлений, совершаемых в организациях и на предприятиях различных форм собственности, являются латентными, а их выявление требует наличия специальных познаний в сфере бухгалтерского учета, налогового, трудового права и т.п., правоохранительные органы порой не в силах своевременно и самостоятельно их профилактировать, предотвращать и выявлять. В данном случае роль аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов1, осуществляющих независимую проверку финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, незаменима.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности" [3] и приказу Минфина РФ от 17.08.2010 № 90н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" [4] в обязанности аудитора входит только информирование учредителей (руководителя) проверяемой организации о коррупционных правонарушениях без дачи их правовой квалификации, и лишь при условии, что ими в течение 90 дней не предпринимается никаких мер, они обязаны сообщить об этом в соответствующие государственные органы.

Мы считаем, что несмотря на закрепленные в действующем законодательстве Российской Федерации принципы охраны и неразглашения конфиденциальной информации аудируемого лица, в целях предотвращения наступления более тяжких экономических и правовых последствий для граждан, организаций и государства в целом, упреждения коррупционных преступлений, необходимо:

- обязать аудитора в случае выявления им любых признаков состава экономических преступлений (а не только коррупционных, согласно действующего законодательства об аудиторской деятельности), с учетом положений ст. 20 УПК РФ [7] (где определен перечень уголовных статей частно-публичного обвинения), незамедлительно информировать об этом правоохранительные органы, а также безвозмездно и в короткий срок предоставлять необходимые материалы и информацию, полученные в ходе осуществления своей профессиональной деятельности, в том числе и подготовленное аудиторское заключение;

- учитывая, что законодательно закреплено правовое равенство государственных и негосударственных судебных экспертов, при соблюдении необходимых требований, предъявляемых к указанным лицам, признавать аудитора, осуществляющего проверку финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, негосударственным экспертом, а подготовленное аудиторское заключение одним из доказательств по делу. При этом остается возможным постановка судом и органами следствия дополнительных вопросов к аудитору-эксперту по материалам дела, а также проведение повторной судебно-бухгалтерской или иной экспертизы. При этом аудитор-эксперт должен быть предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и заключений.

С целью практической реализации предложенных нами изменений в деятельности российского аудита также предлагаем:

- включить в курс подготовки аудиторов к сдаче квалификационных экзаменов для получения соответствующего аттестата, изучение норм действующего законодательства (УК РФ [6], УПК РФ, ведомственные приказы, распоряжения и т.д.), а также правоприменительную практику (постановления Пленума Верховного суда, методические рекомендации и т.д.) для дальнейшей правильной квалификации ими экономических преступлений;

- обязать соискателей на должность аудитора проходить краткосрочную практику в правоохранительных органах, деятельность которых направлена на выявление и расследование экономических преступлений (подразделения ЭБ и ПК, следственные органы СК и МВД России);

- внести поправки в ст. 202 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность аудитора за совершение неправомерных действий вопреки своей профессиональной деятельности с целью получения каких-либо выгод, а именно: добавления в диспозицию указанной статьи конкретного противоправного деяния – умышленного непредставления аудитором правоохранительным органам сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном экономическом преступлении, ставших ему известными в ходе осуществления аудиторской деятельности (с учетом положений статьи 20 УПК РФ).

Вышеприведенные предложения по совершенствованию аудиторской деятельности, направленные на противодействие экономическим и финансовым правонарушениям, а также коррупционным проявлениям на предприятиях, применимы к любым аудиторским организациям и частным аудиторам, но нам видится, что наиболее эффективно данная профессиональная деятельность будет реализована специально созданными следственными отделами аудиторских организаций, в состав которых необходимо включить не только опытных аудиторов, а также специалистов в области информационных технологий, юристов, аналитиков в сфере корпоративной разведки (на примере существующей группы форензик в KPMG или услуг в Ernst & Young - транснациональные компании, входящие в «большую четвёрку» по предоставлению аудиторских и консалтинговых услуг).

Создание следственных отделов в аудиторских организациях позволит заказчику аудита получить достоверную информацию о реальных положениях дел в организации, своевременно предотвратить различные манипуляции с бухгалтерской отчетностью, выявить хищения, несоблюдение правил внутреннего контроля и иные мошеннические действия со стороны сотрудников самой организации, поставщиков, покупателей и партнеров по бизнесу.

Кроме того, опытные специалисты в указанной сфере способны не только осуществить необходимое финансовое расследование, используя современные способы сбора электронных доказательств (которые по разным подсчетам в современной организации составляют около 80 % всей доказательственной базы), но и провести независимую судебную экспертизу, оказать содействие в ходе судебных разбирательств, предоставить услуги в области комплаенс, риск-менеджмента, а также дать независимую оценку эффективности деятельности внутреннего контроля.

Предложенные нами изменения в сфере аудиторской деятельности не только позволят оперативно и заблаговременно выявлять экономические и иные правонарушения со стороны недобросовестных сотрудников и партнеров организаций, но и послужат одной из мер профилактики финансовых нарушений, а также развитию эффективного внутреннего контроля. Предоставленные аудитором материалы, содержащие признаки состава экономического преступления, и показания аудитора-эксперта будут являться одними из доказательств по делу в суде, что значительно сократит сроки уголовного судопроизводства.

В свою очередь, все эти меры позволят свести к минимуму возможность совершения финансовых нарушений на предприятиях страны, укрепить рыночные отношения хозяйствующих субъектов, а при необходимости оперативно и качественно провести судебное расследование, что, на наш взгляд, является весьма важным в период сложившейся нестабильной экономической ситуации в России.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: (ред. от 21.07.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  2. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 25.11.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  3. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  4. Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности (вместе с "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита", "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита" [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 № 90н (ред. от 16.08.2011). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  5. Парушина Н.В., Кыштымова, Е.А. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок [Текст]: учебное пособие /Н. В. Парушина, Е. А. Кыштымова/ - Сер. Высшее образование М.: ИД «ФОРУМ»: «ИНФРА-М», 2009. – 559 с.

  6. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.12.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1 Далее - аудитор

Просмотров работы: 767