ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕВУШЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕВУШЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Снигирева А.К. 1, Семенова Г.И. 1
1Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе развития жизни общества особенно актуальными являются исследования, связанные со здоровьем и здоровым стилем жизни. Важно начать формировать эти понятияеще в школе. Также актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к урокам физической культуры. Поэтому наиболее важным является изучение разнообразных методик и систем тренировок, а так же способов повышения интереса к занятиям. Одной из таких систем тренировок являются занятия по оздоровительной аэробике.

Занятия аэробикой развивают музыкальный слух, чувство прекрасного, дают возможность занимающимся выразить в движениях индивидуальные способности. Все это делает аэробику мощным комплексным средством и методом воздействия на человека в оздоровительном, образовательном и воспитательном отношении [8].

В данной работе мы раскроем понятие аэробика, ее влиянии на организм девушек–учащихся среднего школьного возраста, а также остановимся на различных видах и направлениях современной оздоровительной аэробики.

Многие согласятся с тем, что качество жизни, благополучие, в первую очередь зависит от способности человека вести полноценный, активный образ жизни, не ограниченный проблемами со здоровьем.

Оздоровительную аэробику отличает эмоциональная насыщенность занятий, простота и вариативность применяемых средств, возможность контроля и самоконтроля состояния здоровья занимающихся, музыкальность, пластичность и танцевальность выполняемых упражнений. В своем единстве компоненты аэробики могут обеспечить достижение социально значимых результатов: здоровья, физического развития, культуры движений, эстетики физического имиджа; сохранить и развить индивидуальные черты характера[2]. Именно поэтому занятия аэробикой не теряют своей популярности уже много лет.

Проблема ухудшения здоровья людей в настоящее время в основном связана с плохой экологической ситуацией, неправильным питанием, малоподвижным образом жизни, и пагубным влиянием вредных привычек. Поэтому, так и велика практическая значимость программы по оздоровительной аэробике для девушек среднего школьного возраста. Она состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. При этом уроки оздоровительной аэробики ориентированы на то, чтобы заложить в учащихся стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию[5].

Предполагается, что физическое воспитание девушек среднего школьного возраста станет более эффективным, и будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья, если использовать в процессе физического воспитания средства оздоровительной аэробики.

1. Понятие и виды оздоровительной аэробики

Термин «аэробика» был впервые введен К. Купером в1960 г. Происхождение его идет от слова «аэробный», то естьидущий с участием кислорода, что имеет под собой физиологическую основу [1].

Современная оздоровительная аэробика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняется арсеналом используемых средств и методов.Появляются все новые и новые виды «аэробических»занятий (по западной терминологии) с использованием различных предметов, тренажеров и других устройств [2].

Оздоровительная аэробика подразделяется на различные формы и виды, среди них:

А–ВОХ – непрерывная интервальная аэробная и силовая тренировка, основанная на элементах борьбы и бокса с использованием «ближнего боя»;

ABS & BUNS – силовая тренировка мышц пресса и ягодиц;

Aerobics – аэробная тренировочная программа;

AerobicDance (танцевальная аэробика) – низко интенсивная аэробная тренировка с включением силовых элементов (базируется на танцевальных шагах);

Aerobictraining – аэробная тренировка и тренировка силы подобно общеразвивающей гимнастике;

Aeropulse (Аэропульс) – аэробная тренировка низкой и высокой интенсивности;

Afro–jazz (афро–джаз) – танцы под джаз, пришедшие из Африки;

Aqua–aerobics (Аква–аэробика) – низко интенсивная аэробная тренировка и тренировка силы в воде;

Bodyalignment (выравнивание тела) – силовая и «поддерживающая» тренировка, базирующаяся на классическом балете;

Bodyconditioning – тренировка силы с использованием ручного инвентаря;

Bodycontrol – круговая силовая тренировка с использованием инвентаря;

Bodycamp – интервальная аэробная и силовая тренировка;

Collanetics – силовая тренировка, основанная на движениях танца в качестве составной части;

CardioFunk (КардиоФанк) – аэробная тренировка низкой интенсивности под музыку хип–хоп и фанк;

Cardiosalsa – аэробная тренировка низкой интенсивности и силовая тренировка под музыку салса;

Circuittraining – аэробная и силовая тренировка в форме круговой тренировки на различных механических устройствах;

Competitiveaerobics (соревновательная аэробика) – аэробика для соревнований в силе, аэробных возможностях, гибкости и координации;

Crossrobics – силовая тренировка на специальной механической лестнице;

Fatburner – аэробная тренировка низкой/высокой интенсивности с– и без потери веса;

Fankaerobics – аэробная тренировка низкой интенсивности под музыку хип-хоп, основанная на уличном танце;

Cymping – тренировка ловкости с очень низким уровнем интенсивности и силы;

Heavyhands – аэробная тренировка с гантелями;

Hiimpact – аэробная тренировка с большой вертикальной ударной нагрузкой;

Hirepetition – силовая тренировка с малой нагрузкой и многократными повторениями;

Intervaltraining – аэробная тренировка согласно методу интервальной тренировки в новом темпе;

Intervalstep – интервальная тренировка с подъемом на степ–доску;

Jazzaerobics – аэробная силовая тренировка под джазовую музыку;

Jazzercise – аэробная и силовая тренировка под джазовую музыку;

Jazzfunk – аэробная тренировка под музыку джаз и фанк;

Jumprape – высокоинтенсивная тренировка со скакалкой;

Lowimpact – низко интенсивная тренировка с небольшими вертикальными ударными нагрузками;

Mousercise – ориентированная на игру тренировка для детей под музыку Уолта Диснея и с использованием его персонажей;

Powerwalking – аэробная тренировка в форме ходьбы с грузом на свежем воздухе;

Powerfunk – высоко/низко интенсивная аэробная тренировка под музыку хип–хоп, а также с силовыми парными упражнениями;

Powerstep – аэробная и силовая тренировка с подъемом на степ–доску;

Pregnancyworkout – силовая и расслабляющая тренировка для беременных женщин;

Recoveryworkout – низко интенсивная аэробная тренировка, а также тренировка силы для молодых мам;

Rubberband – силовая тренировка с резиновой лентой;

Slide – аэробная тренировка на скользящем мате;

Sportaerobic – высокоинтенсивная аэробная, анаэробная, силовая тренировка, основанная на классической танцевальной хореографии и спортивной аэробике;

Stepup – аэробная силовая тренировка со степ доской;

Streetdance – низко интенсивная аэробная силовая тренировка под домашнюю музыку и музыку хип-хоп;

Sweat&bounce – аэробная силовая тренировка с использованием различных механических устройств в форме круговой тренировки;

Teamwork – аэробная и силовая тренировка, где больше одного руководителя;

ТВ С – общее состояние тела, аэробная силовая тренировка с использованием слайда, степ доски и др.;

Working – аэробная силовая тренировка с целевой направленностью на шею и спину;

Workout – аэробная и силовая тренировка на различных уровнях интенсивности;

Cycle – тренировка на велотренажере, имитирующая велогонки и не содержащая сложно координационных упражнений и ударной нагрузки[3].

2. Особенности методики при занятиях оздоровительной аэробикой

Стандартный класс (тренировочное занятие) длительностью 45–55 минут.Занятие состоит, как правило, из следующих основных частей: подготовительной (warmup),основной (aerobics + floorwork) и заключительной (cool – down). Подготовительная часть занятия часто разделена на две половины: разогревающую, во время которой используются элементы базовой техники невысокой координационной сложности; и стретчинг – упражнения для растягивания мышц без использования маховых и других резких и травмоопасных движений. Восновной части аэробного занятия также выделяют две части. Это аэробная тренировка, где используются различные гимнастические и танцевальные движения и так называемая партерная часть, содержащая силовые упражнения, выполняемые, как правило, сидя или лежа на полу.В заключительной части занятия используются плавные хореографические упражнения и стрейч с целью физического и психологического расслабления [9].

Структура урока оздоровительной аэробики такова: разминка, аэробная часть, «заминка», партерные упражнения, заключительная «заминка». При средней длительности занятия в 60 мин длительность его частей будет следующая: разминка – 10 мин, аэробная часть – 25 мин, заминка – 3 мин, партерная часть – 15 мин, заключительная заминка – 7 мин.

В разминку включаются упражнения низкой ударности, низкой интенсивности (приставные шаги, марш на месте, полуприседания, виноградная лоза и т. д.), а также стретчинг с небольшой амплитудой движений. В аэробной части занятия выполняются упражнения низкоударные, низкой и высокой интенсивности и высокоударные (с большой амплитудой движений) (подъем коленей, подскоки, прыжки, бег).

Первая заминка– это танцевальные низкоударные упражнения низкой интенсивности.

В партерной части выполняются упражнения на развитие силы мышц рук, спины, груди, брюшного пресса и ног.

Вторая (заключительная) заминка–это танцевальные низкоударныеупражнения низкой интенсивности [1].

3. Влияние оздоровительной аэробики на здоровье и организм человека

Сердечно–сосудистая и дыхательная системы. Длительное систематическое влияние физических упражнений приводит к увеличению максимально возможной величины ударного объема сердца. Благодаря этому увеличивается диастола и уменьшается пульсовая реакция на непредельную физическую работу, а также повышается возможность достичь больших величин ЧСС при предельных нагрузках. Однако необходимо помнить, что перерыв в тренировке довольно быстро ликвидирует достигнутый уровень. Оздоровительная аэробика развивает не только общую выносливость организма, но и благоприятно воздействует на сердце и сосуды, в особенности головного мозга.

В результате регулярных занятий упражнениями на выносливость совершенствуется функция дыхания: увеличивается сила и мощность дыхательных мышц, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), максимальная вентиляция лёгких, создаются благоприятные условия для выполнения мышечной работы. Диафрагма участвует в ряде физиологических актов: дыхание, изгнание плода во время родов. Правильное глубокое «брюшное» дыхание в процессе тренировки укрепляет и развивает эти мышцы, способствует развитию их функциональных возможностей, Поэтому на занятиях следует уделять дыханию особое внимание.

Опорно–двигательный аппарат. Под влиянием физических нагрузок в костях откладывается достаточное количество кальция и таким образом предотвращается развитие процесса остеопороза, а кости становятся более крепкими. Особенно важна двигательная активность в период роста и формирования организма. Следует помнить, что активизация роста костей происходит при оптимальном уровне нагрузок, недостаточные или избыточные нагрузки могут задержать его.

Занятия физическими упражнениями улучшают кровеносное снабжение мышц и повышают число мышечных волокон путем продольного расщепления, а отдельные волокна становятся толще и крепче. Уменьшается количество соединительных и жировых тканей между мышечными волокнами.

Органы пищеварения. Регулярные занятия ускоряют процессы обмена веществ и пищеварения. Улучшается и работа кишечника. Хорошо развитые мышцы брюшного пресса способствуют правильному функционированию кишечника, а также обеспечивают должную мобилизацию всех органов брюшной полости и полости малого таза, исключая возможность резких смещений внутренних органов при прыжках и сотрясениях.

Специальные упражнения для мышц брюшного пресса, которых много в аэробной гимнастике, укрепляют круглые связки матки и, вызывая сокращение внутритазовых мышц, располагающихся по боковым и задним стенкам внутренней поверхности таза, способствуют сохранению правильного расположения матки и повышают ее тонус. Кроме того, внутри тазовые мышцы участвуют в движении нижних конечностей, главным образом, в движениях бедра. Поэтому, чем сложнее и совершеннее движение, выполняемое женщиной, и чем более развиты внутри тазовые мышцы, тем лучше они выполняют свои функции. Тазовое дно ограничивает снизу брюшную полость: оно имеет три основных слоя мышц, каждый из которых находится в большей или меньшей связи со скелетной мускулатурой. Мышцы тазового дна сокращаются одновременно с мышцами брюшной стенки. Этим и объясняется их важная роль в обеспечении правильного положения внутренних органов брюшной полости и полости малого таза. Укрепление и полноценное развитие мышц тазового дна, внутритазовых и неразрывно связанных с ними мышц нижних конечностей, обеспечивают женщине надежную опору для внутренних половых органов при значительных повышениях внутрибрюшного давления[7].

4.Особенности развития девушексреднего школьного возраста

Средний школьный возраст (от 11–12 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5–9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация.

Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.

В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.

Девочки–подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.

Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения [10].

В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7–10 см, массы тела – до 4,5–9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1–2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13–14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14–15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости.

Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.

Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям. Девочки менее уверенны в своих силах.

Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие–либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных.

При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно–двигательный, суставно–связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.

Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку.

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте:

1. Содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию;

2. Способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростно–силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах;

3.Закреплять навык правильной осанки при передвижениях и в статических позах;

4. Формировать рациональные и сложные жизненно–прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке;

5. Обучать основам техники выполнения отдельных упражнений гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и конькобежного спорта, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);

6. Знакомить с основами самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями.

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте – основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.

Роль учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Занятия оздоровительной аэробикой предъявляют к занимающимся особые требования и оказывают на них специфические воздействия. Упражнения в совокупности с музыкой и условиями, в которых проходят занятия, а также средствами восстановления работоспособности при занятиях оздоровительной аэробикой являются комплексным методом, обладающим огромными по своей силе и разносторонности возможностями воздействия на человека [4]. Физиологическое значение понятия «аэробика» определяется аэробными процессами образования энергии в присутствии кислорода во время упражнений циклического или поточного характера [8].

Систематические занятия оздоровительной аэробикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы человека. Аэробика служит средством активного отдыха и восстановления после напряженной умственной работы.

Таким образом, анализ литературы и практики показал, что использование различных видов аэробики в физическом воспитании девочек среднего школьного возраста может оказать существенное влияние на состояние их здоровья и физическую подготовленность.

Список использованных источников

1. Давыдов, В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие/ В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова.– Волгоград: Изд–во Волгогр. гос. ун–та,2004.– 124 с.

2. Зефирова, Е.В. Оздоровительная аэробика:Содержание и методика/ Е.В. Зефирова, В.В. Платонова. Учебно–методическое пособие. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2006.– 25с.

3. Иваненко, О.А. Виды оздоровительного фитнеса: Учебно–методическое пособие/ О.А. Иваненко.Челябинск: УралГУФК, 2007. –58 с.

4. Иваненко, О.А. Фитнес технологии: Учебное пособие/ О.А. Иваненко, Т.М Мелихова. Челябинск: УралГУФК, 2007. –58 с.

5. Комиссарова, Ю.Ю. Дипломная работа:Влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие основных физических качеств у девушек старшего школьного возраста/Ю.Ю.Комиссарова, 2013. – 34 с. 6. Лямова, Л.Д. Реферат: Возрастные особенности физического развития детей среднего и старшего школьного возраста/ Л.Д. Лямова, 2008. – 5 с. 7. Методика занятий по оздоровительной аэробике с женщинами: Дипломная работа[Электронный ресурс]: http://www.zachetik.ru/ref-125065-metodika-zanyatiy-po-ozdorovitelnoy-aerobike.html (1.01.16).

8. Миловидов, В.К. Оздоровительная аэробика: Методические рекомендации по изучению курса / В.К. Миловидов, А.З. Мишаров, А.Ю. Рябов; УрСЭИАТиСО. – Челябинск, 2006. – 44 с.

9. Пустозеров, А. И. Физиологические аспекты оздоровительной аэробики: учеб. – метод. издание для студентов специализации 032101.65 «Физическая культура и спорт» / А. И. Пустозеров, В. К. Миловидов. – Челябинск: Уральская Академия, 2012. – 184 с.

10. Средний школьный возраст [Электронный ресурс]: http://mifschools.dm0.ru/page/klruk/SPPS_2.htm (20.12.15)

Просмотров работы: 5377