СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

Шмелев А.А. 1, Шумова К.А. 1
1ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова: Местное самоуправление, реформа, послание Президента Российской Федерации, экономика, социальная политика.

Аннотация: Современная реформа местного самоуправления - драйвер российской экономики. Если местные власти будут получать достаточное финансирование, это ускорит развитие социально-экономической основы местного самоуправления, что в дальнейшем повлияет на жизнь людей.

В основу работы положено Послание Президента РФ от 12 декабря 2013 г. Для того чтобы обеспечить всестороннее рассмотрение этого вопроса, мы выделим основные направления, которые характеризуют современную реформу местного самоуправления.

  1. Предпосылки дальнейшего реформирования местного самоуправления:

А) Необходимы существенные шаги по систематизации и повышению качества нормативной базы. Действующее законодательство в сфере местного самоуправления, основой которой стал ФЗ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 21.10.2003 года. Всем известно, что в данный нормативно-правовой акт предыдущие 10 лет внесено 84 поправки, а также более 200 изменений[3].

Б) Низкий уровень финансирования местного самоуправления. В данном случае необходимо привести ряд примеров, тем более их не сложно найти:

Так, бюджет города Владимир на 2014 год запланирован на уровне 5 млрд. 227 млн. 821 тыс. рублей, расходная часть бюджета - 5 млрд. 461 млн. 351 тыс. рублей, а дефицит составит 233 млн. 529 тыс. При этом безвозмездные поступления определены в сумме 1 848 687,29 тыс. руб.[4]

Или же бюджет города Ярославль на период 2014 года был одобрен депутатами с дефицитом в 1,4 млрд. рублей. Доходы городской казны составили 15,6 млрд. рублей, а расходы почти 17 млрд. рублей. При этом собственные доходы составили лишь 7,5 млрд. рублей[5]

К примеру, город Нижний Новгород. Городская дума приняла бюджет на период 2014 года с заложенным дефицитом в 1,4 млрд. рублей. Доходы составляют 21,3 млрд. рублей, а расходы 22,7 млрд. рублей. Из них собственных доходы – 13,9 млрд. рублей, а безвозмездные поступления – 7,5 млрд. рублей в виде субвенций[6]

Как известно, дотации, в том числе и на развитие местного самоуправления предоставляются регионам из федерального бюджета, а затем часть этой суммы направляется в бюджеты муниципальных образований.

В) Отсутствие специальной подготовки кадрового состава. При этом необходимо учитывать, что именно местное самоуправление в лице ее органов остается главной «кузницей» управленцев не только для обеспечения исполнения своих полномочий и организацию своей деятельности, но и для реализации этих же целей на региональном уровне.

Безусловно, есть исключения. В ряде субъектов существуют курсы по повышению квалификации муниципальных служащих. Например, в Тульской области принято распоряжение Правительства Тульской области от 15.01.13 г. №4 « О государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления Тульской области на 2013 год». По данной программе прошли профессиональную переподготовку и повысили свою квалификацию 160 муниципальных служащих и должностных лиц Тульской области на общую сумму 2 млн. рублей.

  1. Источники современной муниципальной реформы:

12 декабря 2013 года Президент РФ В.В. Путин огласил свое ежегодное Послание ФС РФ, где выделил главную задачу «уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах» [3]. Реформа местного самоуправления в 2014 году была связана со 150- ем проведения Земской реформы 1864 года.

Для того чтобы понять суть Земской реформы, которая впоследствии стала драйвером экономического и социального развития России, необходимо выделить основные черты ее проведения. 1 января 1864 года Александром Вторым было подписано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (далее положение). В соответствии с данным положением формировались органы местного самоуправления: земские собрания и управы.

Выделим плюсы и минусы Земской реформы 1864 г.:

  1. Плюсы реформы:

  • Органы местного самоуправления служили площадкой для обучения демократической и либеральной части населения;

  • Создание кадрового потенциала;

  • Развитие хозяйственной сферы местного самоуправления и др.

  1. Минусы реформы:

  • Создана большая система контроля над органами местного самоуправления. Такими органами являлись: Министерство внутренних дел и Губернаторы. Они могли отменять любые решения органов местного самоуправления;

  • Недостаточность финансовой самостоятельности;

  • Зависимость от государственных органов и др.

По мнению авторов, существующее положение органов местного самоуправления в большинстве своем не изменилось. Особенно это касается недостатков реформы, так как наблюдается большое число контролирующих органов и низкий уровень финансирования.

  1. Процедура проведения. Органы, которые будут осуществлять реформирование.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 года не сказано о процедуре проведения реформы, а также не указаны соответствующие органы, которые осуществят преобразования в местном самоуправлении. Считаем возможным следующие варианты развития:

  1. Поведение реформы возложат на один орган, например, Правительство

  2. Будет привлечена общественность. В России существует несколько важных площадок для обсуждения реформы местного самоуправления и выработке проектов ее реализации. Например, Всероссийский съезд муниципальных образований и съезд депутатов сельский поселений. Все они представляют свои регионы, что обеспечит общероссийский масштаб проведения реформы.

  3. Самым оптимальным вариантов нам представляется формирование специализированного Совета по вопросам реформы местного самоуправления. В него обязательно должны войти представители федеральной власти. Необходимо чтобы Всероссийский съезд муниципальных образований и съезд депутатов сельский поселений представили свои предложения в связи с реформой и делегировали представителей в Совет, чтобы они смогли изложить свое видение. Все это обеспечит диалог между федеральной, региональной и муниципальной властью в вопросах проведения реформы местного самоуправления.

В любом случае, нужна твердая позиция федеральной власти по данному вопросу. Приведу в пример слова П.А. Столыпина: «...лишь обдуманное и твердое проведение в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя поведет к успокоению и возрождению великой нашей родины» [7]. Финансовая самостоятельность муниципалитетов потребует проведения реформы налогового и бюджетного законодательств.

  1. Итоговый результат. Чего хотят достичь при проведении новой реформы местного самоуправления.

Безусловно, любая реформа ставит своей целью создать что-то более эффективное и новое. Однако лица, которые будут проводить данную реформу должны учитывать и исходить не только из мирового опыта развития местного самоуправления, но и опираться на российскую практику. Нельзя просто взять модель чужого государства и применить ее к России. Итог реформы может быть оценен 3 критериями:

  1. Функциональность. Будут ли перераспределены полномочия между органами местного самоуправления и субъектами РФ. Все пути решения должны исходить от федерального центра.

  2. Доступность. Необходимо решить вопрос о возможности каждого жителя муниципального образования более важную играть роль в его жизни. В силу того, что муниципалитет никто как иной должен этим обеспечивать.

  3. Системность. Главное – сформировать единую систему, чтобы все органы государственной и муниципальной власти работали сообща, так как у них одна общая цель – обеспечение нормального развития территорий.

По мнению авторов, реформа местного самоуправления станет драйвером развития российской экономики. Если муниципалитеты получат реальную финансовую обеспеченность, то это углубит развитие экономической жизни на местах, что станет основой для роста экономики страны.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации// Российская газета от 25. 12.2009

  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 // http://www.kremlin

  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. 29.12. 2006) //Рос. газета. 2006.

  4. Официальный сайт органов местного самоуправления города Владимира // http: //www. vladimir-city.ru

  5. Портал органов городского самоуправления города Ярославля // http:// city-yaroslavl.ru

  6. Официальный сайт Городской думы города Нижнего Новгорода//http: //www.gorduma.nnov.ru

  7. Зырянов П. А. // Столыпин без легенд. М., 1991.

Просмотров работы: 735