ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ИНВЕСТИЦИОННОГО РИСКА В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ИНВЕСТИЦИОННОГО РИСКА В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Булатова У.Б. 1, Ахмедова Л.А. 1
1ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Устойчивый экономический рост страны зависит от уровня экономического развития входящих в него территорий, поэтому развитие экономики в целом невозможно без экономического роста в каждом из регионов. Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на характер региональных инвестиционных процессов. На сегодняшний день наблюдается высокая дифференциация по уровню инвестиционной привлекательности регионов. Которая в свою очередь ведет к расширению проблемных территорий, ослаблению экономических взаимосвязей между регионами, нарастанию противоречий, ведущих в конечном счете к дезинтеграции национальной экономики [1].

Следует также отметить, что ситуация с притоком иностранного капитала в регионы существенно ограничивается не благоприятностью инвестиционного климата и, в первую очередь, нестабильностью социальной этнополитической и экономической обстановки, отсутствием реальных гарантий частным зарубежным инвесторам в виде финансового или залогового учреждения [2].

К примеру, приведем сравнение Смоленской области и Республики Дагестан. При приблизительно одинаковой территории Дагестан имеет больше основных фондов (это ресурсы), а обрабатывающего производства более чем в 6 раз меньше, производство и распределение электроэнергии, газа и воды более чем в 4 раза меньше. Аналогичная ситуация возникает и при сравнении и по многим другим показателям, свидетельствующим о неэффективности существующих механизмов управления и обеспечения равномерности развития регионов в России. Поэтому факт того, что при приблизительно одинаковых ресурсных показателях субъектов и федеральных округов, объем инвестиций в текущих ценах значительно отличается, объясняется еще и соотношением факторов доходности и факторов риска.

В масштабах инвестиционного рынка Российской Федерации отдельные регионы конкурируют за привлечение инвестиций, при этом каждый из них заинтересован в максимизации объема привлекаемых средств. Привлечение инвестиций является одним из ключевых условий интенсивного социально-экономического развития региона, которые обеспечивают всестороннее развитие инновационной сферы, освоение новых видов деятельности, усовершенствование продукции, расширение масштабов производственной деятельности, повышение доходов регионального бюджета за счет налогов, повышение эффективности мероприятий в социальной сфере и являются одним из главных источников экономического роста. Кроме того, развивая экономическую и социальную сферу, субъект федерации увеличивает свою инвестиционную привлекательность и создает дополнительный потенциал для привлечения средств внешних инвесторов.

Однако в условиях экономического кризиса и ограниченности инвестиционных ресурсов, инвесторы более тщательно оценивают уровень инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска объектов инвестирования.

На выбор инвестором объекта инвестирования оказывает влияние их потенциальная доходность и риск. Путем сравнения реального соотношения доходности и риска по объекту, с необходимым для достижения цели инвестирования, инвестор делает вывод о целесообразности вложений. Можно согласиться с аналитиками рейтингового агентства «Эксперт РА» - инвестиционный климат, как и инвестиционная привлекательность, действительно может определяться через инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Однако данные термины нельзя отождествлять: инвестиционный климат более емкое понятие, чем инвестиционная привлекательность.

Проанализировав существующие подходы к соотношению понятий инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата, можно сделать вывод о том, что не совсем корректно отождествлять их. Инвестиционный климат региона – интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени (более 5 лет) и влияющая на желание потенциального инвестора осуществить вложения. При этом инвестиционная привлекательность региона – это интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона, отражающая субъективное восприятие региона потенциальным инвестором.

Инвестиционный климат отражает объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) и позволяет сопоставить эти показатели. В том случае, если инвестиционный потенциал превышает инвестиционный риск региона, можно говорить о его инвестиционной привлекательности.

Северо-Кавказский федеральный округ обладает рядом преимуществ - удобное географическое расположение по отношению к крупным рынкам, наличие природных ресурсов (нефть, руды, строительное сырье) и незагруженных мощностей (производственных площадок, на базе которых возможно наращивать производство), относительно развитая транспортная сеть (железные дороги и автомобильные дороги) и растущий спрос на промышленную продукцию как в регионах Российской Федерации, так и в странах ближнего зарубежья [7]. Отметим, что в состав субъектов Северо-Кавказского федерального округа включены семь регионов, в частности, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Чеченская республика.

Анализ динамики Валового регионального продукта (ВРП) по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО), показал, что с 2008-2013гг. он увеличился в 2,08 раза и составляет 2,43% от валового внутреннего продукта в целом по России (Таблица 1). На сегодняшний день СКФО является наиболее слабым в экономическом отношении макрорегионом России. ВРП СКФО в пять раза меньше, чем в среднем по субъектам РФ. (6239994,8 –в среднем, СКФО-1214729) Численность Населения Северного Кавказа на 54% больше, чем еще одного проблемного макрорегиона- Дальневосточного федерального округа (6226,6; СКФО- 9590,1 тыс.чел.), однако ВРП на юге производится вдвое меньше. Регионы со столь низкими макроэкономическими показателями, как правило, попадают в сильную финансовую зависимость от федерального центра, поскольку достигнутый уровень их экономического развития не в состоянии в полном объеме осуществлять в режиме самодостаточности нормальное жизнеобеспечение.

Анализ инвестиционной деятельности на уровне макрорегиона (СКФО) показывает наличие внутри него критической разницы между различными субрегионами (Рис. 1.).

Рис.1 Доля ВРП субъектов СКФО в общем объеме ВРП по округу в 2013г.,%

Большая часть ВРП производится в Ставропольском крае- 35%, Республике Дагестан-31%. Наблюдается существенное отставание остальных республик в составе СКФО по уровню социально-экономческого развития от регионов СКФО и в целом по РФ. По показателю ВРП на душу населения Республика Дагестан заняла – 77 место среди субъектов РФ, Республика Ингушетия- 82 место, Кабардино-Балкарская республика-79 место, Карачаево-Черкесская Республика- 78 место, Республика Северная Осетия-Алания -75 место, Чеченская Республика- 83 место, Ставропольский край- 71 место.1

Таблица 1

Валовой региональный продукт по субъектам СКФО 2008-2013 гг.

ВРП

2008

2009

2010

2011

2012

2013

РФ

28254787,5

34320376,5

32 072 552,0

37398520,1

45265221,6

49919959,0

СКФО

581 748,9

722 921,2

795 453,2

887 605,6

1 064842,8

1214729,0

Республика Дагестан

166 720,9

211 260,2

265 092,1

285 278,9

327 030,8

377 975,0

Республика Ингушетия

14 834,8

19 199,5

18 654,1

21 536,7

26 112,8

36 888,0

Кабардино-Балкарская Республика

50 385,2

58 629,2

66 427,1

76 056,5

90 634,8

105 992,0

Карачаево-Черкесская Республика

28 239,1

35 257,0

38 582,7

43 324,1

49 605,4

59 513,0

Республика Северная Осетия-Алания

53 667,9

57 867,6

65 140,7

74 844,8

85 192,1

99 715,0

Чеченская Республика

46 782,2

65 623,5

64 089,7

69 675,7

86 319,5

103 677,0

Ставропольский край

221 118,8

275 084,2

277 466,8

316 888,9

399 947,4

430 969,0

Единственным сравнительно благополучным регионом СКФО является Ставропольский край, благодаря которому сглаживается значительный разрыв между социально-экономическими показателями СКФО и других федеральных округов. Хотя и Старовпольский край- относительно благополучный регион, но по многим параметрам все же уступает среднероссийскому уровню.

Общий объем инвестиций в основной капитал субъектов Северо-Кавказского федерального округа за данный период вырос с 260 242 до 426 575 млн руб. (Таблица 2).

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал по субъектам Северо-Кавказского Федерального округа

(в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

Инвестиции

2008

2009

2010

2011

2012

2013

РФ

8764864

7930255

9151411

10776839

12568835

13255537

СКФО

240742

261081

287137

346264

397180

426575

Республика Дагестан

86273

100935

115106

134927

152404

178314

Республика Ингушетия

5428

7958

6448

4466

10498

13138

Кабардино-Балкарская Республика

13912

12054

14080

17654

25572

22063

Карачаево-Черкесская Республика

10948

10148

8928

14001

17952

18797

Республика Северная Осетия-Алания

16348

16700

14006

21104

21825

28790

Чеченская Республика

37706

34779

39377

47448

53506

41167

Ставропольский край

70127

78507

89192

106664

115423

124305

Объем инвестиций, привлеченных в 2014 году в основной капитал в СКФО, составил 516,9 млрд рублей, что на 9,1% больше, чем в 2013 году, сообщает Ставропольстат. Согласно источнику, инвестиции, вкладываемые в экономику округа, осваивались по разным направлениям, одно из основных - строительство жилья для населения, где сложилась устойчивая положительная динамика. В прошлом году - как в РФ, так и в СКФО - объемы жилищного строительства увеличились почти на 15%. Строительство является одним из основных видов деятельности в Чеченской республике (20,6%) и Дагестане (19,9%). Также наибольшая доля инвестиции в СКФО приходится на транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В целом структура инвестиций по субъектам Российской Федерации, входящим в состав СКФО, равномерна, за исключением Республики Ингушетии, в которой инвестиции в сфере государственного управления составили 58%, при этом доля инвестиций в промышленность и сельское хозяйство- менее 2,5%.

По показателю инвестиции на душу населения Республика Дагестан заняла – 47 место среди субъектов РФ, Республика Ингушетия- 82 место, Кабардино-Балкарская республика-83 место, Карачаево-Черкесская Республика- 75 место, Республика Северная Осетия-Алания -72 место, Чеченская Республика- 80 место, Ставропольский край- 69 место.

В СКФО выделяют три центра притяжения инвестиций. Наибольший объем в 2013г. был направлен в экономику Дагестана – 42% всех инвестиций в округе. Заметно меньше было инвестировано в Ставропольском крае- 29%. На третьем месте находится Чеченская республика- 10%.

Если примерно пять лет назад, в качестве «прорывной» отрасли экономики Северного Кавказа назывался туризм. Теперь же на эту сферу возлагаются куда более скромные надежды. А в промышленности и АПК воспользоваться специально созданными для СКФО механизмами господдержки новых инвестпроектов смогли лишь единичные компании.

Большие перспективы для сельского хозяйства Северного Кавказа сегодня связаны с госпрограммами развития импортозамещения, поскольку во многих регионах собственные конкурентоспособные производства в сфере АПК появились уже давно. Например, в Кабардино-Балкарии еще в прошлом десятилетии стартовала программа развития интенсивного садоводства, в Дагестане был начат проект «Дагагрокомплекс», предполагающий обеспечение республики собственным сахаром и продукцией сельхозпереработки, в Северной Осетии было создано чуть ли не единственное в России производство семян картофеля и т.д.

Так в апреле 2015г. на заседании рабочей группы по развитию промышленного производства на территории Северо-Кавказского федерального округа в Минпромторге РФ был установлен перечень «якорных» и приоритетных инвестиционных проектов для реализации на территории субъектов СКФО, в который вошли в том числе проекты по созданию импортозамещающего производства твердосплавных стержней и пластин в Республике Северная Осетия — Алания, производства полимерной упаковки в Ставропольском крае, а также проекты в области сельхозмашиностроения и машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Дагестана, Кабардино-Балкарии и Чечни [10].

В СКФО инвестиции играют важную роль, составляя около 80 % привлеченных средств, в том числе треть – средства федерального бюджета (Рис.2.). Это обусловлено тем, что инвестиционная привлекательность республик остается крайне низкой для частного капитала. Основные средства на развитие экономики поступают из централизованных источников. По этой же причине экономический кризис в меньшей степени затронул инвестиционные процессы на Северном Кавказе. Хотя следует отметить и опережающий рост валового регионального продукта отдельных субъектов федерального округа в сравнении с динамикой роста инвестиций.

Рис.2. Структура инвестиций в основной капитал по источникам в субъектах СКФО в 2013 г., %

В большинстве регионов СКФО основная доля в структуре инвестиций приходится на привлеченные, в основном, бюджетные средства. В прошлом году в целом по округу доля бюджетных средств в инвестициях составила более 42,6% (Рис.3.). Причем треть всех инвестиций в округе осуществляется за счет федерального бюджета. В том числе в Ингушетии доля бюджетных средств превысила 94,7 % всего объема инвестиций, в Чечне – 57,6 %, в Дагестане - 45,6 %.

Только в Ставропольском крае доля собственных средств в инвестициях близка к средним показателям по РФ 49,9%. Предприятия края также активно используют банковское кредитование в инвестиционном процессе.

Несмотря на довольно высокий инвестиционный потенциал СКФО, обусловленный значительными рекреационными ресурсами и избыточными, а следовательно недорогими трудовыми ресурсами, существуют также факторы, которые оказывают сильное негативное влияние не инвестиционную привлекательность округа. Такие как неопределенность экономической ситуации, высокий процент коммерческого кредита, недостаток финансовых средств, сложность получения кредита, отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы (Таблица 3).

Рис.3. Структура привлеченных инвестиций в основной капитал по источникам, в субъектах СКФО в 2013 г., %

Ключевую роль в источниках финансирования инвестиций должны играть собственные средства предприятий, призванные обеспечивать порядка 65% всех инвестиций. Однако реальная ситуация не подтверждает данные прогнозы. Инвестиционные ресурсы предприятий определяются не только размерами имеющихся у них финансовых средств, но и заинтересованностью производителей в совершенствовании собственного производства. Главная трудность на современном этапе- перелом инвестиционного мышления. В международной практике одним из методов стимулирования инвестирования является реинвестирование прибыли. В частности в практике Совета Экономической Взаимопомощи в Китае прибыль, реинвестированная в СЭВ, не облагается налогом.

Также наблюдаемая низкая доля собственных средств среди организаций регионов объясняется высокой долей убыточных предприятий (Таблица 3), что говорит о невозможности финансирования инвестиций за счет прибыли. Участие кредитной системы в инвестиционной сфере не является значительным. Высокая инфляция в течение длительного периода обусловила норму процента, намного превышающую предполагаемую рентабельность большинства производственных проектов. Это сделало практически недоступными средне- и долгосрочные кредиты. Кроме того, вложения в реальный сектор из-за большого риска стали малопривлекательными для отечественных и иностранных инвесторов.

Таблица 3

Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, процент,

значение показателя за год

 

2012

2013

Неопределенность экономической ситуации

Республика Дагестан

10

9

Кабардино-Балкарская Республика

1

22

Карачаево-Черкесская Республика

19

17

Республика Северная Осетия - Алания

11

30

Чеченская Республика

 

2

Ставропольский край

25

28

Высокий процент коммерческого кредита

Республика Дагестан

37

34

Республика Ингушетия

95

96

Кабардино-Балкарская Республика

32

37

Карачаево-Черкесская Республика

23

9

Республика Северная Осетия - Алания

50

27

Чеченская Республика

 

4

Ставропольский край

36

31

Недостаток финансовых средств

Республика Дагестан

66

69

Республика Ингушетия

100

100

Кабардино-Балкарская Республика

69

60

Карачаево-Черкесская Республика

86

54

Республика Северная Осетия - Алания

93

89

Чеченская Республика

12

29

Ставропольский край

68

64

Сложности получения кредита

Республика Дагестан

15

15

Республика Ингушетия

6

 

Кабардино-Балкарская Республика

8

23

Карачаево-Черкесская Республика

2

28

Республика Северная Осетия - Алания

11

10

Чеченская Республика

1

2

Ставропольский край

13

18

Отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы

Республика Дагестан

1

1

Кабардино-Балкарская Республика

1

3

Карачаево-Черкесская Республика

14

 

Чеченская Республика

 

1

Ставропольский край

11

8

Отрицательное воздействие на инвестиционный климат регионов оказывают высокие темпы роста инфляции и изменение валютных курсов, в свете сложившейся экономической ситуации. В частности, планируемые инвестиции могут оказаться недостаточными при их фактическом осуществлении в условиях повышения рублевых цен практически на все материалы и ресурсы, в связи с чем и калькулирование планируемых затрат носит неопределенный характер.

Одним из вариантов улучшения и переоснащения производства современным оборудованием является применение одной форм инвестирования- лизинга, основанном на передаче прав собственности без значительных затрат на начальном этапе и приобретении оборудования. Лизинг на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных способов инвестиций в оснащение и развитие производства. Приобретение оборудования по договору лизинга является экономически более эффективной формой инвестирования по сравнению с прямой покупкой и покупкой за счёт кредитных ресурсов. Полученные на основе лизингового соглашения основные средства производства дают возможность уменьшить инвестиционный риск и риск, связанный с моральным износом оборудования.

Таблица 4

Оценка экономического и финансового риска по субъектам Северо-Кавказского Федерального округа (2013г.)

 

Удельный вес убыточных организаций, в % от общего числа организаций

Степень износа основных фондов, в %

Просроченная кредиторская задолженность в % от общей задолженности

Дефицит бюджета субъекта Федерации, млн. руб

Республика Дагестан

30,7

42,1

474

228

Республика Ингушетия

25,9

50,5

391

24

Кабардино-Балкарская Республика

21,7

37,6

766

60

Карачаево-Черкесская Республика

41,2

47,3

857

40

Республика Северная Осетия-Алания

43,1

50,5

272

54

Чеченская Республика

38,8

33,8

1009

42

Ставропольский Край

26,6

50

1212

180

В целом, увеличение инвестиций в основной капитал характерно для большинства субъектов СКФО. Данные таблиц свидетельствуют о положительной динамике инвестиционной деятельности. Однако оценка динамики ВВП и инвестиций без сопоставления между собой еще не позволяет сформулировать адекватные выводы о реальных результатах инвестиционных процессов в экономике (Таблица 5).

Таблица 5

Темпы роста ВВП и инвестиций в основной капитал в субъектах Северо-Кавказского федерального округа в 2008–2013гг.,%

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Темпы роста ВВП

СКФО

127,04

109,23

101,2

103,5

106,5

103,4

Республика Дагестан

137,82

114

108,9

103,6

108

104,6

Республика Ингушетия

114,04

98,4

87,9

101,9

109,4

115,3

Кабардино-Балкарская Республика

118,78

107,9

104,2

105,5

104,1

105,8

Карачаево-Черкесская Республика

130,01

107,8

101

101,9

105,2

104,7

Республика Северная Осетия-Алания

109,29

100,4

102,5

106,2

102,9

101,6

Чеченская Республика

137,91

110,5

90,3

96,2

106,8

107,1

Ставропольский Край

123,74

107,7

97,7

104,5

106,7

100,6

Темпы роста инвестиций в основной капитал

СКФО

130,19

102,63

102,9

102,7

109,8

102,9

Республика Дагестан

143,2

112,5

110

105,8

108,3

109,2

Республика Ингушетия

51,46

194,1

101,6

67,7

235

94,7

Кабардино-Балкарская Республика

124,25

67,8

81,2

77,9

113,5

80,8

Карачаево-Черкесская Республика

121,13

88,9

82,1

145,5

124,9

100,7

Республика Северная Осетия-Алания

116,31

91

96,1

118,7

102,4

127,4

Чеченская Республика

121,93

90,8

87,9

85,5

96

92

Ставропольский Край

139,85

100,1

109,3

109,7

110,5

101,5

Отношение прироста инвестиций в основной капитал к приросту ВВП

СКФО

1,12

0,28

2,42

0,77

1,51

0,85

Республика Дагестан

1,14

0,89

12,36

1,61

1,04

2,00

Республика Ингушетия

-3,46

-58,81

-0,13

-17,00

14,36

-0,35

Кабардино-Балкарская Республика

1,29

-4,08

-4,48

-4,02

3,29

-3,31

Карачаево-Черкесская Республика

0,7

-1,42

-17,90

23,95

4,79

0,15

Республика Северная Осетия-Алания

1,76

-22,50

-1,56

3,02

0,83

17,13

Чеченская Республика

0,58

-0,88

1,25

3,82

-0,59

-1,13

Ставропольский Край

1,68

0,01

-4,04

2,16

1,57

2,50

Отношение прироста ВВП к приросту инвестиций в основной капитал

СКФО

0,9

3,51

0,41

1,30

0,66

1,17

Республика Дагестан

0,88

1,12

0,08

0,62

0,96

0,50

Республика Ингушетия

-0,29

-0,02

-7,56

-0,06

0,07

-2,89

Кабардино-Балкарская Республика

0,77

-0,25

-0,22

-0,25

0,30

-0,30

Карачаево-Черкесская Республика

1,42

-0,70

-0,06

0,04

0,21

6,71

Республика Северная Осетия-Алания

0,57

-0,04

-0,64

0,33

1,21

0,06

Чеченская Республика

1,73

-1,14

0,80

0,26

-1,70

-0,89

Ставропольский Край

0,6

77,00

-0,25

0,46

0,64

0,40

Инвестиционный риск – неотъемлемый элемент практически любого инвестиционного процесса, и его оценка лежит в основе методик определения качества инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности. Дальнейший ход развития рыночных тенденций предугадать очень сложно, поэтому многие исследователи акцентируют внимание на оценке текущего инвестиционного риска с тем, чтобы дать инвестору представление о надежности потенциального инвестиционного предприятия. Данная информация необходима не только для потенциальных инвесторов, но и для органов местного самоуправления, чтобы своевременно принять меры по снижению инвестиционного риска в регионе. Таким образом, мы рассматриваем инвестиционный климат региона в двух аспектах: его инвестиционная привлекательность и инвестиционный риск.

На практике используются различные меры риска, но наибольшее распространение получили такие показатели риска, как стандартное отклонение и дисперсия доходности [4]. Мы можем определить стандартное отклонение доходности инвестиций исходя только из исторических данных. В соответствии с методологией исследования, при оценке уровня инвестиционного риска регионов учитывается не только изменение объемов инвестиций, вовлекаемых в его экономику, но и привносимый ими экономический эффект в развитие региона [6]. Данный показатель выражается отношением ВРП к объему инвестиций, он и является показателем доходности при оценке инвестиционного риска региона. Мы рассчитали показатели доходности инвестиций, стандартное отклонение (как меру инвестиционного риска), а также коэффициент вариации для регионов СКФО за 2008 – 2013 гг. (Таблица 6).

Таблица 6

Оценка регионального инвестиционного риска по показателю доходности инвестиций для регионов СКФО, 2008-2013гг.

Регион

Показатель

   

ВРП/Инвестиции, среднее значение, млн. руб

Стандартное отклонение, млн.руб

Коэффициент вариации, %

Республика Дагестан

2,118

0,014013112

5,58%

Республика Ингушетия

3,026

0,808889525

29,72%

Кабардино-Балкарская Республика

4,310

0,355451041

13,83%

Карачаево-Черкесская Республика

3,233

0,382946942

19,14%

Республика Северная Осетия Алания

3,719

0,250437899

13,45%

Чеченская Республика

1,726

0,195615849

25,62%

Ставропольский край

3,278

0,051919538

6,95%

Присутствие иностранных инвестиций в СКФО остается крайне низким, при этом основное внимание иностранных инвесторов сосредоточено в основном на Ставропольском крае и Республике Дагестан.

Таким образом, можно сделать вывод, что судить об инвестиционной привлекательности региона необходимо с двух позиций: уровня доходности инвестиций и инвестиционного риска. Только при оценке данных показателей во взаимосвязи возможно принятие адекватных решений касаемо инвестиционного развития региона, а также его привлекательности для инвестирования.

Список использованной литературы:

  1. Ахмедова Л.А., Булатова У.Б. Модель экономики региона с учетом влияния макроэкономических тенденций на инвестиционную активность республики Дагестан. //Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3 (52-3). С. 590-593.Валиуллин Х.Х. Шакирова Э.Р. Неоднородность инвестиционного пространства России: региональный аспект// Проблемы прогнозирования.2014г. №1. –С.157-165.

  2. Гичиев Н.С., Гичиева М.Н. Российские и зарубежные инвестиции в СКФО// Региональные проблемы преобразования экономики. –2013г. № 3. –с.200-204.

  3. Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Анализ инвестиционных процессов в Северо-Кавказком федеральном округе// Региональная экономика. Теория и практика. –2013г.№ 14 (293). –С.9–15.

  4. Кузнецов В.Е. Измерение финансовых рисков. // Банковские технологии. –1997г. № 7. – С. 76-78.

  5. Райская Н.Н. Статистическое исследование инвестиционных рисков в регионах России // Вопр. статистики. – 2006. № 12. – С. 65-73.

  6. Рэдхед К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. –М.: ИНФРА-М,2000. – 369 с.

  7. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года от 6 сентября 2010 г. № 1485-р

  8. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Булатова Умукусюм Башировна

Учреждение, факультет, курс

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», экономический факультет, аспирантка 2 года обучения

Адрес (с индексом)

367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Богатырева, д. 26, кв. 43

E-mail

[email protected]

Название доклада

Оценка уровня инвестиционного потенциала и инвестиционного риска в северо-кавказском федеральном округе

Название секции (конференции)

Актуальные аспекты организации экспертно-аналитической деятельности и статистического мониторинга в условиях модернизации экономики (СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016)

Оплата организационного взноса участника электронной конференции (и публикации в журнале, если требуется)

(сумма, номер платежного документа, дата оплаты)

 

1 http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/01-04-2.htm

Просмотров работы: 2836