СОЦИАЛИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Биктемиров А.К. 1, Хабиров А.Ф. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Биктемиров А.К.

Научный руководитель: к.б.н., доцент Хабиров А.Ф.

Башкирский государственный аграрный университет

Уфа, Россия

SOCIALIZATION OF SERVICE DOGS

Biktеmirov А.К.

Supervisor: Ph.D., Associate Professor A.F. Khabirov

Bashkir State Agrarian University

Ufa, Russia

Социализация – это выработка у собаки адекватного поведения в процессе контакта с многочисленными, повседневно окружающими её объектами, в различных по сложности условиях окружающей среды.

В большинстве случаев, собаки, с устойчивой психикой в силу своей природы, достаточно быстро адаптируются в условиях окружающей среды и социализация этих особей происходит без прямого и кардинального вмешательства со стороны человека. Но, по различным причинам, у данных собак, как правило, имеется индивидуальный набор объектов, в присутствие, или в условиях которых, они проявляют неадекватное поведение. Неадекватность, как правило, выражается, либо в чрезмерной агрессии, либо в проявлении неуверенного поведения, в некоторых случаях – панического страха. В некоторых случаях – проявление иного нежелательного поведения. Вследствие, таких недоработок в воспитании собаки, нарушаются психическая и психологическая составляющие, вследствие чего значительно затрудняется её дальнейшее содержание воспитание и дрессировка. Стоит ометить, что устойчивая нервная система является задатком хорошей дрессируемости.

Как избежать негативных проявленй поведения собаки? К социализации необходимо приступать с первых дней контакта дрессировщика с собакой. Чем собака моложе, тем проще ее социализировать в среде человека, т.е. приспособить ее к быту человека, определить для себя место в семье человека и в среде соплеменников, проявлять адекватное поведение в присутствии других видов животных, людей, машин, повседневных бытовых шумов, различных предметов и иных объектов.

Социализация происходит в процессе методически продуманных и тактически грамотных воздействий на собаку. Здесь подразумевается, создание различных условий, способствующих запоминать разные ситуации, распознавать и правильно взаимодействовать с социальными партнерами, уверенно ориентироваться в окружающей среде, правильно реагировать (проявлять желаемую для нас форму поведения) при неожиданном возникновении нестандартной ситуации.

Период социализации условно можно разделить на три этапа – установление контакта с социальными партнерами, выработка адекватного поведения на повседневные раздражители и приучение собаки адекватно реагировать при нестандартных ситуациях. Первый и второй этапы обязательны с первых дней контакта дрессировщика с собакой, третий этап – более продолжительный – вырабатывается избирательно. При необходимости, могут вводится дополнительные элементы, в зависимости от актуальности возникающих ситуаций.

Наиболее оптимальным возрастом для начала социальной адаптации собак, является период, когда щенка отбирают от кормящей суки и дальнейшая жизнь собаки происходит полностью в контакте с людьми. У щенков в возрасте от двух до четырех-пяти месяцев происходит дозревание нервной системы при активном влиянии внешней среды. В этот период для щенков необходимо ежедневно моделировать различные ситуации, позволяющие знакомится им с окружающим миром, в ходе которой происходит активная сенсорная стимуляция запахами, шумами, вкусовыми и зрительными раздражителями, которая происходит при постоянном обновлении и регулярной смене окружения и обстановки. К пяти-шести месяцам, происходит полный процесс формирования нервной системы, необходимый для дальнейшей дрессировки и тренировки служебной собаки.

Перед тем как приступить к занятиям по социализации, необходимо определить индивидуальные особенности поведения собаки при различных ситуациях, которые наиболее часто возникают в повседневной жизни. В первую очередь, для составления наиболее оптимального плана занятий, с учетом всех факторов, необходимо оценить следующие особенности:

- степень адаптированности, т.е. краткого периода приспособления к повседневным ситуациям, изначально проявляющаяся у собаки в фазе повышенной чувствительности;

- реакция на пищу;

- реакция на «игрушку»;

- реакция на шумовые раздражители;

- реакция на наличие или появление «посторонних» объектов (люди, животные, двигающийся автотранспорт и иные работающие механизмы, другие объекты, которые вызывают у собаки активное поведение);

- иные особенности поведения.

Как правило, дрессировщик получает информацию о собаке от предыдущего владельца, а также в ходе различных тестов, позволяющие определить преобладающие реакции поведения и в дальнейшем, при ежедневном и постоянном наблюдении за поведением собаки при различных ситуациях. Полученная информация необходима для дальнейшей разработки индивидуального плана социализации собаки. при составлении плана, важно правильно подборать необходимые раздражител, систематизировать последовательность, период времени и силу их воздействия. Грамотно определить, какие из выбранных раздражителей будут носить характер мотивационного объекта, чтобы в процессе социализации своевременно подключать и быстро выводить на высокий уровень воздействия стимулы, запускающие нужный тип поведения.

Первым этапом социализации является установление правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой.Для этого необходим постоянный ежедневный длительный контакт с собакой, когда дрессировщик максимально ограждает собаку от воздействий на нее посторонних раздражителей, которые могут вызвать отвлечение щенка от дрессировщика. То есть на данном этапе, дрессировщик должен стать для щенка единственно сильным, основным и комплексным раздражителем. Это происходит, как правило, при постоянном самостоятельном кормлении щенка, игры с ним и т.д. Дрессировщик подбирает место выгула для щенка, с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей и где ему будет достаточно комфортно. В процессе контакта со щенком, дрессировщик, с первых дней контакта приступает к занятиям развития внимания к дрессировщику, с применением различных раздражителей – в основном это пища или игрушка. Выполняет с собакой другие действия, вызывающие у нее положительные эмоции, например, оглаживает, произносит кличку и «разговаривает» с ней в ласковой интонации, поощряет ее лакомством за выполнение желаемых для дрессировщика действии.

Примечание: здесь, под понятием «посторонний раздражитель», следует понимать любое внешнее воздействие, вызывающее отвлечения внимания собаки от дрессировщика.

В процессе установления контакта с собакой, дрессировщик внимательно наблюдает за ее поведением в повседневной жизни. Исходя из наблюдений, определяет стабильную реакцию поведения собаки, при возникновении стандартных повседневных ситуаций и планирует дальнейшие занятия с учетом постепенного ввода различных раздражителей.

Установление правильных взаимоотношений (контакта) считается, когда собака, при виде дрессировщика («хозяина»), или (и) услышав его голос, проявляет активное поведение, выраженное в стремлении любым способом оказаться рядом с ним, всем своим видом проявлять радость, максимально игнорируя отвлекающие раздражители. Щенок, в присутствии дрессировщика должен вести себя уверенно, проявлять смелость и здоровое любопытство к новым раздражителям, т.е. по принципу – «мы с хозяином ничего не боимся»

Как правило, при грамотном построении приема установления контакта, с учетом индивидуальных особенностей поведения собаки, первый этап длиться от 5 до 10 дней ежедневных занятий. Понятие «выходной (праздничный) день», здесь неуместно.

Вторым этапом социализации является приучение собаки к уверенному поведению при различных по сложности условиях окружающей среды. Второй этап социализации производится с собакой параллельно с выработкой приемов и навыков акцентирования внимания щенка на дрессировщике, приучение к адекватному отношению к обстановочным объектам, развитие игровой реакции, приучение к сигналу дрессировщика (условному раздражителю), подтверждающий правильность выполняемых им действий (команда голосом «Хорошо» или звук (щелчок) производимый кликером), адекватному отношению при занятиях в группе.

На данном этапе дрессировщик, исходя из индивидуальных особенностей поведения собаки, в процессе контакта с ней, постепенно вводит различные раздражители. Собаку необходимо приучить адекватно реагировать на повседневные бытовые объекты, городскому шуму. Для этого дрессировщик производит (катает) транспортировку собаки в салоне автомобиля, автобусе (троллейбусе, трамвае), электричке, гуляет с ней в местах значительного скопления людей – на рынках, остановках общественного транспорта, также посещают различных специалистов, например, вет.врача. Посещают места пребывания других животных, прогуливаются возле проезжей части автодорог, железной дороги в момент прохождения железнодорожного состава, на стройках, производственных цехах возле работающих механизмов, возле стрельбищ и т.д.

В случае если собака проявляет беспокойство, неуверенность, дрессировщику необходимо отвлечь собаку, успокоив ее в ласковой интонации, оглаживая, тем самым переключив ее внимание на себя, привлечь ее игрушкой или лакомством, увлечь игрой.

В случае если собака перед неким объектом испытывает страх, дрессировщику необходимо немедленно переключив внимание собаки на себя, незаметно для нее покинуть данное место. В дальнейшем приучение собаки к подобным объектам производить постепенно, с большой осторожностью. Например, в процессе игры, когда собака сильно увлечена, постепенно, выйти на «объект страха», первоначально на значительное расстояние. При адекватном поведении собаки, если собака продолжает заинтересованно выполнять предыдущее действие и не отвлекается на «объект страха», дрессировщик постепенно сокращает расстояние до объекта.

В случае, если собака прекращает действие и замечает «объект страха», дрессировщик внимательно за ней наблюдает. Если собака проявляет к объекту больше любопытства, нежели страх, дрессировщик поощряет ее в ласковой интонации и позволяет ознакомиться с объектом. В случае, когда страх у собаки вновь преобладает, дрессировщик, переключает внимание на себя и уводит собаку. Через короткий период времени упражнение повторяется. Данные упражнения необходимо повторять до тех пор, пока у собаки не будет проявляться адекватного уверенного поведения перед «объектом страха».

В случае, если собака проявляет агрессию к какому либо объекту, дрессировщику необходимо немедленно, достаточно спокойно и сильно одернуть собаку, но при этом не вызывать у собаки процесса запредельного торможения, отвлечь внимание собаки на себя и на короткий период времени покинуть данное место. В дальнейшем приучение собаки к подобным объектам производить постепенно, со значительной дистанции. Например, в процессе игры, когда собака сильно увлечена, постепенно, выйти на «объект агрессии» и внимательно наблюдать за поведением собаки. При адекватном поведении собаки, если собака продолжает заинтересованно выполнять предыдущее действие и не отвлекается на «объект агрессии», дрессировщик постепенно сокращает расстояние до объекта. В случае если собака отвлекается от основного занятия и проявляет агрессию, дрессировщик, как было описано ранее, спокойно одергивает собаку, переключает ее внимание на себя и уводит собаку, увлекая, например игрой. Через короткий период времени упражнение повторяется. Данные упражнения необходимо повторять до тех пор, пока у собаки не будет проявляться адекватного поведения перед «объектом агрессии».

Данный этап социализации считается выработанным, когда собака, в присутствии дрессировщика, ведет себя адекватно, ее внимание полностью акцентировано на дрессировщике, то есть она полностью игнорирует все «посторонние раздражители».

Как правило, при грамотном построении приема, с учетом индивидуальных особенностей поведения собаки, второй этап длиться от 10 дней до 1 месяца ежедневных занятий.

Третий этап социализации собаки включает проявление адекватного поведения при возникновении нестандартных ситуаций в процессе выработке навыков дрессировки, тренировки и применении собак.Третий этап социализации производится с собакой параллельно с выработкой приемов и навыковОКД и СКД. Данный этап дрессировки является наиболее продолжительным и более сложным, чем предыдущие. На данном этапе, дрессировщик, исходя из индивидуальных особенностей поведения собаки, моделирует различные нестандартные ситуации, которые могут возникнуть внезапно в повседневной жизни или применении собак при выполнении служебных задач. Дрессировщику, в таких случаях, необходимо наблюдать за поведением собаки. Например, на реакцию собаки, при проработке запахового следа на стаю бродячих собак ведущих себя агрессивно, реакция на сильный шумовой раздражитель (выстрел) при применении собаки на обыск местности, реакция на посторонних (группу) людей, которые ведут себя неадекватно, кричат, размахивают руками, обнимаются или борются (например, проведение праздничных мероприятий, демонстраций и т.п.), иные ситуации.

Дрессировщик, исходя из наблюдений, моделирует подобные ситуации и приучает собаку к безразличному отношению к этим раздражителям. Данный этап необходимо постоянно совершенствовать исходя из актуальности происходящих событий. На выработку адекватного поведения при отдельных («нестандартных») ситуациях, отводится в среднем от одного до трех месяцев в зависимости от сложности моделируемой ситуации и индивидуальных особенностей собаки.

В заключении хотелось бы напомнить, что собака не выбирает хозяина, который воспитал бы у нее только полезные для человека качества. Она действует так, как ее научили, либо в силу своей природы, совершает иное, нежелательное для человека действие, от которого ее не успели своевременно отучить.

Просмотров работы: 1732