ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И АУДИТА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И РАСКРЫТИЕ ИХ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И АУДИТА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И РАСКРЫТИЕ ИХ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Нургали Т.Е. 1, Бескалиева А.Б. 1, Иманбаева З.О. 1
1Актюбинский региональный государственный университет имени К.Жубанова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особенности учета отдельных видов запасов

В Инструкции (основе) по разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета для предприятий, составляющих финансовую отчетность по МСФО, предусмотрен счет 1310 «Сырье и материалы» (202-208). Компания может самостоятельно, учитывая специфику своей деятельности, открывать синтетические счета, например, счет 1311 «Сырье и материалы», 1312 «Топливо»и т.д. Рассмотрим специфику учета и отдельных видов запасов.[1].

Учет запасных частей. Запасные части предназначены для замены всех видов ремонтов оборудования, транспортных средств, машин.

Необходимо обратить внимание бухгалтеров на следующие аспекты:

- Если приобретаются запасные части для ремонта и технического обслуживания определенного (конкретного) объекта основных средств и их использование для данных целей не носит регулярный характер, то данные активы приходуются как объекты основных средств с начислением амортизации в течение срока, не превышающего срок службы соответствующего объекта основных средств.

При приобретении полнокомплектного объекта основных средств отдельные компоненты данного актива, нуждающиеся в замене через определенные промежутки времени, учитываются как самостоятельные объекты основных средств. Данный подход основывается на том, что срок полезной службы компонента отличается от срока службы соответствующего объекта основных средств. Речь, конечно, идет о крупных узлах, агрегатах и т.п., если компания намерена использовать их в течение более одного отчетного периода. Принятый компанией критерий по признанию объектов основных средств следует отразить в учетной политике. Так как синтетический счет «Запасные части» включает в себя значительный перечень активов, различных по их предназначению, у компании возникает необходимость в организации аналитического счета. Так, например, могут быть открыты аналитические счета: «Автомобильные шины», «Аккумуляторы», «Прочие запасные засти для автомобиля», «Запасные части для машин и оборудования» и др. в зависимости от специфики деятельности компании и имеющихся у нее объектов основных средств.

В целях налогообложения при списании автошин, аккумуляторов и других запасных частей необходимо обращать внимание на причины выбытия:

а) в случае их замены по истечении запланированного ресурса затраты подлежат признанию в качестве текущих расходов и отражению в Приложении № 12 к Декларации о КПН в полном размере;

б) в случае их восстановления ранее запланированного ресурса затраты классифицируются как расходы на ремонт и на вычеты относится сумма в пределах норматива, установленного ст. 113 НК РК.

Учет топлива. На данном счете учитывается наличие и движение нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, керосина, нефти и др.), а также смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации автотранспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий, твердого и газообразного топлива, учет галлонов на нефтепродукты.

На данном счете также рекомендуется открытие счетов аналитического учета по видам топливных ресурсов.

Поступление, хранение и отпуск топлива производится материально-ответственными лицами, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности.

Для списания топлива на затраты и отнесения на вычеты в целях налогообложения в компании должна быть разработана эффективная система внутрихозяйственного контроля. В соответствии со ст. 92 НК РК вычеты производятся при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением совокупного годового дохода. Таким образом, списание топлива на автомобили должно производиться на основании правильно оформленных путевых листов, в которых должны быть указаны показания счетчика при выезде и возврате транспортного средства на предприятие, а также маршрут рабочего дня. Для отражения списания топлива на расходы необходимо руководствоваться «Правилами по нормированию расхода топливно-смазочных и эксплуатационных материалов для автотранспортной и специальной техники», утвержденными совместным приказом министерства транспорта и коммуникаций РК от 20.07.2001 г. № 226-1 и Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК от 16.07.2001 г. № 176.

Учет тары и тарных материалов. Тара используется для упаковки готовой продукции и товаров, предназначенных для целей дальнейшей реализации.

Поскольку тара может использоваться один раз или многократно, учет ее необходимо осуществлять на различных счетах ПС.

- на счете 2410 «Основные средства»(121-125), если тара используется многократно и при этом удовлетворяет критериям признания основных средств в соответствии с МСБУ 16,

- на счете 1330 «Товары» (222), если тара приобретена вместе с товаром и

включена при этом во все товарно-сопроводительные и расчетные

документы.

- на отдельном синтетическом счете (например, 1331 (223), если ее

поступление от поставщика осуществляется на основании отдельных

сопроводительных и расчетных документов,

- на отдельном счете (например, 1332 (204), если тара предназначена для

производственных или хозяйственных целей. Причем ее оприходование на

данный счет может быть связано с ее изготовлением собственными

силами или получением от поставщика.

Учет тары осуществляется по местам хранения материально-ответственными лицами в карточках учета ТМЗ (форма № ТМЗ-5) на основании первичных документов на поступление и выбытие запасов. По окончании отчетного периода материально-ответственные лица сдают в бухгалтерскую службу ведомость учета остатков ТМЗ (форма № ТМЗ-7), которая проверяется бухгалтером.

Бой, порча, лом тары оформляется актом формы № ТМЗ-4б. причиненный ущерб взыскивается с виновных лиц в установленном порядке.

Учет тарных материалов для изготовления и ремонта тары осуществляют аналогично учету сырья и материалов на складах.

Учет реализации товаров

Согласно МСБУ 18 «Выручка» выручка от продажи товаров признается при соблюдении всех следующих условий:

- сумма выручки оценивается с большой степенью достоверности;

- существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные со

сделкой, будут получены компанией;

- компания больше не участвует в управлении в той степени, которая

обычно ассоциируется с правом владения, и не контролирует проданные

товары;

- компания перевела на покупателя значительные риски и вознаграждения, связанные с владением товарами, т.е. по сути осуществлена передача права собственности покупателю. Если продавец сохраняет значительные риски владения, сделка не является реализацией и выручка по ней не признается;

- оценка фактических или ожидаемых расходов по сделке производится с большой степенью достоверности.

Основной проблемой из вышеперечисленных условий является определение момента перехода права собственности покупателю. Для этого в каждом конкретном случае должны быть изучены условия сделки[2].

В соответствии со ст. 239 ГК РК передачей признается вручение вещей приобретателю, а равно сдача транспортной организации для отправки приобретателю и сдача на почту пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательств доставки, если иное не предусмотрено законодательством или договором. К передаче вещей приравнивается передача коносамента или иного распорядительного документа, т.к. в этом случае приобретаются все правомочия по распоряжению вещами.

Доход оценивается по стоимости, полученной или причитающейся к получению компенсации с учетом скидок и возвратов проданных товаров.

Для учета скидок и возвратов проданных товаров ПС предусмотрены следующие счета:

- 6020 «Возврат проданной продукции» (711);

- 6030 «Скидки с цены и продаж» (712, 713);

Учет осуществляется по дебету этих счетов при возникновении соответствующих операций.

Учет торговых скидок.

Торговые скидки представляют собой скидки прейскурантной цены или цен, указанным в прайс-листах. Торговые скидки обычно указываются в процентах к каталожной цене. Например, прейскурантная цена на телефонные аппараты установлена 7 500 тенге. Реализация покупателю осуществляется со скидкой 15%. Следовательно, покупатель приобретает телефонные аппараты по цене 6 375 тенге.

В этом случае продавцом будет выставлен счет-фактура на сумму 6 375 тенге (за вычетом скидки).

Денежные скидки являются стимулирующим фактором для ускорения оплаты покупателями, а для продавца это мера для увеличения объема продаж. Иными словами, денежные скидки привлекательны для обеих сторон сделки купли-продажи: и для продавца, и для покупателя.

В счет-фактуре предоставляемая скидка отражается следующим образом: 210n30. данная запись означает, что покупателю предоставляется 2%-ная скидка, если оплата будут произведена в течение 10 дней с момента отгрузки (отпуска) товаров; в противном случае покупатель обязан произвести оплату в течение 30 дней. Запись в зависимости от размера скидки и срока оплаты может быть различной, но последовательность записи в схеме означает:

- размер скидки;

- срок действия скидки;

- максимальный срок расчета по поставке.

Если покупатель не использует предоставленную скидку, значит он неэффективно использует свои денежные ресурсы. Оправданием могут служить только ограниченные денежные средства у компании.

Поскольку продавец не уверен в том, что покупатель воспользуется скидкой, то встает вопрос, каким образом отразить у продавца данную операцию. На практике используется два метода: метод брутто-цены (валовой метод) и метод нетто-цены (чистый метод). При применении брутто-цены продавец отражает в своих бухгалтерских книгах счета к получению по общей счет-фактурной цене, а при методе нетто-цены – по стоимости с учетом предоставленной скидки. Оба способа приемлемы, однако каждый метод может оказать разную реакцию на пользователей информации. Рассмотрим пример.

Проданы товары на сумму 414 000 тенге с условиями оплаты 210n30.

При методе брутто-цены у продавца будут следующие бухгалтерские проводки:

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, тенге

Д-т

К-т

1

Продажа товаров

1210 (301)

1210 (301)

6010 (701)

3130 (633)

360 000

54 000

2

Частичная оплата в период действия скидки (50%)

1040

(441)

6030

(713)

3130

(633)

1210

(301)

1210

(301)

1210

(301)

202 860

3 600

540

3

Произведена остальная оплата покупателем

1040 (441)

1210 (301)

207 000

При методе нетто-цены:

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, тенге

Д-т

К-т

1

Продажа товаров

1210

(301)

1210

(301)

6010

(701)

3130

(633)

360 000

54 000

2

Частичная оплата в период действия скидки (50%)

1040

(441)

1210

(301)

176 400

3

Произведена оплата покупателем после действия скидки

1210

(301)

1210

(301)

1040

(441)

6010

(701.1)

3130

(633)

1210

(301)

3 600

540

207 000

Таким образом, при использовании метода брутто-цены скидки с цены отражаются в отчете о доходах и расходах как уменьшение дохода от реализации.

При использовании метода нетто-цены утраченные скидки с цены признаются как статья доходов. По мнению автора, для данной операции уместным является применение счета 6160 «Прочие доходы от финансирования» или отдельного синтетического счета к разделу 6000 ПС (701.1 - субсчет).

Возврат и уценка проданных товаров

Ситуации возврата товаров не являются частым явлением, однако имеют место. Покупатель, как правило, по условиям договора имеет право вернуть товары, если им при приемке обнаружены дефекты или полученная продукция не соответствующего качества, сорта и т.д. возврат товара продавцом оформляется накладной, которая составляется в двух экземплярах: один передается покупателю, второй остается у продавца. Поставщик может также предложить уценить товары. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества и других нарушений договора купли-продажи регламентируются гражданским законодательством (ст. 454-457, ст. 471-477 ГК РК)[3].

В соответствии со ст. 218 НК РК, если стоимость реализованных товаров изменяется в ту или иную сторону, соответствующим образом корректируется размер облагаемого оборота. Корректировка у продавца производится в случаях:

- полного или частичного возврата товара,

- изменения условий сделки,

- изменения цены, компенсации за реализованные товары (работы, услуги),

- получения разницы в стоимости реализованных товаров (работ, услуг) при их оплате в тенге,

- возврата тары, включенной в оборот по реализации в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 211 НК РК

при наступлении случаев, указанных в ст. 218 НК РК, продавец должен выставить дополнительный счет-фактуру на сумму корректировки размера облагаемого оборота. Покупатель в этом случае соответствующим образом корректирует сумму НДС, ранее отнесенного в зачет (п. 3 ст. 237 НК РК).

Покупателем сделан заказ на сумму 1 138 500 тенге, в т.ч. НДС. При приемке поступивших товаров обнаружены дефекты у партии на сумму 12 650 тенге, включая НДС.

Рассмотрим бухгалтерские проводки у продавца:

Д-т 1210 (301) - К-т 6010 (701) - 990 000 тенге

Д-т 1210 (301) - К-т 3130 (633) - 148 500 тенге

Предположим, что была договоренность о возврате бракованной продукции:

Д-т 6010 (711) - К-т 1210 (301) - 11 000 тенге

Д-т 3110 (633) - К-т 1210 (301) - 1 650 тенге на основании дополнительного счета-фактуры (ст. 218 НК РК).

Получена оплата от покупателя:

Д-т 1040 (441) - К-т 1210 (301) - 1 125 850 тенге

Если договоренность о возврате товаров достигнута после предварительной оплаты покупателем, то:

1 вариант, используемый в международной практике:

Восстановление дебиторской задолженности –

Д-т 1210 (301) - К-т 6010 (701) - 11 000 тенге

Д-т 1210 (301) - К-т 3130 (633) - 1 650

И последующее отражение:

Д-т 6010 (711) - К-т 1210 (301) - 11 000 тенге

Д-т 3110 (633) - К-т 1210 (301) - 1 650 тенге

ИЛИ

2 вариант:

Д-т 6010 (711) - К-т 1210 (301) - 11 000 тенге

Д-т 3110 (633) - К-т 1210 (301) - 1 650 тенге

Д-т 3390 (687) - К-т 1040, 1330 (441, 222) - 12 650 тенге

Учет гарантийных обязательств, связанных с реализацией товаров

В настоящее время многие торговые компании успешно используют систему представления гарантий по проданным товарам, что является хорошей рекламой при продаже.

В соответствии со ст.425 ГК РК, если договором предоставляется гарантия качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 422 ГК РК, в течение гарантийного срока. Гарантийный срок в соответствии со ст. 426 ГК РК начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю (ст. 410 ГК РК), если иное не предусмотрено договором. Гарантийный срок на комплектующие изделия считается равным гарантийному сроку на основное изделие, если иное не предусмотрено договором. Гарантийный срок на основное изделие и его комплектующие начинает исчисляться одновременно. При замене товара (комплектующего изделия) гарантийный срок начинает течь заново, если иное не предусмотрено договором.

Учет гарантийный обязательств регламентируется МСБУ 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно данному стандарту оценочные обязательства – это обязательства с неопределенным временем и/или суммой.

Оценочные обязательства (провизии) должны признаваться при соблюдении следующих условий:

- существует вероятность, что для погашения обязательства потребуется выбытие ресурсов, заключающих экономические выгоды;

- компания имеет текущее обязательство (юридическое или традиционное) в результате прошлого обязывающего события;

- может быть сделана надежная оценка суммы обязательства.

Если все эти условия не соблюдаются, то провизии не признаются в учете. Сумма убытка, который отражается в финансовой отчетности оценивается на основании информации о предполагаемых суммах.

Отражение в финансовой отчетности гарантийных обязательств должно осуществляться на основе принципа начисления в том периоде, в котором имела место реализация товара с гарантийным обслуживанием согласно условиям договора.

Гарантии, предоставленная покупателю при продаже товаров, приводит к возникновению обязательства у продавца, которое существует на протяжении и всего гарантийного срока.

Гарантийные обязательства отражаются в учете:

Д-т 7110 (811) - К-т 3410 (4210) (651)

При возникновении фактических расходов по гарантиям дебетуется счет 3410 «краткосрочные гарантийные обязательства» (651 – гарантийные обязательства) и кредитуются счета учета запасов и другие счета, соответствующие содержанию операции.

Каким образом продавец может оценить сумму гарантийных обязательств?

Как правило, все расчеты основываются на анализе аналогичных расходов за предыдущие годы и оговариваются в учетной политике компании.

Торговая компания занимается реализацией ксероксов. Гарантийный срок – 1 год с даты продажи. Компания ожидает, что расходы по гарантийному обслуживанию составят 375 000 тенге.

Фактические расходы по обращениям в пределах гарантийного срока за отчетный период составили 252 600 тенге.

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, тенге

Д-т

К-т

1

Создание резерва на гарантийное обслуживание

7110

(811)

3410

(651)

375 000

2

Израсходованы материалы на гарантийное обслуживание

3410

(651)

1310

(201)

277 500

3

Начислена заработная плата работникам, занятым на гарантийном обслуживании

3410

(651)

3350

(681)

90 000

4

Начислен социальный налог и социальные отчисления на заработную плату работников

3410

(651)

3150

3190

(635)

19 800

5

Доначислен резерв на гарантийное обслуживание

7110

(811)

3410

(651)

12 300

Кроме указанного в примере подхода – определение расходов на гарантийное обслуживание в конкретной сумме, размер провизии может основываться на установленном проценте от объема продаж. В любом случае, компания должна найти обоснованное решение для создания провизии (оценочного обязательства) на гарантийное обслуживание.

В целях налогообложения на вычеты будут относиться только фактические расходы по гарантийному обслуживанию, подтвержденные документально (ст. 92 НК РК).

Внутрихозяйственный контроль

Руководство компании в своем стремлении получать высокие прибыли неизбежно приходит к решению о создании эффективной системы внутрихозяйственного контроля (далее ВХК).

Система ВХК состоит из процедур и методических руководств, разработанных для достаточной уверенности администрации компании в успешном достижении поставленных целей.

Категории контрольных процедур:

- адекватное разделение обязанностей;

- наличие эффективных процедур санкционирования;

- документация и учетные системные записи;

- фактический контроль над активами и записями;

- осуществление независимых проверок.

Адекватное разделение обязанностей предполагает: распределение материальной ответственности и бухгалтерского учета (ведение бухгалтерского учета не должно быть возложено на материально- ответственное лицо), разделение санкционирования хозяйственных операций и материальной ответственности по соответствующим активам (лица, выдающие разрешения на осуществление операций, не должны контролировать связанные с ними активы), разделение ответственности за осуществление хозяйственных операций и ответственности за ведение их учета.

Наличие эффективных процедур санкционирования. Для эффективности действия системы ВХК необходимо, чтобы каждая хозяйственная операция была соответствующим образом санкционирована (разрешена).

Для этого в компании утверждаются правила санкционирования и полномочия конкретных должностных лиц для выдачи разрешения на определенные хозяйственные операции.

Документация и учетные системные записи. Подразумевается качественная система документирования и учета, построенная на плане счетов, утвержденном в компании, и методических руководствах, описывающих принципы и правила ведения учета.

Фактический контроль над активами и записями. Цель – принятие мер предосторожности по сохранности активов и документов.

Осуществление независимых проверок. Независимые проверки являются процедурой для контроля за соблюдением предписанных правил.

Инвентаризация запасов

Общие вопросы проведения инвентаризации регламентируются СБУ 24 «Организация бухгалтерской службы» (в МСФО аналогичного стандарта нет) и методическими рекомендациями к нему «О порядке проведения юридическими лицами инвентаризации имущества и обязательств». Инвентаризация активов проводится не менее одного раза в год в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Инвентаризация – проверка соответствия фактического наличия ТМЗ данным бухгалтерского учета.

Инвентаризации различают:

- полные, при которых инвентаризации подвергаются все активы компании;

- выборочные (частичные), при которых инвентаризации подвергаются отдельные виды активов;

- плановые, которые осуществляются в утвержденные компанией сроки;

- внезапные, которые осуществляются по распоряжению руководства компании, а также при смене материально-ответственных лиц или по требованию контролирующих (фискальных) органов.

В обязательном порядке инвентаризация проводится:

- при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи);

- при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи запасов;

- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при ликвидации (реорганизации) компании перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РК.

Для проведения инвентаризации в компании создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководством. В состав данной комиссии рекомендуется включать работников бухгалтерской службы, службы внутрихозяйственного контроля, представителей администрации и других компетентных работников, хорошо разбирающихся в свойствах и характеристиках инвентаризуемых ТМЗ.

Инвентаризацию активов следует проводить в местах их нахождения. Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся инвентаризируемые ценности, ежедневно опечатываются в присутствии членов комиссии и материально-ответственного лица. Кроме того, поскольку инвентаризационная комиссия не имеет возможности произвести подсчет ТМЗ в течение одного дня и записать их в инвентаризационную опись, применяется форма № Инв-14 «Инвентаризационный ярлык». Ярлык заполняется инвентаризационной комиссией в одном экземпляре и хранится вместе с подсчитанными ТМЗ по месту их нахождения. Данные формы № Инв-14 используется для заполнения инвентаризационной описи ТМЗ (форма № Инв-3).

Для отражения фактического наличия запасов комиссия применяет инвентаризационную опись ТМЗ (форма № Инв-3). Запасы в инвентаризационных описях отражаются по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества. Опись составляется комиссией в одном экземпляре на основании пересчета, взвешивания, перемешивания ТМЗ по местам нахождения запасов и по каждому материально-ответственному лицу. До начала инвентаризации от каждого материально-ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность берется расписка. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и с письменного разрешения руководителя компании в процессе инвентаризации может производиться отпуск ТМЗ. В этом случае данные запасы заносятся в отдельные инвентаризационные описи под наименованием «ТМЗ, отпущенные во время инвентаризации». Эта опись оформляется аналогично поступившим запасам во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.

На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты.

При инвентаризации стоимости отгруженных товаров составляется акт формы № Инв-4 «Акт инвентаризации товаров отгруженных». Акт составляется в одном экземпляре, подписывается комиссией и передается в бухгалтерию. На товары отгруженные, срок уплаты за которые не наступил, и на товары отгруженные, но не оплаченные покупателем в срок, составляются отдельные акты.

ТМЗ, принадлежащие другим субъектам, и находящиеся на ответственном хранении, инвентаризируются одновременно с собственными запасами. По ним составляется инвентаризационную опись формы № Инв-5, в которой указываются соответствующие документы, подтверждающие принятие этих ТМЗ на ответственной хранение. Опись составляется в одном экземпляре и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. После надлежащего оформления опись передается в бухгалтерию. При инвентаризации запасов, принятых на ответственной хранение, записи в описи производятся комиссией на основании пересчета ТМЗ.

На ТМЗ, находящиеся в пути, на момент инвентаризации составляется Акт формы № Инв-6. Акт составляется в одном экземпляре комиссией на основании документов. Составленный акт передается в бухгалтерию. На счетах учета ТМЗ (в пути, товаров отгруженных и др.) должны оставаться только те суммы, которые подтверждены документами, оформленными надлежащим образом:

- по ТМЗ в пути – расчетными документами поставщиков;

- по отгруженным ТМЗ – копиями предъявленных документов покупателям;

- по ТМЗ, находящимся на складах других компаний, - сохраненными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате начала инвентаризации.

При установлении фактов неоприходования поступивших ТМЗ комиссия

должна потребовать объяснительную записку от лиц, получивших их.

Если у компаний имеются в наличии драгоценные металлы и изделия из них, при их инвентаризации составляется АКТ формы № Инв-7. наличие драгоценных металлов и изделий из них определяется взвешиванием и подсчетом на технически исправных и устойчивых весах. Акт составляется инвентаризационной комиссией в двух экземплярах: один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально-ответственного лица. Количество драгоценных металлов и изделий из них, находящихся у других субъектов в переработке или в пути, на числящихся в остатках на соответствующих счетах, проверяется инвентаризационной комиссией по документам.

После проведения инвентаризации ТМЗ (форма № Инв-12). Причем, заполняется она для отражения тех ТМЗ, по которым выявлены отклонения от данных учета. Сличительная ведомость составляется в одном экземпляре бухгалтером компании и хранится в бухгалтерской службе.

При оформлении результатов инвентаризации в инвентаризационных формах не допускаются никакие помарки и подчистки.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета признаются:

- излишки – доходом, а запасы подлежат оприходованию:

Д-т 1310 – 1350 ПС (счета раздела 2 ТПС) – К-т 6280 (727)

- недостачи – расходом :

Д-т 7470 – К-т 1310 – 1350 ПС (счета раздела 2 ТПС)

Сумма естественной убыли в пределах установленных норм определяется после зачета недостач излишками по пересортице. Если после зачета все еще остается недостача ТМЗ, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию запасов, по которому установлена недостача.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен в виде исключения за один и тот же проверяемый период в отношении одного и того же материально-ответственного лица и в отношении запасов одного и того же наименования в тождественных количествах. При возникновении пересортицы инвентаризационная комиссия должна взять объяснения о ее причинах от материально-ответственного лица.

Нормы естественной убыли регулируются следующими нормативными актами:

1.Нормы естественной убыли продовольственных товаров в розничной сети,

утвержденные Приказом министерства торговли Казахской ССР от 21.04.1987

г. № 12-168.

2. Нормы естественной убыли продовольственных товаров при хранении на складах и базах организаций розничной торговли и общественного питания, утвержденные Приказом министерства торговли Казахской ССР от 21.04.1987 г. № 12-168.

3. Нормы естественной убыли сыров при хранении на распределительных

холодильниках торговли, утвержденные Приказом министерства

торговли Казахской ССР от 21.04.1987 г. № 12-168

4. Нормы потерь от боя стеклянной тары с пищевыми продуктами и порожней стеклянной тары на складах, базах, в розничных предприятиях, предприятиях общественного питания при транспортировании автомобильным и гужевым транспортом, утвержденные Приказом министерства торговли Казахской ССР от 21.04.1987 г. № 12-168

5.Нормы естественной убыли продовольственных товаров при транспортировании автомобильным и гужевым транспортом, утвержденные Приказом министерства торговли Казахской ССР от 21.04.1987 г. № 12-168.

При выявлении в результате инвентаризации случаев недостачи или порчи запасов порядок отражения операций будут следующий:

1)если конкретный виновник не установлен:

Д-т 7210 (821) – К-т 1310 – 1350 ПС (счета раздела 2 ТПС)

В соответствии со ст.237 НК РК, НДС ранее отнесенный в зачет, подлежит исключению из зачета в случаях порчи, утраты товаров. Порча товара (имущества) означает ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара (имущества), в результате которого данный товар (имущество) не может быть использован для целей облагаемого оборота. Под утратой товара (имущества) понимается событие, в результате которого произошло уничтожение и (или) потеря товара (имущества). Иными словами, обобщено можно констатировать, что:

- понятие «порча» используется для имеющегося в наличии товара (имущества), но с ухудшением качеств (свойств), что приводит к невозможности его использования по назначению,

- понятие «утрата» относится к товару (имуществу), которое должно быть по данным бухгалтерского учета, но отсутствует при инвентаризации ввиду определенных событий, обстоятельств.

Указанная норма налогового законодательства приводит к необходимости дополнительной бухгалтерской записи:

Д-т 7210 (821) – К-т 1420 (331) – на сумму НДС, ранее взятого в зачет;

2) если конкретный виновник установлен и зафиксирован факт недостачи:

Здесь следует обратить внимание на аспекты материальной ответственности сторон индивидуального трудового договора между работником и работодателем. Данные вопросы регламентируются ст. 89-92 Закона РК о труде от 10.12.1999 г. № 493 – I (с дополнениями и изменениями).

В соответствии со ст. 92 Закона о труде письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены работодателем с работником:

- достигшим 18-летнего возраста,

- занимающим должность или выполняющим работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей.

Перечень таких должностей и работ разрабатывается компанией самостоятельно и утверждается в коллективных договорах, а при их отсутствии – в любом другом внутреннем документе.

Согласно ст. 89 Закона о труде сторона индивидуального трудового договора, причинившая вред другой стороне, возмещает его на основании решения суда или в добровольном порядке. При этом законодательство не предусматривает, в какой форме должно быть оформлено добровольное согласие работника о взыскании с него размера материального ущерба. Однако, письменное согласие является предпочтительней и позволяет избежать любых нежелательных последствий. Если работник после добровольного согласия не возмещает причиненный ущерб, работодатель может использовать свое право через взыскание в служебном порядке.

Сумма материального ущерба определяется согласно размеру, указанному в договоре о полной материальной ответственности (или индивидуальном трудовом договоре) или на основании решения суда. На практике чаще всего причиненный ущерб возмещается в размере, превышающем фактическую себестоимость запасов.

Бухгалтерские проводки:

Д-т

К-т

Содержание операции

1250 (333)

1250 (333)

7210 (821)

- 6280, 3520 (727, 611)

- 3130 (633)

- 1310 – 1350 ПС

(счета раздела 2 ТПС)

- на сумму, подлежащую взысканию с виновного лица (отчетного и будущих периодов)

- на сумму НДС

- на фактическую себестоимость запасов

По окончании инвентаризации комиссия должна представить руководству компании предложения об урегулировании выявленных при инвентаризации расхождениях. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация.

Раскрытие информации в финансовой отчетности

В обязательном порядке финансовая отчетность должна раскрывать следующую операцию по запасам:

- учетную политику, принятую для оценки запасов, в т.ч. использованный способ расчета их себестоимости.

Запасы оцениваются по наименьшей величине из себестоимости и

возможной чистой стоимости реализации (на основе метода средневзвешенной стоимости);

- общую балансовую стоимость запасов и балансовую стоимость по статьям классификации, принятой данной компанией.

Запасы компании по состоянию на 31.12.2012 г. составляют:

тыс .тенге

Готовая продукция 2 457 812

Незавершенное производство 786 310

Сырье и материалы 1 567 777

ИТОГО запасы 4 811 899

- балансовую стоимость запасов, учтенных по справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу.

Балансовая стоимость сырья на 31.12.2012 г. составила 957 000 тенге, по оценкам компании возможная чистая стоимость реализации составила 777 000. в отчетном периоде были признаны убытки от обесценивания сырья в размере 180 000 тенге;

- соответствующую сумму запасов, признанных в качестве расходов в течение периода.

Себестоимость запасов, списанная на расходы в 2012 г. в отчете о прибылях и убытках в размере 85 000 тенге, состоит из недораспределенных постоянных производственных накладных расходов;

- любую сумму уценки стоимости запасов, признанную в качестве расхода в периоде в соответствии с параграфом 34 МСБУ 2 «Запасы»;

- любую сумму восстановления списанной стоимости запасов, которое

признается в качестве снижения суммы запасов, признанного расходом в соответствующем периоде в соответствии с параграфом 34 МСБУ 2 «Запасы»;

- те обстоятельства или события, которые привели к восстановлению

списанных запасов в соответствии с параграфом 34 МСБУ 2 «Запасы»;

- балансовую стоимость запасов, заложенных в качестве обеспечения обязательств.

Балансовая стоимость запасов, заложенных в качестве обеспечения обязательств по кредитному договору, составляет 500 000 тенге.

Литература:

1.Бабаев З.Д., Терехова В.А., Бух. Учет: задачи, ситуации, тесты 1996г.

2.Дюсембаев. К. Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности» Алматы.Каржы-каражат.1999.С-12-15

3.Радостовец В.В. Шмидт О.И. Теория и отраслевые возможности бухгалтерского учета. Алматы: Центр аудит КЗ.С10-25

4.Радостовец В.К, Шмит О.И. Радостовец В.В. "Бухгалтерский учет на предприятии". Алматы, 2000г.С15-35

Просмотров работы: 1034