ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Шаповалова Т.В. 1, Шаповалова Т.В. 1
1МГПУ(филиал) г. Ставрополь
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ТЕМА: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.

Шаповалова Т.В.

Московский государственный педагогический университет (ФИЛИАЛ)

сТАВРОПОЛЬ, РОССИЯ

THEME: IMPROVING THE QUALITY OF LEARNING PRIMARY SCHOOL LESSONS "WORLD AROUND US" THROUGH INDIVIDUAL TASKS.SHAPOVALOVA T. V.MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (BRANCH)STAVROPOL, RUSSIA

Согласно проведенным исследованиям,за последние десятилетия произошли большие изменения и обновления содержания и методов преподавания во всех образовательных областях, так же повысилась значимость индивидуальных заданий в обучении на уроках «Окружающий мир».

Индивидуальные задания рассматриваются как: средство повышения эффективности обучения, средство развития их познавательной активности и самостоятельности сочетание организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы младших школьников.

В своих работах Е.С. Рабунский рассматривал индивидуальные задания, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению.

Исходной точкой А.А. Бударного была специфичная методика урока. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

Индивидуальные задания – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Индивидуальные задания младших школьников создают благоприятные условия для углубления знаний, приучают к самостоятельности, к преодолению трудностей, учат планировать время, воспитывают чувство ответственности, инициативу и активность школьника, способствуют развитию способностей и интереса к обучению.

Учебный материал служит основой для разработки вариативных программ, создает широкие возможности для использования в учебном процессе различных новаторских методологических подходов. Необходимо пользоваться не только одним учебным пособиемно ивосполнять этот пробел при помощи других учебных пособий. Это сделает урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повысит качество знаний младших школьников, т.к. будет способствовать повышению качества знаний.

Актуальность исследования обуславливается тем, что имеется противоречие между необходимостью использования индивидуальных заданий на уроках окружающий мир с целью повышения качества знаний младших школьников, с одной стороны, и малыми методическими разработками индивидуальных заданий в предлагаемых курсах по «Окружающему миру», с другой стороны. Проблема исследования заключается в возможности использования новаторских методологических подходов при разработке индивидуальных заданий для повышения качества знаний младших школьников.

Цель исследования: теоретически изучить данную проблему и практически обосновать и проверить эффективность индивидуальных заданий на уроках окружающий мир, как средство повышения качества знаний младших школьников.

Объект исследования: процесс организации и введения индивидуальных заданий в начальной школе.

Предмет исследования: введение индивидуальных заданий для повышения качества знаний младших школьников в процессе преподавания дисциплины «Окружающий мир».

Гипотеза исследования: качество повышения знаний младших школьников будет выше, если:

- использовать индивидуальные задания разноуровневого содержания, реализуя модульный принцип.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования

и выявить значимость индивидуальных задатков в обучении младших школьников на уроках окружающего мира для повышения качества знаний;

  1. Провести опытно-экспериментальные исследования по введению индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир» для повышения качества знаний младших школьников.

3) Разработать рекомендации по эффективности введения индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир» для повышения качества знаний младших школьников.

Методы исследования: психолого - педагогический эксперимент: тестирование, анкетирование, опрос, наблюдения, метод математической обработки материалов.

Учитель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется, что меры, с успехом примененные к одному младшему школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие мероприятия должны дополняться учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников.

Работу с младшими школьниками необходимо начинать с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, стараясь понять, причины отрицательного отношения к школе и учению. Если учитель не знает или не понимает этих причин, то ему трудно бороться и со следствиями, с результатами.

На основании вышеизложенного было проведено опытно-экспериментальное исследование.

Цель опытно-экспериментального исследования: определить эффективность индивидуальных заданий на уроках окружающий мир, как средство,которое повысит качество знаний младших школьников.

Задачи опытно-экспериментального исследования:

  1. определить методологическую основу индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир» для повышения качества знаний младших школьников

  2. разработать комплекс индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир» для повышения качества знаний младших школьников

  3. дать оценку эффективности комплексу индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир» посредством педагогического эксперимента.

В опытно-экспериментальной работе были использованы следующие методы: тестирование, анкетирование, опрос, наблюдения, математическая обработка и интерпретация результатов.

Базой исследования послужила средняя школа МБОУ СОШ № 1 с. Арзгир, Арзгирского района, младшие школьники, ученики 3-го класса, в количестве 17 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась с полного согласия родителей и в период с 10 сентября 2015г. по 30 декабря 2015 года.

Опытно-экспериментальное исследование состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий и итоговый.

  • На констатирующем этапе проведена первичная диагностика.(опросы, анкетирование, срезы, выступления детей).

  • На формирующем были разработаны и реализованы в процессе преподавания предмета «Окружающий мир» индивидуальные задания для повышения качества знаний младших школьников;

  • На контрольном этапе выявляли оценку эффективности предлагаемых индивидуальных заданий путём сравнительного анализа первого и второго среза диагностических исследований.

На основе полученных данных всех методик исследования выводилась обобщенная оценка, и определялся уровень качества знаний младших школьников, который зависит от параметров:

-познавательной самостоятельности;

-успеваемости;

-усвоения знаний.

На рисунке представлены в сравнении все параметры качества знаний младших школьников.

Такой результат получен из-за традиционных методов обучения, где преобладает объяснительно-иллюстративный метод. Главным действующим лицом на уроке является учитель, когда взаимоотношения на уроке выстраиваются и учитываются только в режиме «учитель – ученик», гораздо реже «ученик – учитель». И практически никогда «ученик – ученик»; «ученик – группа»; «группа – ученик».

В ходе формирующего этапа разработан комплекс индивидуальных заданий по модульному принципу с учетом индивидуальных особенностей младших школьников и разноуровнего содержания.

Материалы для индивидуальных заданий брались из различных учебных и методологических пособий, с добавлением заданий из книг по окружающему миру и о природе: Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», А.А. Плешакова «Зеленый дом»; Е.А.Сорокоумовой «Уроки-путешествия в начальной школе»; Федина С. Н. «Логические задачи для юного сыщика» и др.

На уроках были реализованы принципы научности (учитель пользовался научной терминологией), наглядности (при объяснении материала учитель использовал ИКТ), последовательности и связи с практикой (этапы урока были соблюдены: ученики сначала повторили материал, а затем закрепили его на практике).

Результаты повторного диагностирования показали, что формирующий эксперимент дал положительные результаты.

У младших школьников появился интерес к урокам «Окружающий мир», повысилась успеваемость.Индивидуальные задания, разработанные по модульному принципу, т.е. выбирая задания из разных учебных пособий, разноуровневого содержания и с учетом психолого-педагогических особенностей будут способствовать повышению качества знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир. Что собственно и подтверждает гипотезу в исходном положении.

Завершающий этап эксперимента показал эффективность применения индивидуальных заданий, разработанных по модульному принципу, с учетом индивидуальных особенностей, разноуровнего содержания и соблюдением всех требований и условий.

На основании полученных в исследовании выводов можно дать рекомендации учителям по предмету «Окружающий мир».

Рекомендации:

  1. Приступая к организации индивидуальных заданий по модульному принципу разноуровнего содержания, учитель должен отчетливо представлять принципы, цели и задачи таких заданий.

  2. При проведении занятий в определённой системе необходимо учитывать специфические условия работы с той или иной группой младших школьников, а именно:

  • степень подготовленности младших школьников

  • учет их индивидуальных и психологических возрастных особенностей

  1. Чтобы уроки не были скучными и младшие школьники не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии.

  2. На уроках «Окружающий мир» в условиях обычной классно-урочной системы учителями можно следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:

  • диалоги;

  • работа в группах;

  • игровые методики;

  • физ. минутки;

  1. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения младшими школьниками теории и умение применять ее на практике.

  2. Интерактивность, наглядность и разнообразие видов деятельности на занятиях позволяют не только сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к предмету, но и поддерживать познавательную активность, формировать и развивать сознательный познавательный интерес.

  3. Контроль главным образом должен выполнять функцию корректировки. Главной задачей при таком подходе становится научение самостоятельному поиску и исправлению ошибок, нахождению верного ответа.

  4. Использование мультимедийного учебного курса позволяют организовать самостоятельную сознательную учебную деятельность младших школьников и инициировать творческий поиск у педагогов по дидактическому и методическому совершенствованию образовательной деятельности.

Просмотров работы: 1593