Игровые технологии являются неотъемлемой частью современных педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития, обучаемого в отечественной педагогике занимались такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Узнадзе, С.А. Шмаков, А. П. Усова и другие.
В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Далее мы рассмотрим, как ученые раскрывают функции педагогических игр, и на какие группы их классифицируют.
По мнению С.К. Селевко педагогические игры выполняют три основные функции: инструментальная функция состоит в формировании у школьников определенных навыков и умений; гностическая функцияпредусматривает формирование знаний и целенаправленное развитие мышления учащихся;социально-психологическая функция направлена прежде всего на развитие коммуникативных навыков.
Как отмечает А.А. Вербицкий, педагогические игры можно подразделять классифицируются:
по целям применения: обучающие (познавательные, тренинговые, творческие, обобщающие); воспитывающие, развивающие (коммуникативные, социальные и др.); контролирующие;
по особенностям методики и технологии их организации: предметные; сюжетные; ролевые; эвристические; имитационные; деловые;
по уровню проблемности: тренинговые, репродуктивные, творческие;
по коммуникативному взаимодействию: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
по применению технических средств: тренажерные, компьютерные и др.
Ребенок, поступая в школу, уже испытывает дискомфорт в чужой для себя обстановке и находится в ситуации стресса. В дальнейшем, ситуация стресса для младшего школьника, усугубляется за счет чрезмерной информационной нагрузки современной учебной программы, которая, в свою очередь, отрицательно влияет на процесс усвоения учебного материала, способствуя возникновению дидактоневрозов, неуверенности в себе, школьной тревожности ослабляет психологическое здоровье. в связи с чем игровые технологии становятся особенно актуальны.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Познавательные интересы - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности: побуждает ученика к самостоятельной деятельности, влияет на укрепление интереса, должно происходить в доступной для них форме.
Уроки, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик выступает в качестве полноправного участника познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их, играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что игровые технологии крайне необходимо использовать в образовательном процессе начальной школы. Педагогические игры имеют свою специфику, они предупреждают возникновение и способствуют развитию формированию мы раскрыли важность игровых технологий в образовательном процессе, их основные функции, а также классификацию педагогических игр.
Список литературы
Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. М.: Педагогика, 1986 г. с. 42.
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 384 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. 2010. №1. С.36-38